21

Re: Обучение нерелейщиков релейным вопросам

Lekarь пишет:

Это когда ключ управления выключателя приводится в положение соответствующее положению выключателя.

Ладно, с "квитацией" все понятно.
В нашей деревне эту операцию тоже все "квитированием" называют.

А вот что за

Lekarь пишет:

2. Ключи управления выключателями - какие бывают, чем отличаются друг от друга.

Ключ он вроде просто ключ. Обычно на три положения, с самовозвратом в центральное (нулевое) положение.
Про что там еще рассказать можно?

Ну еще на КРУ 6-20кВ видел варианты подключения внешнего дистанционного пульта с кнопками "включить", "отключить".

22 (2015-11-12 15:17:23 отредактировано Lekarь)

Re: Обучение нерелейщиков релейным вопросам

Solovey пишет:

Про что там еще рассказать можно? Ну еще на КРУ 6-20кВ видел варианты подключения внешнего дистанционного пульта с кнопками "включить", "отключить".

Когда сам читаю такие лекции, то обычно начинаю с опроса, кто и как отключает выключатели (не перестаю удивляться разнообразию способов и механизмов включения и отключения). кто-то ключами, кто-то кнопками, кто-то дистанционно. Дальше начинаем разбираться в форме дискуссии, что будет если:
например, выключатель отключился, а ключ не привели в положение соответствующее положению выключателя.
Объяснить работу ключа, какие там контакты - постоянно они замкнуты или нет. Что будет если долго держать ключ с самовозвратом в одном положении. Как телеуправление завязано с ключом управления, как организовано дистанционное управление через "шнур удлинитель". Если лампы сигнализации погасли, что это означает - неисправность какая-то или просто лампы перегорели, там где нет еще светодиодов. Если неисправность, то видит ли ее диспетчер и  можно ли оперировать выключателем.

23

Re: Обучение нерелейщиков релейным вопросам

Solovey пишет:

Ключ он вроде просто ключ. Обычно на три положения, с самовозвратом в центральное (нулевое) положение.
Про что там еще рассказать можно?

Не все ключи одинаково полезны)))))
Есть КУ с запоминанием (обычно на старых ПС и РУ). У него 4 положения контактов и 3 положения ручки Откл-0-Вкл, с возвратом в положение 0.

24 (2015-11-12 18:39:57 отредактировано suncov_di)

Re: Обучение нерелейщиков релейным вопросам

Вспомнил еще один случай с интересными действиями ОВБ.
2-х тр ПС 35/10, плановая проверка РЗА Т-1. (ПС с ДЭМ но он в отпуске, поэтому приехала ОВБ)
По приезду на ПС Т-1 уже выведен в ремонт (редкий случай, обычно вывод начинали только по приезду бригады)
Допуск по НД, все нормально, без спешки.
В РШ защиты тр-ра на Сириусе висит сообщение "ДЗТ". Время- прошедшая ночь.  Проверил часы- идут правильно.
Ни о каких отключениях никто не сообщал. Или лыжи не едут, или я  е......й.
Начинаем допрос ОВБ, хорошо, разговорчивые оказались, обошлось без мегомметра.
примерно так, может что-то забыл:
ОВБ:  Мы все строго по бланку переключались, его дисп. читали, 2 раза переписывали!
РЗА:  А когда отключали ВВ-35 кВ Т-1  ничего не заметили?
ОВБ:  (пауза)... кнопку нажали и ничего.... наверно Ваня (ДЭМ) раньше отключил или другая смена.... МВ-10 тоже отключенный был   
РЗА:   и никому не сообщили?
ОВБ:  а зачем? все равно его в ремонт выводить! да,  еще и СВ-10 кто-то включил!
РЗА:   блинкеры выпавшие смотрели?
ОВБ:   да, были какие-то, подняли....
Отправляемся большой делегацией на ПС (+ еще бригада сл.ПС приехала). При осмотре в ячейке ввода 10 кВ - поврежденный ТТ-10 кВ, следы межфазного КЗ (капли меди) - причина работы ДЗТ.
Ночью в грозу Т-1 отключился от ДЗТ, сработал АВР-10 кВ.  Телесигнализации нет, т.к. ПС с ДЭМ, перерыва электроснабжения не было, никто не звонил.
Приехавшая ОВБ, не произведя осмотр ПС, пунктуально выполнила переключения по БП,
не забивая себе голову, почему часть операций по БП уже "кем-то" выполнена.

