1

Тема: Автоматика ограничения перегрузки оборудования (АОПО)

Здравствуйте! Сейчас Системный оператор требует АОПО с возможностью автоматического задания уставок в зависимости от температуры окружающей среды. Каково ваше мнение: нужны ли датчики температуры для устройств АОПО? Кто-нибудь задавался вопросом экономического эффекта применения таких датчиков (и вопросом их эффективности вообще)? Может быть, у кого-нибудь есть положительный (или отрицательный) опыт эксплуатации таких устройств?  Насколько сильно удавалось снизить объемы разгрузки с помощью датчиков?

2

Re: Автоматика ограничения перегрузки оборудования (АОПО)

emergency_control пишет:

Каково ваше мнение: нужны ли датчики температуры для устройств АОПО?

Мнение не важно, если

emergency_control пишет:

Системный оператор требует

А так у ЭКРА есть информационное письмо про установку датчиков температуры http://www.ekra.ru/uploads/posts/2014-0 … 097_36.jpg

3

Re: Автоматика ограничения перегрузки оборудования (АОПО)

Сам по себе вопрос интересен. Окружающая среда чего? Под это определение можно подогнать накладки и ключи управлением устройством.
Для АОПП (АОПО) важен на самом деле не столько ток, сколько температура проводника. Потому как от его нагрева зависит провисание провода и механическое повреждение или нарушение габарита. Еще фактор - скорость изменения тока - мгновенно и не стабильно. Температура проводника изменяется намного медленнее тока, что дает основания для работы автоматики. Другое дело где измерять эту температуру.

4

Re: Автоматика ограничения перегрузки оборудования (АОПО)

Объемы разгрузки с помощью датчиков вам снизить не удастся.
Тут скорее речь может идти о селективности, т.е. о максимально   близком соответствии текущего объема ОН величине перегрузки.
Положительного опыта использования датчиков температуры крайне мало.
Могу припомнить лишь один случай, для маслонаполненных кабельных линий то ли высокого, то ли низкого давления 110 кв. Там совершенно оправданно температура масла заводилась вместе с величиной перегрузки в орган контроля предшествущего режима, что вследствие значительной тепловой инерционности линии давало возможность уйти от избыточных отключений при бросках тока.
Для воздушных ЛЭП эффективность применения датчиков температуры, а как правило СО требует датчиков температуры наружного воздуха, крайне сомнительна. И тому есть целый ряд причин.
Первое - допустимая нагрузка провода определяется в первую очередь температурой самого провода, а не воздуха,  так как помимо токового тепловыделения  в уравнении теплового баланса присутствуют ветер, солнечная радиация и теплоотдача самого проводника(иными словами солнышко его греет, а ветерок обдувает).
Второе. Как известно допустимая температура провода определяется двумя факторами - механической прочностью в анкерном зажиме и габаритом(расстоянием до земли или ближайшей точки поверхности). Таких мест, где габарит к примеру может быть критичен на любой линии наберется не одно и не пять.
Третье. Даже на линиях 220 кв длиной несколько десятков километров температурные условия в начале и в конце линии могут существенно отличаться - вопрос - что делать если в автоматике  доступны показания нескольких датчиков и они отличаются.

5

Re: Автоматика ограничения перегрузки оборудования (АОПО)

Windtalker315 пишет:

Объемы разгрузки с помощью датчиков вам снизить не удастся.
Тут скорее речь может идти о селективности, т.е. о максимально   близком соответствии текущего объема ОН величине перегрузки.

Дело всегда было не в том, чтобы снизить объемы нагрузки. Дело в большинстве случаев было всегда в том, что четких критериев перегрузки никогда не было. Ток может мгновенно меняться и это изменение может быть непродолжительно, но при этом идет отключение потребителей, а никто ответственности за отключение не несет. Это одна сторона. Есть еще и вторая, которую не очень любят анализировать. При работе АОПП и делении сети (как пример) происходит изменение цен в узлах. При незначительном потреблении это изменение цен практически незаметно, но при сотнях мегаватт потребления это может быть существенным.

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Автоматика ограничения перегрузки оборудования (АОПО)

Lekarь пишет:

Ток может мгновенно меняться и это изменение может быть непродолжительно, но при этом идет отключение потребителей, а никто ответственности за отключение не несет. Это одна сторона.

Странно, ибо сперва АОПО должна действовать на сигнал.

