1

Тема: Помощь с выбором профиля обучения

Здравствуйте, господа релейщики!
Полазил я по всему студенческому разделу и не нашел ни одной похожей темы. Так что прошу извинить, если подобное уже было.
Хочу прояснить несколько вопросов. Начало второго курса, необходимо выбрать чему идти дальше обучаться, выбор мой пал на РЗ. Дело в том, что в моем институте на этот профиль обычно даже группы не набирается, но спрос на профессию, как нас уведомили, есть. Хочется обратиться к знающим людям. Стоит ли идти на РЗ? Я пока слабо представляю, что меня ждёт, но трудностей не боюсь, освою. Желание учиться имеется, поэтому не хочется мне, чтобы мой мозг зря прозябал где-либо еще. Правда ли, что специальность перспективная?
Пожалуй, это все. Спасибо заранее за ответы.

2

Re: Помощь с выбором профиля обучения

Вы находитесь в сообществе любителей, профессионалов, фанатов и поэтов релейной защиты. И если кто усомнится в главенстве РЗА над иными компонентами энергетики, мы усомнимся в том, что он находится в положенном месте.
Так что давайте более конкретные вопросы. Насколько продвинуто в части РЗ Ваше учебное заведение? Случайно Вы в него поступили, или по зову души? Есть ли возможность еще в ходе обучения пройти практику в престижных организациях, связанных с темой, а потом найти в них работу? А так и в службе подстанций, и в службе линий, и в СИЗП можно найти работу по призванию. Как там у советского классика? "мамы всякие нужны. мамы всякие важны".

3

Re: Помощь с выбором профиля обучения

1) Наверное, вам стоит упомянуть город, где вы живете/собираетесь устраиваться на работу. Возможно, кто-то по личному опыту скажет.
2) Не набирается группы - по какой причине? Нет преподавателей?

Что вас может ждать:
1) Эксплуатация. Да здравствует копание с проводами, мультиметром и т.п. Как я понимаю, придется гонять по ПС, не обязательно чтобы очень близко от города. Дождь, ветер, снег, РТ-40. Более подробно, надеюсь, подскажут коллеги по форуму.
2) Проектирование. Придется, скорее всего, рисовать вторичку (чертить в автокаде). Я бы не сказал, что это очень сложно, главное, чтобы были толковые люди, под чьим руководством вы будете делать этот проект. Проблема тут в том, что в универе такие вещи обычно не учат, тем более если группа не набирается... Осваивать, скорее всего, придется на месте.
3) Расчет уставок (это может быть как проектирование, так и эксплуатация). Опять же смотря чего и смотря где.
В универе обычно учат выбирать уставки защит 35-10-6-0,4 кВ (МТЗ, ТО, автоматические выключатели и все такое). Это не сказать, чтобы очень сложно, есть литература и довольно подробная, принципы отработаны годами. И если вам придется иметь дело именно  с такими защитами, то вам повезло.
Однако есть сети 110 кВ и выше. Там защиты гораздо сложнее. Расчет их - довольно мутное занятие. Если будет грамотный руководитель, под чьим неуспным надзором вы будете это дело осваивать, то, в принципе, ничего особо сложного, недели за две-три, думаю, вполне реально натаскать.

Но в одиночку это крайне тяжело. За первый проект я вымотался, как будто сдавал десяток сессий подряд, а потом еще и написал диплом. Хотя сейчас мне кажется все это дело вполне посильным.

Повторяю, основной момент здесь - это наличие опытных, грамотных спецов там, где вы будете потом работать, потому что за универовский курс многому вас не научат.

4

Re: Помощь с выбором профиля обучения

retriever пишет:

Там защиты гораздо сложнее. Расчет их - довольно мутное занятие. Если будет грамотный руководитель, под чьим неуспным надзором вы будете это дело осваивать, то, в принципе, ничего особо сложного, недели за две-три, думаю, вполне реально натаскать.

только что-то мало расчётчиков. И далеко не так быстро они выращиваются. Года за два-три, это может быть.

retriever пишет:

И если вам придется иметь дело именно  с такими защитами, то вам повезло.

Чем проще, тем больше повезло?  Можно и в службе подстанций заборы красить. Чего проще. 

retriever пишет:

В универе обычно учат выбирать уставки защит 35-10-6-0,4 кВ

Для простейших случаев. Для проекта, конечно, сойдёт. Реальные режимы много сложнее.

retriever пишет:

Эксплуатация. Да здравствует копание с проводами, мультиметром и т.п.

Улыбнуло...

retriever пишет:

Наверное, вам стоит упомянуть город,

Что-то мне подсказывает, что это Сибирь...

