1

Тема: Токовые цепи терминалов МУРЗ

Здравствуйте!
Подскажите пожалуйста, как определить изменится ли сечение жил токовых цепей при подключении второго терминала МУРЗ?
Например, был терминал резервных защит и к нему (точнее, его токовым цепям) подключаем терминалы ДЗШ.

2

Re: Токовые цепи терминалов МУРЗ

http://rzia.ru/topic1331-vybor-sechenii … sepei.html
http://www.rzia.ru/topic3354-raschet-se … -pdzl.html
http://energoproekt.blogspot.ru/2010/06 … ey-tt.html

3

Re: Токовые цепи терминалов МУРЗ

Sergei Shumkov пишет:

http://energoproekt.blogspot.ru/2010/06 … ey-tt.html

Расчет в экселе - нет файла, а второй документ настолько стар, что там половина всей информации непонятна.

4

Re: Токовые цепи терминалов МУРЗ

evial9 пишет:

был терминал резервных защит и к нему (точнее, его токовым цепям) подключаем терминалы ДЗШ.

В токовые цепи данного керна подайте номинальный ток ТТ, замерьте падение напряжения, посчитайте реальную нагрузку измененной токовой цепи (ВА). Затем сравните ее с допустимой для данного ТТ. Только посмотрите требования по ДЗ, должен использоваться керн Д и т.д.........

5

Re: Токовые цепи терминалов МУРЗ

РЫБАК пишет:

В токовые цепи данного керна подайте номинальный ток ТТ, замерьте падение напряжения, посчитайте реальную нагрузку измененной токовой цепи (ВА). Затем сравните ее с допустимой для данного ТТ. Только посмотрите требования по ДЗ, должен использоваться керн Д и т.д.........

А косвенно как проверить?
нашел книгу Королев, Либерзон - расчеты допустимых нагрузок в токовых цепях РЗ...там это есть, долго вникать, а времени нет совсем...(
Может кто подскажет хотя бы примерно, стоит считать или сечение не изменится. Терминалы ЭКРА (091 и 016).

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Токовые цепи терминалов МУРЗ

evial9 пишет:

стоит считать или сечение не изменится. Терминалы ЭКРА (091 и 016

Полагаю сечение не изменится, дополнительная нагрузка несколько ВА , см. РЭ  на панели ЭКРА.

7

Re: Токовые цепи терминалов МУРЗ

Если длинномеров не прибавилось, то все оставьте - как есть, но данную проверку выполните при наладке для протокола.

8

Re: Токовые цепи терминалов МУРЗ

evial9 пишет:

Например, был терминал резервных защит и к нему (точнее, его токовым цепям) подключаем терминалы ДЗШ.

Желательно пересчитать, т.к. требования к керну ДЗШ посерьезней чем для КСЗ  и если добавляются цепи значит и длина кабеля  добавится.
Но основной момент -  будет ли соответствовать керн требованиям ДЗШ.
Косвенно можно прикинуть по мощности керна, кратности и загруженности цепей, токам КЗ (если увеличиваются токи КЗ то это можно рассматривать как повышение требований) .
Для надежности лучше пересчитать с ДЗШ шутить не стоит.

9

Re: Токовые цепи терминалов МУРЗ

rimsasha пишет:

ребования к керну ДЗШ посерьезней чем для КСЗ

А где можно посмотреть требования к керну ДЗШ и других защит?

10

Re: Токовые цепи терминалов МУРЗ

evial9 пишет:

А где можно посмотреть требования к керну ДЗШ и других защит?

Расчеты допустимых нагрузок в токовых цепях релейной защиты 1980г. Королев, Либерзон. - глава 4.2 стр. 63-67

11 (2014-11-12 09:39:04 отредактировано Antip)

Re: Токовые цепи терминалов МУРЗ

rimsasha пишет:

требования к керну ДЗШ посерьезней чем для КСЗ

Есть основания полагать, что это не так. МП терминалы ДЗШ допускают работу ТТ с большой (токовая до 50%) погрешностью, если содержат алгоритм насыщения ТТ. Дистанционка же должна "держать" зону, т.е. полная погрешность ТТ не более 10%.

