1

Тема: Вопрос обучения современных релейщиков

Всем привет!) Являюсь магистрантом 2го года по специальности автоматика энергосистем такого университета как НГТУ (Новосибирск) и за хорошие результаты в плане обучения, умудрился устроиться в такую развивающуюся компанию у нас в городе как "Микропроцессорные технологии" в отдел разработок РЗиА.. придя на работу понял что, то что объясняют в универе далеко от того что сейчас как я понимаю требует рынок.. в универе объясняли как работает электромеханика и всякие РСТ, как считать уставки, подключать устройства, но сейчас же все разработки идут на основе микропроцессоров, а про микроэлектронику и программирование контроллеров давали совсем в скольз.. и я прям в шоке от того что я много чего не знаю, что нужно знать что бы быть в теме микропроцессорной техники для РЗиА!!! Поэтому прошу совета у бывалых релейщиков: подскажите литературу и как можно поскорее прорубить эту тему) Также еще такой вопрос: что бы на перспективу мыслить и знать что нужно от разработчика РЗиА подскажите какие проблемы есть в микропроцессорной релейки и какие будут в будущем, что бы знать на что нужно сделать упор.. ну то есть допустим начать ли самостоятельно разбираться с сетевыми протоколами или рубить в проблеме ЭМС или еще что то, что нужно сейчас бы уже знать, что бы потом быть востребованным специалистом;)
За ранее спасибо!

РОССИЯ, Новосибирск, www.i-mt.net, тех. поддержка 8-800-555-25-11

2 (2013-10-28 06:31:10 отредактировано GRadFar)

Re: Вопрос обучения современных релейщиков

Ахметов Павел МТ пишет:

объясняли как работает электромеханика и всякие РСТ, как считать уставки, подключать устройства, но сейчас же все разработки идут на основе микропроцессоров,

Вам дали главное - базу. Без нее работать в РЗА нереально.
Частный случай исполнения устройств на МП вполне возможно освоить в процессе работы. Да и рынок сейчас все еще  продолжает требовать не только МП, но и ЭМ - хотя бы при модернизации старых устройств, где по каким-либо соображениям (экономическим, да мало ли причин) менять все на МП нецелесообразно.

Ахметов Павел МТ пишет:

я прям в шоке от того что я много чего не знаю

на втором году обучения это нормально. Да и на 20-м, я думаю, ВСЕ в РЗА знать практически нереально.

3

Re: Вопрос обучения современных релейщиков

Коллега Ахметов Павел МТ! Вам действительно дали теоретическую базу-физику процессов. Релейная защита может быть построена на электромеханике, на полупроводниках, на МП. Разное исполнение, но терия и физика основных процессов не изменилась. Принцип Дифференциальной защиты был разработан Чарльзом Хостерманом Мерцом и Бернхардом Прайсом в 1904 году (защита так и называлась «Дифференциальная защита Мерца-Прайса»). Более 100 лет прошло, а физика осталась те-же.

4 (2013-10-28 07:31:59 отредактировано rocker890)

Re: Вопрос обучения современных релейщиков

Вопросы задает человек, который работает в специализированной компании рядом с другими разработчиками..
Думаю на этом форуме только Михаил Пирогов может являться Вашим прямым коллегой - он тоже разработчик.

Немного оффтоп и вопрос топикстартеру. Когда Ваша фирма уже свое реле выпустит? Которое самое простое - БЗП-Реле вроде называлось - было на сайте в виде анонса и пропало потом. Уже второй год жду ))))

5 (2013-10-28 07:45:25 отредактировано Михаил Пирогов)

Re: Вопрос обучения современных релейщиков

Только правильный выбор уставки срабатывания, превращает реле в релейную защиту (с).

Первое правило - не копируйте слепо у других.

А ответ на любой вопрос "почему", должен быть в цифрах.

Предполагаю, что вы работает в направлении 6-10кВ. Почитайте Шабада М. А., Федосеева. Потом постройте алгоритмы вашего перспективного реле. Далее посмотрите как они работают в разных сетях (распределение, генерация...). По ходу работы задавайте вопросы себе "почему" и читайте НТД которую сможете найти. Так же советуйтесь со старшими товарищами.


И самое главное. Современный релейщик, несовременный... Есть просто РЕЛЕЙЩИК! Он должен знать и электромеханику, и цифровые РЗА и понимать протоколы. Не познав что сделали до тебя и почему, не сможешь точно и остро выбрать куда тебе дальше развивать твои реле.

