21 (2015-03-24 11:59:16 отредактировано nkulesh)

Re: Плотность элегаза ВЭБ-110

sanchesss_88 пишет:

Исключить из схемы реле К2, как вы сказали, а выходные цепи ДМТЗ объединить с цепями основных защит через диод, так, как это сделано сейчас в существующей схеме. Минус такого решения - я очень хотел ДМТЗ подключить к ЭО2, так как это было бы более надежное ближнее резервирование.

Как это "выходныe цепи ДМТЗ объединить ..."? Вот этот  прямоугольник с надписью "ДМТЗ" - это что? Это контакты действия резервной защиты на отключение через 1ЭО (в схеме привода, которую я нашёл на сайте завода-изготовителя, YA1)? Тогда почему это действие не со стороны "+" питания, 01, а со стороны "-", 02? В чём смысл разделительного диода? Почему этот контакт не может быть включен параллельно контактам других защит, пусть со свои указательным реле? Непонятно. Если уж применять резервную защиту с другим физически оперативным током для ближнего резервирования, то она тоже (на всякий случай, резервная защита должна действовать на отключение через YA1, а выходные реле защиты - на отключение через YA3. Хотя это и не усилит особенно полноту резервирования, ведь в первую очередь вы резервируете потерю питания, оперативного тока. А включить газовую защиту в первый, основной комплект и второй, резервный, скорее всего, не получится. В старых газовых реле только один контакт отключающего элемента. 
Не только второе реле РБМ применить для резервной защиты, но и замыкающий контакт  его включить параллельно контактам ДМТЗ в цепи отключения через 2ЭО (YA3).
Блок-контакт  положения выключателя (SA1 C3-C4) как это показано в заводской схеме, не решает проблемы удержания реле К2 по цепи катушки РПО. Представьте, выключатель включается на повреждение, защита действует на отключение, выключатель  отключается. Дежурный  ещё держит ключ КУ в положении "Включить", реле К2 удерживается по цепи контроля цепи включения, ведь блок-контакт заменут. Да, при нормальном включении всё будет правильно, но если бы не было включений на повреждение, то и РБМ не нужно было бы ...  Тут есть  два варианта.
1. Не удалять реле К2 из схемы, а показанные на схеме контакты 99-100 включить последовательно в цепь (почему бы УЭТМ просто показать это на схеме, вместо надписи "В цепь реле положения  "Отключено"). 
2. Удалить из схемы К2, тогда никаких изменений в обычное включение катушки реле РПО параллельно цепи включения вносить не понадобится.

Присоединяюсь к сказанному  уважаемым etl-rza , выключатель при аврийном снижении плотности можно автоматически отключать или нет, но блокировать управление-обязательно. Если возможна ситуация, когда элегаз выйдет весь, т.е. избыточного давления не будет, им можно оперировать (судя по тому, что пишут в данных завода-изготовителя), отключать ток КЗ он точно не сможет. Дело не в том, что он повредится при этом, а в том, что повреждение всё равно не будет устранено. И ваше основное оборудование всё равно повредится, спасите хотя бы выключатель.
Действие сигнализации снижения плотности на ЦС через ВШ ничем не опасно, хотя обычно сигналит только первая ступень, а при аварийном снижении плотности сигнал и так будет "Обрыв цепей управления", т.к. разомкнутся цепи отключения.

За примерно 30 лет работы точно помню две аварии с потерей оперативного тока и КЗ на стороне НН трансформатора. В обоих случаях дальнее резервирование оказалось неэффективным из-за неверно выбранных уставок. В одном случае был необратимо повреждён трансформатор, списали. В другом - отгорел токопровод 10 кВ, ток прекратился. Техническая возможность для дальнего резервирования была,  думаю, есть она и в вашем случае. В МРСК тоже люди, обсудите это с ними. Можно в составе этой реконструкции предусмотреть дополнительную защиту у них на ПС, когда-то так делали в Хабаровскэнерго, применяли с ВЧБ ЭПЗ-1636 - ЭПЗ-1643 доп. блок реле БРЭ 2801, если не ошибаюсь. Ещё один комплект ДЗ, ДЗ 4-ой ступени. Ну, как-то так.
Да, вот ссылка на сайт завода-изготовителя выключателя Внешняя ссылка

22 (2015-03-24 17:17:13 отредактировано sanchesss_88)

Re: Плотность элегаза ВЭБ-110

Итак, обозначилось две проблемы: 1.Как выполнить схему блокировки ЭВ от повторного включения; 2.Как выполнить блокировку В-110 по элегазу.

nkulesh пишет:

Вот этот  прямоугольник с надписью "ДМТЗ" - это что?

