1

Тема: Вопросы по расчету защиты шин

Здравствуйте. Столкнулся с проблемой расчета защит  ШСВ и СВ.
Дано: подстанция 220 кВ, на стороне 220 кВ двойная система шин без обходной, соответственно, есть два секционных (СВ) и шиносоединительных (ШСВ) выключателей.  Есть также готовый расчет для подобного случая, выполненный кем-то другим, но при его анализе у меня возникла куча непоняток, с автором переговорить возможности нет.

Все КСЗ включены на сумму токов, т.е. берутся токи с обеих сторон секции шин (один ток  - с ШСВ, второй - от СВ) и суммируются
http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/50000/2000/52239/thumb/p17vjd5nks1v861258rc743q10ks1.png http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/50000/2000/52239/thumb/p17vjd5nks1v861258rc743q10ks1.png

Расчет защит ШСВ ведется для трех случаев (три группы уставок):

А) "Опробование с.ш." Написано, что отключены все присоединения 1 с.ш.
Сразу непонятка - как будет выглядеть схема сети при опробовании? Что такое "с.ш." - это секция шин (которых 4) или система шин (которых 2, в каждой по 2 секции)? Есть 12 присоединений (5 двуцеп и 2 АТ), распределены они по секциям и системам равномерно, что из них нужно отключить для получения режима опробования?

И с ходу еще один вопрос: режим опробования при расчете ДЗШ будет тоже с отключением присоединений "одной с.ш.", или нужно по хардкору вырубить вообще все, что есть на шинах, кроме одного питающего присоединения?

-ДЗ при опробовании не используется (почему? Типа МТЗ достаточно?)
-МТЗ - почему-то две ступени, ненаправленные, и обе с нулевой выдержкой времени (зачем тогда их две?), как выбирались - вообще непонятно (написано -принять с прежними уставками), по чувствительности при КЗ на шинах обе проверили (у первой Кч=1.5, у второй Kч=3.54) и все.
-ТЗНП - та же фигня, 2 ступени с выдержкой 0 с, направленные в "1 с.ш."(это имеется в виду - в зону первого полукомплекта?) , взяты с прежними уставками, по чувствительности  при КЗ на шинах проверены (у первой Кч=1.65, у второй Kч=8.26) и все, как выбирались - неясно.

B) "Режим вывода ДЗШ",
-ДЗ, две ступени. Первая согласовывалась с 1ми ступенями отходящих ВЛ, вторая - непонятно с чем, но проверялась по чувствительности при резеврировании отходящих линий (возможно, по чувствительности и выбиралась, Кч=1,26)
-МТЗ, одна ступень, направленная "в 1 с.ш." 0 с. Выбирается непонятно как, проверяется по чувствительности при КЗ на шинах (Кч=2.45), при этом была погашена половина присоединений (грубо говоря, все, что слева от СВ на рисунке). Достаточно ли такого режима для расчетов?
-ТЗНП. 1 ступень, тоже непонятно, как выбиралась, выдержка времени 7.5 сек (отстраивалась от тока небаланса нагрузочного режима + КЗ на низкой стороне трансформаторов, что ли?), Kч=10.95 при КЗ на шинах.

C)"При работе ДЗШ". Чем этот режим по расчету КСЗ может принципиально отличаться от режима вывода ДЗШ?
- ДЗ. Одна ступень, выдержка времени 7 сек., проверялась по условию дальнего резервирования на отх линиях (Кч=1.76), как выбиралась - неясно.
- МТЗ. Не используется (Из-за возможной неселективности?)
- ТЗНП. 2 ступени, у одной выдержка времени 0 с (а не слишком ли это мало?), у второй 7,5 с, обе "приняты с прежними уставками", обе проверялись по чувствительности в режиме, когда половина присоединений погашена (и по чувствительности обе прошли, первой Кч=2.19, у второй 10.34 - зачем тогда их 2 штуки?). 


В общем, подытоживаю вопросы: сколько ступеней ДЗ, МТЗ, ТЗНП нужно использовать для каждой группы уставок (опробование, ДЗШ выведена, ДЗШ в работе) и от чего их отстраивать? Как будет выглядеть схема в режиме опробования?

2 (2013-07-17 10:24:15 отредактировано retriever)

Re: Вопросы по расчету защиты шин

Чувствуется, сложный какой-то вопрос задал ICQ/ab:) Тогда задам немного другой: в какой литературе может быть подробно расписано, как выбирать защиты ШСВ и СВ?

