1

Тема: Организация АПВ с КС на терминале 019

Добрый день, господа!

Подскажите пожалуйста, как лучше сделать.
Проектирую частичную реконструкцию ПС, меняю старую автоматику управления СВ-110 на комплект 019 производства ЭКРА. Защиты остаются старые. Схема ПС нетиповая (3 ВЛ 110 - включены радиально через 2 СВ, рисунок приложу чуть позже)

Имею такую ситуацию: на комплект автоматики 019 действуют на отключение 3 внешних защиты - ДЗЛ (ЭПЗ-1638), КСЗ (ЭПЗ-1636) и ВЧБ (031 экра). В существующих схемах сделано так:

1. При срабатывании ДЗЛ отключается один из СВ, без запрета АПВ. АПВ слепое.
2. При срабатывании КСЗ отключается один из СВ, без запрета АПВ. АПВ слепое.
3. При срабатывании ВЧБ отключаются СВ-1 и СВ-2, без запрета АПВ. АПВ с КС.

По умолчанию, комплект АУВ 019 позволяет выставить только один режим АПВ из предложенных четырех ( Слепое - наличие на Л - наличие на Ш - КС ).
Т.е. предполагаю, что по умолчанию ключ SA4 выбора режима АПВ будет стоять в режиме Слепое.
Ключ SA8 разрешения включения с КС будет стоять в режиме Без КС.

Вопрос - как лучше организовать отключение с АПВ с КС от ВЧБ ?

2

Re: Организация АПВ с КС на терминале 019

LikeSilverRain пишет:

как лучше сделать

Для начала правильно сформулировать задачу: СВ-1 объединяет ВЛ-1 и ВЛ-2, СВ-2 объединяет ВЛ-2 и ВЛ-3. На ВЛ-1 и ВЛ-3 имеются защиты ДЗЛ (ЭПЗ-1638), КСЗ (ЭПЗ-1636), на ВЛ-2 - КСЗ+ВЧБ. На ВЛ-1 и ВЛ-2 нужно выполнить несинхронное (или "слепое") АПВ, на ВЛ-3 - АПВ КС. Так? Нет АПВ у защит, есть АПВ выключателя или присоединения.
А дальше после четкой формулировки можно поговорить и о конкретных решениях. Хотя в первом приближении решения нет, но почесать голову можно.

3 (2014-08-25 21:36:06 отредактировано LikeSilverRain)

Re: Организация АПВ с КС на терминале 019

doro пишет:

Для начала правильно сформулировать задачу: СВ-1 объединяет ВЛ-1 и ВЛ-2, СВ-2 объединяет ВЛ-2 и ВЛ-3. На ВЛ-1 и ВЛ-3 имеются защиты ДЗЛ (ЭПЗ-1638), КСЗ (ЭПЗ-1636), на ВЛ-2 - КСЗ+ВЧБ. На ВЛ-1 и ВЛ-2 нужно выполнить несинхронное (или "слепое") АПВ, на ВЛ-3 - АПВ КС. Так? Нет АПВ у защит, есть АПВ выключателя или присоединения.
А дальше после четкой формулировки можно поговорить и о конкретных решениях. Хотя в первом приближении решения нет, но почесать голову можно.

Евгений Георгиевич, добавляю поясняющую картинку.
Пишу не с работы, картинку на коленке нарисовал.
http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/70000/4000/74010/thumb/p19076ng92bqkopot6a1ack1d841.jpg http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/70000/4000/74010/thumb/p19076ng92bqkopot6a1ack1d841.jpg


При срабатывании ДЗЛ, либо КСЗ ВЛ 1 и ВЛ 3, отключаются СВ-1-2 и соответственно СВ-2-3. АПВ слепое.
При срабатывании ВЧБ ВЛ 2, отключаются оба СВ-1-2 и СВ-2-3. АПВ выполняется с КС.

4

Re: Организация АПВ с КС на терминале 019

LikeSilverRain пишет:

По умолчанию, комплект АУВ 019 позволяет выставить только один режим АПВ из предложенных четырех ( Слепое - наличие на Л - наличие на Ш - КС ).

