1

Тема: Уставка ЛЗШ по току

Здравствуйте.
Нигде не могу найти четких рекомендаций по расчету уставок ЛЗШ по току на вводе и СВ.
Подскажите как ее нужно рассчитывать?
Отстраивать от тока максимальных нагрузок? Тогда получается уставка ЛЗШ будет такая же как и МТЗ ввода(СВ)..
Или отстроить от тока уставки МТЗ ввода(СВ) через коэффициент 1,2?

2

Re: Уставка ЛЗШ по току

fanatik_fs пишет:

Здравствуйте.
Нигде не могу найти четких рекомендаций по расчету уставок ЛЗШ по току на вводе и СВ.
Подскажите как ее нужно рассчитывать?
Отстраивать от тока максимальных нагрузок? Тогда получается уставка ЛЗШ будет такая же как и МТЗ ввода(СВ)..
Или отстроить от тока уставки МТЗ ввода(СВ) через коэффициент 1,2?

А зачем вам иметь отдельную уставку по току. ЛЗШ на вводе пускается от МТЗ ввода и в случае отсутствия блокировки от отходящих линий отключает ввод с временем - 0,1 с.

3

Re: Уставка ЛЗШ по току

Я, если позволяют терминалы, рассчитываю отдельную токовую уставку ЛЗШ не совмещённую с МТЗ ввода. Уставку выбираю исходя из чувствительности при КЗ на шинах (принимаю Кч = 1,5...2,0). Связано это с тем, чтобы при КЗ в сети данная ЛЗШ пускалась как можно реже. В этом случае уставка ЛЗШ получается одинаковой на секционном и вводном выключателе.
Ступени МТЗ отходящих присоединений и СВ, которые разрешают/запрещают срабатывание ЛЗШ должны быть согласованы по току c токовым органом ЛЗШ.
Обычно на секционном выключателе(вводном) получается следующий набор защит:
1 ст. - ЛЗШ
2 ст. - Отсечка с выдержкой времени, согласованная с отсечками отходящих присоединений(СВ)
3 ст. - МТЗ отстроенная от токов нагрузки и согласованная с МТЗ отходящих присоединений(СВ) с учётом нагрузки.

4

Re: Уставка ЛЗШ по току

"Связано это с тем, чтобы при КЗ в сети данная ЛЗШ пускалась как можно реже."

Объясните пожалуйста чем это объясняется?

5 (2015-04-10 08:45:20 отредактировано tca)

Re: Уставка ЛЗШ по току

Илья Иванов, уставка по току отдельной ЛЗШ, выбранной по условию чувствительности при КЗ на шинах, получается обычно выше чем МТЗ, отстроенной от максимальных токов нагрузки.
Пример из жизни:
- на вводе:
   ЛЗШ: Iсз = 3300 А
   МТЗ: Iсз = 1700 А

- на секционном выключателе:
   ЛЗШ: Iсз = 3300 А
   МТЗ: Iсз = 1100 А

6

Re: Уставка ЛЗШ по току

tca пишет:

Илья Иванов, уставка по току отдельной ЛЗШ, выбранной по условию чувствительности при КЗ на шинах, получается обычно выше чем МТЗ, отстроенной от максимальных токов нагрузки.
Пример из жизни:
- на вводе:
   ЛЗШ: Iсз = 3300 А
   МТЗ: Iсз = 1700 А

- на секционном выключателе:
   ЛЗШ: Iсз = 3300 А
   МТЗ: Iсз = 1100 А


При КЗ на шинах пустятся обе степени (ЛЗШ и МТЗ) зачем тогда вводить еще одну ступень ЛЗШ если МТЗ и так достаточно.

7

Re: Уставка ЛЗШ по току

Илья Иванов пишет:

При КЗ на шинах пустятся обе степени (ЛЗШ и МТЗ) зачем тогда вводить еще одну ступень ЛЗШ если МТЗ и так достаточно.

Вероятно, дело в боязни получить ложняк при удаленном КЗ?

8

Re: Уставка ЛЗШ по току

retriever пишет:

Вероятно, дело в боязни получить ложняк при удаленном КЗ?

Так если мы выбрали уставки ЛЗШ согласно уставки МТЗ ВВ и МТЗ СВ, которые согласованы с МТЗ линий, то линия то тем более почувствует это КЗ и заблокирует ЛЗШ

РОССИЯ, Новосибирск, www.i-mt.net, тех. поддержка 8-800-555-25-11

9 (2015-04-11 00:46:58 отредактировано nkulesh)

Re: Уставка ЛЗШ по току

Мне кажется, что стОит иметь уставку токового органа ЛЗШ выше, чем у МТЗ, ещё и для отстройки от броска тока намагничивания. На ГЭС, SPAC 800 (давно было, 2003 г. примерно), в КРУ  СН 6 кВ на секции несколько линий, в конце каждой - ТП, один трансформатор. При восстановлении питания секции КРУ и целиком КРУ (отключили рабочий ввод со стороны питания, включился секционный при проверке АВР - токовое реле на СВ с уставкой Iсз МТЗ сработает обязательно - из-за броска тока намагничивания включаемых одновременно ТП,на отходящих линиях - может быть, и не на каждой, всё-таки бросок тока намагничивания - во многом случайная величина, зависит от  момента включения, момента отключения. При опробовании АВР были случаи срабатывания ЛЗШ. Мы решили проблему замедлением ЛЗШ, не желая снижать уставку МТЗ. 
Отключение питания со стороны рабочего ввода в данном случае - не оперативное отключение выключателя ввода, а отключения питающей ввод линии в другом, "главном" КРУ СН. Для схемы АВР секции, потерявшей питание, есть все условия для работы, она отключает ввод и включает СВ.

10

Re: Уставка ЛЗШ по току

при броске тока намагничивания мтз отходящих линий пустятся и заблокируют лзш на св и вв своей секции, если разговор об авр и у Вас пустилась мтз св, то она должна была заблокировать лзш ВВ, не потерявшего питание

11

Re: Уставка ЛЗШ по току

Насколько я понимаю, бросок намагничивающего тока - вещь довольно случайная. Зависит от предшествующего момента отключения, остаточного потока в стержнях трансформатора, момента включения. Т.е. ток этот  может быть большим, 5-7 In трансформатора, а может быть и нет. И если хотя бы на одной из отходящих линий  орган I> (I>>), используемый как реле тока ЛЗШ, не сработает, то ЛЗШ в целом может сработать ложно. МТЗ секционноговыключателя  или МТЗ  ввода на недействие  от суммы токов намагничивания линий не проверяют - у них большая выдержка времени, за это время бросок тока намагничивания затухнет.  Поэтому два варианта - обсуждаемый:  применить другое реле тока, с существенно большим током срабатывания, отстроенным от суммы токов намагничивания трансформаторов, питающиеся от шин, и другой:  ввести задержку срабатывания ЛЗШ на время порядка 0,1-0,15 с. Защита шин с выдержкой времени ... как-то не очень, согласитесь. Хотя при наличии ЗДЗ, наверное, ни один инспектор не придерётся.
Это же соображение (отстройка от суммы токов намагничивания) следует учитывать, выбирая время действия МТЗ ввода или секционного выключателя по цепи ускорения при включении.

12

Re: Уставка ЛЗШ по току

nkulesh пишет:

Насколько я понимаю, бросок намагничивающего тока - вещь довольно случайная. Зависит от предшествующего момента отключения, остаточного потока в стержнях трансформатора, момента включения. Т.е. ток этот  может быть большим, 5-7 In трансформатора, а может быть и нет

Позвольте не согласиться, от этих вещей бросок тока намагничивания зависит, но не так кардинально, как от мощности трансформатора, в Дифференциальной защите Циглера есть график зависимости (прикреплен)

nkulesh пишет:

Поэтому два варианта - обсуждаемый:  применить другое реле тока, с существенно большим током срабатывания, отстроенным от суммы токов намагничивания трансформаторов

Все же, если реле, т.е. терминал позволяет, можно использовать блокировку по току второй гармоники от этого самого БТН (уставка порядка 15%, лучше, конечно посмотреть реальную составляющую по осциллограмме)

nkulesh пишет:

питающиеся от шин, и другой:  ввести задержку срабатывания ЛЗШ на время порядка 0,1-0,15 с. Защита шин с выдержкой времени ... как-то не очень, согласитесь.

У ЛЗШ, насколько мне известно, уставка по времени 0,2сек., иначе можно словить тот самый ложняк, здесь уж извините, хотите полноценную защиту шин, надо раскошелится на ДЗШ, а это так, суррогат.

Вообще согласен с tca, 3 ступени необходимо, селективная отсечка, МТЗ и ЛЗШ, если блокировка ЛЗШ сработает ложно, то секция, по крайней мере, отключится по селективной отсечке.

Post's attachments

image.jpg 792.25 Кб, 3 скачиваний с 2015-04-11 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.
Everything should be made as simple as possible, but not simpler.

13

Re: Уставка ЛЗШ по току

Уставку для ввода ставим по условию требуемого коэффициента чувствительности при минимальном двухфазном КЗ на шинах.
Для СВ ниже уставки ввода на коэффициент отстройки (Котстр >=(1+погрешность тт) *(1+погрешность реле))
Для отходящих линий ниже уставки СВ на а коэффициент отстройки.
И будет вам счастье.

Пример: I2мин=2500А, кл.ТТ-10P, погрешность реле (терминала) 5%.
Требуемый Кч=1,5.
Iмтз(лзш) ввода =< 2500/1,5=1666.6(6) принимаем: 1660А (в зависимости от возможности установки уставок на реле (терминале))
Котст = (1+0,1)*(1+0,05)=1,155 принимаем: 1,2
Iмтз(лзш) СВ=< 1660/1,2= 1383,3(3) принимаем: 1380А
Iмтз(лзш) отход.линий =<1380/1,2= 1150А

А страх частых пусков мтз, основан на опыте применения электромеханики на специфических нагрузках:
например дуговых печах - за 1год контактная система реле РТ-40, при нагрузке 1 статическое реле времени, приходит в негодность. около 100 пусков в минуту при режиме работы 24часа в сутки 365 дней в году.