1

Тема: Сработала ТО

Доброго времени суток. Отключился отходящий фидер 6кВ по ТО и зам. на землю. КЗ в "перчатке" при переходе КЛ в ВЛ на опоре. Длинна кабеля до опоры примерно 100-150 метров по эстакаде. Всё бы ничего, но в результате произошла посадка напряжения на СШ-6кВ к которой подключён данный фидер. Данный фидер не совсем ответственный, а вот два других, запитанных с данной СШ-6кВ ответственные. От этих двух фидеров работает важное технологическое оборудование. В результате посадки отключились вспомогательные механизмы: маслонасосы, вентиляторы охлаждения и т.д. Один фидер имеет протяжённость более 2 км. кабелем, второй около 1 км до ТП 6/0,4кВ. S=16МВА питающего трансформатора 110/6кВ, есть реактор перед СШ-6кВ. Никакой двигательной нагрузки на СШ-6кВ нет. Вопрос таков: не уж то такое близкое КЗ может вызвать такую глубокую посадку напряжения: ниже 45В по вторичке.

2

Re: Сработала ТО

Элементарно, Ватсон!
Даже при отсутствии осциллограмм подтверждается расчетом. Место КЗ определено, хотя бы приблизительно? Расчет выполняется без проблем.

3

Re: Сработала ТО

Эта два ответственные фидеры также отключились по ЗМН? Или просто цепочки управления по 0,4 кВ развалились от провала напряжения?

4 (2015-06-05 04:52:55 отредактировано GRadFar)

Re: Сработала ТО

ЗМН опередила ТО? Повод проверить ТО - то ли задержки непредусмотренные (включая привод выключателя), то ли уставками определено.
ЗЫ: да и ЗМН смотреть надо - 1-й ступенью как раз отключаются менее отвественные механизмы, на второй - уж точно выдержка должна перекрыть с лихвой все огрехи ТО.
Вариант - таки отвалился ввод и потом был включен втихушку.

5

Re: Сработала ТО

matu пишет:

Эта два ответственные фидеры также отключились по ЗМН? Или просто цепочки управления по 0,4 кВ развалились от провала напряжения?

По ЗМН не было отключения. Пускатели по 0,4кВ отпали и встали АД-6кВ по технологии.

6

Re: Сработала ТО

GRadFar пишет:

ЗМН опередила ТО?

Ввода по 6кВ не отключались. На ТО выдержки нет, смотрел осциллограмму с Сепам: обработка сигнала+собственное время отключения выключателя 6кВ. Задержки по отключению не было. А ЗМН только на сигнал выполнена, так как нет двигательной нагрузки от данной СШ-6кВ. А вот два ответственных фидера, запитанные от данной СШ-6кВ: один до ТП-6/0,4кВ где вспомогательное оборудование для ГТС; другой фидер до ЗРУ-6кВ где основа это АД-6кВ и вспомогательное к нему: задвижки, маслонасосы и т.д. В данном ЗРУ-6кВ ЗМН есть, но с выдержкой 0,5 сек. по U уставки не знаю. И она не успела сработать. Возможно стоит перепроверить уставку ТО, но она выдана проектным институтом. Для расчета данные нужно собирать и считать токи КЗ. Расстояние от СШ-6кВ, где была посадка до места КЗ не такое и уж и большое. Возможно случившееся закономерно.

7

Re: Сработала ТО

berestov.82 пишет:

Возможно стоит перепроверить уставку ТО, но она выдана проектным институтом.

Не только стоит, но непременно обязательно. У большинства проектных организаций это - среднепотолочные данные, которые перепроверяются соответствующей эксплуатирующей организацией. Проектировщики в большинстве случаев пользуются не очень достоверными исходными данными, полученными от заказчика. Это и компенсируется уточненным расчетом по месту.
Как вам нравится проблема, которая нашу энергосистему трясла несколько лет? КЗ на ВЛ-110 (довольно сложное, переходящей с однофазного на междуфазное и с линии на линию двухцепного транзита, приводящее к отключению генераторов на ТЭС за километров 100-150 защитой обратной последовательности? Каких только предположений не высказывали, кого только не подключали (вплоть до Чубайса посредством Шульгинова). А решение оказалось элементарным. Очень старая и крутая проектная организация (антирекламу делать не буду) перепутала трансформаторы тока на стороне 10 кВ со стороной 110 кВ. Не менее крутая организация при контрольной проверке уставок это промухала. И, наконец, организация, в чьей зоне ведения находятся соотсветствующие уставки, это тоже промухала.
Так что давайте без авторитетов все пересчитывать.

8

Re: Сработала ТО

Думаю проблема тут не в уставке ТО. Защита сработала верно, быстро. Неселективного отключения не было, что бывает часто у проектировщиков. Тут претензии к схеме управления двигателями 0,4. Нужно понимать, что при исчезновении или резком снижении напряжения контакторы и пускатели сразу отпали. В схемах управления ответственных механизмов контакты самоподхвата пускателей шунтированы контактами реле команды включения (РКВ), причем это реле с выдержкой времени на отпадание. Время возврата согласовывается с временем срабатывания АВР. В итоге напряжение на шинах пропало, РКВ отпасть не успело и схема управления на разваливается. Напряжение восстановилось (к.з. отключили), а цепи управления собраны, и двигатели пошли на самозапуск. В итоге по технологии мы все двигатели 0,4 удержали и не потеряли двигатели 6 кВ.

9

Re: Сработала ТО

berestov.82 пишет:

Вопрос таков: не уж то такое близкое КЗ может вызвать такую глубокую посадку напряжения: ниже 45В по вторичке.