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

5

Re: Помощь с выбором профиля обучения

SVG пишет:

Что-то мне подсказывает, что это Сибирь...

Кажется, это - одна из бывших советских республик

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Помощь с выбором профиля обучения

SVG пишет:

только что-то мало расчётчиков. И далеко не так быстро они выращиваются. Года за два-три, это может быть.

Я не имею в виду - до состояния опытного расчетчика. Но до уровня "специально обученной обезьяны", если заниматься по 8 часов 5 дней в неделю  - недели за три вполне, имхо, можно натаскать до состояния "посчитай вот это". А так-то понятно, что надо учиться гораздо дольше.

SVG пишет:

Чем проще, тем больше повезло?  Можно и в службе подстанций заборы красить. Чего проще. 

Дел не в том, что "проще", а в том, что литература есть по МТЗ и ТО очень подробная и там все нормально расписано. И принципы расчета остались, какие были (микропроцессорные только коэффициентами и отличаются).
А взять какую-нибудь ДЗ - и начинается каша. В руководящих указаниях написано одно (ибо писались во времена электромеханики и ручных расчетов), в указаниях производителя - другое (ибо каждый извращается, как может), в АРМ СРЗА считать нужно по-третьему (методика расчета технически отличается и от РУ, и от указаний производителя). А в РДУ потом говорят, что у них принято делать по-четвертому (например, все та же ДЗ от кз на землю - то есть, то нет).

7

Re: Помощь с выбором профиля обучения

retriever пишет:

недели за три вполне, имхо, можно натаскать до состояния "посчитай вот это".

Не встречал таких быстрых. Может, не везло?

retriever пишет:

АРМ СРЗА

retriever пишет:

А в РДУ потом говорят, что у них принято делать по-четвертом

Это Российские фишки. Нам неведомо ))

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

8

Re: Помощь с выбором профиля обучения

Ещё раз здравствуйте. Отвечу на вопросы. Итак.

retriever пишет:

1) Наверное, вам стоит упомянуть город, где вы живете/собираетесь устраиваться на работу. Возможно, кто-то по личному опыту скажет.

Как кто-то правильно упомянул - Сибирь. Красноярск. Политех СФУ.

retriever пишет:

2) Не набирается группы - по какой причине? Нет преподавателей?

Ну насколько нам объясняли, так я понял, что причина такова - все боятся этого профиля. Даже вроде бы проходные баллы снизили, но народ все равно не идет туда. Все ломятся на станции, сети и пр. Профиль у нас существует формально, т.е, если мы, студенты, захотим на него поступить, то мы вынуждены будем собирать подписи на петицию, чтобы "открыть его".

doro пишет:

Насколько продвинуто в части РЗ Ваше учебное заведение?

К сожалению, на этот вопрос затрудняюсь ответить. Курс всего второй. Но постараюсь узнать в ближайшем будущем.

doro пишет:

Случайно Вы в него поступили, или по зову души?

Странный вопрос, конечно. Скажем так, заранее не думал, что поступлю сюда, но проучившись год, понял, что энергетика - "призванье моё".

doro пишет:

Есть ли возможность еще в ходе обучения пройти практику в престижных организациях, связанных с темой, а потом найти в них работу?

Постараюсь узнать в ближайшем будущем.
Спасибо за то, что откликнулись, господа релейщики! К сожалению, на выходные пропадаю из сети, так что задавайте наводящие вопросы, советуйте.

9

Re: Помощь с выбором профиля обучения

frank15malcov пишет:

Стоит ли идти на РЗ?

Безусловно - ДА. Тема очень перспективная, а специальность очень интересная.

РОССИЯ, Санкт-Петербург, www.i-mt.net

10

Re: Помощь с выбором профиля обучения

По возможности начинайте работать ещё во время учёбы. Это тяжело, но в будущем зачтётся. Лучше, чем с дипломом и нулевым опытом приходить.

11

Re: Помощь с выбором профиля обучения

Andrey_13 пишет:

работать ещё во время учёбы

не тяжелее, чем учиться во время работы...

doro пишет:

в престижных организациях, связанных с темой, а потом найти в них работу? А так и в службе подстанций, и в службе линий, и в СИЗП

опросила всех своих знакомых электриков-энергетиков - в проектном институте вроде как группа есть по этому профилю.... а больше никто и нигде не сталкивался с такими специалистами...

уж простите.. никоим образом не хочу никого обидеть...   хочу просто узнать - вот если искать такую работу (такого спеца) - то это куда обращаться?
Туда, что РРЭСом называют? Или как?

