1

Тема: Обучение нерелейщиков релейным вопросам

На днях получил интересное предложение от женщин, которым отказать не могу. УЦ Кубаньэнерго приглашает меня провести курсы по РЗА для сборной солянки: электромонтеры ОВБ, электромонтеры РЭС, электромонтеры службы подстанций. Для первой категории проводил краткосрочное обучение по четырехчасовой программе. Предохранитель, МТЗ+ТО, основные и резервные защиты трансформатора, общие понятия о защитах линий 110 кВ. Для этих могу дать тематику диспетчеров РЭС, начальников РЭС, школы главных инженеров. Но для второй и третьей категории - особая статья. К тому же, мне дали объем 16 учебных часов. Кто-то заснет ко второму часу. Задал вопрос старому приятелю - начальнику СРЭС: что твоим будет интересно?. Почесал голову, пообещал с электромонтерами побеседовать. Но у него главный дефект в биографии (как и у меня): 15 лет отработал релейщиком, так что нам сложно понять запросы конкретного пользователя.
Может, диспетчера, скрытно сидящие под видом релейщиком на Форуме, или релейщики, работающие больше на сети 6-10-35 кВ совместно с оперативщиками, что-то подскажут? Очень не против получить какие-то образцы инструкций для оперативного персонала по обслуживанию РЗА соответствующего напряжения (последние 30 лет работал по сети 110 и выше). Интересные материалы размещу на своем сайте в разделе, посвященном оперативному обслуживанию РЗА.

2 (2015-11-09 21:44:17 отредактировано Lekarь)

Re: Обучение нерелейщиков релейным вопросам

doro пишет:

  Задал вопрос старому приятелю - начальнику СРЭС: что твоим будет интересно?. Почесал голову, пообещал с электромонтерами побеседовать.  Может, диспетчера, скрытно сидящие под видом релейщиком на Форуме, или релейщики, работающие больше на сети 6-10-35 кВ совместно с оперативщиками, что-то подскажут?

1 АПВ ЛЭП 6-10 кВ. Что это такое, факторы пуска.
2. Ключи управления выключателями - какие бывают, чем отличаются друг от друга. Что такое квитация ключей, кто и когда должен проводить.
3. Оперативный ток, что в себя включает, кто и что под ним понимает. Зачем выводят, что будет если не отключить когда требуют документы.
4. Дуговые защиты.
5. Испытательные блоки, их назначение и устройство.
6. Газовые реле.
7. Что происходит с защитами при полном обесточении объектов.
8. Неисправности защит МТЗ и ТО. Если есть блинкера, что означает выпавший блинкер.
9. Телеуправление, как работает, на что оперативному персоналу обращать внимание.
10 Вакуумные выключатели, как и кто должен подсчитывать ресурс по КЗ.

3

Re: Обучение нерелейщиков релейным вопросам

для примера

Post's attachments

Инструкция РЗА ЗРУ 6кВ ПСП.docx 212.41 Кб, 47 скачиваний с 2015-11-10 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

4

Re: Обучение нерелейщиков релейным вопросам

Lekarь пишет:

10 Вакуумные выключатели, как и кто должен подсчитывать ресурс по КЗ.

По остальным вопросам все более-менее понятно. Где-то отработано, где-то проработаю по доступным материалам. но вот по последнему вопросу можно подробнее? Моторесурс считал только для выключателей МКП (У) 220, 110 кВ. А с вакуумными выключателями так вообще не общался в практической работе.
suncov_di, ваша инструкция, похоже, написана для нефтеперекачивающего объекта? В любом случае полезна, но для своего контингента некоторую часть зачеркну, дабы крыша у слушателей от такого обилия информации не слетела.

5 (2015-11-10 21:01:01 отредактировано Lekarь)

Re: Обучение нерелейщиков релейным вопросам

doro пишет:

По остальным вопросам все более-менее понятно. Где-то отработано, где-то проработаю по доступным материалам. но вот по последнему вопросу можно подробнее? Моторесурс считал только для выключателей МКП (У) 220, 110 кВ. А с вакуумными выключателями так вообще не общался в практической работе.