7 (2016-03-22 15:02:09 отредактировано Lekarь)

Re: Автоматика ограничения перегрузки оборудования (АОПО)

Andrey_13 пишет:

Странно, ибо сперва АОПО должна действовать на сигнал.

Ничего странного нет. Всё правильно, согласно нормативным документам - на сигнал. Только вопрос к тому кто писал эти документы.
Во первых какова должны быть уставка сигнала по току и по времени.
Во вторых через сколько времени после работы на сигнал должна работать автоматика на отключение? На сегодня нормативов не знаю, но помню время  5-20 секунд. Да за это время не то что сделать ничего не успеешь, даже не дойдешь до панели, чтобы посмотреть. Но это было, сегодня может быть здравый смысл взял верх над дурью, про которую нельзя было спрашивать руководство. Представляете нельзя было задавать вопросы про то как надо действовать при работе на сигнал!

8 (2016-03-22 15:08:59 отредактировано Ксанка)

Re: Автоматика ограничения перегрузки оборудования (АОПО)

Насколько я помню, в соответствии со национальным стандартом по ПА, первое действие должно быть на сигнал, далее - ступенчатая разгрузка и последнее действие - на отключение "своего" выключателя. У нас в энегостистеме в последнее время устанавливают АОПО в составе МПКА (Прософта) и ставят на подстанции/станции будку Селянинова с двумя датчиками температуры. Насколько точно будет работать АОПО с температурными датчиками, это вопрос, но все же приятно, когда переход на сезонные уставки осуществляется автоматически, нежели в соответствии с очередным заданием Системного Оператора.
Хотя, если датчик стоит на одном конце линии, а линия длинная, а через 100 км температура воздуха уже другая... Вопрос риторический.
Уставки АОПО у нас делятся на длительно-допустимые и аварийно-допустимые. Так вот длительно-допустимые выбираются в районе 20 минут (это то самое время для диспетчера, в течение которого он обязан принять меры по разгрузке линии),если же он не успевает (проспал, например), то автоматика делает это за него.
Аварийно-допустимые уставки - измеряются в секундах.

9

Re: Автоматика ограничения перегрузки оборудования (АОПО)

Ксанка пишет:

Насколько я помню, в соответствии со национальным стандартом по ПА, первое действие должно быть на сигнал, далее - ступенчатая разгрузка и последнее действие - на отключение "своего" выключателя.

Уставки какие по продолжительности действия на сигнал и потом на отключение? После получения сигнала, можно что-то предпринять?
Ступенчатая разгрузка это не отключение кого-то  разве?

10 (2016-03-22 15:50:36 отредактировано Ксанка)

Re: Автоматика ограничения перегрузки оборудования (АОПО)

Длительно-допустимые уставки были, например, 1200 сек - сигнал, 1203 сек - ОН 1 ст района, 1206 сек - ОН 2 ст итд. Аварийно-допустимые, например, 9 сек - сигнал, и дальше 15, 18, итд секунд на разгрузку района.
Да, ступенчатая разгрузка - это и есть ОН районов (фидера, заведенные на подстанциях под ступень ОН).
Бывает, аварийная ступень без сигнала,а сразу с управляющим воздействием.
После сигнала длительной ступени, есть 20 минут на действия диспетчера, если конечно линия сразу не подгрузится до аварийной...

11 (2016-03-22 16:10:29 отредактировано Windtalker315)

Re: Автоматика ограничения перегрузки оборудования (АОПО)

Ксанка пишет:

но все же приятно, когда переход на сезонные уставки осуществляется автоматически, нежели в соответствии с очередным заданием Системного Оператора.

это только кажется, что приятно и легко.
а скажите как контролировать или прогнозировать  уставки такой автоматики, хотя бы для того, чтобы отстроиться от них ?
Вы диспетчеров то пожалейте и сетевых и системного.
Вот еще чуть и они начнут с градусниками по системе бегать, как по больнице с уткой

12

Re: Автоматика ограничения перегрузки оборудования (АОПО)

Lekarь пишет:

Дело в большинстве случаев было всегда в том, что четких критериев перегрузки никогда не было.

Отчего е не было - сохранение термической и механической стойкости - вот критерии.
Все остальное вытекает из них.

Lekarь пишет:

происходит изменение цен в узлах

мне кажется лучше не смешивать такие разнородные вопросы.