PS я по внутренним сетям как-то больше, поэтому не в теме совсем......//

12

Re: Помощь с выбором профиля обучения

Так работать надо по специальности? Просто откуда взять на втором курсе какие-то знания из этой сферы?

13

Re: Помощь с выбором профиля обучения

SVG пишет:

только что-то мало расчётчиков. И далеко не так быстро они выращиваются. Года за два-три, это может быть.

а как в вашей теме с оплатой труда?
понятно, что зубры везде хорошо зарабатывают..... а вот молодежь на этой ниве может по этой причине расти не желает?

14

Re: Помощь с выбором профиля обучения

Как там в подписи одного из форумчан (сменил профессию релейщика на диспетчера, соответственно, и светиться стал куда реже)? "Под лежачего инженера коньяк не течет". Релейка - хороший стартовый капитал для продолжения деятельности по другим направлениям. В то же время - отличное место и для оттачивания своих способностей (в свое время релейке не изменил, и на сегодня об этом не сожалею), и для смены места работы. Хоть начальник подстанции 220 кВ и выше, хоть диспетчер. А далее пути открыты. То ли профессиональный рост в избранной специальности, то ли в развитии карьеры (кстати, "карьерист" когда-то было ругательным словом, а сейчас - чуть ли не ласкательное).

vikatop пишет:

понятно, что зубры везде хорошо зарабатывают..... а вот молодежь на этой ниве может по этой причине расти не желает?

А Вы хотели бы, чтобы работодатель начал вам платить только  за наличие диплома? В таком случае вынужден Вас разочаровать. На начальном этапе - работа, работа и усиленная работа. Сначала Вы работаете на авторитет, потом уж авторитет работает на Вас. Хорошо знакомы "блатные". Как по блату устроились, так и вылетели. Естественно, если папа - хозяин преуспевающей фирмы, можно и с первого курса стать его замом. Но вот в солидных фирмах даже в наследниках ценятся, в первую очередь, деловые качества. Можно фирму развить, а можно и довести до банкротства.

15 (2013-11-01 15:50:36 отредактировано ИР_чеб)

Re: Помощь с выбором профиля обучения

vikatop пишет:

а как в вашей теме с оплатой труда?

так и Москва не сразу строилась. все приходит и опыт и зарплата..

Ничего не делай, ничего не говори, будь никем - и тогда ты избежишь критики.

16

Re: Помощь с выбором профиля обучения

vikatop пишет:

...опросила всех своих знакомых электриков-энергетиков - в проектном институте вроде как группа есть по этому профилю.... а больше никто и нигде не сталкивался с такими специалистами...

уж простите.. никоим образом не хочу никого обидеть...   хочу просто узнать - вот если искать такую работу (такого спеца) - то это куда обращаться?
Туда, что РРЭСом называют? Или как?....//

Викторией Вас звать-величать, если не ошибаюсь?
Релейная защита - одна из величайших наук нашего времени. Другое дело, в любой проектной организации есть специализация. Релейщики разрабатывают принципы выполнения, вторичники занимаются реализацией. А в эксплуатации - релейщик хоть принципы, хоть провода.
РРРРРЭС - немного другая тематика. РЭС - район электрических электросетей (10 - 110 кВ), здесь и сеть 110 со сложными защитами, и распредсети. РРЭС - район распределительных электросетей (большей частью сеть 6-10 кВ с простейшими защитами). А релейщику готовому или потенциальному лучше обращаться в СРЗА. Там уж найдут, в какой РЭС обратиться по части РЗА, или при службе остаться.