Сдается мне, что проблема выеденного яйца не стоит. Если ТТ со вторичным током 1А, то точно. Не 500 же метров контрольного кабеля будет подключаться до нового шкафа ДЗШ?

Добавлено: 12th Nov 2014 10:38:17

rimsasha пишет:

Расчеты допустимых нагрузок в токовых цепях релейной защиты 1980г. Королев, Либерзон. - глава 4.2 стр. 63-67

Не совсем правильно будет применить выкладки оттуда к МП защитам.

12

Re: Токовые цепи терминалов МУРЗ

Antip пишет:

Есть основания полагать, что это не так.

По-моему очевидно, что для ДЗШ условия намного суровей.

Antip пишет:

МП терминалы ДЗШ допускают работу ТТ с большой (токовая до 50%) погрешностью, если содержат алгоритм насыщения ТТ. Дистанционка же должна "держать" зону, т.е. полная погрешность ТТ не более 10%.

Ну про 50% это наверное все таки слишком много, более 10% да, 25%, 30% , но не до 50% (во всяком случае не встречал). И это написано только в РЭ на терминал и все, по крайней мере я искал и не находил где разрешают брать погрешность больше. Это получается на свой страх и риск допускаешь больше.

По поводу дистанционки, то да ей надо 10%, но отстройка в расчетах идет от уставки срабатывания к примеру первой ступени (допустим 1кА), зато для ДЗШ отстройка будет идти от максимального КЗ у шин за ТТ (допустим 20кА) - очевидно что ТТ для ДЗШ в более тяжелых условиях и выдержать требования по погрешностям для ДЗШ сложнее, отсюда - требования посерьезней.

Antip пишет:

Сдается мне, что проблема выеденного яйца не стоит. Если ТТ со вторичным током 1А, то точно.

Если 1А, то опасений меньше, но все же лучше не надеяться на авось, а то может быть и так

http://rzia.ru/post77395.html#p77395

Antip пишет:

Не совсем правильно будет применить выкладки оттуда к МП защитам.

Куда я указал в общем то даны условия расчетов, от каких токов отстраиваться для проверки ТТ, думаю не принципиально, в данном случае, на какой элементной базе защита.
Хотя если подскажете какие либо документы, на эту тему буду признателен!

13

Re: Токовые цепи терминалов МУРЗ

rimsasha пишет:

зато для ДЗШ отстройка будет идти от максимального КЗ у шин за ТТ

Предлагаю вспомнить про участок идеальной трансформации ТТ и датчик насыщения дифзащиты. Может условия и тяжелее, да только вот время замера 2-3 милисекунды, например реле siprotec 7SS52х. Для дистанционки в разы больше. Если ваша ДЗШ утяжеляет требования к ТТ по сравнению со ступенчатыми защитами, то зачем вам такое реле? РНТ дешевле и вполне лучше справится!

14

Re: Токовые цепи терминалов МУРЗ

Antip пишет:

например реле siprotec 7SS52х. Для дистанционки в разы больше.

Для реле siprotec 7SS52х кстати из Сименсов самые благоприятные условия для выбора ТТ можно брать 0,5Iк.з.макс. (в нашем примере 10кА), для некоторых реле сименс в расчете нужно было бы вообще брать 3-4Iк.з.макс. (60-80кА), а для ДЗ (в нашем примере 1кА), как видим условия все равно тяжелее.


Antip пишет:

Если ваша ДЗШ утяжеляет требования к ТТ по сравнению со ступенчатыми защитами, то зачем вам такое реле? РНТ дешевле и вполне лучше справится!

Это не мое, это общий принцип - ДЗШ не должно срабатывать ложно при близких сквозных КЗ это и есть условие отстройки для защиты, а следовательно и выбора ТТ. И разницы большой нет для каких реле, понятное дело некоторые лучше, хуже, с примочками, с торможением, но определяющим будет максимальный ток КЗ на шинах в общем то.

