1

Тема: Как проверить защиту шин не "погасив" при этом подстанцию?

Возникла необходимость оценить различные способы проверки защит шин, не отключая при этом подстанцию. Есть ли у кого-нибудь практический опыт в этом деле? Буду признателен за различные предложения.

2

Re: Как проверить защиту шин не "погасив" при этом подстанцию?

Да я как-то проверил неправильность сборки токовых цепей с полным погашением ОРУ-110 немалой ТЭЦ. Орденов не получил, 6но кренделей - по полной программе.
Речь идет о замене ДЗШ, или вводе нового объекта? Дайте в личку конкретную схему с приложением описания конкретной ситуации, и распишу программу по полной.

3

Re: Как проверить защиту шин не "погасив" при этом подстанцию?

observer пишет:

Возникла необходимость оценить различные способы проверки защит шин..

не очень понятно.В полном объеме,т.е с действием на выключатели всех присоединений, приходилось делать только на вновь вводимых ПС.
На действующих ПС, только косвенным способом,т.е. на выходные реле с последующей проверкой на контактах выходных реле +/- оперативного тока выключателей присоединений(после сборки всех цепей)

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

4

Re: Как проверить защиту шин не "погасив" при этом подстанцию?

Спартак Молодцов пишет:

Что имеется ввиду: новое включение ДЗШ, замена ТТ, ввод в работу нового присоединения, вывод для технического обслуживания, какой класс напряжения? Да и сколько комплектов ДЗШ и какая схема ПС?

Речь идет о проверке исправности реле защиты шин на действующих подстанциях 160 и 400 кВ. Конфигурация разная, количество комплектов защит тоже не всегда одинаковое. Речь идет о разработке общих рекомендаций (если это вообще возможно?). Кое-какие проверки (похожие на косвенный метод, о котором написал scorp) делают и сейчас. Но руководство сомневается, что ничего другого сделать нельзя. Меня попросили уточнить у специалистов из других стран о возможных методах проверки. Поэтому я и задал вопрос на форуме.
doro, спасибо большое за Ваше предложение, но интересует какой-то общий подход, общий принцип, а не конкретная схема. Вполне вероятно,  что сделать больше, чем описал scorp просто нельзя.

5

Re: Как проверить защиту шин не "погасив" при этом подстанцию?

Спартак Молодцов пишет:

поочерёдным выводом присоединений для подключения и прогрузки токовых цепей

зачем?Это проверяется током нагрузки.Другое дело подключение нового присоединения

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают
Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Как проверить защиту шин не "погасив" при этом подстанцию?

Спартак Молодцов пишет:

Проще не бывает - вывод из работы ДЗШ с вводом оперативных ускорений и поочерёдным выводом присоединений для подключения и прогрузки токовых цепей, затем вывод СШ для опробования входных/выходных воздействий. Понятно, что второй комплект облегчает жизнь - не надо вводить ОУ.

Спасибо. Попробую изложить этот метод нашим спецам. Честно говоря, лично я сам такими вещами никогда не занимался, но надеюсь, что описанный Вами метод пригодится. Еще раз спасибо!

7

Re: Как проверить защиту шин не "погасив" при этом подстанцию?

Спартак Молодцов пишет:

Общих рекомендаций быть не может, всё очень индивидуально и зависит от разных факторов. Ввод в работу новой ДЗШ - это одно, проверка токовых цепей действующей ДЗШ - это другое, проверка взаимодействия действующей ДЗШ с выключателями и УРОВ - это третье и т.д. Вопрос многогранный, давайте обсуждать различные варианты и режимы. У меня опыт имеется, я готов оказазать посильную помощь.

Нет, речь не идет о вводе новой ДЗШ. Речь идет именно о разработке общих рекомендаций для действующих подстанций, которые будут уточнены уже на месте оперативным персоналом и доведены до конкретики. У нас такие рекомендации существуют, но по какой-то причине они не очень нравятся руководству. Ему захотелось узнать, а как это делается в других странах. Мне кажется, что Ваше пояснение вполне четко и понятно дает ответ на этот вопрос.
Спасибо за Ваше предложение, если той информации, которую Вы уже дали окажется недостаточно, я воспользуюсь Вашим предложением.