ДМТЗ - это реле ДМТЗ-02 фирмы ЭЛКО-С. Грубо говоря, в него входят токовые цепи ТТ-110кВ, выходит два провода к ЭО. Внешний оперативный ток к этому реле не подключается. Защита работает автономно, конденсаторы заряжаются от тока КЗ, разряжаются на ЭО. Диод (уже установленный кем-то когда-то задолго до меня), я так полагаю, необходим для того, чтобы реле ДМТЗ при срабатывании и потере основного оперативного тока не разяжалось ни на какие другие элементы, кроме ЭО. Я показал только фрагмент схемы, к этим же шинкам +ШУ/-ШУ подключена ещё значительная часть схемы. Абсолютно никакой информации по данному реле найти не смог, это все, что я о нем знаю. При проверке опробовал эту защиту при отключенном основном оперативном токе.
http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/80000/3000/83455/thumb/p19h691ev111381gnkfsj3l6m6m1.jpg
http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/80000/3000/83455/thumb/p19h6491c6ouk17bh11pqmch1kpk1.jpg

nkulesh пишет:

Если уж применять резервную защиту с другим физически оперативным током для ближнего резервирования, то она тоже (на всякий случай, резервная защита должна действовать на отключение через YA1, а выходные реле защиты - на отключение через YA3.

Тут мне не совсем понятно. Вы имеете ввиду, что резервная защита должна на всякий случай действовать и на YA1 (ЭО1) и на YA3 (ЭО2)?

nkulesh пишет:

Не только второе реле РБМ применить для резервной защиты, но и замыкающий контакт  его включить параллельно контактам ДМТЗ в цепи отключения через 2ЭО (YA3).Блок-контакт  положения выключателя (SA1 C3-C4) как это показано в заводской схеме, не решает проблемы удержания реле К2 по цепи катушки РПО. Представьте, выключатель включается на повреждение, защита действует на отключение, выключатель  отключается. Дежурный  ещё держит ключ КУ в положении "Включить", реле К2 удерживается по цепи контроля цепи включения, ведь блок-контакт заменут. Да, при нормальном включении всё будет правильно, но если бы не было включений на повреждение, то и РБМ не нужно было бы ...  Тут есть  два варианта. 1. Не удалять реле К2 из схемы, а показанные на схеме контакты 99-100 включить последовательно в цепь (почему бы УЭТМ просто показать это на схеме, вместо надписи "В цепь реле положения  "Отключено").  2. Удалить из схемы К2, тогда никаких изменений в обычное включение катушки реле РПО параллельно цепи включения вносить не понадобится.

Теперь попытка решения проблемы №1:
Позвонил я вчера на УЭТМ, меня соединили с проектировщиком привода ППрК. Я ему объяснил суть проблемы. Он меня быстро понял и сообщил:
1. На более старых приводах устанавливается реле К2 на напряжение 110 В, в результате чего действительно существует возможность удержания катушки К2 через катушку РПО.
2. На более новых приводах (примерно с 2007 г.) устанавливается реле К2 на напряжение 48 В, в результате чего ток, протекающий через цепь РПО - резисторы - К2, является недостаточным для удержания катушки К2, поэтому дополнительных решений в данном случае не требуется.

Сегодня залез в ящик с новым выключателем и понял, что нам не повезло. Наш ВЭБ 2007 года имеет реле К2 на 110 В smile.
Однако тот же проектировщик УЭТМ сообщил, что решением данной проблемы является включение последовательно с катушкой РПО блок-контакта SA1 (C3-C4), выслал схему (в нашем устаревшем руководстве по эксп. это отсутствует).

Вот, что получилось:
http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/80000/3000/83455/thumb/p19h6574309501f21fop6abba81.jpg

Рассмотрел возможные варианты работы схемы:

1. Включение В-110 без возникновения КЗ. SA1 (C3-C4) разрывает цепь РПО - К2, катушка К2 не удерживается, как вы и отметили.
2. Включение В-110 на короткое с последующим срабатыванием основных защит. В данном случае повторное включение от ключа управления блокирует реле РБМ.
3. Включение В-110 на короткое с последующим срабатыванием ДМТЗ. В данном случае повторное включение от ключа управления блокирует либо реле К2 (например, при обрыве цепей основных защит) либо РБМ (если оно таки сработало, а ЭО1 не отключил выключатель).

