1

Тема: АПВ шин КРУЭ

Понимая всю абсурдность вопроса(маразм крепчает),тем не менее:
есть ли какие запрещающие документы на реализацию АПВ шин КРУЭ помимо:
9.10.1 Должно предусматриваться автоматическое повторное включение
(АПВ)   воздушных линий электропередачи и сборных шин   (ошиновок)
открытых распределительных устройств. - нормы проектирования

2 (2016-02-17 15:31:27 отредактировано alexej p.)

Re: АПВ шин КРУЭ

НОРМЫ технологического проектирования подстанций переменного тока с высшим напряжением 35-750 кВ (НТП ПС) СТО 56947007- 29.240.10.028-2009
9.1.3 Ввод элемента сети после его отключения от устройств релейной
защиты  должен  выполняться,  как  правило,  автоматически,  за  исключением
случаев  отключения  поврежденного  оборудования,  не  допускающего
автоматического  повторного  включения  (например,  автотрансформаторы,
реакторы,  а  также,  если  этого  требует  производитель,  комплектные
распределительные устройства с элегазовой изоляцией).

3

Re: АПВ шин КРУЭ

спасибо,это уже кое что

4

Re: АПВ шин КРУЭ

Ребят, подскажите молодому и неопытному.
Есть КРУЭ с 2 секциями шин, между ними соответственно секционный выключатель. У этого выключателя есть терминал защит, который им может управлять (включать/выключать). Понятно что отключать этот терминал будет от действия защит, которые в нем реализованы и от внешних защит.  Помимо защит в терминале реализована функция АПВ. И собственно глупый вопрос: от чего должно произойти отключение, чтобы можно было производить автоматическое повторное включение секционного выключателя в элегазовом распредустройстве?

5

Re: АПВ шин КРУЭ

Kodzhakov пишет:

Ребят, подскажите молодому и неопытному.
Есть КРУЭ с 2 секциями шин, между ними соответственно секционный выключатель. У этого выключателя есть терминал защит, который им может управлять (включать/выключать). Понятно что отключать этот терминал будет от действия защит, которые в нем реализованы и от внешних защит.  Помимо защит в терминале реализована функция АПВ. И собственно глупый вопрос: от чего должно произойти отключение, чтобы можно было производить автоматическое повторное включение секционного выключателя в элегазовом распредустройстве?

Если очень хочется приключений - то отключение секции от неселективных защит (типа МТЗ ввода) при отсутствии работы защит от внутренних повреждений (ДЗШ) или запрета от УРОВ. Желательно после отключения всех отходящих от этой секции присоединений.

Contre le passé y'a rien à faire, il faudrait changer les héros, dans un monde où le plus beau reste à faire... (DB)

6

Re: АПВ шин КРУЭ

Kodzhakov пишет:

И собственно глупый вопрос: от чего должно произойти отключение, чтобы можно было производить автоматическое повторное включение секционного выключателя в элегазовом распредустройстве?

Как вариант при отключении от резервных защит АТ. В этом случае АПВ должно быть строго с КС.

7

Re: АПВ шин КРУЭ

Kodzhakov пишет:

Помимо защит в терминале реализована функция АПВ. И собственно глупый вопрос: от чего должно произойти отключение, чтобы можно было производить автоматическое повторное включение секционного выключателя в элегазовом распредустройстве?

функция АПВ лишняя

8

Re: АПВ шин КРУЭ

От делительной защиты, контролирующей напряжения на обоих секциях. При их (с обоих сторон от СВ) исчезновении,  СВ отключается. Дальше, за пределами подстанции происходит опробование линий в разделенной сети. Если опробование обоих линий успешное, то СВ включается по синхронизму. Это для необслуживаемой подстанции.

9

Re: АПВ шин КРУЭ

Lekarь пишет:

От делительной защиты, контролирующей напряжения на обоих секциях. При их (с обоих сторон от СВ) исчезновении,  СВ отключается. Дальше, за пределами подстанции происходит опробование линий в разделенной сети. Если опробование обоих линий успешное, то СВ включается по синхронизму. Это для необслуживаемой подстанции.