Не много не так.
019 по режиму 1 (по руководству пользователя 019 200).
– 1. Слепое АПВ, если программная накладка ХВ81 включена.
- 1. АПВ шины и линия, если программная накладка ХВ81 отключена. При этом АПВ КС работает независимо от положения ключа SA4.
- 2 Шины.
- 3. Линия.
- 4 КС.
Полагаю, что на рисунке нарисованы ТН секций и цепи напряжения в терминал взяты от них.
Тогда в уставках АПВ обоих терминалов задаем режим - синхронизм предусмотрен (ХВ81 отключена).
Ключ SA4 в положение 3 (линия). АПВ по отсутствию напряжения на ТН 1 (3) секции.
Ключ SA8 в положение «с КС».  АПВ с КС по ТН 1 и 2 или( 3 и 2) секций соответственно для СВ1 (СВ2).
Остается только по времени разнести АПВ СВ1 и СВ2.

5 (2014-08-26 08:28:47 отредактировано ShSF)

Re: Организация АПВ с КС на терминале 019

ShSF пишет:

АПВ с КС по ТН 1 и 2 или( 3 и 2) секций соответственно для СВ1 (СВ2).

И ничего не получится. У Вас же на ВЛ2 ОД стоит. Откуда же напряжение на 2 секции появится?  Не могло у Вас быть там АПВ с КС. Или ОД от защит не отключается? а отключается только при ремонте ВЛ?
Ещё вспомнил. У нас есть похожее «чудо», только две ВЛ и 3 ТР включенные через ОД. Так в семах АПВ СВ (электромеханика) присутствует контакт ОД трансформатора. Можно выбрать накладками «с контролем положения ОД» и «без контроля положения ОД». Выбор положения зависит от состояния трансформатора – в работе или в ремонте.

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Организация АПВ с КС на терминале 019

ShSF пишет:

И ничего не получится. У Вас же на ВЛ2 ОД стоит. Откуда же напряжение на 2 секции появится?  Не могло у Вас быть там АПВ с КС. Или ОД от защит не отключается? а отключается только при ремонте ВЛ?
Ещё вспомнил. У нас есть похожее «чудо», только две ВЛ и 3 ТР включенные через ОД. Так в семах АПВ СВ (электромеханика) присутствует контакт ОД трансформатора. Можно выбрать накладками «с контролем положения ОД» и «без контроля положения ОД». Выбор положения зависит от состояния трансформатора – в работе или в ремонте.

ОД отключается только после неуспешного АПВ. Либо в ручном режиме или по ТУ.

ShSF пишет:

Не много не так.
019 по режиму 1 (по руководству пользователя 019 200).
– 1. Слепое АПВ, если программная накладка ХВ81 включена.
- 1. АПВ шины и линия, если программная накладка ХВ81 отключена. При этом АПВ КС работает независимо от положения ключа SA4.
- 2 Шины.
- 3. Линия.
- 4 КС.
Полагаю, что на рисунке нарисованы ТН секций и цепи напряжения в терминал взяты от них.
Тогда в уставках АПВ обоих терминалов задаем режим - синхронизм предусмотрен (ХВ81 отключена).
Ключ SA4 в положение 3 (линия). АПВ по отсутствию напряжения на ТН 1 (3) секции.
Ключ SA8 в положение «с КС».  АПВ с КС по ТН 1 и 2 или( 3 и 2) секций соответственно для СВ1 (СВ2).
Остается только по времени разнести АПВ СВ1 и СВ2.

Получается АПВ не произойдет если на ТН 1 или 3 С будет напряжение?
Все ВЛ транзитные. На 1С и 3С всегда под напряжением. Такие режимы задал РДУ.


В принципе спасибо за советы, но вариант решения данной проблемы найден своими силами:

1. Расширяем на 2 дополнительные галеты ключ SA4 ( в положении 1 эти галеты замкнуты, в 2-3-4 разомкнуты)
2. Добавляем реле времени, например, РСВ18-23 ( 1 контакт с задержкой на возврат, 1 контакт обычный замыкающий)
3. Действуем сигналом отключение от ВЧБ на реле времени.
4. Контакт с задержкой на возврат заводится на 2 доп галеты ключа SA4( таким образом на входе терминала две единички для ввода режима АПВ КС )
Задержка на возврат нужна для того, чтобы режим АПВ зафиксировался на время уставки (2,5-3 с)
5. Замыкающий контакт отправляем на контактор отключения в привод МКП-110.

