1 (2015-12-30 16:14:49 отредактировано Ахметов Павел МТ)

Тема: Передача сигналов оперативной блокировки между двумя РП

Доброго дня коллеги!
Обращаюсь к Вам с интересным вопросом, с которым в свою очередь обратились к нам (в тех поддержку).

Во вложении схема, есть такое предприятие у нас в стране, которое имеет у себя на вооружении 5 ГПУ, каждая из которых мощностью 2 МВт для электроснабжения своей нагрузки, нормальный режим работы - островной, о параллельной работы с энергосистемой никакой речи нет. Решили теперь повысить надежность и организовать возможность запитаться от энергосистемы, в случае потери питания от ГПУ, то есть через РП получать питание по двум фидерам от ПС 110/10, таким образом отключаем все генераторные выключатели, включаем яч. 3 и яч. 8 и тем самым через шины, к которым непосредственно подключены генераторы осуществляется электроснабжение нагрузки (питающие выключатели от ПС 110/10 всегда включены).

Теперь к вопросу: нужно организовать взаимоблировки - нельзя включить выключатели на РП яч. 3 и яч. 8 пока включен хотя бы один из генераторных выключателей, в свою же очередь, нельзя включать ни один из генераторных выключателей, пока включены выключатели на РП яч. 3 и яч. 8. Между РП и ЗРУ ГПУ порядка 2х километров.
Вопрос: как организовать канал связи между объектами? На ум приходят всякие GSMы, радиоканалы, витые пары и т.п. (оптику тянуть не подъемно для предприятия)
Главный вопрос: в случае пропажи канала связи, пропадает и сигнал о том что пропала блокировка с одного из РП, а значит кто то может взять и включить вместе и ГПУ и сеть, что категориечски запрещено.

Подскажите, у кого какие рассуждения по этому поводу? Буду благодарен за любую мысль по этой теме.

Post's attachments

Вопрос на форум.dwg 82.59 Кб, 25 скачиваний с 2015-12-30 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.
РОССИЯ, Новосибирск, www.i-mt.net, тех. поддержка 8-800-555-25-11

2

Re: Передача сигналов оперативной блокировки между двумя РП

Ахметов Павел МТ пишет:

в случае пропажи канала связи, пропадает и сигнал о том что пропала блокировка с одного из РП, а значит кто то может взять и включить вместе и ГПУ и сеть, что категориечски запрещено

1) если  линия цифровая - то "в случае пропажи канала связи" - останется актуальной последняя команда, и она не изменится,
2) "в случае пропажи канала связи" - можно по умолчанию включать блокировку

Ахметов Павел МТ пишет:

оптику тянуть не подъемно для предприятия

- были оценки стоимости?
- как (насколько дороже) - по сравнению с "GSMы, радиоканалы, витые пары и т.п." ?

3

Re: Передача сигналов оперативной блокировки между двумя РП

Пользователь пишет:

2) "в случае пропажи канала связи" - можно по умолчанию включать блокировку

1. Можно ли в случае использования GSM модемов отследить что канал связи пропал?
2. Если пропал канал связи, в момент переключения с ГПУ на ПС, то получается нагрузку теперь ни от ГПУ и ни от ПС не запитать

Пользователь пишет:

- были оценки стоимости?

Они сделаны из разумных соображений, на данный момент из всех доступных каналов связи, которые приходят на ум (оптика в этом числе) - оптика самый дорогой вариант, но при этом конечно же она имеет самые лучшие показатели по пропускаемости и помехозащищенности

РОССИЯ, Новосибирск, www.i-mt.net, тех. поддержка 8-800-555-25-11

4 (2015-12-30 19:20:42 отредактировано XZX64)

Re: Передача сигналов оперативной блокировки между двумя РП

Я бы вообще сделал все не так ))))))
ИМХО блокировка между РП и ЗРУ ГПУ не нужна.
КЛ от РП оставить всегда под напряжением (так и КЛ целее будет и мониторинг КЗ в КЛ), а блокировки строить в ЗРУ. И лучше всего механические - на ключах.

5

Re: Передача сигналов оперативной блокировки между двумя РП

Ахметов Павел МТ пишет:

оптика самый дорогой вариант

это не факт!
- хотелось цифры услышать!

