21

Re: МТЗ. Зависимая и независимая характеристики

Zgruk пишет:

иногда на практике это невозможно сделать. У терминала может быть скажем 10светодиодов (или даже 20), а всех ступеней может быть больше плюс сигнализация.

А как же дисплей терминала? Или туда ничего не выводится?

ANTi_13 пишет:

Эксплуатация за обратнозависимые спасибо не скажет.

Почему? Что не устраивает?

ANTi_13 пишет:

про "низкую квалификацию" Вы это зря...

Не зря. Всем известно, какой сейчас уровень проектирования.

22

Re: МТЗ. Зависимая и независимая характеристики

ANTi_13 пишет:

Скажу прямо в Белорусской энергосистеме реально введенных обратно зависимых характеристик МТЗ присоединений 6-10 кВ единицы. Выводы делайте сами.

Михаил Пирогов пишет:

ANTi_13 пишет:
Скажу прямо в Белорусской энергосистеме реально введенных обратно зависимых характеристик МТЗ присоединений 6-10 кВ единицы. Выводы делайте сами.
Это плохо

Я как раз об этом и говорил. Может это и плохо. Но это факт.

ANTi_13 пишет:

Эксплуатация за обратнозависимые спасибо не скажет.

Это лишь подтверждает принцип "Усегда так делали". Это опять же факт.

23

Re: МТЗ. Зависимая и независимая характеристики

Zgruk пишет:

Это лишь подтверждает принцип "Усегда так делали".

Всегда делали на РТВ и РТ-80 именно с обратнозависимыми характеристиками. И с облегчением вздохнули, когда наконец ушли от этого.

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

24

Re: МТЗ. Зависимая и независимая характеристики

Andrey_13 пишет:

А как же дисплей терминала? Или туда ничего не выводится?

Ну вы насмешили. Какой дисплей? Дежурные боятся подходить к терминалу без релейщика. А то что релейщику и светодиоды не нужны это понятно, он может и так узнать что сработало.
И опять же людям в управлении нужно знать какая конкретно ступень отработала, а каждую ступень заводить на светодиоды - очень проблематично.

Добавлено: 2013-12-23 10:50:24

SVG пишет:

Всегда делали на РТВ и РТ-80 именно с обратнозависимыми характеристиками. И с облегчением вздохнули, когда наконец ушли от этого.

расскажите поподробнее о причинах. Это связано с большими погрешностями этих реле или дело еще в чем-то?

25

Re: МТЗ. Зависимая и независимая характеристики

Zgruk пишет:

Дежурные боятся подходить к терминалу без релейщика.

А я на наших дежурных грешу. Уж журнал-то на фидерном терминале прочитать как-нибудь могут.

Zgruk пишет:

или дело еще в чем-то?

Ступень селективности меньше всё равно не сделаешь. А если не сделаешь, то зачем дурить голову как при расчётах, так и при плановых проверках? Про термическую стойкость. Если это можно сделать обратнозависимой характеристикой, то можно и отсечкой с нулевой или минимальной выдержкой времени. Отстраиваться от предохранителей практически никогда не приходится. Вот и не нужна она, эта характеристика.

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса
Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

26

Re: МТЗ. Зависимая и независимая характеристики

Михаил Пирогов пишет:

означает не полное использование преимуществ цифровой техники

А вот этот принцип во много крат хуже и вреднее, чем пресловутое "Усегда так было". Использовать достаточно неочевидные в условиях реальной эксплуатации "преимущества" терминалов, которыми те напичканы, только для того, чтобы их использовать? Нет. Я буду использовать только необходимые мне функции, которые позволят надежно защитить присоединение, за которое отвечаю. Вообще, не припомню ни одного отключения, когда мне пришлось бы пожалеть о том, что не выбраны были зависимые характеристики.
Согласование с нижележащими РТ-80, РТВ, предохранителями? А вышележащие защиты с независимыми характеристиками, да с теми же РТВ (с их огромной погрешностью) - если мы в этот слоеный пирог воткнем еще зависимую характеристику терминала? К слову, частота случаев неселективной работы МТЗ линий на РТ-40 и предохранителей ТП крайне низка, и тут вопрос скорее не в характеристике, а в том, что неизвестно, чем и с каким номиналом в реальности защищена та или иная потребительская ТП, коих сотни.
Дополнительные сложности при проверке. Хоть и не критично, в общем, но если сравнить по времени процедуру проверки уставки защиты с независимой характеристикой и проверку по нескольким точкам с применением двухэтажных формул, особенно в чистом поле в условиях деревни Нижние Пупырышки, то это лишь еще одна вероятность ошибки.
Схемы сетей, особенно в условиях большого города, имеют свойство меняться хаотично и без предварительного уведомления. А это ощутимый разброс ТКЗ -> разброс характеристик по времени. Да и источник питания влияет очень хорошо.
Ну и, наконец, любимая наша забава - анализ аварийных отключений. Имея на руках четкую уставку ток/время и расчетный (а еще лучше, зарегистрированный) ток КЗ, шансов доказать свою правоту и правильность срабатывания УРЗА гораздо больше, чем махать мануалом с дикими формулами перед человеком, далеким от релейки, и при этом самому не быть уверенным на 100% в том, "а селективно ли"?
В общем, я не против зависимых характеристик, не против новизны вообще. Я могу ради эксперимента применить исключительно зависимые характеристики на какой либо городской или сельской ПС. Но когда этот эксперимент обернется погашением какого-нибудь нижележащего РП, питающего жилрайон, не до шуток будет уже эксплуатации, на которую будет гораздо проще повесить всех собак в связи с тем, что "доказательства неубедительны". Даже, если защиты отработали правильно.
Каждому свое. Меня лично полностью устраивают защиты с характеристикой DMT )