А для ДЗ достаточно отстроится от уставки в конце первой зоны или от максимального тока КЗ за спиной (т.е. ток КЗ питающей линии).
То есть разница налицо в случае ДЗШ - сумма токов КЗ от всех присоединений минус одно плечо в максимальном режиме, а для КСЗ -  ток срабатывания практически в конце линии 0,8L или от одной линии (КЗ за спиной).

15

Re: Токовые цепи терминалов МУРЗ

rimsasha пишет:

(в нашем примере 10кА), для некоторых реле сименс в расчете нужно было бы вообще брать 3-4Iк.з.макс. (60-80кА), а для ДЗ (в нашем примере 1кА), как видим

Позвольте полюбопытствовать, откуда Вы берете цифры, из какого расчета?

При напряжении 110 кВ и токе КЗ на шинах 20 кА приводите ток КЗ на 0,8L линии равный 1 кА. Эта линия, по моим прикидкам, если марка провода АС-240, должна быть длиной около 180 км. Не всегда попадаются такие длинные линии.

16

Re: Токовые цепи терминалов МУРЗ

Antip пишет:

Позвольте полюбопытствовать, откуда Вы берете цифры, из какого расчета?

Цифра 20кА на шинах в общем то из головы. Для большего понимания различия подходов 1кА для КСЗ пусть и длинная, суть не в длинах.

Как я понимаю вы хорошо знаете Сименс, наверное знаете про табличку с поправочными коэффициентами и формулами для расчетов ТТ.
Так вот 10кА это для Сименс 7SS52х есть коэффициент поправочный для ТТ, для этого терминала равный 0,5 , отсюда 0,5*20кА = 10кА.
Для терминалов 7UT(-63Х),(-61Х) есть такой же коэффициент, только он равен 3-4,   отсюда 3-4Iк.з.макс. = 3*20=60кА; 4*20=80кА.

17

Re: Токовые цепи терминалов МУРЗ

rimsasha пишет:

Для терминалов 7UT(-63Х),(-61Х) есть такой же коэффициент, только он равен 3-4

Добавлю, это к сквозным токам КЗ за автотрансформатором. Максимальный ток КЗ на ошиновке АТ (считай ТКЗ на шинах) будет в зоне действия 7UT. Г.Циглер в своей книге "Цифровые дифференциальные защиты" приводит коэффициент 0,75.

18

Re: Токовые цепи терминалов МУРЗ

Antip пишет:

Добавлю, это к сквозным токам КЗ за автотрансформатором. Максимальный ток КЗ на ошиновке АТ (считай ТКЗ на шинах) будет в зоне действия 7UT. Г.Циглер в своей книге "Цифровые дифференциальные защиты" приводит коэффициент 0,75.

Ну мы не про трансформаторы же, а про ДЗШ. На этих терминалах так же можно выполнить и защиту шин, ошиновок.
Сквозные интересны с точки зрения расчета на 10%-ю погрешность - т.е. недопущения ложного срабатывания.
А КЗ в зоне это уже другой расчет - на предельно-допустимую погрешность - т.е. что бы защиты не вернулись из-за большой погрешности ТТ и не произошел отказ. Вот тут уже можно говорить о погрешности в 50%.

Так вообще глянул в книжке этой в табличке еще приписка - "время работы без насыщения" - не совсем понимаю, это типо в начале КЗ первые 5мс действует такой коэффициент, а потом что, после 5-ой мс.

19

Re: Токовые цепи терминалов МУРЗ

Имеете ввиду 5 мс - участок идеальной трансформации?
Предполагается, что этого времени дифференциальному реле будет достаточно, что бы определить где КЗ. И если в зоне - то сработать, если вне зоны - то заблокировать от возможной излишней работы. У новых дифзащит с датчиком насыщения должны предъявляться меньшие требования к ТТ.

Кстати, в 7UT алгоритм торможения от арифметической суммы, тогда как для ДЗШ характерно торможение разностью между арифметической и геометрической суммами.

20

Re: Токовые цепи терминалов МУРЗ

Antip пишет:

Не 500 же метров контрольного кабеля будет подключаться до нового шкафа ДЗШ?

Не 500, где-то 350-400 м