План занятия такой:
1. дать сравнительную характеристику маслян, вакуумников, элегазовых выключателей.
2. дать более подробную характеристику вакуумных выключателей с точки зрения их плюсов и минусов - например, невозможно определить наличии вакуума или  большой ресурс по механике.
3. Рассказать про токи КЗ на объектах, когда они имеют наибольшие значения - на примере тупиков, транзитов, включенных секционнных выключателей или отключенных.
4. Указать, что коммутационный ресурс вакуумников не безграничен и требуется также учет КЗ, которые он отключил.
5. Про цифровые защиты рассказать, применяемые на новых присоединениях, и их особенности, что можно из памяти вытащить все КЗ (если такая возможность есть).
6. Затронуть немного реклоузеры, как на их прислоединениях измеряется ток и напряжение.

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Обучение нерелейщиков релейным вопросам

Я бы добавил виды КЗ .Для ОВБ особый упор на КЗ в сетях с изолированной нейтралью. Для всех схемы управления выключателями 10,110 кВ.

7

Re: Обучение нерелейщиков релейным вопросам

Lekarь пишет:

1 АПВ ЛЭП 6-10 кВ. Что это такое, факторы пуска.
2. Ключи управления выключателями - какие бывают, чем отличаются друг от друга. Что такое квитация ключей, кто и когда должен проводить.
3. Оперативный ток, что в себя включает, кто и что под ним понимает. Зачем выводят, что будет если не отключить когда требуют документы.
4. Дуговые защиты.
5. Испытательные блоки, их назначение и устройство.
6. Газовые реле.
7. Что происходит с защитами при полном обесточении объектов.
8. Неисправности защит МТЗ и ТО. Если есть блинкера, что означает выпавший блинкер.
9. Телеуправление, как работает, на что оперативному персоналу обращать внимание.
10 Вакуумные выключатели, как и кто должен подсчитывать ресурс по КЗ.

А что происходит с защитами при полном обесточичании объекта? Встречал (видел, участвовал) погашение с потерей СН и ПС, и станции даже, но что происходит с защитами - не знаю.
Преподавательского опыта нет совсем. Но, мне кажется, нужно сильно сужать круг вопросов, обязательно учитывать подготовку обучаемых, их условия работы (транзитные ПС с постоянным оперативным током  и ПС распредсетей - очень разные условия). А, вот вспомнил, что однажды привлекали обучать. Спали, да ICQ/ab:)

8

Re: Обучение нерелейщиков релейным вопросам

#5, по основному оборудованию будут другие преподаватели. Про цифровые защиты информации немало, аппаратура есть, в этом же классе следующие две недели будем проводить занятия для релейщиков.

nkulesh пишет:

А что происходит с защитами при полном обесточении объекта?

Вопрос интересный, заготовок по этому поводу немало. Интересная тема - постановка под напряжение однотрансформаторной подстанции на переменном оперативном токе. Но вот в таком ракурсе пока не рассматривал.

9

Re: Обучение нерелейщиков релейным вопросам

doro пишет:

Интересная тема - постановка под напряжение однотрансформаторной подстанции на переменном оперативном токе.

При том, что при КЗ на стороне 10 в зоне дифзащиты дешунтирование  неэффективно, вопрос не просто интересный. Часто включают бездумно после отключений вроде вороны на ПНБ КРУН. Ворону не увидят, она там и дальше валяется. Причина не выяснена. А "лихие оперативники" врубают трансформатор без опертока. Одна надежда на МТЗ.

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

10

Re: Обучение нерелейщиков релейным вопросам

Да, кстати, подзабыл. ДЗТ - на схеме дешунтирования или на предварительно заряженных конденсаторах? Второй случай очень интересен.

11

Re: Обучение нерелейщиков релейным вопросам

Защита с опертоком от конденсаторов на ПС без ДЭМ - мина замедленного действия, особенно при низком уровне обслуживания со стороны ОВБ.

Стандартная ситуация:
пришел сигнал "предупр. сигн" по телемеханике- ОВБ едет на  ПС(не сразу, не авария же) , начинают осмотр, находят например выпавшее РУ "земля" или "неисправность ТН". Поднимают РУ в яч ТН, РУ в ЦС, контроль изоляции в норме, напряжение в норме,  доклад диспетчеру и в путь-дорогу.....