13

Re: Автоматика ограничения перегрузки оборудования (АОПО)

Windtalker315 пишет:

это только кажется, что приятно и легко.
а скажите как контролировать или прогнозировать  уставки такой автоматики, хотя бы для того, чтобы отстроиться от них ?
Вы диспетчеров то пожалейте и сетевых и системного.
Вот еще чуть и они начнут с градусниками по системе бегать, как по больнице с уткой

Я небезосновательно предполагаю, что у операционной зоны есть Диспетчерский центр, в котором установлена современная мнемосхема всего энергорайона, и диспетчер контролирует опасные сечения, перетоки итд, в современных схемах есть выведенная сигнализация красным цветом горит переток, приближающийся к опасным значениям. Есть очень неприятная штука, как МДП (максимально-допустимый переток в сечении), который они очень бдительно контролируют. А есть еще службы режимов, балансов, которые просчитывают всякие возможные отключения, и ремонтные схемы.
Я думаю, что градусники и утки это уж очень утрированно.
Я не встаю ни на чью сторону, слава богу, побывала на обоих фронтах (и СО, и эксплуатация). Просто делюсь опытом нашей энергосистемы.

14

Re: Автоматика ограничения перегрузки оборудования (АОПО)

К примеру у нас в Татарстане уже не один проект выполнен по внедрению данной автоматики. На самом деле данная автоматика позволяет повышать пропускную способность линии за счет измерения температуры. Однако если линия достаточно длинная, то измерение температуры в разных точках будет разной, что в свою очередь не позволяет достоверно определить как линию разгружать. Это связано с тем, что температура измеряется только в месте установки АОПО. Также нужно выполнять правильное измерение температуры, с применение метеобудки и т.д.

КНИТУ-КАИ. Учебно-исследовательская лаборатория "Релейная защита, автоматика и управление систем электроснабжения"

15

Re: Автоматика ограничения перегрузки оборудования (АОПО)

Windtalker315 пишет:

Отчего е не было - сохранение термической и механической стойкости - вот критерии.
Все остальное вытекает из них.


мне кажется лучше не смешивать такие разнородные вопросы.

1. где бы эти критерии увидеть на бумаге. А то когда вопросы задаешь, то все друг на друга кивают без указания первоисточника.
2. Мне тоже так кажется, но есть некое правило, что лучше не допускать работы автоматики и отключить самому, а заплатит за отключение потребитель. Да еще его заявку могут заставить оформить, как инициатора отключения.

16 (2016-03-22 18:05:42 отредактировано Lekarь)

Re: Автоматика ограничения перегрузки оборудования (АОПО)

Ксанка пишет:

  Есть очень неприятная штука, как МДП (максимально-допустимый переток в сечении), который они очень бдительно контролируют. А есть еще службы режимов, балансов, которые просчитывают всякие возможные отключения, и ремонтные схемы.

контролируют бдительно, но лишь не многие знают, что его превышение во многих случаях не несет в себе ничего, кроме зарплаты диспетчеров. И также немногие знают , что бывали случаи, когда МДП придумывали, чтобы расправиться с неугодными (тоже делюсь опытом)  , а что такое ремонтная схема тоже не все знают.

Bamper пишет:

К примеру у нас в Татарстане уже не один проект выполнен по внедрению данной автоматики. На самом деле данная автоматика позволяет повышать пропускную способность линии за счет измерения температуры. Однако если линия достаточно длинная, то измерение температуры в разных точках будет разной, что в свою очередь не позволяет достоверно определить как линию разгружать. Это связано с тем, что температура измеряется только в месте установки АОПО. Также нужно выполнять правильное измерение температуры, с применение метеобудки и т.д.

Вообще такой опыт очень замечательный на мой взгляд. Можно будет какие то выводы потом делать. Вы не увеличиваете пропускную способность - Вы используете свои резервы, которые по токовой нагрузке сложно отследить.

17

Re: Автоматика ограничения перегрузки оборудования (АОПО)

Ксанка, Bamper и др. Приведите ради интереса температурные уставки.

18

Re: Автоматика ограничения перегрузки оборудования (АОПО)

Andrey_13 -в СТО 56947007 29.240.55.143-2013 есть таблицы допустимых токов в зависимости от температури

19 (2016-03-23 11:59:57 отредактировано Ксанка)

Re: Автоматика ограничения перегрузки оборудования (АОПО)

Andrey_13 пишет:

Ксанка, Bamper и др. Приведите ради интереса температурные уставки.