25 (2015-11-12 21:40:24 отредактировано doro)

Re: Обучение нерелейщиков релейным вопросам

Спасибо, коллеги! Сегодня свою часть программы провел, завтра три бригады передаю жене (она в самых разных видах МПЗ более продвинута, я больше с ними работал как работник РДУ).
Рассказываю о характерных неисправностях ТН и неисправностях, с их помощью выявляемых. Как различить ОЗЗ в сети с изолированной нейтралью и перегорание предохранителя на стороне ВН ТН вроде бы понятно. Чуть ли не аплодисменты. Что такое начинающееся витковое КЗ стороны ВН, как проявляется и чем грозит жизни неосторожному оперативному персоналу - тоже очевидно. Но вот получил интересный вопрос: на подстанции по схеме "мостика" (110-5Н или 110-5АН непринципиально) на одном ТН-110 показания вольтметра стабильно нормальные, а на другом скачет в сторону снижения. Гипотезу высказал навскидку, но, поскольку не уверен в ее правильности, прошу ваших гипотез по этому поводу. Наколка: перед этим релейшики и СИЗП на этом ТН работали. Кстати. ТН взорвался через неделю наблюдений. Все утверждали, что вольтметр барахлит.
Король умер - да здравствует король! Для меня тема этих курсов закрыта, но никак не закрывается тема и других курсов со сходной тематикой, и страницы моего сайта, посвященные оперативному обслуживанию РЗА, и, в конце концов, дополнительный интерес к Форуму со стороны оперативно-диспетчерского персонала лишним не будет. Так что надеюсь на продолжение темы.
Да, кстати. Провел экскурсию в соседний класс, посвященный первичному оборудованию (там больше курсы то ли бухгалтеров, то ли бюстгалтеров проводят, но сегодня свободен). Простая задача: посмотреть, что такое РТМ и РТВ, набор блок-контактов в приводе выключателя и их роль в общей системе взаимодействия. И здесь слушателей понесло. Неслабый обмен мнениями по поводу предыдущих чисто лекционных тем (это - без меня было). Здесь уж и я познал различие между масляными и вакуумными выключателями, различными типами приводов и средствами выхода из сложной ситуации, когда привод не поддается не только защите, а и отключающей кнопке.
Век живи - век учись.

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

26

Re: Обучение нерелейщиков релейным вопросам

doro пишет:

на одном ТН-110 показания вольтметра стабильно нормальные, а на другом скачет в сторону снижения. ...Наколка: перед этим релейшики и СИЗП на этом ТН работали.

Когда проверяли изоляцию мегером проявилось замыкание витков внутри ТН? Ктн должен был снизиться, режим не номинальный, обмотка ТН должна была греться еще ко всему.

27 (2015-11-13 12:13:40 отредактировано doro)

Re: Обучение нерелейщиков релейным вопросам

Нет, витковое замыкание обмоток ВН приводит к повышению вторичного напряжения, а здесь - снижение. Да и по опыту - жить такому ТН осталось не более часа. А повреждений вторичной обмотки и не припоминаю.

28

Re: Обучение нерелейщиков релейным вопросам

ТН-110 мог взорватся из-за нарушения заземления вывода Х.
Сначала был плохой контакт, горела дуга (ток дуги ограничен током потребления ТН со стороны 110 кВ)  Шпилька Х находится в клеммной гермокоробке, услышать шипение дуги сложно. Когда заземляющий провод отгорел вконец, на Х "вылезло" полное фазное напряжение 64 кВ   и "убило" ТН.