РОССИЯ, Санкт-Петербург, www.i-mt.net
Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6 (2013-10-28 15:44:48 отредактировано doro)

Re: Вопрос обучения современных релейщиков

То есть, закафедрой заранее предполагал, что его ученики могут пойти в конкурирующую организацию, иначе бы самых перспективных смог бы натаскать в нужном направлении. Соответственно, Павел - заложник обстановки. Так что одно остается - самообразование.
Если специалисты по техническому обслуживанию УРЗА могут найти систему обучения при соответствующих фирмах (у них - прямой интерес в виде продвижения своей продукции), то работники фирм - разработчиков должны полностью полагаться на тех, кто эти фирмы организовывал. Если организаторы - нормальные технические специалисты, и проблем таких нет. Если же воры - менежоры, но тут уж...
Если водка мешает учебе, - бросай проклятую учебу!
Хотя, как упоминалось в предыдущих сообщениях, разница между ЭМ и МП РЗА - только в элементной базе. Разве что дополнительных функций заметно добавилось. Уметь бы ими воспользоваться.
Но можно пойти и другим путем. Поискать учебные центры, которые готовят специалистов в техническом обслуживании МП УРЗА, пройти там обучение, и уже не с нуля продолжать самообразование. Думаю, подходящих курсов здесь посоветуют немало. Есть свои три адреса, но преждевременно рекламировать не буду.

7

Re: Вопрос обучения современных релейщиков

GRadFar пишет:

ВСЕ в РЗА знать практически нереально.

Во-во. Век живи, век учись и всё равно дураком сдохнешь

8 (2013-10-28 17:11:48 отредактировано doro)

Re: Вопрос обучения современных релейщиков

nik.ilim пишет:

всё равно дураком сдохнешь

За чт(ш)о же так? Как нас учили в студентах:
"век живи, век учись,
попивая чаек с маргарином (сахарином)
... (выскочило из памяти)
и умрешь ты дубина дубиной!"

9

Re: Вопрос обучения современных релейщиков

еще одного человека кинули на борьбу с танками с двумя гранатами.

Ахметов Павел МТ пишет:

и я прям в шоке от того что я много чего не знаю

Вот это радует! Когда человек уверен, что он всё знает, то с очень большой уверенностью можно предположить, что он полный кретин.
Я думаю, что если вы изучали

Ахметов Павел МТ пишет:

.... как работает электромеханика и всякие РСТ, как считать уставки, подключать устройства

, то Вам много дали....
Электромеханические реле "анализируют" аналоговый сигнал получаемый из датчиков (трансформаторы тока и трансформаторы напряжения), а микропроцессорные устройства такую информацию не могут "переварить", им подавай всё в "цифре". Вот с этого и надо начать. Как превратить аналоговый сигнал в цифровой. Ну и без понимания как работает процессор ни о какой разработке микропроцессорных защит речи не может быть.
Как-то всё это попахивает авантюрой.
Вспомнил старый анекдот:
Мужик решил заняться бизнесом, Сел за телефон и стал обзванивать по совершенно случайным телефонам кому нужно вагон бананов. Когда наконец нашел покупателя, то стал обзванивать таким же образом и искать, кто продаст вагон бананов

10 (2013-10-28 21:24:42 отредактировано doro)

Re: Вопрос обучения современных релейщиков

Не нужно случайных мужиков. В последний год работы в наладке должность у меня была "инженер коммерческого отдела (то бишь, коммерсант).
Дальнейшее удалено. На всякий случай.

11

Re: Вопрос обучения современных релейщиков

Ахметов Павел МТ пишет:

подскажите какие проблемы есть в микропроцессорной релейки и какие будут в будущем, что бы знать на что нужно сделать упор..

О проблемах МП защит можно найти много материала здесь:
www.gurevich-publications.com

12

Re: Вопрос обучения современных релейщиков

И здесь:
http://dororz.ru/
Впрочем, для обнуления баланса можно два последних сообщения убить.