Учитывая, что контакты SA1 (C1-C2) и SA1 (C3-C4) имеют общую подвижную замыкающую пластинку, на мой взгляд исключатеся включение К2 через катушку РПО.
nkulesh, большая просьба проанализировать схему, так как по неопытности я могу что-то недогонять ))).

nkulesh пишет:

Присоединяюсь к сказанному  уважаемым etl-rza , выключатель при аврийном снижении плотности можно автоматически отключать или нет, но блокировать управление-обязательно. Если возможна ситуация, когда элегаз выйдет весь, т.е. избыточного давления не будет, им можно оперировать (судя по тому, что пишут в данных завода-изготовителя), отключать ток КЗ он точно не сможет. Дело не в том, что он повредится при этом, а в том, что повреждение всё равно не будет устранено. И ваше основное оборудование всё равно повредится, спасите хотя бы выключатель.

Сдаюсь, убедили! smile Попробую этот вопрос сдвинуть с мертвой точки. Блокировку выключателя по электромагнитам разрисую для обсуждения чуть позже. Пока хотелось бы окончательно решить хотя бы вопрос с блкировкой от повторного включения.

P.S. В любом случае, всем, учавствующим огромное спасибо за помощь!

23 (2015-03-25 10:39:03 отредактировано nkulesh)

Re: Плотность элегаза ВЭБ-110

Теперь схема выглядит правильнее, да. А зачем в этом  реле на ЧЭАЗовском цоколе навешен диод? В цепи заряда от +ШУ, -ШУ? Цепи этого выпрямленного оперативного  напряжения и батареи не развязаны гальванически? Т.е. при наличии оперативного тока он постоянно подзаряжает устройство? Или у него есть ещё вход от цепей напряжения, а внутри, таким образом - БПК? Просто я смотрю, светодиоды светятся, значит, питание есть. А в его описагии что-нибудь написано о необходимости защиты контактов, ну есть же у него выходное реле внутри? Защита срабатывает, замыкает цепь на ЭО, а если блок-контакт выключателя не разомкнётся до возврата этого реле? Оно своими контактами разорвёт ток отключения? Или ток отключения прервётся сам собой из-за того, что разрядится конденсатор (предварительно заряженная ёмкость)?
Как-то несолидно это выглядит для резервной защиты тансформатора, да ещё в отсутствии дальнего резервирования. А те два релейщика, что видны ЗА реле, что думают по этому поводу?
Теперь о главном. В Свердловске вас ввели в заблуждение, мне кажется. Попробуйте проанализировать сами работу схемы в случае включения выключателя на КЗ с последующим его отключением. Да, многократных включений не будет, но и включить отключившийся включатель возможно только после снятия оперативного тока со схемы. Иначе К2 не вернётся. Зачем завод-изготовитель копирует стандартные по МЭК решения, мне непонятно. Возможно, рассчитывают на экспорт. Но с этим надо что-то делать, если вы сохраняете традиционную схему управления. Решения, если подробно, три:
1. В схеме с РБМ исключить К2 (или под иным обозначением реле блокировки от многокрытных включений, "antipumping relay"). Мы в бытность мою в наладке ГЭМ поступали именно так. Главный довод за такое решение - указанную блокировку и так отлично выполняет РБМ.
2. Оставить К2 (или иное "antipumping relay") в схеме, но использовать ещё одну цепь для питания его подхвата через КУ, отдельную от цепи РПО. Т.е. РПО и КУ включены, как в вашей схеме, но реле К2 со стороны "+" 01 получает питания через другой контакт КУ и другую жилу кабеля. Так мы сделали всего однажды, не уверен, что это хорошее решение, хотя и работоспособное. Но - это было выполнено ещё на стадии проектирования, заложили и контакт КУ, и отдельную цепь в кабеле. Просто другого, более простого решения мы тогда не увидели, да и не хотели "курочить" схему дорогого буржуйского КРУЭ 500 кВ, первого на тот момент в России (2004 г.)
3. Ничего не менять в схеме этого привода, но последовательно в катушкой РПО включить контакт самого К2, как это обозначено на последней схеме привода. Если такого контакта на самом деле нет - и варианта этого нет.

24

Re: Плотность элегаза ВЭБ-110

nkulesh пишет:

1. В схеме с РБМ исключить К2 (или под иным обозначением реле блокировки от многокрытных включений, "antipumping relay"). Мы в бытность мою в наладке ГЭМ поступали именно так. Главный довод за такое решение - указанную блокировку и так отлично выполняет РБМ.