7 (2014-08-26 12:44:37 отредактировано ShSF)

Re: Организация АПВ с КС на терминале 019

LikeSilverRain пишет:

Получается АПВ не произойдет если на ТН 1 или 3 С будет напряжение?

Зачем городить огород?
Все будет как надо и для стандартной схемы. Для ВЛ1 и ВЛ3 вообще проблем нет. ВЛ 1(3) отключается с обоих сторон. На ТН 1 (3) напряжения нет, работает АПВ по отсутствию напряжения. Если АПВ раньше будет с противоположной стороны успешно, СВ1 (2) включится по синхронизму.
Сложнее для ВЛ2. Где вы возьмете второе напряжение для синхронизма, если ВЛ2 отключилась и с противоположной стороны АПВ неуспешное? На ТН1 и ТН3 есть, а на ТН2 нет.
В предложенной Вам схеме напряжения на ТН2 не будет.
Предложить ничего не могу, так как непонятна логика работы АПВ ВЛ2 с учетом ОД. Наверно после отключения ОД желательно включить СВ1 и СВ2?
Используя режим АПВ ШЛ это легко можно сделать без огорода.

8 (2014-08-26 12:54:58 отредактировано ShSF)

Re: Организация АПВ с КС на терминале 019

LikeSilverRain пишет:

4. Контакт с задержкой на возврат заводится на 2 доп галеты ключа SA4( таким образом на входе терминала две единички для ввода режима АПВ КС )

Посмотрите внимательнее. Ключ SA4 не вводит АПВ КС, а блокирует все остальные факторы АПВ кроме КС.

9 (2014-08-26 13:01:54 отредактировано LikeSilverRain)

Re: Организация АПВ с КС на терминале 019

ShSF пишет:

Сложнее для ВЛ2. Где вы возьмете второе напряжение для синхронизма, если ВЛ2 отключилась и с противоположной стороны АПВ неуспешное? На ТН1 и ТН3 есть, а на ТН2 нет.
В предложенной Вам схеме напряжения на ТН2 не будет.
Предложить ничего не могу, так как непонятна логика работы АПВ ВЛ2 с учетом ОД. Наверно после отключения ОД желательно включить СВ1 и СВ2?

Все отстроено выдержками времени.
Порядок отключения такой: отключилась ВЛ 2 с обеих сторон. ОД в бестоковую паузу не отключается. Работает АПВ на противоположной стороне(2 с), появилось напряжение у нас на ТН2.
Далее работает АПВ с КС  СВ-1 (2,5 с). Далее АПВ с КС СВ-2 (3,5 с).
В случае неуспешного АПВ ВЛ 2 с противоположной стороны, ВЛ 2 отключается снова с запретом АПВ. И только тогда отключается ОД (3 с) по контролю отсутствия U на 2C.

10

Re: Организация АПВ с КС на терминале 019

LikeSilverRain пишет:

Наверно после отключения ОД желательно включить СВ1 и СВ2?

Нет, не надо их включать. Так как ВЧБ сидит на сумме токов СВ-1 и СВ-2, в ее зону входит вся 2С и сам ОД.

11 (2014-08-26 13:23:51 отредактировано ShSF)

Re: Организация АПВ с КС на терминале 019

LikeSilverRain пишет:

В случае неуспешного АПВ ВЛ 2 с противоположной стороны, ВЛ 2 отключается снова с запретом АПВ. И только тогда отключается ОД (3 с) по контролю отсутствия U на 2C

Тогда на одном из СВ надо выставить время АПВ больше времени отключения ОД порядка 3,5-4,0-4,5 сек. и ввести режим АПВ ШЛ.
Тогда работать будет так.
В случае успешного АПВ с противоположной стороны СВ1 и СВ2 включаться по КС.
В случае неуспешного АПВ, отключается ОД, после отключения ОД включится этот СВ по отсутствию напряжения на шинах. Если АПВ будет успешно, то другой CВ включится по КС.

Добавлено: 26-08-2014 14:23

LikeSilverRain пишет:

Нет, не надо их включать. Так как ВЧБ сидит на сумме токов СВ-1 и СВ-2, в ее зону входит вся 2С и сам ОД

Ну так это хорошо, будет работать как отсечка при КЗ на 2 секции шин.