А КРУЭ бывают на необслуживаемых подстанциях? Там же нужно следить за давлением элегаза (вдруг утечка).

scorp пишет:

  функция АПВ лишняя

Мне тоже так думается.... Но она реализована и просто интересно для чего? ))
Если СВ вдруг отключился от резервных защит присоединения, то получается не отключился выключатель этого присоединения, а в этом случае есть ли смысл снова его включать, поскольку присоединение не отключилось..? Если что-то на шинах, то никуда оно само скорее всего не денется... Короче ребус с вопросом: что задумал автор!? )

10

Re: АПВ шин КРУЭ

Kodzhakov, в вашем случае какие защиты действуют на ШСВ?
У нас есть 3 ПС-220 полностью с КРУЭ где введено АПВ на ШСВ-110. Например, при КЗ на ошиновке 110 кВ (на открытой части) АТ и отказе основных защит, будут работать резервные защиты первым делом на отключение ШСВ-110, далее через ступень селективности отключается В-110 АТ, и еще через одну ступень селективности отключается весь АТ со всех сторон. КЗ устранилось, почему бы не включить ШСВ-110 с КС в этом случае?
Ну и релейщика введенное АПВ тоже выручит, если вдруг случайно залезет в цепи отключения smile

11

Re: АПВ шин КРУЭ

Kodzhakov пишет:

А КРУЭ бывают на необслуживаемых подстанциях? Там же нужно следить за давлением элегаза (вдруг утечка).

Моё мнение такое, что монтировать КРУЭ ради того, чтобы потом караулить не утекает ли элегаз - это деньги на ветер. В этом случае следует найти более экономичное решение, а экономию найдется куда направить. КРУЭ изначально задумывалось, чтобы сделать компактным и необслуживаемым РУ.

12

Re: АПВ шин КРУЭ

beyond, в самом терминале организованы Фазная ТО и ТЗНП, а также приходит дискрет отключения от внешних защит (от каких именно сейчас не отвечу, надо смотреть схемы, а это уже после выходных). smile

13

Re: АПВ шин КРУЭ

beyond пишет:

Например, при КЗ на ошиновке 110 кВ (на открытой части) АТ и отказе основных защит, будут работать резервные защиты первым делом на отключение ШСВ-110....

комплект основных защит один?

14

Re: АПВ шин КРУЭ

scorp пишет:

комплект основных защит один?

Да, комплект один.

15 (2018-10-06 17:22:42 отредактировано scorp)

Re: АПВ шин КРУЭ

если их два,то случай отказа маловероятен.
Справедливости ради:
Нормы технологического проектирования подстанций переменного тока с высшим напряжением 35-750 кВ(НТП ПС)
12.14.2 На ШСВ (СВ) должно предусматриваться однократное АПВ. Контроль наличия симметричного напряжения на шинах следует предусматривать при наличии технической возможности. Необходимость использования контроля синхронизма должна определяться проектными решениями.
О КРУЭ ни слова
в 57 приказе РАО о АПВ на СВ вообще ничего

Добавлено: 06-10-2018 17:14:06

в документе МОЭСК МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по применению в ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» основных технических решений по эксплуатации, реконструкции и новому строительству электросетевых объектов
4.7.6. Релейная защита и автоматика на шиносоединительном (ШСВ) и секционном (СВ) выключателях 110 кВ и выше
На ШСВ (СВ) должно быть предусмотрено однократное АПВ.

здесь же
АПВ шин 110 кВ и 220 кВ используется только для воздушной ошиновки и не используется для КРУЭ.

16 (2018-10-06 19:15:01 отредактировано Lekarь)

Re: АПВ шин КРУЭ

Ссылки на документы все верные. Только есть нюансы. РАО уже давно нет. Главный нюанс в другом. Словосочетание "должно предусматривать" относится к устройству АПВ. А введенное или выведенное положение все указанные документы не регламентируют. Сейчас эти вещи есть попытка регулировать ПТФ и в Правилах по ликвидации аварии.
Надо иметь ввиду,  что наличие устройства это экономический параметр, а его работа это режимный.