17

Re: Помощь с выбором профиля обучения

Я здесь новенькая, хотя пользуюсь материалом с этого форума уже давно (расширяю кругозор, так сказать). Очень интересные обсуждения, много нового и интересного узнаю.
Учусь на 5 курсе, на релейке. Поступила случайно как на факультет, так и на специальность - признаюсь честно. Но проучившись пару-тройку лет, поняла, что мне это интересно и я могу здесь как-то реализоваться (стараюсь, учусь, совершенствуюсь).
Не очень владею здесь цитатами, поэтому сразу по тексту. "Стоит ли идти на РЗ?" - если тебе в общем нравится, если хочется учиться, то конечно стоит! В нашем институте все (к счастью) более успешно в плане релейки - набрали нас 36 человек на специальность, пришлось даже на 2 группы делить. Конкурс на нашу специальность был покруче, чем на станции (сети не знаю, это не наш поток).
Не скажу, что учиться легко - но если есть желание, то учеба будет в удовольствие (в большинстве своем - в плане спец.предметов). К сожалению, именно по релейке много стали начитывать уже на 4 и 5 курсе - хотелось бы, чтобы с младших курсов уже больше было специальности, а то больше общих предметов. Хотя и здесь можно сказать, что инженер должен быть всесторонне развит - не спорю! Но за полтора-два года усвоить релейку в том виде, в каком хотелось бы преподавателям - студентам весьма и весьма сложно, мягко говоря.
На счет трудоустройства - у нас вроде более менее с этим (ФСК, МРСК, стало больше предложений от Лукойла, много "точечных" приглашений на 1-2 студентов от других организаций). Я сама на 3 и 4 курсе проходила практику на ПС 220кВ с РЗ ЭКРА. Очень понравилось, после этого желание изучать специальность стало еще больше.
Хочется узнать все все все, но на изучение такого объема материала катастрофически не хватает времени. Учится же тоже надо Default/smile=)
В общем, мнение студентки 5го курса релейки - поступай! Специальность действительно востребованная, современная, интересная - надеюсь, что не пожалеешь.

П.С. Не судите строго, первый пост на Форуме.

18

Re: Помощь с выбором профиля обучения

Господа-товарищи!
Что-то наладку никто не упомянул. Это по поводу опыта. И в эксплуатации при желании можно его получить. На форуме тоже об этом нимало говорили.
А вот сразу идти проектантом?... Скажу по себе. Я после учебного института начинал в проекте. Правда, не вторичником или релейщиком. Но всего 3 года (по распределению).Ощущение дурное - делаешь, не зная что.
Потом - наладка. И почти всю жизнь: наладка-эксплуатация РЗА. Сейчас к концу жизни (типун на язык ICQ/ab:) ) снова стал заниматься проектированием - уже РЗА. Совсем другие ощущения, чем без опыта.
Знавал ( и знаю) проектантов, которые через 3 года после института убеждали руководителей, что они достойны быть ведущими инженерами. Нахватан теории, а практики - круглый нуль. И не знаешь, как от такого избавиться, и работать за него приходится.
Теория, конечно. нужна - без нее никак. Но и без практических знаний - туго.

Делай , что должен, и будь, что будет

19

Re: Помощь с выбором профиля обучения

lik пишет:

Теория, конечно. нужна - без нее никак. Но и без практических знаний - туго.

Да, нам так все время говорят. Но какие могут быть у студентов практические знания, допустим?)
Да, у нас есть лабораторные работы. Но проведя одну лабу, допустим, по ШДЭ2801, и получив характеристики ДЗ и ТЗНП, мы особо не научились наладке данной защиты. Как минимум потому, что около стенда для испытания могут стоять человека 3, остальные просто из-за спины смотрят. Препод соединил, переставили то, покрутили это, записали - лаба готова.
Очень хочется больше работающего оборудования в универе, больше часов для лабораторных именно - чтобы все смогли сами попробовать собрать какие-то схемы для испытаний, сами эти испытания провести.
Плохо так же, что в большинстве организаций, которые так рьяно к себе зовут, на практику либо вообще не хотят брать, либо берут по типу "пришел-материал получил-ушел". А потом требуют все знать, в том числе и практические знания. Откуда же их взять???

20

Re: Помощь с выбором профиля обучения

#19,
.Как учат в ВУЗе (высшее учебное заведение) - отдельный разговор. Но, допустим, в ВУЗе практики было очень мало. То есть, после его окончания бывший студент обладает малыми практическими знаниями (а так часто и бывает). Я же о том: как приобретать эти знания после получения диплома.
И тут много тем. Я только делаю акцент на адекватной самооценке. Заниженная самооценка - не есть хорошо. Но чаще бывает наоборот. Буквально вчерашний студент воображает себя профессором, доктором. Хорошо, если на работе старшие товарищи ему все правильно объясняют. А если нет? У человека самого должно быть чувство соотносительности своих знаний, умений со своим местом.
Если кто-то услышал в моих словах дедовщину, то он глубоко не прав. Я против издевательств, хамства и т.п. Просто в правильных иерархических системах практически нет понятий "начальник" и т.п. Есть координаторы (мне это слово нравится) разных уровней.  И чтобы достичь более высокого уровня нужно НЕ МЕЕЕ какого-то срока. То есть, вот с этой ступеньки на следующую физически невозможно подняться ранее. Позже - можно ( все от способностей зависит).
А тема обучения (не очень хорошего, мягко говоря) практики в ВУЗах мне знакома. Но тема эта настолько серьезна, что я ее вскользь не хочу задевать.

Делай , что должен, и будь, что будет