Ахметов Павел МТ пишет:

Можно ли в случае использования GSM модемов отследить что канал связи пропал

как и в любом канале - использовать периодические пинги (вызов - ответ)

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Передача сигналов оперативной блокировки между двумя РП

Ахметов Павел МТ пишет:

порядка 2х километров

наверное самый дешевый вариант - радиомодем,
расстояние небольшое, нужна прямая видимость

7

Re: Передача сигналов оперативной блокировки между двумя РП

На ГЭС, на которой работал перед уходом на пенсию, оперативная блокировка электромагнитная, с реле блокировки в приводах. Схема укрупнённого блока 500 кВ (два блока генератор-трансформатор объединяются в укрупнённый блок на напряжении 500 кВ, далее общий воздушный переход до ОРУ) имеет очень протяжённые кабели связи (от места установки разъединителей 500 кВ блока до ОРУ более километра), и работает вполне надёжно. Правда, там кабельные туннели и всё такое, не по "открытой местности" кабели идут. Так-то мнформации не так много, вполне подойдут простые и надёжные  релейно-контактные схемы.
Разрешение на операцию должно быть активным постоянно, вариант с запоминанием последнего состояния не годится. Ну, или как в ДЗЛ,  нет канала - защита сразу выводится. Нет канала - сразу запрет на операцию.

8

Re: Передача сигналов оперативной блокировки между двумя РП

Можно организовать цифровые ВЧ каналы связи (BPL) по КЛ 10 кВ.
Например, вот информация по оборудованию Aranuka:
http://portal-energo.ru/articles/details/id/673
http://www.progrid.ru/equip_bpl.html
http://www.progrid.ru/docs/installation.pdf

9

Re: Передача сигналов оперативной блокировки между двумя РП

Ахметов Павел МТ пишет:

Подскажите, у кого какие рассуждения по этому поводу? Буду благодарен за любую мысль по этой теме.

Иконка вложений Вопрос на форум.dwg 82.59 Кб, 10 скачиваний с 2015-12-30

Коллеги, не могу просмотреть эту картинку. Автокада дома нет (я - законопослушный гражданин, контрафакт не держу), а альтернативную программу SetupDWGTrueView2016_ENU_32bit.sfx  с трудом скачал, и установить не могу. Так что прошу по возможности конвертировать в более демократичный формат.
Мое мнение - не нужно изысков типа передачи информации на противоположный конец линии. Достаточно разумной системы построения блокировок по отсутствию/наличию напряжения с противоположного конца линии. До для вразумительного решения мне бы посмотреть основную схему сети.

10

Re: Передача сигналов оперативной блокировки между двумя РП

Развивая идею XZX64 - всё оставить как есть, но кабели под напряжение не ставить, выполнить механическую блокировку на ключах (какая у вас там наиболее предпочтительная система), и держать на РП велосипед. Дёшево, а по простоте и по надёжности превосходит все остальные варианты.

Contre le passé y'a rien à faire, il faudrait changer les héros, dans un monde où le plus beau reste à faire... (DB)

11 (2016-01-02 15:41:37 отредактировано XZX64)

Re: Передача сигналов оперативной блокировки между двумя РП

В общем то идея с блокировкой по наличию-отсутствию напряжения, кажется мне более правильной, чем канал связи.
Выкладываю схему ТСа в PDF формате. Думаю с открытием проблем не будет))

zloi пишет:

и держать на РП велосипед. Дёшево, а по простоте и по надёжности превосходит все остальные варианты.

И лыжи.

Post's attachments

KOMPAS - Вопрос на форум.pdf 37.76 Кб, 24 скачиваний с 2016-01-02 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

12

Re: Передача сигналов оперативной блокировки между двумя РП

XZX64 пишет:

В общем то идея с блокировкой по наличию-отсутствию напряжения, кажется мне более правильной, чем канал связи.

Не даёт 100% гарантию невозможности включения машин и сети в параллель. включения выключателей. Плюс может просто не быть ТНов в нужных местах (они на схеме вообще не показаны).

Contre le passé y'a rien à faire, il faudrait changer les héros, dans un monde où le plus beau reste à faire... (DB)

13

Re: Передача сигналов оперативной блокировки между двумя РП

zloi пишет:

Плюс может просто не быть ТНов в нужных местах (они на схеме вообще не показаны)

Меня тоже этот вопрос интересует. Но, полагаю, НОМ-6 (НТМИ для подобной цели вряд ли будет необходимым, можно обойтись схемой открытого треугольника - 2*НОМ-6) втиснуть в ячейку фидера будет подешевле, чем организовывать сложный канал связи.
Впрочем, схему нужно сопоставить с описательной частью.

