1

Тема: Характерные ошибки оперативного персонала при обслуживании УРЗА

Примерно так обозначена тема, с которой завтра выступаю перед группой начальников РЭС (или кандидатов в этот контингент) в школе подготовки космонавтов. Всякого бла-бла-бла на эту тему заготовлено немало. И собственный опыт, и анализ аварийных событий при работе в РДУ, и некоторые надергивания из Интернета на эту тему. Кстати, при подготовке первых курсов по этой теме задал вопрос: а почему не СНТБ эту тему преподносит? И сам же опровергаю: да они ни полноты информации не имеют, ни полноты выводов не сделают.
Да, тема сформирована и завтра будет представлена в лучшем виде. А все же, имеют мои коллеги - релейщики какие-то свои наблюдения на эту тему? Если сегодня вечерком что-то накапает, и на этих курсах преподнесу. А попозже - так мы не последний день живем.
Формат отработан примерно следующий:

  • ошибки персонала, которые привели к технологическим нарушениям (с этим бы и СНТБ справилась)

  • ошибки персонала, создавшие предпосылки технологических нарушений, но то ли благодаря вмешательству квалифицированных специалистов, то ли при благоприятном стечении обстоятельств пронесло

  • ошибки персонала, которые существенно усложнили расследование технологического нарушения или привели к задержке восстановления нормального режима

.

2

Re: Характерные ошибки оперативного персонала при обслуживании УРЗА

doro пишет:

выступаю перед группой начальников РЭС

имхо, начальникам РЭС глубоко ....., какие там ошибки у оперативного персонала при обслуживании РЗА. С такой темой надо выступать перед начальниками диспетчерских служб, диспетчерами, монтерами ОВБ.

3

Re: Характерные ошибки оперативного персонала при обслуживании УРЗА

Послезавтра выступаю перед группой диспетчеров РЭС, пусть и на другую тему. От перемены слагаемых сумма не меняется. А заявленную тему должен отработать по полной программе.

4

Re: Характерные ошибки оперативного персонала при обслуживании УРЗА

пусть начальники больше с персоналом работают- персонал должен понимать что он делает и зачем. Большинство действий оперативника в релейке  это штампы- "пришел, увидел, "заземлил" ". ну или как-то так. Может пусть сами разработают такие штампы или заинтересуют  ребят в изучении релейной защиты.

Под лежачего инженера коньяк не течёт

5

Re: Характерные ошибки оперативного персонала при обслуживании УРЗА

Начну:
1) Прошел сигнал - неисправность МНУ(Масло-напорной установки - создает давление масла, которое в качестве рабочей жидкости участвует в регулировании частоты оборотов гидроагрегата)
Оперативник со стажем более 30 лет! и опытом работы в РЗА решил самостоятельно перезагрузить терминалы в МНУ с помощью поочередного отключения автоматических выключателей и отвалил блок с нагрузкой 85 Мвт по потери питания МНУ. Разборе был особый - как при тройном питании и бесперебойнике поочередно отключая автоматы можно снять питание? Оказалось что схемным решением предусмотрен конечный автомат где все питания сходятся  - он его и нашел.
2) Недавнее - Опять же МНУ - заклинил соленоид рабочего колеса на рабочей машине (машина при этом может работать) оперативник решил его немного расшевелить и перепутал с соленоидом стопора - отлетело 50 МВт.
3) Из прошлого - заявка на вывод агрегата в ремонт с 5 утра - оперативник решил с вечера развесить все плакаты (уже на остановленной машине) а утром быстро заземлить. Вот в 5 утра он в соответствии с развешенными им же плакатами включал ЗН на генераторный выключатель - эл.магнитная блокировка не давала и он ее нарушил (машина ведь точно та - сам вечером вешал)  Дифференциальная защита отработала и слетело 80 МВт. Оказалось он еще вечером ошибся и развешал плакаты не на той машине.
Позже еще добавлю

Нет смысла нанимать толковых людей, а затем указывать, что им делать.
Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Характерные ошибки оперативного персонала при обслуживании УРЗА