Сопротивление кабеля 100-150 м длиной  - мизер по сравнению с сопротивлением питающего трансформатора, тем более такого маломощного и с реактором на стороне НН, посадка напряжения на СШ должна быть почти до нуля, что тут необычного?
А раз напряжение на СШ почти 0, то в конце длинных кабельных линий 6 кВ, питающихся от этой же СШ, будет еще более почти 0)).

10 (2015-06-06 13:51:57 отредактировано doro)

Re: Сработала ТО

matu пишет:

при исчезновении или резком снижении напряжения контакторы и пускатели сразу отпали

Кстати, на той же ТЭС долго разбирались с подобной проблемой и прорабатывалась подобная версия. Но оказалось еще интереснее. У какого-то из малых механизмов, обеспечивающего работу газодожимного компрессора (самый мощный и ответственный из механизмов собственных нужд) в автомат 0,4 кВ была встроена защита минимального напряжения без выдержки времени. Тип автомата уж и не помню, но в Интернете описание находил. Попробовали согласовать с забугорным поставщиком замену этого автомата, получили отказ: выполнено на основании европейского стандарта и требований производителя оборудования. Не знаю, как там выкрутились (может, проблема и сама ушла в связи с усилением сети).

11

Re: Сработала ТО

Отключение по напряжению автомата без выдержки времени это нонсенс. Смысл от такой защиты? А как же схема АВР, АПВ? Автоматическое выключение после восстановления напряжения есть?

12 (2015-06-06 16:43:27 отредактировано doro)

Re: Сработала ТО

matu пишет:

Отключение по напряжению автомата без выдержки времени это нонсен

Согласен. Но это - европейский стандарт. Пороюсь по своим загашникам, поищу. А тем временем попробуйте опровергнуть это со своей колокольни. Проверьте, нет ли у вас аналогичной аппаратуры?

matu пишет:

Автоматическое выключение после восстановления напряжения есть?

Да какое автоматическое включение на автомате - аналоге АП-50?

13

Re: Сработала ТО

berestov.82 пишет:

есть реактор перед СШ-6кВ

Для сохранения устойчивости двигательной нагрузки вам нужны реакторы на фидерах к секции, а не со стороны питания секции. Так при любом ближнем междуфазном к.з. будет посадка до нуля и будут отключения даже при действии защит без выдержки.

berestov.82 пишет:

ниже 45В по вторичке.

Это вы где измерили - на ТН между трансформатором 110/6кВ и реактором?

14 (2015-06-07 15:04:07 отредактировано doro)

Re: Сработала ТО

matu пишет:

Отключение по напряжению автомата без выдержки времени это нонсенс

Да, нашел. Один из примеров - Автоматические выключатели низкого напряжения Easypact, есть в Интернете.

Расцепитель минимального напряжения
(UVR)

Вызывает отключение автоматического выключателя, если напряжение на UVR составляет 0,35 – 0,7 Uном.

Включение автоматического выключателя возможно только в том случае, если напряжение управления
превышает 0,85 Uном.

Отключение автоматического выключателя расцепителем минимального напряжения UVR соответствует
требованиям стандарта МЭК 60947-2.

15

Re: Сработала ТО

stoyan пишет:

Это вы где измерили - на ТН между трансформатором 110/6кВ и реактором?

На шинном ТН-6кВ уставка на "сигнал" Сепама 45 В. Она называется ЗМН, только ничего не отключает.

Добавлено: 2015-06-07 19:09:50

stoyan пишет:

Для сохранения устойчивости двигательной нагрузки вам нужны реакторы на фидерах к секции, а не со стороны питания секции

Данное ЗРУ-6кВ, где произошла посадка U после реконструкции. Раньше, когда то были двигательные ячейки СД-6кВ. Сейчас их нет и ЗРУ новое, а реакторы оставили.

16

Re: Сработала ТО

Я не понял - есть на отходящих фидерах реакторы или нет?

17

Re: Сработала ТО

doro пишет:

Да какое автоматическое включение на автомате - аналоге АП-50?

Я имел ввиду автомат в схеме автора темы. Рас он учитывает просадку, то должен учесть восстановление напряжение и включиться. Отечественную классику во внимание не беру. С Вашего поста №14 понял, что такое включение может быть. Вопрос только есть ли такие feature у автоматов автора темы. Реакторов похоже что нет.

18 (2015-06-07 23:13:08 отредактировано gorynnn)

Re: Сработала ТО

Коллеги! Кто-нибудь что-нибудь знает о аварии на ПС "Базовая" В Великом Новгороде сегодня? Что там случилось?

19

Re: Сработала ТО

berestov.82 пишет:

Пускатели по 0,4кВ отпали

matu пишет:

В схемах управления ответственных механизмов контакты самоподхвата пускателей шунтированы контактами реле команды включения (РКВ),

А может, такое решение проще?
"Приставки выдержки времени ПВЛ обеспечивают
задержку замыкания и размыкания контактов
вспомогательной цепи на время до 180 с."
В лихие 90-е пришлось работать на "водогрейной" котельной (80 ГКал\ч), такие приставки стояли на всех дымососах.

20

Re: Сработала ТО

stoyan пишет:

Я не понял - есть на отходящих фидерах реакторы или нет?

На отходящих фидерах нет. Первичная схема такая: транс 110/6 - реактор - СШ-6кВ - КЛ 6кВ - ЗРУ-6кВ. С одного ЗРУ-6кВ запитано другое ЗРУ-6кВ, где собственно и произошло отключение оборудования 0,4кВ и соответственно АД-6кВ.