1

Тема: Обдув силового трансформатора

Неясности в части величины нагрузки трансформатора для пуска вентиляторов обдува трансформатора.
из ПУЭ: 5.3.9. На трансформаторах с принудительной циркуляцией воздуха и естественной циркуляцией масла (система охлаждения Д) электродвигатели вентиляторов должны автоматически включаться при достижении температуры масла 55°С или номинальной нагрузки независимо от температуры масла и отключаться при понижении температуры масла до 50°С, если при этом ток нагрузки менее номинального.
из паспорта на трансформатор: Номинальная мощность трансформатора 16000 кВА. Мощность трансформатора при отключенном дутье с системой охлаждения вида "Д" 10720 кВА.
Собственно говоря и вопрос: Обдув должен включиться при достижении 16000 кВА или 10720 кВА или при мощности 11000 кВА дожидаемся пуска системы обдува по температуре?
У кого какие мнения по этому поводу?

2 (2016-07-19 09:02:19 отредактировано hoh525)

Re: Обдув силового трансформатора

На холостом ходу тр-р 16 МВА нагревается до 60 оС при Т воздуха +30 оС. Обдув включается автоматически, по температуре верхних слоёв масла. Под нагрузкой тр-р греется сильнее, и в зависимости от Т окружающей среды, поэтому завод указывает мощность без обдува при определённой температуре окружающей среды. в Вашем случае это 10720 кВА.Но мощность мерить затруднительно, поэтому из формулы S=1,73UI вычисляют ток, используют реле тока для включения обдува по току. В одном из постов уважаемый коллега Scorp рассказывал о опыте эксплуатации т-ров в туркменской пустыне, когда днём воздух нагревался до 50 оС и более.

3 (2016-07-19 09:18:11 отредактировано l_yuriy)

Re: Обдув силового трансформатора

Лучше всего направить запрос на завод-изготовитель трансформатора. У заводчан должны быть все расчеты по нагреву, как меди, так и масла в различных режимах и при различных температурах окружающей среды. С развитием интернета это не сложно сделать.

Ну а в общем, для средней полосы, при нагрузке 70%  можно обдув данного трансформатора включать только по температуре масла.

4

Re: Обдув силового трансформатора

vitk пишет:

из ПУЭ: 5.3.9. На трансформаторах с принудительной циркуляцией воздуха и естественной циркуляцией масла (система охлаждения Д) электродвигатели вентиляторов должны автоматически включаться при достижении температуры масла 55°С или номинальной нагрузки независимо от температуры масла и отключаться при понижении температуры масла до 50°С, если при этом ток нагрузки менее номинального.

Можете уточнить № п/п ПУЭ? п.п.5.3.9 описывает выбор электродвигателей.
см.также ПТЭЭП п.п.2.1.30

5

Re: Обдув силового трансформатора

l_yuriy пишет:

Лучше всего направить запрос на завод-изготовитель трансформатора.

Полностью согласен, тем более ПУЭ носит рекомендательный характер

Long Live Rock'n'Roll
Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Обдув силового трансформатора

vitk пишет:

Неясности в части величины нагрузки трансформатора для пуска вентиляторов обдува трансформатора.
из ПУЭ: 5.3.9. На трансформаторах с принудительной циркуляцией воздуха и естественной циркуляцией масла (система охлаждения Д) электродвигатели вентиляторов должны автоматически включаться при достижении температуры масла 55°С или номинальной нагрузки независимо от температуры масла и отключаться при понижении температуры масла до 50°С, если при этом ток нагрузки менее номинального.
из паспорта на трансформатор: Номинальная мощность трансформатора 16000 кВА. Мощность трансформатора при отключенном дутье с системой охлаждения вида "Д" 10720 кВА.
Собственно говоря и вопрос: Обдув должен включиться при достижении 16000 кВА или 10720 кВА или при мощности 11000 кВА дожидаемся пуска системы обдува по температуре?
У кого какие мнения по этому поводу?

Обдув трансформатора включается по одному из двух условий: при достижении Iн (у нас, к примеру, контроль тока выполнен на базе функции 50-51 МТЗ в комплекте основных защит 7UT63) летит дискрет на включение двигателей обдува, а также при достижении 55 градусов масла.
И, как мне думается, при неисправности системы охлаждения в Вашем случае разрешается нагружать транс не более 10720 кВА.

7

Re: Обдув силового трансформатора

High_Voltage пишет:

Полностью согласен, тем более ПУЭ носит рекомендательный характер

Ну как сказать, рекомендательный? Для вновь возводимых и реконструируемых - обязательный, а для существующих - только если требования приведут к увеличению срока службы.

