1

Тема: Разрушение ОПН и разрядников на тяговых тр-рах

За последние 2 месяца произошло уже 4 подобных случая. Имеется транзит 110 кВ, от которого питаются трехобмоточные трансформаторы 110/35/27,5 кВ, питающие жд тягу. Транзит работает в режиме одностороннего питания. На ВЛ возникает двухфазное КЗ, отключается с головы 1 з. ДЗ, затем не успешное АПВ с пробоем ОПН (на 27.5 кВ), либо разрядника на 110 кВ тр-ра. Наводит на мысль, что перенапряжения возникают по причине подпитки со стороны тяги ? У кого какие есть соображения ? Нейтрали трансформаторов, питающих тягу заземлены. Имеются осциллограммы отключений, могу выложить здесь.

2

Re: Разрушение ОПН и разрядников на тяговых тр-рах

Интересный случай. Перенапряжения могут возникнуть от ЭДС самоиндукции трансформатора при его отключении. У нас такое было после замены выключателей трансформатора на элегазовый и отсутствии со стороны тр-ра ОПН на 110 кВ. Происходил срез тока намагничивания. Правда выключатели НН уже были отключены.
А какова длина ВЛ. Это надо для подсчета ее емкости. Железнодорожники часто работают в параллель по низу. Но, это не должно вызвать перенапряжения. А насчет осциллограмм очень интересно их посмотреть.

3

Re: Разрушение ОПН и разрядников на тяговых тр-рах

http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/0/7500/7960/thumb/p1600v5ik4dh5avjnq810d4gc4.JPG
http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/0/7500/7960/thumb/p1600v5p551og0faan2idla1u147.JPG
Длина линии на 110 кВ 104 км затем идет ПС с трехобмоточными тр-рами, затем еще участок 18 км. выключателя у трансформатора  на ВН нет, схема упрощенная КЗ + ОД. 1 осциллограмма К(2), вторая после АПВ, разрушение разрядника на 110 кВ в ф.А.

4

Re: Разрушение ОПН и разрядников на тяговых тр-рах

Осциллограммы видно ?

5

Re: Разрушение ОПН и разрядников на тяговых тр-рах

1 осц

Post's attachments

1 осц.JPG 75.89 Кб, 3 скачиваний с 2011-05-18 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

6

Re: Разрушение ОПН и разрядников на тяговых тр-рах

2 осц

Post's attachments

2 осц.JPG 68.26 Кб, 5 скачиваний с 2011-05-18 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

7

Re: Разрушение ОПН и разрядников на тяговых тр-рах

Ну так мысль, может и не имеет место для данного случая, но может есть какие то длинные участки сделанные кабельной линией и остается емкость на которую АПВ включается, а две другие фазы разряжаются при КЗ.

8

Re: Разрушение ОПН и разрядников на тяговых тр-рах

насколько понимаю, сейчас очень часто по ПС "разводку" делают кабелями

9

Re: Разрушение ОПН и разрядников на тяговых тр-рах

Дак всё оно ведёт к тому что разрядники и ОПН некорректно выбраны, имхо.

10

Re: Разрушение ОПН и разрядников на тяговых тр-рах

rimsasha пишет:

Ну так мысль, может и не имеет место для данного случая, но может есть какие то длинные участки сделанные кабельной линией и остается емкость на которую АПВ включается, а две другие фазы разряжаются при КЗ.

вся линия - воздушная, кроме того на других линиях, питающих обычные трансформаторы такого нет. Дело все так в тяге скорее всего....

11

Re: Разрушение ОПН и разрядников на тяговых тр-рах

Ну если работают ОПНы со стороны 27, то дело там. Если дело в подпитке, то все три фазы пробивало бы. А так только ф.А. При чем КЗ по осцилограммам на ВС. Либо как Слава пишет там неправильно выбрано оборудование именно на ф А. либо все таки думаю по стороне 27 есть какие то кабеля.  smile

12

Re: Разрушение ОПН и разрядников на тяговых тр-рах

Если предположить что имеется подпитка со стороны 27 кВ, то после отключения с головы для резонанса цепи Хс ВЛ должна быть близка к ХL тр-ра. При емкостном токе 0,17 А/км и 104 км ВЛ емкостной ток составит 17,68 А, а Хс=3,2 кОм. Следовательно, ХL трансформатора должно быть близко к 3,2 кОм. В контур LС  входит не только первичная обмотка тр-ра, но и вторичная и трансформатор, питающий этот контур. Если взять тр-р 25 МВА, то ХL обмотки ВН = 48,4 кОм (взята по току намагничивания = 1% и =1,31А).  Но, реально подключен не холстой тр-р с его током намагничивания, а более сложный контур. Вполне вероятно, что в этой сети наблюдается резонанс при отключении с головы и питании данной сети с НН тр-ра.

13

Re: Разрушение ОПН и разрядников на тяговых тр-рах

R14 пишет:

Вполне вероятно, что в этой сети наблюдается резонанс при отключении с головы и питании данной сети с НН тр-ра.