8

Re: Как проверить защиту шин не "погасив" при этом подстанцию?

Спартак Молодцов пишет:

Для действующей ПС эта рекомендация не подойдёт, она для замены ДЗШ.

я писал про действующую ПС.

Спартак Молодцов пишет:

выполнить проверку правильности сборки токовых цепей ВАФом.

с большой долей вероятности защиты МП,ВАФ там не нужен

Спартак Молодцов пишет:

Затем, хочешь-не хочешь - вывод из работы СШ, ШСВ для проверки взаимодействия ДЗШ с выключателями, УРОВ,

можно не выводя СШ,поочередно действовать на выведенное присоединение,естественно по программе заранее обдуманной

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

9

Re: Как проверить защиту шин не "погасив" при этом подстанцию?

Спартак Молодцов пишет:

А действие ДЗШ на пуск УРОВ и отключение линии через её защиты, а действие защит линии на пуск УРОВ и на отключение через ДЗШ?

Это врядли.

Спартак Молодцов пишет:

действие ДЗШ на пуск УРОВ и отключение линии через её защиты

выполняется через ДВ терминала защит ,ДЗЛ например,с передачей команды ТО.Не везде выводится ключами

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

10 (2015-09-01 22:01:37 отредактировано scorp)

Re: Как проверить защиту шин не "погасив" при этом подстанцию?

Вообще то способ проверки +/- на контактах вых.реле не подводил,если конечно все нормально с изоляцией СОПТ.
Проверка взаимодействия устройств в эксплуатации отдельный больной вопрос.
При аварийных отключениях всегда смотрю по осц. пуски УРОВ

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

11

Re: Как проверить защиту шин не "погасив" при этом подстанцию?

Спартак Молодцов пишет:

на пуск УРОВ от ДЗШ – там, где УРОВ, в АУВ, значит, в АУВ, в ДЗЛ, значит, в ДЗЛ. Выводиться ключами обязан.

не выводится команда телеотключения по каналу ДЗЛ

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

12 (2015-09-01 22:39:59 отредактировано scorp)

Re: Как проверить защиту шин не "погасив" при этом подстанцию?

Спартак Молодцов пишет:

Это очень плохо, большой минус, нужно выводить

Если это "чистая"ДЗЛ проблема решается блокировкой выходных реле на обоих комплектах или выводом цепей отключения,хуже если ДЗЛ с КСЗ

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

13

Re: Как проверить защиту шин не "погасив" при этом подстанцию?

observer пишет:

Возникла необходимость оценить различные способы проверки защит шин, не отключая при этом подстанцию.

ДЗШ проверяем в два этапа:
1. Проверка комплекта защит и выходных реле без действия на выключатель. Проверять можно в любое время в не зависимости от вывода секции. В работе остается второй комплект ДЗШ, если нет второго комплекта, вводится неселективное ускорение.
2. При выводе секции: включаем выключатели, даём  сработку комплекта ДЗШ, набдлюдаем расчистку секции. Потом УРОВ таким же макаром.
Все равно есть регламент, согласно которому шины должны выводится из работы для проведения работ на первичном оборудовании, действие на выключатели должно проверятся обязательно.

14

Re: Как проверить защиту шин не "погасив" при этом подстанцию?

Саня пишет:

ДЗШ проверяем в два этапа:
1. Проверка комплекта защит и выходных реле без действия на выключатель. Проверять можно в любое время в не зависимости от вывода секции. В работе остается второй комплект ДЗШ, если нет второго комплекта, вводится неселективное ускорение.
2. При выводе секции: включаем выключатели, даём  сработку комплекта ДЗШ, набдлюдаем расчистку секции. Потом УРОВ таким же макаром.
Все равно есть регламент, согласно которому шины должны выводится из работы для проведения работ на первичном оборудовании, действие на выключатели должно проверятся обязательно.

Спасибо! Ознакомлю наших и с этим способом.