Из того что вспомнилось :1)меняется режим работы сети,следовательно надо изменить уставки-забывают перевести режимный ключ/накладку в соответствующее положение-при аварии отваливается то,что не должно 2) при переключениях отключают АВ ШУ-переключились,а автомат включить забыли(РЗ на ЭМ) 3)произошла авария,отвалился фидер-нет сигнала на панели ЦС,а то что АВ ШС стоит отключенный-это вроде так и должно быть 4)при переходе с одного ТН на другой забывают включить секционирующие рубильники или ввернуть ламели-нет учета на половине секции 5)при операции с вводами или секционниками забывают вывести ключ АВР 6)при выводе ТН секции забывают вывести ЗМН 7)при переключениях на ПС с ОБР нарушают последовательность переключения-ОБР не дает оперировать приводами-паника и истерические звонки среди ночи Default/af8)отвалился ввод 10 кВ(фидер не отключился)-начали проверять-язычек РТВ загнут пассатижами в мертвую точку,длины штока не хватает-из негласной беседы-задрал он (фидер) отключаться по ночам 9)вводили вечером(это важно) фидер в работу(К-37),фишку вставили неправильно(не попали в паз разъема)-закрутили газовым ключом,при коротыше на фидере погасили секцию.Персонал был навеселе.

7

Re: Характерные ошибки оперативного персонала при обслуживании УРЗА

1) Вкатывание яч.СР РУ-10кВ на включенные ЗН -> отключение секции.
2) Вкатывание ячеек РУ-10кВ криво -> гнутся втычные разъемы, или вообще ячейки недовкачены.
3) При подготовке рабочего места - для работ прописываем отключить АВ "ШУ ЗМН", АВ "ШУ АЧР" на яч.ТН секции. Оперативники вдобавок отключают АВ "100В" -> отключаются все компрессора - синхронные двигатели по возбуждению.
4) Оперативники пытаются казаться умными, и говорят что наряд-допуск не правильный. Мурыжимся иногда.

8

Re: Характерные ошибки оперативного персонала при обслуживании УРЗА

Каа 87 пишет:

4)при переходе с одного ТН на другой забывают включить секционирующие рубильники или ввернуть ламели-нет учета на половине секции

Можно поподробнее? Что-то не очень понял про секционирующие рубильники или ламели. Где они стоят и для чего.

9

Re: Характерные ошибки оперативного персонала при обслуживании УРЗА

ValeriyVM пишет:

Можно поподробнее? Что-то не очень понял про секционирующие рубильники или ламели. Где они стоят и для чего.

Вопрос снят. Проснулся. ))))))

10

Re: Характерные ошибки оперативного персонала при обслуживании УРЗА

doro пишет:

Послезавтра выступаю перед группой диспетчеров РЭС,

...
Что называется, сватали за младшую, женили на старшей. В последний момент оказалось, что не диспетчера РЭС, а мастера и начальники служб подстанций. Но при входе в стены УК встретил одного старого бывшего сотрудника, нынче руководитель одной из бюрократических структур РДУ. И он напутствовал меня примерно такими словами: Поверь мне как старому подстанционщику. Для этой службы очень важны и очень интересны вопросы релейной защиты. Ведь она защищает их оборудование, и от работы РЗА зависит их более-менее спокойная работа.
Предсказание оказалось верным. Давно не встречал таких заинтересованных и благодарных слушателей. Двоим, правда, пришлось покинуть курсы досрочно. Срочные вызовы со спецрейсами машин из сетей. Оборудование имеет свойство ломаться независимо от места пребывания руководителей.
А курсы диспетчеров, как оказалось, будут через неделю. С этими технология давно отработана, легла в основу одной из моих книг.
Но тему прошу продолжать. Если не оперативному персоналу пригодится, то релейщикам. Они должны быть готовы к любым неожиданностям, которые готовят партнеры.

rzakvges пишет:

Оказалось что схемным решением предусмотрен конечный автомат где все питания сходятся  - он его и нашел.

Небось, и получил по полной программе? А нужно было отодрать тех специалистов, которые допустили такую возможность. Ладно, с проектировщиков какой спрос - они далеко, даже если "свинью" отправить, чисто формально отпишутся. Но где были релейщики, которые такую возможность проглядели и при невозможности исправить ситуацию не прописали в инструкциях?