Не совсем отличное предложение по варианту 1. Может возникнуть ситуация, когда выключатель при включении не встанет на "защелку". Тока через ЭМО нет, KBS не работает, выключатель "пульсирует" от воздействия на ЭМВ.

25

Re: Плотность элегаза ВЭБ-110

nkulesh пишет:

А зачем в этом  реле на ЧЭАЗовском цоколе навешен диод? В цепи заряда от +ШУ, -ШУ? Цепи этого выпрямленного оперативного  напряжения и батареи не развязаны гальванически? Т.е. при наличии оперативного тока он постоянно подзаряжает устройство? Или у него есть ещё вход от цепей напряжения, а внутри, таким образом - БПК? Просто я смотрю, светодиоды светятся, значит, питание есть. А в его описагии что-нибудь написано о необходимости защиты контактов, ну есть же у него выходное реле внутри? Защита срабатывает, замыкает цепь на ЭО, а если блок-контакт выключателя не разомкнётся до возврата этого реле? Оно своими контактами разорвёт ток отключения? Или ток отключения прервётся сам собой из-за того, что разрядится конденсатор (предварительно заряженная ёмкость)?

Описания на это реле нет, внутренней схемы нет. В интернете информации нет. Изготовитель неизвестен. На данном форуме по такому реле ещё до меня вопрос задавали, как и я позже. Ответов нет. Вот действующая схема:
http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/80000/3500/83502/thumb/p19h8p07ksaljngeu1h4ef19up1.jpg

А вот примерная схема внутренних соединений, которую я нарисовал "наглазок" при проверке РЗА тр-ров:
http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/80000/3500/83502/thumb/p19h8phijl36o10vlmbush2scg1.jpg

По моим экспериментам внешний оперативный ток не заряжает реле ДМТЗ. При отключении тр-ра все диоды гаснут. При подаче тока на ТТ-110 загорается диод "включено", затем диод "готов". При увеличении тока до уставки загораются диоды "срабатывание", "Т1", "Т2"; реле срабатывает. При подаче на ТТ сразу тока срабатывания готовность реле достигается за 0,35 сек. Промежуточные реле внутри ДМТЗ это РП-21. Реле имеет регулировку тока рсабатывания, время срабатывания Т-1 и время срабатывания Т2.
Эта схема сделана путем визуального осмотра, по факту она не соответствует действующей принципиальной схеме, то есть ток отключения ДМТЗ не протекает через катушку РБМ.

Всё...
Слава Богу, на реле К2 в приводе есть два дополнительных переключающих контакта, хотя на схеме они не указаны, провода на клеммник не выведены. Окончательную схему с блокировкой электромагнитов обрисую чуть позже, надо срочно ехать ))).

26

Re: Плотность элегаза ВЭБ-110

Antip пишет:

Не совсем отличное предложение по варианту 1. Может возникнуть ситуация, когда выключатель при включении не встанет на "защелку". Тока через ЭМО нет, KBS не работает, выключатель "пульсирует" от воздействия на ЭМВ.

Да, если защита не работает, а привод по какой-то причине не встаёт на защёлку и вновь отключается, то должно быть "прыгание".  У меня на памяти всего один такой случай (подгорели главные контакты КП, почистили, отполировали - всё прошло), но вот "прыгания" этого МКП-110 с приводом ШПЭ я не помню.
Для пружинных приводов однократность не особенная и проблема - время  заводки всегда больше того времени, которое  дежурный держит КУ в положении "Включить", однократность АПВ обеспечивается его схемой. Не задумывался об этом раньше ... Цепи срабатывания РБМ нет, по цепи удерживающей обмоки реле не срабатывает ...  А как же типовые "советские" решения, тысячи выключателей? Что предотвращало "прыгание" , тогда-то привода были в основном были электромагнитные и воздушные?

27

Re: Плотность элегаза ВЭБ-110

Тогда и схемы управления самих выключателей не были столь разнообразны, обходились типовой панелью ЭСП автоматики управления. Но, как известно, даже на солнце есть "пятна". Решений с KBS других нет. Хотя, Вы сами подтвердили редкость случая с защелкой. Учитывая простоту и дешевизну решения, в те времена с той системой обслуживания схема успешно эксплуатировалась.

28

Re: Плотность элегаза ВЭБ-110

nkulesh пишет:

Да, если защита не работает, а привод по какой-то причине не встаёт на защёлку и вновь отключается, то должно быть "прыгание".