29

Re: Обучение нерелейщиков релейным вопросам

Здравствуйте, мне кажется для начала необходимо выяснить весь ли персонал отличает понятие "Ток" от "Напряжение". На моем опыте, (когда я только перешел в релейку из механиков в связи с окончанием уч.зав.) был случай когда один из релейщиков с пятилетним опытом смеялся над моими представлениями о переменном токе как о разнонапрвленном по времени потоке частиц. По его мнению это не так, а как он не знает, но не так точно...:-)
Можно объяснить народу что такое постоянный ток на примере движения жидкости в трубе и некоего гидродвигателя. Что при большем давлении (напряжении) в трубе можно создать ту же мощность гидродвигателя при меньшем расходе жидкости (токе).Это более близко для человеческого понимания правда потом возникают трудности с переменным током. Здесь можно предположить поршневой тип гидродвигателя с челночным движением и коленчатым валом. К таким вещам народ должен отнестись с большим пониманием и меньшей скукой. Емкость можно с успехом заменить гидрофором, а индуктивность лопаточной турбинкой на проводнике (трубопроводе) ротор которой имеет некую массу и не может моментально остановиться и поэтому продолжает работать и перекачивать жидкость после смены направления давления (напряжения для АС). Можно обойтись без такого сложного прибора если предварительно объяснить человеку принцип гидроудара (тоже будет интересно людям, могут долго не уснуть потом...) и принцип инерции жидкого потока, а исходя из этого принцип индукции.
У меня, конечно, опыта преподавания нет, но работал раньше на предприятии с персоналом любившим поспорить по техническим вопросам. Я это явление связываю с работой вахтой 2 нед/2 нед и реально сухим законом на объекте когда мозг человека успевает возвратиться в свое первозданное состояние и начать интересоваться окружающей природой. Так что вот кое-какой опыт понимания механиком принципов электрики, но хочу сказать что для любого человека механика более наглядна...

30 (2015-11-13 15:08:45 отредактировано doro)

Re: Обучение нерелейщиков релейным вопросам

#28, хорошая версия. Но я предполагал другую. А какая правильная, уже после захоронения останков ТН и не выяснить.

suncov_di пишет:

услышать шипение дуги сложно

Да кто там к этому шипению прислушивался? Это можно уже при конкретной установке: дежурный звонит релейщику, тот вместо того, чтобы ответить "да и хрен с ним, это такое свойство вольтметра" (что и было в упомянутом случае) ответил бы "подойди к ТН поближе, но ненадолго, и послушай посторонние шумы". А то лучше, чтобы не рисковать жизнью, подать аварийную заявку на вывод линии. Я после одного случая в своей биографии, да пары случаев на подчиненных объектах при работе в РДУ подойду к проблемному ТН разве что под угрозой смертных пыток.
#29, давно думаю над этой тематикой. Электрическим процессам вполне можно найти аналоги в механике, гидравлике, пневматике. В любом из этих разделов физики можно найти эквиваленты трансформатора, усилителя, резонансного контура. Можно и в математике, и в химии, и даже в ясельной группе детского сада найти некоторые аналоги (заплакала одна девчонка - через 2-3 минуты вся группа ревет). Но все никак эти наблюдения не сложатся в систему, чтобы довести до публикации.

31

Re: Обучение нерелейщиков релейным вопросам

suncov_di пишет:

ТН-110 мог взорватся из-за нарушения заземления вывода Х.

doro пишет:

#28, хорошая версия. Но я предполагал другую.

Запросто СИЗП забывают посадить этот вывод на землю. На моей памяти так сожгли два ТН-110. После мы с СИЗП договорились, что без нас они ТН и ТТ не испытывают. А то самовольно концы пооткидывают, потом или не так посадят, или вообще не посадят.