Версия имеет быть, НО ! АПВ на данной линии 4 сек... за такое время в контуре бы уже все процессы закончились. Еще добавлю, что указанные разрушения ОПН и разрядников происходят почему то при двухфазных КЗ, все однофазные проходят без последствий. "ХL обмотки ВН = 48,4 кОм" Ом наверное ?

14

Re: Разрушение ОПН и разрядников на тяговых тр-рах

Время развития резонанса может быть большим. Идет постепенная раскачка. Во первых нет полного равенства Хс и ХL и источник питания не имеет бесконечную мощность. А вот почему это происходит только при двухфазных КЗ это остается загадкой. Надо завести на регистратор напряжение ШОНа этой ВЛ если он там есть. В данном случае осциллограммы ничего не дают. Процесс происходит при отключенной ВЛ (вероятно).

15

Re: Разрушение ОПН и разрядников на тяговых тр-рах

К сожаления с питающей ПС на регистраторе не заведены напряжения с ШОНов ВЛ. К слову на этом транзите отпайками висят обычные тр-ры, на них повреждений не было ни разу, все повреждения на тяге.

16

Re: Разрушение ОПН и разрядников на тяговых тр-рах

grsl пишет:

Дак всё оно ведёт к тому что разрядники и ОПН некорректно выбраны, имхо.

Согласен на все 100%.
Сравните технические характеристики ОПН с тем, что наблюдаете на осциллограммах.
Был один наезд со стороны ФСК, что задан неправильный режим АПВ и ОПН 220 АТ разрушился. Пришлось копнуть, что за зверь ОПН.  Оказалось, что его правильно выбрать на порядок сложнее, чем уставку РЗ рассчитать. А кто у нас оборудование закупает знает только Uн и все. У нас на тяге то же есть такая проблема. В основном на 27,5 кВ. А параллельно трансформаторы на тяге у нас не работают. Консоли обязательно разомкнуты.

17

Re: Разрушение ОПН и разрядников на тяговых тр-рах

То есть, повреждаться могут как разрядники 110 кВ, так и ОПН 27,5 кВ? Можете привести статистику, на каких фазах эти повреждения были и при каких видах КЗ (сочетания фаз)? Вообще-то вопрос не для релейщиков, а для специалистов в области ТВН. Но, может быть, что нащупать и здесь удастся.

18

Re: Разрушение ОПН и разрядников на тяговых тр-рах

Уточните исходную информацию.
1.    Происходит двухфазное КЗ и питающая ВЛ отключается с головы? Почему после просадки напряжения 2СШ-110кВ не видно отключения, т.е. полного исчезновения напряжения на секции 110кВ? При КЗ 487А по ф.А и 469А по ф. В – что это за токи?, в линию со стороны тягового трансформатора? 
2.    Второй трансформатор или отключён, или по контактной сети не работает в параллель с соседней тяговой? Через ШСВ нет тока при КЗ.
3.    При успешном АПВ ВЛ-110кВ пробиваются ли ОПН 27,5кВ? Защиты от подпитки со стороны 27.5кВ, я так понимаю, нет?
4.    При данной ситуации пробиваются ли ОПН на фидерной зоне контактной сети, линий ДПР? Или только ОПН 27,5кВ ф.А и ф.В на вводе трансформатора.
5.    Возможен ли вариант несинхронного АПВ ВЛ 110  при подпитке со стороны 27,5кВ? т.е. могут ли соседние тяговые быть запитаны от изолированных систем?

19

Re: Разрушение ОПН и разрядников на тяговых тр-рах

Саня пишет:

Уточните исходную информацию.
1.    Происходит двухфазное КЗ и питающая ВЛ отключается с головы? Почему после просадки напряжения 2СШ-110кВ не видно отключения, т.е. полного исчезновения напряжения на секции 110кВ? При КЗ 487А по ф.А и 469А по ф. В – что это за токи?, в линию со стороны тягового трансформатора?

Это вид КЗ с головы, напряжения не пропадают, т.к. регистратор и защиты питаются от ТН шин, а шины не гаснут. Токи в фазах В и С - это токи КЗ, по их исчезновению можно увидеть отключение КЗ. Но есть нюанс. Ток КЗ исчез, но в фазах А и В какие-то токи ещё остаются. Что это за токи - не знаю, надо смотреть файл Чёрного ящика, углы между токами и напряжениями.
Кстати, что за защиты и выключатель, время ликвидации КЗ при срабатывании I зоны ДЗ 220 мс.

20 (2011-05-19 07:36:54 отредактировано R14)

Re: Разрушение ОПН и разрядников на тяговых тр-рах

Если это выключатели типа МКП, то там есть резисторы, шунтирующие основные контакты, цепь которых размыкается позже. Вероятно этот ток и виден. Хотя в фазе А он почему то не уменьшается. Скорее всего погрешность регистратора на малых токах.