17

Re: АПВ шин КРУЭ

Lekarь пишет:

РАО уже давно нет

надеюсь вы понимаете значение 57 приказа

Lekarь пишет:

Надо иметь ввиду,  что наличие устройства это экономический параметр, а его работа это режимный.

не хватает фразы:
Режимы работы АПВ на выключателях транзитных линий 110-220 кВ, на выключателях АТ и ШСМВ, СМВ 110-220 кВ определяет филиал «СО ЕЭС» ХХХХХХ РДУ

Добавлено: 06-10-2018 19:45:03

на СВ "по любому" имеется терминал АУВ,а сделать в нем АПВ,не проблема.

18 (2018-10-06 21:05:17 отредактировано Lekarь)

Re: АПВ шин КРУЭ

scorp пишет:

надеюсь вы понимаете значение 57 приказа

это для кого как. Для примера некоторые подстанции нефтехимических предприятий на порядок превосходят аналогичные ПС бывшего РАО, как модно сейчас говорить по уровню цифровизации. И никаким приказом не помахаешь перед носом главного инженера нефтехимического завода, имеющего такую подстанцию аварии на которой за 10 лет не происходили.

Добавлено: 2018-10-06 22:54:44

scorp пишет:

Режимы работы АПВ на выключателях транзитных линий 110-220 кВ, на выключателях АТ и ШСМВ, СМВ 110-220 кВ определяет филиал «СО ЕЭС» ХХХХХХ РДУ

к сожалению видимо со временем так и ликвидируют по крайней мере РДУ, потому что мешают работать. Россети судя по их презентациям и выступлениям руководства хоть завтра готовы системным влить в себя. Напор их пока охлаждают,  но надолго ли хватит сил сопротивления это неизвестно. Системный опять таки сам провоцирует такое поведение Россетей и такое отношение извне. Это мое мнение, что вижу и что читаю.

Добавлено: 2018-10-06 22:59:32

scorp пишет:

на СВ "по любому" имеется терминал АУВ,а сделать в нем АПВ,не проблема.

если эта функция куплена. И тоже как пример, купят модуль PASS для установки в рассечку транзита на подстанцию без персонала, а функцию АПВ не купят и это проблема и для ПС  и для сети, т.к. логика АПВ на смежных объектах ломается и самое неприятное, что не всегда докажешь о необходимости докупить эту функцию. Кстати тоже камень в сторону блатных из числа занимающихся техприсоединением в РДУ.

19

Re: АПВ шин КРУЭ

Lekarь пишет:

если эта функция куплена.

думаю что функция АПВ входит в минимальную комплектацию терминала АУВ любого производителя

20

Re: АПВ шин КРУЭ

Я тоже так думаю. По крайней мере, наблюдаю. Но вот припоминаю один казус. на архиважном политическом объекте (Сочинская ТЭС) под вторую очередь выполняется КРУЭ-220 с заходом двух ВЛ 220. Соответственно, АТ 220/110. Известнейшая старая проектная организация (конкретное имя упоминать не буду) среди огромного количества проектных плюх надеется на элементы АУВ в комплекте привода ввода 220 АТ. Там АПВ нет, но и терминал АУВ не заказан (а нафига на вводе АТ АПВ?). Естественно, проект был направлен на согласование в РДУ после заказа оборудования, изменить уж ничего было невозможно - бабло освоено. Посоветовались с коллегами, АПВ АТ все же нужно если не при КЗ в КРУЭ, то при дальнем резервировании защит отходящих ВЛ. Еду на объект, знакомлюсь с ситуацией, захожу в офис Интеравтоматка, беседую с В.Г. Ивановым (один из известнейших в России специалистов в части АСУ). Задаю вопрос: АПВ своими средствами сделать сможешь? После запроса о временных параметрах (3 - 5 секунд) соглашается. За защиты со временем действия доли секунды не берется, да у защит кроме времени действия есть огромное количество параметров, доступных только разработчикам РЗА, и то достаточно продвинутым, не каждой фирме это дано.
Впрочем, о последнем примере где-то на Форуме упоминал, но проще написать заново, чем поднимать историю.