11

Re: Характерные ошибки оперативного персонала при обслуживании УРЗА

doro пишет:

Небось, и получил по полной программе? А нужно было отодрать тех специалистов, которые допустили такую возможность. Ладно, с проектировщиков какой спрос - они далеко, даже если "свинью" отправить, чисто формально отпишутся. Но где были релейщики, которые такую возможность проглядели и при невозможности исправить ситуацию не прописали в инструкциях?

Получил лишение премии 100% и пересдача ПТЭ.
А в наших инструкция везде написано- в любой непонятной ситуации звонить главному инженеру (бывший релейщик) и по возможности разгрузить машину и вызвать персонал РЗА. Захотелось проявить инициативу - получи.

Нет смысла нанимать толковых людей, а затем указывать, что им делать.

12

Re: Характерные ошибки оперативного персонала при обслуживании УРЗА

Добавлю - характерная ошибка оперативного персонала и старых и молодых - неправильно меряют напряжение постоянного тока с помощью двухполюсного указателя. Особенно это важно при переключениях когда не работает блок замок ЭМБ. Звонят среди ночи и говорят что плюс (разрешающий) есть, а минуса (присутствует всегда) нет. Объясняю как правильно мерить и все вопросы исчезают - что то недовыполнили или что то забыли.

Нет смысла нанимать толковых людей, а затем указывать, что им делать.

13

Re: Характерные ошибки оперативного персонала при обслуживании УРЗА

Попробую встряхнуть тему. Для меня она очень актуальна - немалый приварок к пенсии (курсы для соответствующего персонала в УК Кубаньэнерго). Да и в творческом плане интересна.

rzakvges пишет:

Звонят среди ночи и говорят что плюс (разрешающий) есть, а минуса (присутствует всегда) нет

Каким методом измеряют? Если раздельно ""плюс есть, минуса нет" - это явно относительно земли. Свидетельствует о снижении изоляции со стороны минуса. И не удивительно: со стороны минуса более разветвленная цепь (куча размыкающих контактов разъединителей и выключателей).
Ой, у вас минус - постоянно дежурящий? Я с противоположными решениями общался.

14

Re: Характерные ошибки оперативного персонала при обслуживании УРЗА

Самая распространенная и самая страшная ошибка оперативного персонала, включая и обслуживание устройств РЗА, это то, что передают информацию, не ту которую видят глаза, а ту, которую хотят видеть глаза  или то, что кажется.
Например, автоматически отключился выключатель линии, и выпали блинкера защит, а говорят вместо этого "отключилась линия от защит таких то".
Ошибки какие характерные в этом:
1. Откуда ты знаешь, что линия отключилась? У тебя всего лишь отключился выключатель линии. Причем замечу, что зачастую персонал объектов даже не знает на скольких концах еще есть выключатели линии, а еще реже знает на каких из них установлены защиты.
2. У тебя отключился выключатель и выпали блинкера защит. Откуда ты знаешь от этих или не этих защит отключился выключатель. Ты дежурный  персонал объекта. Заключение о работе тех или иных защит может выдать только релейный персонал после всеобщего анализа.

15

Re: Характерные ошибки оперативного персонала при обслуживании УРЗА

Lekarь пишет:

Самая распространенная и самая страшная ошибка оперативного персонала, включая и обслуживание устройств РЗА, это то, что передают информацию, не ту которую видят глаза, а ту, которую хотят видеть глаза  или то, что кажется.

Дежурный видит отключенное положение обоих выключателей линии,работу основных и резервных защит,горящие светодиоды "Работа АПВ",сообщения на АРМ о работе ТАПВ одного и второго выключателей - докладывает,что линия отключилась с неуспешным ТАПВ.
Релейщик,после анализа, не подтверждает второго кз(включение на кз),а первичная информация уже прошла на всех уровнях.Из "дурдома",где все "инспектора", предЪява - признавайтесь!

