1

Тема: Защита шин генераторного ГРУ-10 кВ

Здравствуйте! Ситуация такая:Есть шины генераторного напряжения к которым через выключатели подключены генераторы (ГПУ) по 18,5 МВт, к этим же шинам подключен ТСН 10/0,4 кВ. Выдача мощности генераторов осуществляется через трансформатор 10/110 кВ на КРУЭ, а оттуда- в систему. Собственно вопрос - генераторы+ГРУ-10 кВ защищает производитель генераторов, а повышающий трансформатор(который кстати тоже подключен через выключатель) защищаем мы, и по поводу защиты шин ГРУ производитель отвечает что там существует некая "остаточная защита от перенапряжений", и дуговая защита шин. Логично, что т.к. у нас 2 источника питания, да ещё и несекционированные то то нужно ставить ДЗШ. Привёл им в доказательство п. 3.2.124 ПУЭ что на шинах генераторного напряжения должна быть неполная ДЗШ, также привёл РУ по релейной защите 6-220 кВ в которых в принципе прописано то же самое. Но производитель зацепился что в ПУЭ написано "для СЕКЦИОНИРОВАННЫХ шин 6-10 кВ электростанций....", следовательно т.к. шины у него несекционированные, то и данный пункт ПУЭ не подходит и  настоятельно рекомендует остановиться на их стандартном решении (ЗМН?+ДГЗ). Может кто сталкивался с такой схемой и может привести конкретную норму по защите такой конфигурации шин?

2

Re: Защита шин генераторного ГРУ-10 кВ

Похожая тема недавно обсуждалась.
http://rzia.ru/topic4010-vstrechnonapra … e-onm.html
Тогда проблема была у коллеги rocker890
Еще раз напоминаю, что дуговая защита не является основной защитой шин.
ЗМН не может быть селективной защитой шин.
В любом случае должна быть быстродействующая защита шин.
Для малого числа присоединений решения по ДЗШ достаточно бюджетные.

b_mikhaylenko пишет:

Может кто сталкивался с такой схемой и может привести конкретную норму по защите такой конфигурации шин?

Судя по всему, разработчикам норм в голову не приходило, что будет принята такая первичная схема.
Не совсем понимаю, почему принята не секционированная система шин при не менее чем двух ГПУ. Вывод в ремонт не секционированной системы шин ведет к полной остановке станции и прекращению выдачи тепловой энергии.

3

Re: Защита шин генераторного ГРУ-10 кВ

Ну насчёт вывода в ремонт-то тут уточняю, что таких "блока" 3 штуки, все завязаны на КРУЭ, поэтому с остановкой выдачи тепла и электроэнергии вроде решаемо. Остаётся сам факт "горения синим пламенем" ячеек ГРУ при КЗ в них. http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/50000/5500/55546/thumb/p18555dtrp1fub1jv21v7abtjoud1.JPG http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/50000/5500/55546/thumb/p18555dtrp1fub1jv21v7abtjoud1.JPG

4

Re: Защита шин генераторного ГРУ-10 кВ

Кое-что прояснилось. Но все равно требуется быстродействующая защита шин.
Почти все доводы были сказаны в недавнем обсуждении.
При стоимости проекта в миллионы $ не понимаю, зачем пытаться сэкономить на ДЗШ ценой несколько тысяч $, вопреки здравому смыслу.

5

Re: Защита шин генераторного ГРУ-10 кВ

тут ДЗШ просто стоит на коленях и плачет: поставьте меня.

------------

а схема действительно не очень понятна.
тут явный 3-х обмоточный транс с ТСН на одной ноге без выключателя.
2 выключателя и шина в экономии.

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Защита шин генераторного ГРУ-10 кВ

Так вот и я о том-же что просится ДЗШ : 2 источника, 2 отходящих линии, просится ДЗШ, причём полная (ибо недорого и сурово). А вот с производителем генераторов + ГРУ тут и возникает непонимание. Пишут что точно ДЗШ у них нет, но молчат как партизаны что есть помимо ДГЗ (хотя я даже не знаю что там ещё можно сунуть эдакого). Посему прошу умудрённых годами опытных релейщиков дать железобетонное основание что надо ставить ДЗШ. Указанный мною пункт ПУЭ они обошли. Насчёт РУ по РЗ- они рождены в тот светлый год когда Юрий Алексеевич сказал всему миру своё знаменитое "Поехали!", но т.к. я нигде не нашёл что они неактуальны то буду ссылаться на них. Может ещё какой документ кто знает? Не посылать же бандеролью книжку Федосеева или Чернобровова ?

7

Re: Защита шин генераторного ГРУ-10 кВ

b_mikhaylenko пишет:

там существует некая "остаточная защита от перенапряжений"

А как название этой защиты пишется в оригинале? И есть ли у неё обозначение или код ANSI?