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

32

Re: Обучение нерелейщиков релейным вопросам

Э-э-э, так если забыли посадить - совсем другая картина (или фонограмма). Как-то присутствовал. Сначала очень слышимый шум, потом - дымок из-под ТН. Ну прямо музыкальное шоу с элементами имитации облаков. Своевременно отключили, но литр бензина и бутылка этилового спирта потом час работали.
А вот если поводок набросили, а гайку то ли забыли, то ли недокрутили - в самый раз.

33

Re: Обучение нерелейщиков релейным вопросам

Lekarь пишет:

ни разу не видел, чтобы персонал РЗА ходил по объекту с новым дежурным и показывал, что и как надо осматривать.

Т.е. читать инструкцию они не умеют и надо только показывать? Лихо...  Учить оперативный персонал азам - задача их непосредственного руководителя, т.е. тоже оперативника. Там, где он самоустранился от этой работы, приходится её на себя взваливать подстанционникам и релейшикам.

Lekarь пишет:

Что такое для Вас нормально выполнять осмотр подстанции?

Изучить инструкцию и действовать по инструкции. Ничего лишнего. Даже голову включать можно меньше, чем на половину. А то ДЗТ отработает, а без персонала СПС или РЗА не могут найти упоминавшуюся ворону или вот эдаких животинок на трансформаторе http://ic.pics.livejournal.com/rele_svg/12416782/284/284_900.jpg http://ic.pics.livejournal.com/rele_svg/12416782/284/284_900.jpg

Добавлено: 2015-11-13 16:36:20

doro пишет:

А вот если поводок набросили, а гайку то ли забыли, то ли недокрутили - в самый раз.

С прыгающим вольтметром - да, похоже на недовинченную гайку.

doro пишет:

Как-то присутствовал. Сначала очень слышимый шум, потом - дымок из-под ТН. Ну прямо музыкальное шоу с элементами имитации облаков. Своевременно отключили,

Наши ухитрились не заметить и несколько часов простоял, пока не начал горящим маслом плеваться.

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

34 (2015-11-13 16:47:11 отредактировано doro)

Re: Обучение нерелейщиков релейным вопросам

SVG, в комментариях к картинке ты подзабыл о своих габаритных показателях. Оперативщик просто это мог и не заметить. А я, хоть и релейщик, со своими полутора метрами роста, в принципе этого зверька не найду.

35

Re: Обучение нерелейщиков релейным вопросам

doro пишет:

SVG, в комментариях к картинке ты подзабыл о своих габаритных показателях. Оперативщик просто это мог и не заметить. А я, хоть и релейщик, со своими полутора метрами роста, в принципе этого зверька не найду.

Залезть надо было на что-нибудь подходящее. Я тоже не с земли увидел. И мне сложнее было. Транс уже гудел

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

36

Re: Обучение нерелейщиков релейным вопросам

Вот только сейчас приметил, хотя картинка на Форуме уж второй раз, по крайней мере. Съемка - не с лестницы обслуживания, а с противоположной стороны? В качестве стремянки - кабельный барабан (что еще на ОРУ найдешь - на тащить же релейную стремянку с ОПУ, если она там есть)? Впрочем, и здесь я бы не достал. А оперативщики, естественно, имели возможность попользоваться легитимными средствами осмотра.

37

Re: Обучение нерелейщиков релейным вопросам

SVG пишет:

  Т.е. читать инструкцию они не умеют и надо только показывать? Лихо...

Совершенно верно. Считайте условно, что не умеют читать и не умеют писать. Все образование развалено , при том очень давно.
И из этого надо исходить. Начальники оперативников, как и начальники релейщиков устраивались на работу инженерами, а не преподавателями. Чтобы работать учителем, надо пединститут заканчивать, а не технический ВУЗ.
А, мой пример следующий, который и Вам не понравится. Вы наверное читать и писать умеете. Другими словами, Вы сами, если заболеете, можете почитать книженцию и сделать себе операцию, при необходимости, а также доверить своих близких тоже умеющему читать человеку, не имеющему практики за спиной?
Чем отличается операции с оборудованием от операций с живым человеком, что одни на железках, другие на живом человеке. Так ведь? И свое здоровье не хочется доверять книголюбу, умеющему быстро читать и по многу, а хочется доверится опытному врачу, который имеет хорошую практику за спиной. Я хочу сказать, чтобы оперативник искал дохлых кошек на трансформаторе, надо его научить искать дохлых кошек, проводя периодически ему экзамены по поиску этих кошек. А когда только требуешь, то и получаешь, то что видите.
Про Ваш пример тоже скажу. Залезет оперативник на забор, чтобы посмотреть на крышку трансика. И может случайно упасть с забора, так наверняка Вы и скажете, зачем полез дурень, кошке все равно уже не поможешь, да и транс уже отключен, а вот ты ногу повредил.