13

Re: Вопрос обучения современных релейщиков

Dnestr,

rocker890 пишет:

Немного оффтоп и вопрос топикстартеру. Когда Ваша фирма уже свое реле выпустит? Которое самое простое - БЗП-Реле вроде называлось - было на сайте в виде анонса и пропало потом. Уже второй год жду ))))

Эммм.. насколько мне известно (в компании недавно все таки), то вроде бы как БЗП-реле заморожено после прототипа.. сейчас компания сконцентрировалась на другом направлении.. о каком сказать не могу, а то мало ли что)))

РОССИЯ, Новосибирск, www.i-mt.net, тех. поддержка 8-800-555-25-11

14

Re: Вопрос обучения современных релейщиков

Михаил Пирогов пишет:

Предполагаю, что вы работает в направлении 6-10кВ. Почитайте Шабада М. А., Федосеева. Потом постройте алгоритмы вашего перспективного реле. Далее посмотрите как они работают в разных сетях (распределение, генерация...). По ходу работы задавайте вопросы себе "почему" и читайте НТД которую сможете найти. Так же советуйтесь со старшими товарищами.

Федосеева прочитал аж два раза (самое лучшее это самое первое издание - 1976 г., пожалуй самая любимая книга), ну и Шабада конечно же тоже читал;) Образование создает только образ об специальности которой тебя учат, но почему то по современной технике образ почти что не создался за время обучения))
Я просто к тому начал это обсуждение, что бы определиться с чего же начать разбираться в микропроцессорной релейки? Поэтому и задал такой вопрос) Сейчас сложилось представление, после общения с коллегами, что нужно прорубать в схемотехники.. общение контроллера с периферией, обвязка контроллера и тогда понемногу будет складываться представление)
А алгоритмы у релейщика всегда в голове есть, есть идейки как кое что можно улучшить.. потихоньку добиваюсь результата!)

РОССИЯ, Новосибирск, www.i-mt.net, тех. поддержка 8-800-555-25-11

15

Re: Вопрос обучения современных релейщиков

observer пишет:

О проблемах МП защит можно найти много материала здесь:

Владимир Игоревич, спасибо за ресурс! Постараюсь прочитать в ближайшее время)

РОССИЯ, Новосибирск, www.i-mt.net, тех. поддержка 8-800-555-25-11

16 (2013-10-29 15:45:59 отредактировано Михаил Пирогов)

Re: Вопрос обучения современных релейщиков

Паша, контроллер и его перифирия - это вопрос разработчиков аппаратной базы. Вы - формируете им требования.

Есть еще одна хорошая книга дающая неплохой обзор: Шмурьев. "Цифровая регистрация и анализ аварийный процессов в электроэнергетических системах", ПЭИПК, Санкт-Петербург, 2005

А раз Федосеева вы осилили, попробуйте Шнеерсона (книга по ДЗ).

А проблем масса. Вот вам мой сегодняшний случай. Двигатель 700кВт. Ток КЗ на вводе 3кА. Кч ТО = 1,14 Заказчик уперся и никак не хочет обеспечить требование ПУЭ в части применения диф. защиты.

Формулирую перспективную проблему для цифровой "релейки": повышение чувствительности токовой защиты от межфазных КЗ электродвигателей 6-10кВ при использовании только фазных ТТ на вводе в защищаемый объект.

РОССИЯ, Санкт-Петербург, www.i-mt.net

17

Re: Вопрос обучения современных релейщиков

Да, кстати, Павел, уменьшите размер своего аватара. У Михаила Пирогова он тоже немного напрягает, но по цветовой гамме как-то вписывается в Форум. А Ваш напрягает довольно существенно.

18

Re: Вопрос обучения современных релейщиков

Исправил) думаю что так пойдет - как раз в тему расцветки форума;)

РОССИЯ, Новосибирск, www.i-mt.net, тех. поддержка 8-800-555-25-11

19

Re: Вопрос обучения современных релейщиков

Михаил Пирогов, я понимаю.. но что бы сформулировать грамотные требования релейщик-разработчик должен быть, как я понимаю мастером на все руки, то есть и в программировании шарить неплохо и что бы у него было понимание работы контроллера, представление о проблемах с ЭМС и других еще проблемах (про которые я и хотел узнать в своем первом сообщении) и еще всякого разного кроме основной своей задачи – разработка алгоритмов командой разработчиков.. правильно же я говорю?)
Шнеерсона обзорно пролистал, книгу которую Вы посоветовали – прочту!) Насчет вашей проблемы.. получается, что очень большое сопротивление системы, коль такой Кч.. ну идея старая, несимметричное КЗ по направлению обратной последовательности распознавать)

РОССИЯ, Новосибирск, www.i-mt.net, тех. поддержка 8-800-555-25-11

20

Re: Вопрос обучения современных релейщиков

Ахметов Павел МТ пишет:

Федосеева прочитал аж два раза (самое лучшее это самое первое издание - 1976 г.

У меня вон 1961 года, и то второе издание...

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса