1

Тема: Времятоковые характеристики МТЗ

Доброго времени суток, коллеги!
Возник вот такой вопрос.
Чем необходимо руководствоваться при выборе типа характеристики МТЗ (независимая или зависимая) для конкретного присоединения, СВ, ввода? Существуют ли какие-нибудь требования, указания на данный счет?

2

Re: Времятоковые характеристики МТЗ

Раньше там где можно обойтись без зависимых характеристик делали без них, дешевле и проще поставить простое реле времени. Сейчас везде ставят микропроцессорные терминалы защиты, в которых хоть каждую ступень можно настроить с зависимой характеристикой.

Зависимая характеристика лучше в том плане, что быстрее отключаются КЗ чем ближе к источнику питания, да и для нагрузки которая имеет приличные пусковые токи без зависимой характеристики никак. На ВВ и СВ зависимую характеристику ставят как в виде защиты от превышения мощности потребителем.

РОССИЯ, Новосибирск, www.i-mt.net, тех. поддержка 8-800-555-25-11

3

Re: Времятоковые характеристики МТЗ

Ахметов Павел МТ пишет:

что быстрее отключаются КЗ чем ближе к источнику питания,

Не быстрее, чем с независимой характеристикой. Независимые части зависимых характеристик тоже нужно согласовывать между собой и ступени селективности добавляются, как ни крути.

Ахметов Павел МТ пишет:

для нагрузки которая имеет приличные пусковые токи без зависимой характеристики никак

Запросто всё получается и со ступенчатой характеристикой.

4

Re: Времятоковые характеристики МТЗ

Ахметов Павел МТ пишет:

На ВВ и СВ зависимую характеристику ставят как в виде защиты от превышения мощности потребителем.

Как действует защита от превышения мощности потребителем на вводе или СВ? На сигнал или на отключение?
Почему у этой защиты должна быть времятокозависимая характеристика?

5

Re: Времятоковые характеристики МТЗ

Anton_nn пишет:

Чем необходимо руководствоваться при выборе типа характеристики МТЗ (независимая или зависимая) для конкретного присоединения, СВ, ввода?

Первое, что приходит в голову: зависимые характеристики нужно применять, когда необходимо согласование с предохранителями или РТ-80.
Второе: для высоковольтных двигателей - можно подобрать кривую, близкую к кривой нагрузочной способности двигателя.

6

Re: Времятоковые характеристики МТЗ

Большое спасибо за ответы. Хотелось бы продолжить и далее эту тему.

Сейчас везде ставят микропроцессорные терминалы защиты, в которых хоть каждую ступень можно настроить с зависимой характеристикой.
Собственно я и хотел рассмотреть случаи с микропроцессорными терминалами защит.

На ВВ и СВ зависимую характеристику ставят как в виде защиты от превышения мощности потребителем.
Честно говоря, ни разу не встречал в своей практике. В каких сетях применяют? Как работает?

Первое, что приходит в голову: зависимые характеристики нужно применять, когда необходимо согласование с предохранителями или РТ-80.
Случай очень хорошо рассматривается в книге Шабада. Только не понятны следующие  моменты:
- если предохранителей или защит с зависимыми характеристиками нет то спокойно берем независимую характеристику?
- если нет данных (или они ограничены) о наличии защитных аппаратах или же о типах их защит, то на что ориентироваться (зав./незав.)?

7

Re: Времятоковые характеристики МТЗ

Sergei Shumkov пишет:

Второе: для высоковольтных двигателей - можно подобрать кривую, близкую к кривой нагрузочной способности двигателя.

Для защиты двигателей МТЗ не используется

ТО или диффзащита

ТО = 1,6-1,8 х I пуск, т.е. 10-13 номиналов двигателя

8

Re: Времятоковые характеристики МТЗ

Anton_nn пишет:

- если предохранителей или защит с зависимыми характеристиками нет то спокойно берем независимую характеристику?

Так точно.

Возможность использования зависимой характеристики можно рассматривать только на очень длинных линиях - где перепад токов в начале и конце линии составляют 2 и более раз. При меньших значениях - никакой эффективности решение не несет.

Anton_nn пишет:

- если нет данных (или они ограничены) о наличии защитных аппаратах или же о типах их защит, то на что ориентироваться (зав./незав.)?

Искать данные. Найти:
1. Тип устройства РЗА или предохранителя
2. Уставка тока срабатывания
3. Время срабатывания. При зависимой характеристике - тип характеристики

9

Re: Времятоковые характеристики МТЗ

Anton_nn пишет:

Сейчас везде ставят микропроцессорные терминалы защиты, в которых хоть каждую ступень можно настроить с зависимой характеристикой.
Собственно я и хотел рассмотреть случаи с микропроцессорными терминалами защит.

Это делают не с позиции что зависимые характеристики более совершенные и их нужно использовать везде, а потому что большой проблемы реализовать их в терминале нет, ну и еще чтобы удовлетворить данному стандарту - http://vsegost.com/Catalog/58/58196.shtml , где то для какой то аттестации он вроде бы требуется ICQ/ab:)

Anton_nn пишет:

На ВВ и СВ зависимую характеристику ставят как в виде защиты от превышения мощности потребителем.
Честно говоря, ни разу не встречал в своей практике. В каких сетях применяют? Как работает?

Написал из личного опыта) встречал такое задание на проект от одной сетевой организации, которая боролась со злостными неплательщиками.. при превышении определенного уровня тока за определенное время (уставку рассчитывали потерьщики, как именно не в курсе) отрубался определенный фидер, если потребление продолжалось, то отрубался следующий.. проблема данной защиты в том, что выдержка времени должна идти на 10ки минут и еще нужно чтобы писались осциллограммы (хотя бы начало и конец), чтобы потом сети в суде могли подтвердить что отключили не просто так ICQ/ad;)

Anton_nn пишет:

Первое, что приходит в голову: зависимые характеристики нужно применять, когда необходимо согласование с предохранителями или РТ-80.

Волшебник пишет:

Для защиты двигателей МТЗ не используется

Вот как раз зависимые характеристики для МТЗ и используются (для отсечек не вариант) и используются именно для того чтобы ускорить работу защиты при выходе оборудования из нормального режима работы, поэтому часто используют для движков МТЗ с зависимой выдержкой времени (а лучше даже с интегрально зависимой и чтобы еще ток обратной последовательности учитывался с большим весовым коэффициентом относительно прямой), диф защиту на движки точно ставят от 4 МВА (по ПУЭ), если ниже то могут и не поставить ICQ/ab:)

РОССИЯ, Новосибирск, www.i-mt.net, тех. поддержка 8-800-555-25-11

10

Re: Времятоковые характеристики МТЗ

Волшебник пишет:

Для защиты двигателей МТЗ не используется

Спасибо, что поправили, коллега.
Да, на электродвигателях должна предусматриваться защита от многофазных замыканий (токовая отсечка или продольная дифференциальная токовая защита) и защита от токов перегрузки.
Защиту от перегрузки следует предусматривать с зависимой или независимой от тока выдержкой времени, отстроенной от длительности пуска электродвигателя в нормальных условиях и самозапуска после действия АВР и АПВ.
При решении вопроса об установке РЗ от перегрузки и характере ее действия руководствуются условиями работы электродвигателя, имея в виду возможность устойчивой перегрузки его приводного механизма.

Под МТЗ я по привычке имел ввиду ступень токовой защиты 50/51 Сепама. В Сепамах все 4 ступени называются МТЗ (Phase overcurrent) хоть МТЗ на них выставляешь, хоть отсечку, хоть перегруз.

11

Re: Времятоковые характеристики МТЗ

Цитата Волшебник:
"Возможность использования зависимой характеристики можно рассматривать только на очень длинных линиях - где перепад токов в начале и конце линии составляют 2 и более раз. При меньших значениях - никакой эффективности решение не несет"

Скажите, а это из личного опыта, или есть какие-то методические указания на этот счет?

12

Re: Времятоковые характеристики МТЗ

Волшебник пишет:

ТО или диффзащита

И защита от перегрузки.

Sergei Shumkov пишет:

В Сепамах все 4 ступени называются МТЗ (Phase overcurrent) хоть МТЗ на них выставляешь, хоть отсечку, хоть перегруз.

Вопросы терминологии...

13

Re: Времятоковые характеристики МТЗ

Ахметов Павел МТ пишет:

Поэтому часто используют для движков МТЗ с зависимой выдержкой времени (а лучше даже с интегрально зависимой и чтобы еще ток обратной последовательности учитывался с большим весовым коэффициентом относительно прямой)

Защита от КЗ в обмотках двигателя? Ну ну

Ахметов Павел МТ пишет:

Диф защиту на движки точно ставят от 4 МВА (по ПУЭ), если ниже то могут и не поставить

От 2 МВА

4 МВА - это Вы спутали с трансформаторами.

Anton_nn пишет:

Скажите, а это из личного опыта, или есть какие-то методические указания на этот счет?

Указаний нет. Только здравый смысл

14

Re: Времятоковые характеристики МТЗ

Волшебник пишет:

МТЗ с зависимой выдержкой времени (а лучше даже с интегрально зависимой и чтобы еще ток обратной последовательности учитывался с большим весовым коэффициентом относительно прямой)
Защита от КЗ в обмотках двигателя? Ну ну

Ну как раз то для защиты обмотки от межвитковых замыканий такая защита и используется.. Вам наверное не понравилось что я ее именно как МТЗ назвал, а не как защиту от перегрузки, просто особенности терминологии, как уже писал коллега SVG ICQ/ab:)

Волшебник пишет:

От 2 МВА
4 МВА - это Вы спутали с трансформаторами.

да, с цифрой 4 чет запамятовал.. но вот что говорит ПУЭ:
"Продольная дифференциальная токовая защита - для электродвигателей мощностью 5 МВт и более" - http://almih.narod.ru/lib-en/pue/_a-f-c-f.html
"Продольная дифференциальная токовая защита без выдержки времени на трансформаторах мощностью 6,3 МВ·А и более, на шунтирующих реакторах 500 кВ, а также на трансформаторах мощностью 4 МВ·А при параллельной работе последних с целью селективного отключения поврежденного трансформатора." - http://almih.narod.ru/lib-en/pue/_a-d-b-d.html

РОССИЯ, Новосибирск, www.i-mt.net, тех. поддержка 8-800-555-25-11

15

Re: Времятоковые характеристики МТЗ

Волшебник пишет:
"Указаний нет. Только здравый смысл"
Хорошо когда он есть :-)

Волшебник пишет:
"Возможность использования зависимой характеристики можно рассматривать только на очень длинных линиях - где перепад токов в начале и конце линии составляют 2 и более раз. При меньших значениях - никакой эффективности решение не несет"
Извиняюсь за въедливость, а почему именно в 2 раза?

16

Re: Времятоковые характеристики МТЗ

Ахметов Павел МТ пишет:

Ну как раз то для защиты обмотки от межвитковых замыканий такая защита и используется.. Вам наверное не понравилось что я ее именно как МТЗ назвал, а не как защиту от перегрузки, просто особенности терминологии, как уже писал коллега SVG

Смешались в кучу - кони, люди (с)

Сергей имел ввиду что ступени простой токовой защиты ANSI 51 использовать можно и для перегрузки, и для МТЗ, и для пуска ЗДЗ и т.д. Функция (принцип) защиты одинакова, но расчет уставок разный в зависимости от применения

С учетом фраз

Ахметов Павел МТ пишет:

от межвитковых замыканий такая защита и используется..

Ахметов Павел МТ пишет:

чтобы еще ток обратной последовательности учитывался

получается что , то о чем Вы ведете речь - это ANSI 46 - Максимальная токовая защита обратной последовательности. На двигателях в силу большого сопротивления обратной последовательности, эта защита довольна эффективна

На это совершенно другая функция, и к МТЗ никакого отношения не имеет при любой терминологии

Впрочем завязываю споры
Вагонные споры - последнее дело (с)

17

Re: Времятоковые характеристики МТЗ

Волшебник пишет:

Вагонные споры - последнее дело (с)

Это когда больше нечего пить

18

Re: Времятоковые характеристики МТЗ

Или такой вариант - И каши из них не сварить.

19

Re: Времятоковые характеристики МТЗ

SVG пишет:

Это когда больше нечего пить

)))))

Наказанием за гражданскую пассивность является власть злодеев /ПЛАТОН/

20

Re: Времятоковые характеристики МТЗ

uz8tve пишет:

Или такой вариант - И каши из них не сварить.

Это отцензуренный вариант для пластинки ICQ/ad;)