Спартак Молодцов пишет:

А ведь от ОП ничего сверхъестественного не требуется - отметь блинкера, светодиоды, сработанных устройств РЗА, дальше не твоё дело,

первичный анализ от ОП все-таки нужен,хотя бы посчитать количество кз в одно и то же время по ИМФ

мое отношение к окружающим зависит от того, с какой целью они меня окружают

16

Re: Характерные ошибки оперативного персонала при обслуживании УРЗА

Евгений Георгиевич,
Я не совсем уверен, что описанный ниже инцидент подпадает в категорию заявленной вами темы, но расскажу его наудачу.
Был такой случай в одной из больших индустриальных компаний в Вайоминге. На одной из подстанций, питающих компанию был завершен проект модернизации защит на одной из линий подстанции. Все было испытано на Ок. и все было ok, в течение ДВУХ ЛЕТ (!), вполоть до тех пор, пока во время сильного снегопада, на этой линии случилось КЗ вблизи, буквально "за забором подстанции" .
Новая защита не сработала. Дифзащиты как шин, так и трансформатора, молчали (и правильно), как рыба об лёд. Бедный Трансорматор продолжал истошно кричать, в агонии, несколько долгих, как вечность, секунд, вплоть до тех пор, пока не сработала backup overcurrent защита.
Он был выведен надолго в дорогой  ремонт.
Паталогоанатомы быстро (буквально на сдледующий день после аварии) установили причину заболевания.
Ею оказался недосмотр местных релейщиков, оставивших токовые цепи защит пресловутой линии - в закороченном состоянии..

Наберите в поисковике "Главный лгун России". Не благодарите

17

Re: Характерные ошибки оперативного персонала при обслуживании УРЗА

резервная МТЗ

мое отношение к окружающим зависит от того, с какой целью они меня окружают

18 (2015-05-10 13:24:36 отредактировано Lekarь)

Re: Характерные ошибки оперативного персонала при обслуживании УРЗА

scorp пишет:

Дежурный видит отключенное положение обоих выключателей линии,работу основных и резервных защит,горящие светодиоды "Работа АПВ",сообщения на АРМ о работе ТАПВ одного и второго выключателей - докладывает,что линия отключилась с неуспешным ТАПВ.

Вот вы сами пишите, что дежурный (я так понимаю объекта, а не диспетчер) видит отключение выключателей линии, а докладывает, что отключилась линия. Надо докладывать то, что видишь, а не то что хочется сказать.
Включая Ваш пример - "работа АПВ", это еще надо посмотреть, с каких цепей он запускается, когда на самом деле выключатель повторно включался или когда отработало устройство АПВ, но было ли повторное включение выключателя неизвестно. Сообщать правильно надо : "Выпал блинкер "Работа АПВ".
Выводы должны делать те кто уполномочен делать эти вводы.
Нет таких документов, в которых дежурного объекта уполномачивают делать выводы. То что нам нравится и мы так привыкли, так это не значит, что это правильно. Извините, но нам всем обидно и досадно, когда мы знаем, кто в аварии был виноват и что на самом деле за аварией стояло, а в Приказе (по мотивам аварии) написано совсем иное, не имеющее за частую к аварии никакого отношения. И разбирая десятки аварий по "косточкам" делаешь выводы, что сначала мы живем, как мы привыкли и как нам хочется, а потом обижаемся на тех кто Пишет приказы.

19

Re: Характерные ошибки оперативного персонала при обслуживании УРЗА

Lekarь пишет:

видит отключение выключателей линии, а докладывает, что отключилась линия.

имея ТН линии, измерительный центр и АРМ АСУ можно сказать ,что отключилась линия

Lekarь пишет:

Сообщать правильно надо : "Выпал блинкер "Работа АПВ".

В АРМ ОП такого сообщения нет

мое отношение к окружающим зависит от того, с какой целью они меня окружают

20

Re: Характерные ошибки оперативного персонала при обслуживании УРЗА

scorp пишет:

имея ТН линии, измерительный центр и АРМ АСУ можно сказать ,что отключилась линия

Сказать можно, но это неправильно и неграмотно. В итоге дойдя до адресата информация будет неправильно истолкована и решение возможно будет принято по опробованию линии неправильным.  Правильно будет так: "Отключились выключатели такой то линии. На ТН, установленном на этой линии напряжение отсутствует".
Понимаете, человек к плохому быстро привыкает, и уйдя с этой ПС с АСУ  ТП, также найдет себе оправдания, когда будет говорить по аналогии.

scorp пишет:

В АРМ ОП такого сообщения нет

Значит и надо говорить то, что видишь на экране компьютера АСУ ТП.