Я посмотрел несколько бланков уставок от разных подстанций (как я понимаю, все на электромеханике).
Примеры бланков уставок (везде двойная система шин с обходной, 220 кВ)
ПС1 - питающийся по двуцепе тупик с трансформаторами
http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/50000/2000/52302/thumb/p17vln3engu921emu1odea5d1vsu2.jpg http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/50000/2000/52302/thumb/p17vln3engu921emu1odea5d1vsu2.jpg
ПС2- трансформаторов нет вообще (только шины), много питающих и тупиковых линий
http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/50000/2000/52302/thumb/p17vlnb9rh1vnv1cft1r1o1hsi1eg81.JPG http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/50000/2000/52302/thumb/p17vlnb9rh1vnv1cft1r1o1hsi1eg81.JPG
ПС3-Есть тупиковые трансформаторы и транзитная линия
http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/50000/2000/52302/thumb/p17vln39ka1o0f1na11dpj3f5h331.jpg http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/50000/2000/52302/thumb/p17vln39ka1o0f1na11dpj3f5h331.jpg
ПС4-Есть 2 АТ с питанием со стороны СН, а также транзитные линии
http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/50000/2000/52302/thumb/p17vlndresg6q14vc19c81vt5qeg1.jpg http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/50000/2000/52302/thumb/p17vlndresg6q14vc19c81vt5qeg1.jpg

Кто-нибудь знает,
а) зачем нужно делать 2 ступени МТЗ или ТЗНП с одинаковыми уставками по времени?
б) вводить 2 ступени с одинаковыми уставками по току, но с разной выдержкой времени? Типа надежность (2 РТ-40 вместо одного)?
Или эти ступени могут как-то отключаться/включаться в разных режимах?

3

Re: Вопросы по расчету защиты шин

Сомневаюсь, что есть литература.
Для нормального режима на ШСВ/СВ уставки вибираю для деления сети для обеспечения дальнего резервирования. Уставки согласовываю с уставками ВЛ, которые надежно защищают все ВЛ. Получается, что ШСВ/СВ отключается одновременно от УРОВ и от своей защиты.
Для опробования уставку выбираю по чувствительности для самого «дохлого» режима.  Считаю, что достаточно по одной ступени защит. Если есть возможность, то можно и больше. «Кашу маслом ….».
Разбежка по времени, вероятно потому что от защит ШСВ/СВ как правило не пуска УРОВ.
А вот включение защит  на сумму токов СВ и ШСВ вводит в ступор. Как выбирать устави для этого включения ???? надо думать.

4 (2013-07-17 16:40:40 отредактировано retriever)

Re: Вопросы по расчету защиты шин

Спасибо)

ShSF пишет:

Разбежка по времени, вероятно потому что от защит ШСВ/СВ как правило не пуска УРОВ.

Немного не понял. Под "разбежкой" имеется в виду, что ступень 1 имеет выдержку, скажем, 0, а вторая - 0,3? Но ведь у обеих ступеней уставки по току одинаковые?

ShSF пишет:

А вот включение защит  на сумму токов СВ и ШСВ вводит в ступор. Как выбирать устави для этого включения ???? надо думать.

Как раз меня вводит в ступор идея выбирать уставки не по сумме токов, а  по току чего-то одного (ШСВ или СВ). Потому что непонятно становится, какая часть тока пойдет через ШСВ, какая - через СВ, и как при таком раскладе согласовывать защиту ШСВ с защитой отходящей линии (как я понимаю, зависит от конфигурации РУ подстанции, что где присоединено, что куда включено, да еще и от сопротивления самих шин).
А при включении на сумму токов получается все очень просто - секция шин с отходящими линиями с точки зрения защиты подключается как бы на один ввод, через который суммарный ток и течет.  Тогда задача выбора уставок превращается в задачу "согласовать защиту ввода с защитами отходящих линий".

5 (2013-07-17 22:28:19 отредактировано Andrey_13)

Re: Вопросы по расчету защиты шин

retriever пишет:

а) зачем нужно делать 2 ступени МТЗ или ТЗНП с одинаковыми уставками по времени?

Признаюсь, тоже не могу понять с какой целью в режиме опробования вводить две ступени с разными токами и нулевой выдержкой. Интересно, что это предусматривается именно для режима опробования.

retriever пишет:

б) вводить 2 ступени с одинаковыми уставками по току, но с разной выдержкой времени?

М.б. в схеме заложено действие первой ступени с нулевой выдержкой на (Ш)СВ, второй ступени - на вышестоящие выключатели (что отключит смежную секцию при отказе выключателя)?

retriever пишет:

Типа надежность (2 РТ-40 вместо одного)?

В случае "типа надёжность" напрашивается подключение на разные керны ТТ реле этих ступеней.

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6 (2013-07-18 08:41:04 отредактировано CLON)

Re: Вопросы по расчету защиты шин

Andrey_13 пишет:

Признаюсь, тоже не могу понять с какой целью в режиме опробования вводить две ступени с разными токами и нулевой выдержкой. Интересно, что это предусматривается именно для режима опробования.

Обычно это делается потому, что одна ступень грубая отстроена от токов намагничивания ТР, а сторая чувствительная не отстроена, поэтому будет работать медленне из-за блокипрвки по "инрашу". Справедливо для МП терминалов.

7

Re: Вопросы по расчету защиты шин

Хм, интересно.

CLON пишет:

одна ступень грубая отстроена от токов намагничивания ТР

Имеется в виду, что опробование шин производится при подключенном на них трансформаторе? Но допустимо ли это, если есть питание с другой его стороны?