12 (2014-08-26 19:31:35 отредактировано doro)

Re: Организация АПВ с КС на терминале 019

Интересный вопрос и интересная схема. Это не ПС 110/сколько-то/сколько-то Васильков Киевэнерго? За 40-летнюю трудовую биографию в самых разных углах такой другой не припомню.
А теперь после лирического отступления - к практике. Схема соответствует моим ожиданиям. В данном случае речь идет действительно о привязке АПВ к защитам линий. Каждая линия, за исключением ВЛ-2, жестко связана с трансформатором. То есть, пуск АПВ по несоответствию оперативной команды на отключение фактическому положению не вполне идет. Или запрет АПВ при работе защит трансформатора, или пуск АПВ при срабатывании соответствующих защит, что в первом приближении в 019 не просматривается.
С огромным удивлением обнаружил, что в моей домашней коллекции нет мануала на 019 терминал. Но, полагаю, в данном случае можно ориентироваться на 015 или 016.
И далее - по существу. На СВ (или ШСВ) в основном принята система, не привязывающаяся к конкретике объединяемых элементов. Или КС СШ-1, СШ-2 (ВЛ-1, ВЛ-2), или ОН СШ-1, СШ-2 (ВЛ-1, ВЛ-2). Но никак сюда не вписывается формула (КС ВЛ-1 - ВЛ-2) ИЛИ (чего попало ВЛ-1). Да и как вообще сюда впишется работа защит от внутренних повреждений трансформатора Т-1 с запретом АПВ?
Тема интересная, репу чешу. Если не потеряю интерес, дня за 3-4 алгоритм разработаю. Но если у шкафов АУВ пятисоточного ЭКРОВСКого комплекта более-менее разработаны разные алгоритмы АПВ линии и АПВ шин, то для стодесяточного это будет больно круто.
Да, есть еще возможность пуска АПВ от защит. Но пускать от защиты - не пускать от другой - один вариант, хорошо отработанный. А вот пускать с одними элементами контроля от одних защит и пускать с другими элементами контроля от других - это уж слишком крутое решение.

13

Re: Организация АПВ с КС на терминале 019

ShSF пишет:

Тогда на одном из СВ надо выставить время АПВ больше времени отключения ОД порядка 3,5-4,0-4,5 сек. и ввести режим АПВ ШЛ.
Тогда работать будет так.
В случае успешного АПВ с противоположной стороны СВ1 и СВ2 включаться по КС.
В случае неуспешного АПВ, отключается ОД, после отключения ОД включится этот СВ по отсутствию напряжения на шинах. Если АПВ будет успешно, то другой CВ включится по КС.

Нормальный совет. Отписался Вам в лс. Завтра еще конечно буду разбираться.

doro пишет:

Это не ПС 110/сколько-то/сколько-то Васильков Киевэнерго? За 40-летнюю трудовую биографию в самых разных углах такой другой не припомню.

Увы, нет. Эта ПС из изолированной энергосистемы с окраины нашей страны

doro пишет:

Каждая линия, за исключением ВЛ-2, жестко связана с трансформатором.

Я не нарисовал, там оба транса включены через свои выключатели и никак не связаны с защитами ВЛ и автоматикой СВ.

14

Re: Организация АПВ с КС на терминале 019

В таком случае еще вопрос: действуют ли защиты линий на отключение трансформаторных выключателей?

15

Re: Организация АПВ с КС на терминале 019

Пояснения по схеме АПВ (019 200)
Накладка ХВ81 – в положении 0  разрешает слепое АПВ,
в положении 1  запрещает слепое АПВ.
В случае запрета слепого АПВ в положении ключа  SA4 «1»  АПВ будет  Ш(Л) по отсутствию напряжения на Ш(Л) и наличию напряжения на Л(Ш).
В положении 2 блокируется АПВ Л,
В положении 3 блокируется АПВ Ш,
В положении 4 блокируется АПВ Ш и Л. Остается АПВ КС если введены его программные накладки.
Режим КС – не зависит от ключа SA4 и определяется программными накладками:
-   ХВ77 -  положение 0 – режим КС не предусмотрен, положение 1 – режим КС предусмотрен. Введя ее получаем КС по разности напряжений, углу между напряжениями и по скорости изменения этого угла (элементы И38, И40)
- ХВ84 в положении 1 добавляет режим УС (улавливания синхронизма), положение 0 – режим УС не используется. (элемент И44)
Ключ SA8 не выводит/вводит АПВ с КС, а включает режим контроля синхронизма при включении выключателя. Т.е если будет выбран режим «с КС», то выключатель не включится от КУ если синхронизма не будет.