14

Re: Передача сигналов оперативной блокировки между двумя РП

Да, в первом приближении мне решение по положению выключателей на РП не нравится. А если ПС 110/10 кВ погаснет полностью, да еще и с головы? благополучно будем подпитывать КЗ на линии 110 кВ, блокировать АПВ и, самое неприятное, инициировать неоправданную АЧР.
Нет, давайте организовывать нормальную систему. Отключение фидера - далеко не единственная причина обесточения РП.

15

Re: Передача сигналов оперативной блокировки между двумя РП

zloi пишет:

может просто не быть ТНов в нужных местах

а емкостные делители напряжения,есть даже встроенные в опорные изоляторы

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

16

Re: Передача сигналов оперативной блокировки между двумя РП

doro пишет:

Да, в первом приближении мне решение по положению выключателей на РП не нравится. А если ПС 110/10 кВ погаснет полностью, да еще и с головы? благополучно будем подпитывать КЗ на линии 110 кВ, блокировать АПВ и, самое неприятное, инициировать неоправданную АЧР.
Нет, давайте организовывать нормальную систему. Отключение фидера - далеко не единственная причина обесточения РП.

РП в нормальной схеме запитан от генераторов. Кабели от ПС под напряжением, но выключатели на РП отключены.

17

Re: Передача сигналов оперативной блокировки между двумя РП

Ох и бардачная схема! в ЗРУ ГПУ - 3 секции. называемые I СШ и столько же II СШ. Есть ли в схеме разрывы помимо вводов от ПС 110/10 кВ? По какому маршруту получает питание II СШ левая? Неуж-то от II СШ верхней через РП?

18 (2016-01-03 11:55:22 отредактировано dominator)

Re: Передача сигналов оперативной блокировки между двумя РП

Тоже кажется, что организация канала связи здесь - плохое решение.
ИМХО, лучше реализовать логику АВР на РП между 2 ВВ и СВ для секции шин (на ВВ со стороны КЛ нужны ТНы).
В нормальном режиме питаемся от 1ВВ, при пропадании напряжения на КЛ 1ВВ отключаем 1ВВ, проверяем наличие напряжения на КЛ 2ВВ и включаем 2ВВ, далее такой же переход к питанию от СВ. При необходимости можно предусмотреть ВНР.

19 (2016-01-03 12:56:20 отредактировано doro)

Re: Передача сигналов оперативной блокировки между двумя РП

XZX64, спасибо за прошлый вариант конвертации, разобрался. А в .gif или другой демократический формат не можете сконвертировать? Великолепная в результате проработка получится, но мне нужно раскрашивать положение выключателей для каждого момента времени. Из .pdf над изображением работать не могу, а повторная конвертация очень трудоемка. Никакого обмена информации между объектами. Надежда на то, что на каждой секции шин есть ТН (линейные не нужны).
А может, исходный пост - разводка с проверкой на вшивость? Или курсовая работа студента, которого преподаватель решил напрячь по полной программе.
Дабы не быть голословным.
Шаг первый. На II СШ РП при исчезновении напряжения отключаем линейный выключатель ячейки № 10 и секционный выключатель с запретом всех автоматических средств включения.
Шаг второй. Включаем выключатель ячейки № 8 и запитываем потребителей этой секции.
Шаг третий. Э-э-э, так вы слишком много сразу хотите. Может, кто подключится к обсуждению? Мой алгоритм готов полностью, но над графической частью работа довольно трудозатратна.
dominator, Вы меня опередили, пока я копался. У себя не учитываю возможность погашения подстанции 110/10 со стороны ВН. Но это не принципиально, от себя не подадим генерацию на обесточенную подстанцию. Отстраиваемся по времени от АВР СВ на питающем объекте.
Кстати, а Вы уверены, что СВ на РП отключен? пока подтверждения не получил.

20 (2016-01-03 13:04:05 отредактировано dominator)

Re: Передача сигналов оперативной блокировки между двумя РП

doro пишет:

Но это не принципиально, от себя не подадим генерацию на обесточенную подстанцию.

Я предлагаю держать два из трех (2 ВВ, СВ) выключателей секции шин всегда отключенными, поэтому подать напряжение с Г на ПС принципиально невозможно (можно добавить контакты отключенного положения двух других выключателей в цепь включения выключателя). То есть исходное положение - 3 отключенных выключателя, и автоматика по определенным критериям выбирает, какой выключатель включить.
Можно, конечно, не ставить ТН на КЛ, но тогда придется опытным путем проверять наличие напряжения на КЛ 2ВВ по шинному ТН. Может быть, определенная задержка... надо смотреть, какие потребители подключены, да и ВНР не получится сделать.