38

Re: Обучение нерелейщиков релейным вопросам

Lekarь пишет:

Чем отличается операции с оборудованием от операций с живым человеком, что одни на железках, другие на живом человеке. Так ведь?

Встречаются два друга. Один кардиохирург второй автослесарь. Слесарь
спрашивает у хирурга."Вот мы с тобой, фактически, занимаемся одним и
темже делом. Лечим(ремонтируем) сердца, ты у людей я у машин. Но почему
то я получаю 20000р. а ты 20000$? Объясни". Хирург подумал, завел
машину, открыл капот и говорит "делай"

Lekarь пишет:

Про Ваш пример тоже скажу. Залезет оперативник на забор, чтобы посмотреть на крышку трансика. И может случайно упасть с забора, так наверняка Вы и скажете, зачем полез дурень, кошке все равно уже не поможешь, да и транс уже отключен, а вот ты ногу повредил.

Даже добавлять ничего не буду.

39

Re: Обучение нерелейщиков релейным вопросам

XZX64 пишет:

Хирург подумал, завел
машину, открыл капот и говорит "делай"

Хорошая иллюстрация, но я попробую объяснить со своей точки зрения.
У любого ребенка лучший доктор - мама (бабушка, дедушка, в роли которого я сейчас выступаю). Она (или я) ставит предварительный диагноз и принимает решение: завтра идем в садик, идем к врачу или день пересидим дома.
Работал в эксплуатации, готовил в своей бригаде неплохих (а то и великолепных) электромонтеров. Попутно ездил правдами-неправдами на Кавминводы проводить курсовое обучение среди инженеров - релейщиков, чем и по сей день занимаюсь. Там ведем подготовку двумя уровнями: А.В. Богдан (ДТН, профессор двух ВУЗов, завкафедрой одного из них) ведет теорию, я - практику, великолепно дополняем друг друга. Далее прослеживаю: если в соответствующих электросетях есть хорошие учителя - практики (больше всего помнятся Краснодарские электросети, где замначальника А.А. Дыкань и Тимашевские, где бывший начальник СРЗА, ныне электромонтер Герасюта Е.В.), то слушатели куда успешнее воспринимают нужный материал. То же самое могу приметить (уже не по курсам, а по прямом общении) и по другим службам (диспетчерская, подстанций, линий и т.п.).
Тем не менее, в том учебном центре, где сейчас веду преподавание, вижу немало профессиональных учителей, включая трех кандидатов исторических наук. Но все же и я, и жена сегодня идем среди самых востребованных.

40 (2015-11-13 18:49:19 отредактировано suncov_di)

Re: Обучение нерелейщиков релейным вопросам

SVG пишет:

Запросто СИЗП забывают посадить этот вывод на землю.. После мы с СИЗП договорились, что без нас они ТН и ТТ не испытывают. А то самовольно концы пооткидывают, потом или не так посадят, или вообще не посадят.

ICQ/ac:(  больной вопрос..... ИЗП   перепутывали разомкнутый треугольник на ТН-110,вылезло 160(!!!) В,  чуть не сгорело РБМ-177 в  ЭПЗ-1636, ДЭМ заметил,что вольтметр чепуху какую-то показывает.

Немного радует,  где сейчас работаю, СИЗП в лице СРЗА, нет отдельной службы, проблемы с перепутыванием ушли