8

Re: Защита шин генераторного ГРУ-10 кВ

Мне кажется, что нормы ПУЭ разрабатывались для типовых схем электростанций, то есть для схем с одним генератором на секцию. Следовательно, пользоваться пунктом 3.2.124 в данном случае некорректно как для доказательства необходимости ДЗШ, так и для доказательства её ненужности. Отдельная ДЗШ здесь, пожалуй, и не нужна. Шины можно включить в зону действия ДЗТ блочного трансформатора.

Есть ли информация, к каким трансформаторам тока подключена дифзащита генераторов?

9

Re: Защита шин генераторного ГРУ-10 кВ

Сергей89 пишет:

Отдельная ДЗШ здесь, пожалуй, и не нужна. Шины можно включить в зону действия ДЗТ блочного трансформатора.

могут возникнуть некоторые проблемки при эксплуатации и текущих проверках.
это не совсем блочник ( классический ) получился.

10

Re: Защита шин генераторного ГРУ-10 кВ

тоже недавно сталкивался (evdor даже ссылку кинул).

ИМХО конечно. Пункт ПУЭ про неполную ДЗШ написан не для шин с одним вводом генератора, а именно для схем, подобных приведенной. То есть когда есть несколько вводов. На полной я так понимаю экономили именно потому, что подпитка могла идти только от генераторов и транса, а от кучи отходящих нет. Можно в принципе в этой схеме заказать неполную ДЗШ с блокировкой при КЗ на линии к ТСН. Будет нетиповой терминал, но вполне рабочий. Минус - как в ЛЗШ выдержка времени.

Либо как вариант завести сумму токов генераторов и ввода Т на терминал на вводе Т, сделать 2 сета уставок: для первого отстроить от подпитки ТКЗ одного генератора и для второго от максимального рабочего тока одного генератора (на случай работы одного Г на СН), сделать блокировку при пусках ДЗГ, ДЗТ и ТО ТСН, а сигнал отключения размножить на вводы генераторов.

Либо далеко не всеми любимую встречно-направленную ЛЗШ.

11

Re: Защита шин генераторного ГРУ-10 кВ

уж извини, зачем такие релейные извращения.
я конечно не знаю технологию сей станции, но так как она построена с виду, когда ТСН отключится, то и оба гены отвалятся.
имхо конечно.
здесь абсолютно бюджентный вариант полной ДЗШ, даже думать не надо.


-----------------------------------------
сколько же сил надо тратить на подгонку верных технических решений под всякие НТД или ПУЭ.
включая поиск супер крутой защиты по "остаточному напряжению ".
сюр.

12

Re: Защита шин генераторного ГРУ-10 кВ

grsl пишет:

могут возникнуть некоторые проблемки при эксплуатации и текущих проверках

При проверках проблем особых не вижу. Может быть, с отстройкой от каких-то режимов или переходных процессов могут возникнуть проблемы.
Отдельно полную ДЗШ сделать здесь не проблема. Можно на простейших терминалах ДЗО на четыре присоединения, которые есть почти у всех российских производителей.

Я видел проект (не рабочую документацию), где дифференциальная защита охватывала четыре генератора и шины генераторного напряжения, то есть своего рода блок. Шины входили в зону ответственности Енбахер. Не знаю только, был ли этот проект реализован.

rocker890 пишет:

Пункт ПУЭ про неполную ДЗШ написан не для шин с одним вводом генератора, а именно для схем, подобных приведенной

Не могу возразить, потому что не уверен. Просто я не видел схем ГРУ советских станций с двумя генераторами на секции.

13

Re: Защита шин генераторного ГРУ-10 кВ

Сергей89 пишет:

Не могу возразить, потому что не уверен. Просто я не видел схем ГРУ советских станций с двумя генераторами на секции.

Ну я о том, что 2 генератора на секции ничем не отличаются от одного генератора + ввод от повышающего трансформатора, ВН которого связано с системой.

14 (2013-09-24 21:22:37 отредактировано Сергей89)

Re: Защита шин генераторного ГРУ-10 кВ

Отличия есть, хотя и не такие большие, как если бы на секции было 5-6 генераторов (такое, к сожалению, тоже бывает при использовании ГПУ). Чем больше генераторов, тем сложнее может потребоваться защита шин и сложнее выбор уставок.

Есть ещё один интересный пункт ПУЭ, 3.2.125, в котором допускается не предусматривать отдельную защиту секционированных шин с генераторами мощностью 12 МВт и менее. Но на секции может ведь быть один генератор 12 МВт, а может быть и пять. Естественно, что токи КЗ и последствия этих КЗ будут больше от пяти генераторов.
Вот в связи с этим хотелось бы узнать мнение коллег, в данном пункте ПУЭ имеется в виду мощность одного генератора при любом их количестве на секции или всё-таки имеется в виду суммарная мощность всех генераторов на секции

15

Re: Защита шин генераторного ГРУ-10 кВ

Сергей89 пишет:

Просто я не видел схем ГРУ советских станций с двумя генераторами на секции

До два по 63Мвт не проблема и даже классика... Попробую несколько позже процитировать источник... Проблема в не в количестве генераторов, а в допустимом токе к.з. Для российских (советских) ГРУ Выключатели имеют 305кА Iуд, что означает около 100кА период. ток к.з.