У нас, на Юге, всё выглядит примерно так:
зима +10 градусов
межсезонье +20 градусов
лето +35 градусов.

А в микропроцессорных МКПА с температурными датчиками по-моему дискретность уставок - 5 градусов

20 (2016-03-23 16:16:22 отредактировано Роман Вадимович)

Re: Автоматика ограничения перегрузки оборудования (АОПО)

emergency_control пишет:

Может быть, у кого-нибудь есть положительный (или отрицательный) опыт эксплуатации таких устройств?

О положительном опыте внедрения функции АОПО с корректировкой токовой уставки по температуре окружающей среды могут поделиться все ОЭС Европейской части РФ, а также Урала - здесь данная функция широко используется и прописывается в большинстве конкурсов....

Lekarь пишет:

Окружающая среда чего?

Наверное окружающая среда присоединения (будь то линия, трансформатор или кабель) на которое устанавливается АОПО.
Для ВЛ и трансформаторов температура окружающей среды - температура наружного воздуха, а вот для кабельных линий невсегда, т.к. проложены они могут быть как в воздушной среде, так и в воде, а также земле....

Lekarь пишет:

Для АОПП (АОПО) важен на самом деле не столько ток, сколько температура проводника. Потому как от его нагрева зависит провисание провода и механическое повреждение или нарушение габарита. Еще фактор - скорость изменения тока - мгновенно и не стабильно. Температура проводника изменяется намного медленнее тока, что дает основания для работы автоматики. Другое дело где измерять эту температуру.

Это очевидно, и как раз все эти параметры можно получить расчетным путем по методикам еще советских ГОСТ, на которые сейчас и ссылаются выпущенные в ФСК ЕЭС СТО...

Windtalker315 пишет:

Объемы разгрузки с помощью датчиков вам снизить не удастся.

Готов поспорить! ))

Windtalker315 пишет:

Положительного опыта использования датчиков температуры крайне мало.

Опять готов поспорить, т.к. говорить об этом для датчиков выпускаемых тысячами не совсем корректно...

Windtalker315 пишет:

Могу припомнить лишь один случай, для маслонаполненных кабельных линий то ли высокого, то ли низкого давления 110 кв. Там совершенно оправданно температура масла заводилась вместе с величиной перегрузки в орган контроля предшествущего режима, что вследствие значительной тепловой инерционности линии давало возможность уйти от избыточных отключений при бросках тока.

См.вложение - слайд №9 и №10.

Ксанка пишет:

У нас в энегосистеме в последнее время устанавливают АОПО в составе МПКА (Прософта) и ставят на подстанции/станции будку Селянинова с двумя датчиками температуры. Насколько точно будет работать АОПО с температурными датчиками, это вопрос, но все же приятно, когда переход на сезонные уставки осуществляется автоматически, нежели в соответствии с очередным заданием Системного Оператора.

Впервые применять метеобудку предложило НПП ЭКРА. Оппонентов было море, однако теперь все они куда-то делись, да и решение с этой метеобудкой стали использовать все производители и проектировщики... Однако значит не все так плохо в этом решении!..
Информационное письмо на которые ссылались выше здесь http://www.ekra.ru/dokumentaciya/informacionnye-pisma/ (№36)

Ксанка пишет:

  Хотя, если датчик стоит на одном конце линии, а линия длинная, а через 100 км температура воздуха уже другая... Вопрос риторический.

И для этой ситуации решение есть и рассматривается на стадии задания уставок.

Bamper пишет:

К примеру у нас в Татарстане уже не один проект выполнен по внедрению данной автоматики. На самом деле данная автоматика позволяет повышать пропускную способность линии за счет измерения температуры. Однако если линия достаточно длинная, то измерение температуры в разных точках будет разной, что в свою очередь не позволяет достоверно определить как линию разгружать. Это связано с тем, что температура измеряется только в месте установки АОПО. Также нужно выполнять правильное измерение температуры, с применение метеобудки и т.д.

К вопросу о споре и эффективности применяемого решения - пример один уже есть.

К вопросу о рассмотрении разницы в режимах срабатывания классического АОПО и АОПО с корректировкой токовой уставки по температуре - готов подготовить схемку если это будет интересно.

Post's attachments

АОПО(t).pdf 3.34 Мб, 37 скачиваний с 2016-03-23 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.