А то что в РШ защиты тр-ра висит РУ "неисправность БПЗ" ........ бывает, однако

Причины:
- ОВБ загружено всякой хренью (заявки энергосбыта, личные указания нач. РЭС, скалымить надо успеть и т.п), вся работа бегом
-  ОВБ считает, что ПОЛНЫЙ осмотр ПС проводится по графику, какой-то блинкер не причина лазить по всем РШ
-   никто не обучал ОВБ, что нужно делать при обнаружении "предупр. сигнализации" в ЦС

12

Re: Обучение нерелейщиков релейным вопросам

suncov_di пишет:

  А то что в РШ защиты тр-ра висит РУ "неисправность БПЗ" ........ бывает, однако

Правильно делают, что не заглядывают. Нахождение в РУ опасно для жизни. Если во время заглядывания произойдет несчастный случай, то Вы сами или Ваши коллеги скажете, что сам виноват, если бы блинкер был важный, то мы бы уже точно сделали, что на панели ЦС не поднимается блинкер, пока в РШ не поднимешь блинкер, а раз не сделали, значит не надо. А то одни блинкера спрячут, которые ищи потом по ячейкам, другим надо после вкатывания тележки проверить , как втычные контакты вошли, чтобы с ремонтами не напрягаться, пусть персонал контролирует вхождение втычных контактов и т.д.

13

Re: Обучение нерелейщиков релейным вопросам

Lekarь пишет:

2. Ключи управления выключателями - какие бывают, чем отличаются друг от друга. Что такое квитация ключей, кто и когда должен проводить.

Даже как-то немного стыдно спрашивать...

Но что такое квитация ключей? Я такое слово как "квитация" вообще впервые вижу

И что за тема с разными ключами? У них есть какие-то принципиальные отличия?

14

Re: Обучение нерелейщиков релейным вопросам

Lekarь пишет:

  Нахождение в РУ опасно для жизни....как втычные контакты вошли, чтобы с ремонтами не напрягаться, пусть персонал контролирует вхождение втычных контактов и т.д.

у ОВБ вся работа - в РУ находится и выполнять оперативное обслуживание. Опасно для жизни и улицу переходить, если ПДД не знаешь

Про втычные контакты конечно черезчур, но рядом: после отключения/включения  МВ в ячейках без выкатных тележек (КРН-III например) оперативный персонал обязан осмотреть непосредственно сам МВ- положение штоков каждого "горшка". Возможен излом  тяги привода МВ, механического указателя положения МВ тут недостаточно. 
Если этого не сделать- можем получить неполнофазный режим у потребителя или включение ЗН на неотключенный МВ.

15

Re: Обучение нерелейщиков релейным вопросам

Solovey пишет:

Но что такое квитация ключей? Я такое слово как "квитация" вообще впервые вижу

Это когда ключ управления выключателя приводится в положение соответствующее положению выключателя.

16

Re: Обучение нерелейщиков релейным вопросам

Я больше привык к термину "квитирование". Но "панталоны, фрак жилет - всех этих слов на русском нет" (А.С. Пушкин). Если на пальцах: аварийно отключился выключатель, мигает лампа, соответствующая отключенному положению. Когда дежурный осознал эту неприятную информацию, он "квитирует" ключ управления (поворачивает в сторону отключения), дабы подтвердить, что информация об аварийном отключении принята и он смирился с неизбежностью случившегося.
А по поводу типов ключей - какие-то имеют 6 положений (предварительно включить, включить, включено, предварительно включить, включить, включено). Это вроде бы ПМОВФ. Идет запоминание последней оперативной команды на механике ключа. Сейчас более популярно запоминание оперативной команды на двухпозиционных реле. В этом случае применяют ключи попроще - пмо или что-то в этом роде.

17

Re: Обучение нерелейщиков релейным вопросам

suncov_di пишет:

у ОВБ вся работа - в РУ находится и выполнять оперативное обслуживание. Опасно для жизни и улицу переходить, если ПДД не знаешь

Про втычные контакты конечно черезчур, но рядом: после отключения/включения  МВ в ячейках без выкатных тележек (КРН-III например) оперативный персонал обязан осмотреть непосредственно сам МВ- положение штоков каждого "горшка". Возможен излом  тяги привода МВ, механического указателя положения МВ тут недостаточно. 
Если этого не сделать- можем получить неполнофазный режим у потребителя или включение ЗН на неотключенный МВ.