15

Re: Как проверить защиту шин не "погасив" при этом подстанцию?

observer пишет:

действие на выключатели должно проверятся обязательно.

в идеале конечно,никто не спорит.
Есть ДЗШ,где в одном комплекте 4 зоны,по количеству защищаемых  секций.Хлопотно..

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

16 (2015-09-03 16:14:07 отредактировано Lekarь)

Re: Как проверить защиту шин не "погасив" при этом подстанцию?

Я не спорю, что действие на все выключатели проверять можно. Только, что это дает?
Если произойдет повреждение в зоне действия ДЗШ, и случится отказ, то с чистой совестью можно сказать, что мы дескать проверяли?
И, второй момент, если произойдет излишняя работа ДЗШ, при повреждении вне зоны действия, то что делать, на кого пенять?
Ещё можно сказать, что если выключатели одного производителя и вторичные цепи выполнены в соответствии с нормами, то наверное достаточно  и одной проверки перед пуском объекта. Другое дело, когда выключатели разных производителей, как например ФСК практикует не взирая на разумные подходы, часть выключателей одних производителей ставить, а при переходе объекта из одного МЭС в другой МЭС, других производителей. Возможно рассогласование по времени отключения выключателей, да еще если привода пофазные. ДЗШ эту ситуацию не исправит, но как документальное свидетельство, что имеется неодновременность отключения держать следует.

17

Re: Как проверить защиту шин не "погасив" при этом подстанцию?

Спартак Молодцов пишет:

Ничего страшного не случится, если выключатели отключатся не одновременно. Нужно только иметь правильную ДЗШ с автоматическим очувствлением, правильно выбирать минимальный режим и уставку ДЗШ при очувствлении.

Согласен, но с оговорками. При сложных видах повреждений, когда однофазное переходит в двухфазное и затем в трехфазное замыкание, то неодновременность может играть роль в части того, что на смежных с объектом, где произошло повреждение могут отработать защиты.
И второе нехорошее свойство. Сегодня при модернизации подстанций, в границах одного ОРУ могут быть как ТТ с вторичным током 5 и вместе с ними ТТ с 1 А. На первый взгляд стоят преобразователи и должно все работать правильно, но подозрения, что разные вторичные токи да вкупе с выключателями, у которых есть разновременность отключения контактов наводит на нехорошие мысли. И это я говорю без учета, что часть выключателей с электромагнитными приводами, а часть с пружинными.

18

Re: Как проверить защиту шин не "погасив" при этом подстанцию?

Спартак Молодцов пишет:

Не сможет.
Во-первых, защиты на смежных объектах по принципу действия не реагирют на неодновременность отключения выключателей, в том числе и при переходе одного вида КЗ в другое.
Во-вторых, если выключатель не отключился, хоть с переходом одного вида КЗ в другое, хоть без него, это УРОВ, нет УРОВ – дальнее резервирование.

Не должен, но если время отключения одной из фаз выключателя не доходит до 0,4 сек (беру среднее время работы УРОВ), и около этого времени отключается. На смежных объектах этого достаточно, чтобы вторые ступени отработали, тем более на коротких линиях.
А выключатели такие, как пример У-220. Сами по себе они были конечно хороши, но физический износ никуда не денешь, поэтому если неодновременность меньше времени вторых ступеней, то ликвидируем повреждение, а больше, значит возникают вопросы.

19

Re: Как проверить защиту шин не "погасив" при этом подстанцию?

Спартак Молодцов пишет:

на выключателях типа У-200, у которых полное время отключения 0,8 с.

не,много по паспорту:
0,045/0,08 собственное/полное.Но бывает,что tоткл > tуров.Короче бочка для хранения масла

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

20

Re: Как проверить защиту шин не "погасив" при этом подстанцию?

Спартак Молодцов пишет:

проще всего вывести ДЗШ, с вводом оперативных ускорений

Я так понимаю, на ПС со сборными шинами также вводят в работу защиты СВ(ШСВ), которые в нормальном режиме выведены?

Ведь на кой ляд тогда эти защиты нужны, если не на случай вывода из действия ДЗШ?