16 (2014-08-27 17:21:26 отредактировано LikeSilverRain)

Re: Организация АПВ с КС на терминале 019

doro пишет:

В таком случае еще вопрос: действуют ли защиты линий на отключение трансформаторных выключателей?

Нет, действие защит линий направлено исключительно на СВ-1 ,СВ-2 и на ОД

ShSF пишет:

В случае неуспешного АПВ, отключается ОД, после отключения ОД включится этот СВ по отсутствию напряжения на шинах. Если АПВ будет успешно, то другой CВ включится по КС.

Спасибо Вам за рациональный совет. Но тут возникает еще один вопрос.
В данном случае - при вашем варианте выполнения АПВ, после отключения ОД и включения по контролю АПВ Ш-Л обоих СВ, ВЛ 2 с контролем синхронизма можно будет включить только с обратного конца.
А обратный конец - это ТЭЦ. Чисто из любопытства - допускается ли включение ВЛ с КС со стороны генерации ?

17

Re: Организация АПВ с КС на терминале 019

Интересное развитие вопроса. А по каким критериям и в каких случаях отключается ОД? И для чего он предназначен при наличии выключателя на стороне ВН трансформатора?

LikeSilverRain пишет:

допускается ли включение ВЛ с КС со стороны генерации

Так это - основной вариант. Успешное опробование с противоположного конца линии - можно включать со стороны генерации. А если опробовать линию со стороны генерации при неустранившемся КЗ может привести к дополнительному раскачиванию генераторов со всеми вытекающими последствиями. И только в особых случаях (допустим, разрыв транзита), когда КС на ТЭЦ в принципе невыполним, там вводится АПВ ОНЛ.

18

Re: Организация АПВ с КС на терминале 019

doro пишет:

Интересное развитие вопроса. А по каким критериям и в каких случаях отключается ОД? И для чего он предназначен при наличии выключателя на стороне ВН трансформатора?

Я бы выложил существующую схему автоматики ОД, но нет возможности.
Попробую на словах.

На ОД установлен контроль напряжения ( отсутствие A B и H И  на 2С) - главное условие пуска всей схемы. Проверяются сначала они.
Далее в схеме проверяются РПВ СВ и срабатывание выходных реле ВЧБ и КСЗ на отключение каждого СВ или отдельного (в зависимости от положения 2 накладок).
Потом цепочка проводится через н.з. контакт РТ2 (Блокировка отключения ОД) панели подменных защит(ЭПЗ-1644). И затем сигнал подается на реле времени, которое уже в свою очередь через РП отправляет команду на СО ОД.

В обход всех условий ОД можно отключить КУ или по ТУ.

Для чего предназначен при наличии выключателей у трансформатора - вопрос скорее не ко мне, а к сетям)
Но вообще в РДУ сказали, что они в перспективе хотят демонтировать ОД и поставить вместо него выключатель.

19

Re: Организация АПВ с КС на терминале 019

То есть, своего рода убогий УРОВ? Сформировалась команда на отключение СВ, СВ не отключился. И далее ОД бросается грудью на амбразуру. КЗ отключить не может, но "жизнь за царя" - вынужденная мера. Вот только

LikeSilverRain пишет:

РТ2 (Блокировка отключения ОД) панели подменных защит(ЭПЗ-1644)

мне непонятно, так как в жизни с такой панелью не общался. Какой смысл токового реле?
Впрочем, к АПВ это не имеет отношения. Полагаю, что если доходит до отключения ОД, то уж об АПВ речь не идет (должно, по крайней мере, блокироваться).

20

Re: Организация АПВ с КС на терминале 019

LikeSilverRain пишет:

Чисто из любопытства - допускается ли включение ВЛ с КС со стороны генерации ?

doro пишет:

Так это - основной вариант.

Совершенно верно, только так.

doro пишет:

То есть, своего рода убогий УРОВ?

УРОВом тут не «пахнет». Просто контроль того, что напряжение на секции пропало после работы защит. Если СВ отказал, то и напряжение не пропадет. Наличие РТ2 то же понятно. Непонятно причем здесь подменная панель? Хотя, может просто реле стоит на этой панели, а цепи тока на него заведены от ВЛ2 постоянно. Сама подменная панель нормально отключена от всех ТТ.