Если излом тяги возможен, то значит надо менять такой выключатель на новый.
Работа ОВБ это работа ОВБ, а не контроль недоработок персонала других служб. Абсолютно тоже относится и к любым другим службам - надо свою работу выполнять.
А в РУ находиться опасно. Когда погибает человек попробуйте скажите его близким, что дорогу тоже опасно переходить.

18

Re: Обучение нерелейщиков релейным вопросам

Lekarь пишет:

Если излом тяги возможен, то значит надо менять такой выключатель на новый.

По этому припоминаю свою работу на довольно старой ТЭЦ. ГРУ-6, выключатели реактированных отходящих фидеров (собственные нужды и выдача в город) заменены на ВМПЭ-10. Выключатели питающих элементов, которым приходится тянуть основной ток КЗ, и по сей день остаются где МГГ-133, где - МГГ-20. Не нашли современных выключателей с соответствующей отключающей мощностью (при нормальной схеме - 70 кА, в некоторых режимах - более 100). Вот больше 60 лет на службе. Правда, каждый капремонт - 2 недели с полной разборкой.

19

Re: Обучение нерелейщиков релейным вопросам

doro пишет:

Это вроде бы ПМОВФ.

Они, родимые. Избавился от них на всех ПС. И мы счастливы, и ОВБ. Тем более, что схемы с этими ключами не стыкуются с ТУ

doro пишет:

Я больше привык к термину "квитирование".

Ну оно как-то более привычно, чем "квитация".  Это как вместо дефектовки - дефектация (чуть ли не дефекация).

doro пишет:

пмо или что-то в этом роде.

ПМОВ

Lekarь пишет:

если бы блинкер был важный, то мы бы уже точно сделали, что на панели ЦС не поднимается блинкер,

И тогда не выпадут блинкера, сигнализирующие о других неисправностях.

Lekarь пишет:

Если во время заглядывания произойдет несчастный случай,

Заглядывания в РШ защит трансформатора? А если муха в дыхательное горло залетит, и помрёт ротозей? Из той же серии притянутых за уши вероятностей

Lekarь пишет:

Работа ОВБ это работа ОВБ, а не контроль недоработок персонала других служб. Абсолютно тоже относится и к любым другим службам - надо свою работу выполнять.

Т.е. нормально выполнять осмотр ПС. Ситуации с ненайденными блинкерами - это 90% от лености ОВБ и РДС.  Что стоит открыть нужный кадр на мониторе ТМ, посмотреть, какие сигналы остались висеть и отправить ОВБ осмотреть? А если сигнал с блинкера не выведен на ТС, он зажигает общепанельную лампу "Блинкер не поднят", которые существую не только на панелях, но и в КРУ.

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

20 (2015-11-12 09:29:30 отредактировано Lekarь)

Re: Обучение нерелейщиков релейным вопросам

SVG пишет:

   Т.е. нормально выполнять осмотр ПС. Ситуации с ненайденными блинкерами - это 90% от лености ОВБ и РДС.  Что стоит открыть нужный кадр на мониторе ТМ, посмотреть, какие сигналы остались висеть и отправить ОВБ осмотреть? А если сигнал с блинкера не выведен на ТС, он зажигает общепанельную лампу "Блинкер не поднят", которые существую не только на панелях, но и в КРУ.

Что такое для Вас нормально выполнять осмотр подстанции?
Для меня это означает, что когда я устраивался на работу, мне дали инструкции, в том числе с указанием блинкеров, которые "спрятаны" в шкафах. Я ее изучил. У меня приняли по ней экзамены. Потом или параллельно персонал службы ПС и РЗА ходил со мной и на действующем оборудовании показывали, как надо выполнять осмотр. После этого устроили мне пару тренировок, одна из которых "внезапная", про которую я не знаю заранее. И если пройду успешно экзамен по осмотру объекта, то меня допустят к самостоятельной работе.
За два десятка лет работы ни разу не видел, чтобы персонал РЗА ходил по объекту с новым дежурным и показывал, что и как надо осматривать. Правда слышал, что такие ИТР из РЗА бывают. Вот это по-моему нормально.
Про осмотры в практике энергосистемы был случай, когда релейщики пострадали во время осмотра ТН типа НКФ, который взорвался. Так потом этот персонал просто настаивал, чтобы оперативники не ходили лишний раз в РУ, приводя в пример свой печальный опыт.