27

Re: МТЗ. Зависимая и независимая характеристики

Reder пишет:

Использовать достаточно неочевидные в условиях реальной эксплуатации "преимущества" терминалов

Все таки советую Вам почитать Шабада. Никто вас не призывает использовать все. Речь идет об обратнозависимой характеристике МТЗ.

А если уставки посчитать нормально, доказывать тоже ничего не нужно будет.

РОССИЯ, Санкт-Петербург, www.i-mt.net

28

Re: МТЗ. Зависимая и независимая характеристики

Reder пишет:

А вышележащие защиты с независимыми характеристиками, да с теми же РТВ (с их огромной погрешностью) - если мы в этот слоеный пирог воткнем еще зависимую характеристику терминала?

Давайте разберем пример вашей сети.

РОССИЯ, Санкт-Петербург, www.i-mt.net

29

Re: МТЗ. Зависимая и независимая характеристики

Михаил Пирогов пишет:

А если уставки посчитать нормально, доказывать тоже ничего не нужно будет.

Шабада я читал, но истина дороже )
Даже если уставки посчитать нормально, то обратнозависимые характеристики в условиях эксплуатации никакого выигрыша мне не дадут.  А вот проблем могут дать. Каких - выше описал. Не раз просчитывал и сравнивал различные варианты (зависимые характеристики и независимая) для защиты одного и того же присоединения и видимых преимуществ первых не нашел.

Михаил Пирогов пишет:

Давайте разберем пример вашей сети.

А смысл? Все есть в Шабаде. Но это случаи во многом идеальные и "причесанные". Мы с вами смотрим на проблему с разных точек зрения. Я - эксплуатация, вы - разработчик. Ваша задача - нести, образно говоря, свет истины людям, моя поскромнее - просто обеспечить надежную работу сети.

30

Re: МТЗ. Зависимая и независимая характеристики

Reder пишет:

А смысл? Все есть в Шабаде. Но это случаи во многом идеальные и "причесанные". Мы с вами смотрим на проблему с разных точек зрения. Я - эксплуатация, вы - разработчик. Ваша задача - нести, образно говоря, свет истины людям, моя поскромнее - просто обеспечить надежную работу сети.

Вот я как раз об этом и говорил. И про Шабада с "причесанностью" абсолютно согласен.
Но самое важное, чего никто кроме эксплуатации не поймет, это то, что при анализе аварийных отключений она (эксплуатация) остается один на один с проблемой и уже не важно кто виноват реально в отключении некоего крупного энергоузла: неправильно посчитанные уставки, потребитель, который изменил номинал предохранителя без уведомления, режим сети или еще что. Всех собак действительно повесят на трех-четырех человек-работников конкретной службы РЗА. И будьте уверены снимут премии и дадут взыскания.
Да простят меня все проектировщики, разработчики, поставщики и иже с ними.

31

Re: МТЗ. Зависимая и независимая характеристики

Zgruk пишет:

потребитель, который изменил номинал предохранителя без уведомления,

Нет-нет, да и в РЭСовских КТП "жуки" стоят. А уж про потребительские и разговору нет. Что нашли, то и поставили. Критерий выбора - "чтоб не горели".

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

32

Re: МТЗ. Зависимая и независимая характеристики

Основная причина для упрощения - полностью мне понятна. Но это не правильно: и премии лишать не создав условия, и МТЗ применять в версии "простота залог достатка".