Поэтому нужно использовать заводскую блокировку от прыганий, но при этом чтоб исключить подхват К2-РПО последовательно с РПО включать НЗ блок-контакт выключателя+НЗ контакт К2.
А реле РБМ использовать только для подхвата отключающего импульса (токовая катушка+НО контакт).

29 (2015-03-27 13:27:05 отредактировано sanchesss_88)

Re: Плотность элегаза ВЭБ-110

Итак. Позвонил в МРСК, объяснил о нашем желании заиметь дальнее резервирование. На что был получен ответ: Решайте сами, но обойдется это в круглую сумму. Письмо с описанием всех наших проблем и просьбой организовать дальнее резервирование мы конечно по решению моего руководства отправим. Какой будет итог, узнаем потом. А ещё в МРСК точно такая же проблема, ДР отсутствует, выключатели они блокируют, и на какое-то время трансформаторы остаются без защит, а принципиальное решение по этому вопросу до сих пор не принято.
В любом случае, пока я должен выполнить схему с учетом отсутствия ДР.

Вот, что получается:

1. По блокировке от повторного включения: последовательно с катушкой РПО включаем НЗ контакт выключателя и НЗ контакт реле К2. Обе блокировки остаются в полном объеме, и РБМ и К2.

etl-rza пишет:

А реле РБМ использовать только для подхвата отключающего импульса (токовая катушка+НО контакт).

Тут вопрос к etl-rza: обязательно ли отключать блокировку РБМ? У меня уже голова не соображает))...

2. По защите от снижения плотности элегаза: несмотря на то, что и ФСК и МРСК не отключают ВЭБы с утечкой элегаза, я все таки решил оставить в схеме возможность перейти на такой режим с помощью накладки (накладку уже поставил, панельку под неё мне специально изготавливали, жалко убирать smile ). Но в работу буду включать однозначно режим работы на сигнал с блокировкой.

3. По блокировке выключателя в режиме "на сигнал с блокировкой": я предлагаю такое решение - блокировать ЭВ и ЭО1 с помощью одного контакта реле РПЭ1, установленного со стороны "- 220". При этом ЭО2, к которому подключена резервная ДМТЗ, останется в работе.
Что это дает: при блокировке В-110 по элегазу и одновременном возникновении КЗ в трансформаторе не сработают мгновенные основные защиты, но запустится ДМТЗ (выдержка 3 сек). В результате будет 3 секунды для того, чтобы подействовали защиты ВЛ-110кВ, например при повреждении первичной обмотки трансформатора или вводов. И только, если защиты ВЛ все таки оказались нечувствительными к возникшему КЗ (со стороны 6-10кВ), через 3 секунды ДМТЗ принудительно отключит ВЭБ-110. После чего он, либо отключает КЗ, если ещё не потерял коммутационную способность, либо взрывается и вызывает срабатывание защит ВЛ. Так сохранятеся возможность уберечь трансформатор ценой выключателя.

4. По блокировке выключателя в режиме "автоматическое отключение с последующей блокировкой": параллельно с реле РПЭ2 (РП-23) предлагаю установить реле РПЭ22 (РП-251). При срабатывании защиты РПЭ2 (РП-23) без выдержки времени подает сигнал на отключение вводов 6/10 кВ, а также блокирует последующее включение В-110 от ключа управления. А реле РПЭ22 (РП-251) с максимально возможной выдержкой времени включатает выходные реле защит от внутренних повреждений, что вызывает отключение В-110. При этом ЭО1 и ЭО2 не блокируются вообще. Что это дает: возможность отключить В-110 без нагрузки, то есть облегчить его работу.

Вот результат:

Post's attachments

Принципиальная схема 6.jpg 376.25 Кб, 1 скачиваний с 2015-03-27 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

30

Re: Плотность элегаза ВЭБ-110

sanchesss_88 пишет:

Вот результат:

1. Уберите напряженческую катушку РБМ и НЗ, НО контакты в цепи включения.
2. По элегазу я бы сделал так:  2ст. SD1.2, SD2.2  действуют без накладки на РПЭ1, которое блокирует управление ЭВ+ЭО1 а также ЭО2, и выдает сигнал дежурному "Блокировка управления по SF6";
                                                1ст.  SD1.2 SD2.2 действуют через накладку на РПЭ21, котрое действует или на отключение выключателя ЭО1 (РУ не забудьте), или на сигнал,  блокировать КУ не нужно.