8 (2013-07-18 09:41:32 отредактировано Комрад)

Re: Вопросы по расчету защиты шин

retriever пишет:

Что такое "с.ш." - это секция шин (которых 4) или система шин (которых 2, в каждой по 2 секции)?

Как правило (а в нашей организации железно принято) - если маленькие буквы с.ш. - секция шин, если буквы большие С.Ш. - система шин

3нание - столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.

9

Re: Вопросы по расчету защиты шин

CLON, речь ведь идёт про режим опробования СШ от СВ, откуда там будут БТН?

CLON пишет:

инрашу

Инрашу?

10

Re: Вопросы по расчету защиты шин

Когда к шинам подключен ТН типа НКФ, ДЗШ действует на отключение выключателей сторон СН и НН, выключатель стороны ВН трансформатора остаётся во включенном положении. Таким образом исключается феррорезонанс ТН.

11

Re: Вопросы по расчету защиты шин

Bogatikov, с вашей помощью дело начинает проясняться. А если на шинах присоединен тупик с трансформаторами (линии не очень длинные), то его, получается, тоже имеет смысл оставить включенным для упреждения феррорезонанса? Или он вообще не отключается от ДЗШ?

12 (2013-07-18 11:02:19 отредактировано CLON)

Re: Вопросы по расчету защиты шин

Andrey_13 пишет:

Инрашу?

Inrush - намагничивание (ток).

Т.е. по отстройке от тока намагничивания силовых трансформаторов "висящих" на с.ш. при опробовании.

13

Re: Вопросы по расчету защиты шин

retriever пишет:

А если на шинах присоединен тупик с трансформаторами (линии не очень длинные), то его, получается, тоже имеет смысл оставить включенным для упреждения феррорезонанса?

Для исключения феррорезонанса достаточно оставить на шинах один трансформатор. Хуже, если этот трансформатор в ремонте.

retriever пишет:

Или он вообще не отключается от ДЗШ?

Тупиковые линии, если они действительно тупиковые, можно не отключать. Они тоже предотвратят феррорезонанс.

14

Re: Вопросы по расчету защиты шин

Как происходит отстройка чувствительной ступени, если она ускоряется до 0 секунд?

CLON пишет:

Справедливо для МП терминалов.

Речь про отстройку по гармоникам?

15

Re: Вопросы по расчету защиты шин

Andrey_13 пишет:

Как происходит отстройка чувствительной ступени, если она ускоряется до 0 секунд?

Например, при опробовании шин на шинах 110 кВ остается ТР с номинальной мощностью 16 МВА (номинальный ток ТР 80А).
Известно, что бросок тока намагничивания для ТР мощностью в 16 МВА, составляет 7-8 номинальных токов ТР.
Следовательно по остройке от броска тока намагничивания ток МТЗ будет:  1.3*8*80=832 А,
т.е. можем принять, что ступень с током срабатывания больше 832 А остроена от тока намагничивания ТР.
Допустим , что при включении усткоряются две ступени МТЗ:
1-ая: 1000 А 0с (без блокировки),
2-ая: 500 А 0 с + блокировка по току 2-ой гармоники (от тока намагничивания ТР).
При этом вторая ступень из-за тока намагничивания будет срабатывать медленее первой, но она более чувствительная.

16

Re: Вопросы по расчету защиты шин

Получается, что при наличии ЭМ комплекта токовых защит на (Ш)СВ ускорение обоих ступеней до 0 с не имеет смысла.

17 (2013-07-18 12:37:02 отредактировано retriever)

Re: Вопросы по расчету защиты шин

Andrey_13 пишет:

Получается, что при наличии ЭМ комплекта токовых защит на (Ш)СВ ускорение обоих ступеней до 0 с не имеет смысла.

Быть может, одно из реле подключается через промежуточный насыщающийся трансформатор тока?  Встречал ли кто-нибудь в эксплуатации подобное?
Просто я не знаю, выпускаются ли токовые реле, где этот насыщающийся трансформатор вставлен, или выпускаются ли сами насыщающиеся трансформаторы как отдельное устройство. Вся информация по НТТ, которую я нашел, упоминается обычно при описании дифференциальных реле.

18

Re: Вопросы по расчету защиты шин

Andrey_13 пишет:

Получается, что при наличии ЭМ комплекта токовых защит на (Ш)СВ ускорение обоих ступеней до 0 с не имеет смысла.

Как гипотеза:
Из примеров уставок видно, что ускоряются направленые и ненаправленные МТЗ (и ТЗНП) ступени.
Если трехфазное КЗ на шинах, то направленности МТЗ не будет, напряжение на шинах равно к нулю и по "памяти" тоже пусто.

19

Re: Вопросы по расчету защиты шин

А какой коэффициент чувствительности должен быть у защит ШСВ и СВ при КЗ на шинах? 2 или 1,5 или еще какой?

20

Re: Вопросы по расчету защиты шин

2