РОССИЯ, Санкт-Петербург, www.i-mt.net

33

Re: МТЗ. Зависимая и независимая характеристики

Михаил, кто же в отпуск зимой ходит, хоть Илью бы оставил вместо себя)

34

Re: МТЗ. Зависимая и независимая характеристики

fll пишет:

Михаил, кто же в отпуск зимой ходит, хоть Илью бы оставил вместо себя)

Ходють, когда отпускают ICQ/ab:)

Под новый год, самый норм ICQ/ab:)

РОССИЯ, Санкт-Петербург, www.i-mt.net

35

Re: МТЗ. Зависимая и независимая характеристики

Reder пишет:

Каждому свое. Меня лично полностью устраивают защиты с характеристикой DMT )

Вот эта мысль мне понятна. Весь Ваш монолог - это рассуждение человека работающего в конкретных условиях. И именно в этих условиях Вам удобно так. А Вы не забывайте, что релейная защита защищает не только сети. Существуют множество заводов, на которых стоят мощные потребители электрической энергии и их тоже надо защищать. И не только от КЗ. Нагрузка этих потребителей зависит от технологических процессов. В технологических процессах бывают сбои, которые могут привести к выходу из строя трансформаторов и двигателей. А если учесть, что речь идет не о мелочевке, а о устройствах мощностью измеряемой в  МВа и МВТ. Стоимость их тоже в больших суммах измеряется.
И ничего тут нового нет, в применении защит с зависимыми характеристиками. Прокатный стан, который был пущен в 1984 году запитан от подстанции 10 кВ и все двигатели вращающие валки прокатного стана (их более 30 мощностью по 1 МВт) защищались защитами с обратнозависимыми от тока характеристиками. Мало того, эти защиты "запоминали" полученный "нагрев" и по особой кривой "остывали". Так, как прокатный стан и подстанция поставлялась вместе одной фирмой, то и защиты были подобранный точно под нагрузку. Когда в 1995 году пришлось менять защиты (они были электронные на операционных усилителях)  на микропроцессорные, то все уставки защит сделали такие же.

36

Re: МТЗ. Зависимая и независимая характеристики

Вот только не надо путать защиты с тепловой моделью (фактически от перегрузки и других аномальных режимов) и защиты от коротких замыканий (ТО и МТЗ). Такие защиты есть и их функции, назначение и алгоритмы работы понятны и применяются повсеместно.

Про обратно-зависимые характеристики ОЧЕНЬ много писалось и говорилось с каждой стороны баррикад. Причем сторонники в большинстве своем проектанты и разработчики, а противники обратнозависимых время-токовых характеристик МТЗ - эксплуатационники. И почти всегда в данных спорах первые пытаются показать насколько "далеки" и "безграмотны" вторые. Я, например, устал доказывать, что зебра не только черная и белая.... Мысли вслух, простите коллеги.

37

Re: МТЗ. Зависимая и независимая характеристики

ANTi_13 пишет:

Вот только не надо путать защиты с тепловой моделью (фактически от перегрузки и других аномальных режимов) и защиты от коротких замыканий (ТО и МТЗ).

Ну так в топике вопрос так и звучал кажется - где ТО (МТЗ) независимые, а где с зависимой характеристикой?
Сразу отделить мух от котлет (на линиях преимущественно независимые потому и потому-то, а двигательные нагрузки , подверженные технологическим перегрузам - зависимые рулят по причине...) было проще, чем сейчас отстаивать свои точки зрения на разные (оказывается) вещи...

38

Re: МТЗ. Зависимая и независимая характеристики

что-то теперь я не понял.
с одной стороны

Dnestr пишет:

все двигатели вращающие валки прокатного стана (их более 30 мощностью по 1 МВт) защищались защитами с обратнозависимыми от тока характеристиками.

с другой стороны

fll пишет:

на электростанциях маломощных и ПС с СД МТЗ с зависимой характеристикой применять не рекомендуется

Одно вступает в противоречие с другим. Разве нет?
Или может в случае завода двигатели были не синхронными?

39

Re: МТЗ. Зависимая и независимая характеристики

Dnestr пишет:

Когда в 1995 году пришлось менять защиты (они были электронные на операционных усилителях)  на микропроцессорные, то все уставки защит сделали такие же.

А вам не кажется что это как раз принцип "Усегда так делали". Люди на конкретном заводе привыкли к зависимым МТЗ и попросили сделать при реконструкции "как было раньше".
Вопрос же топикстартера звучал

fanatik_fs пишет:

в каких случаях нужно применять МТЗ с независимой характеристикой, а в каких с зависимой?

из всех дискуссий вынес следующий вывод. Жестких требований нет. Можно применять и то и это, в зависимости от достоинств и тех и других. Однако прямо что "зависимые МТЗ должны применяться при..." нет. Поэтому при применении независимой МТЗ для защиты СД скажем ошибкой не будет.
Думаю это дело личных предпочтений. Не нравится - не ставь. Нравится -ставь на здоровье. А оправданно это или нет покажется только время.

40

Re: МТЗ. Зависимая и независимая характеристики

вы мягкое с теплым не путайте

на двигателях никаких МТЗ с обратнозависимыми или независимыми характеристиками не делают, читайте ПУЭ, на двигателях отсечка или дифзащита
защита от перегрузки - там уже вариации, теплова модель не тепловая, по току и т.д.

я говорил про защиту отходящих линий от шин ПС с СД или электростанций, а не про защиту СД или генераторов

Добавлено: 2013-12-24 12:00:22

предполагается, что обсуждая данную тему мы представляем где должна устанавливаться МТЗ, а где нет)