Добавлено: 2016-07-19 21:59:47

Ксанка пишет:

Обдув трансформатора включается по одному из двух условий: при достижении Iн (у нас, к примеру, контроль тока выполнен на базе функции 50-51 МТЗ в комплекте основных защит 7UT63) летит дискрет на включение двигателей обдува, а также при достижении 55 градусов масла.
И, как мне думается, при неисправности системы охлаждения в Вашем случае разрешается нагружать транс не более 10720 кВА.

Именно, а после включения вентиляторов охлаждения его уже можно грузить до 16000.

8

Re: Обдув силового трансформатора

vitk пишет:

Неясности в части величины нагрузки трансформатора для пуска вентиляторов обдува трансформатора.
из ПУЭ: 5.3.9. На трансформаторах с принудительной циркуляцией воздуха и естественной циркуляцией масла (система охлаждения Д) электродвигатели вентиляторов должны автоматически включаться при достижении температуры масла 55°С или номинальной нагрузки независимо от температуры масла и отключаться при понижении температуры масла до 50°С, если при этом ток нагрузки менее номинального.
из паспорта на трансформатор: Номинальная мощность трансформатора 16000 кВА. Мощность трансформатора при отключенном дутье с системой охлаждения вида "Д" 10720 кВА.
Собственно говоря и вопрос: Обдув должен включиться при достижении 16000 кВА или 10720 кВА или при мощности 11000 кВА дожидаемся пуска системы обдува по температуре?
У кого какие мнения по этому поводу?

Какой тип трансформатора у Вас? В данном случае. как Вам сказали выше - читайте паспорт и сделайте звонок на завод изготовитель. Бывают типы трансформаторов, которые в данном случае 16 МВА при включенном дутье могут выдавать ограниченное время.

9

Re: Обдув силового трансформатора

Ксанка пишет:

И, как мне думается, при неисправности системы охлаждения в Вашем случае разрешается нагружать транс не более 10720 кВА.

Вот именно, что не при неисправной, а при отключенной, т.е. готовой к включению.

Lekarь пишет:

Какой тип трансформатора у Вас? В данном случае. как Вам сказали выше - читайте паспорт и сделайте звонок на завод изготовитель. Бывают типы трансформаторов, которые в данном случае 16 МВА при включенном дутье могут выдавать ограниченное время.

Тип ТДНС 16000/20 и данные как раз из паспорта я и привел, более подробных указаний в нем нет.

boris221 пишет:

Именно, а после включения вентиляторов охлаждения его уже можно грузить до 16000.

Я придерживаюсь такого же мнения, но мои коллеги и руководство уперлись в НОМИНАЛ трансформатора. Данный вопрос касается не одного конкретного трансформатора, это системная ошибка на всех трансформаторах предприятия и некоторые тр-ры выпуска середины прошлого века, так что про написать на завод речи не идет.
Именно поэтому я и спросил как Вы выбираете величину тока для пуска обдува трансформатора - конкретные примеры. Философские рассуждения это конечно хорошо, но они не дают результата ICQ/ab:)

10 (2016-07-20 06:03:40 отредактировано l_yuriy)

Re: Обдув силового трансформатора

vitk пишет:

Я придерживаюсь такого же мнения, но мои коллеги и руководство уперлись в НОМИНАЛ трансформатора.

На трансформатор должна быть заводская инструкция, и Ваше руководство, похоже, её прочитало.

Добавлено: 2016-07-20 05:47:05

vitk пишет:

Тип ТДНС 16000/20 и данные как раз из паспорта я и привел, более подробных указаний в нем нет.

В данном случае значение имеет климатическое исполнение: Х, УХЛ, Т, а также климатическая зона, где установлен трансформатор.

11

Re: Обдув силового трансформатора

vitk пишет:

Вот именно, что не при неисправной, а при отключенной, т.е. готовой к включению.

Я дико извиняюсь, а в каких случаях на работающем Тр-ре ШАОТ стоит исправный, но просто отключенный (готовый к включению)? Я таких случаев как-то не видела, чтоб охлаждение при работающем трансформаторе было просто так отключено.
В норме оно должно быть включено, собрано по питанию и АВР должен быть исправен. Двигатели-то могут и не быть включены, если условий нет, а как только прилетает дискрет, они запускаются. Может, я что-то упустила ICQ/ab:)

12

Re: Обдув силового трансформатора

Ксанка пишет:

Я дико извиняюсь, а в каких случаях на работающем Тр-ре ШАОТ стоит исправный, но просто отключенный (готовый к включению)?

Пишем про одно и тоже, но разными словами. Я ни слова про отключенную АВТОМАТИКУ не писал. Обдув отключен - вентиляторы НЕ "ДУЮТ". ICQ/ab:)

13

Re: Обдув силового трансформатора

vitk пишет:

Пишем про одно и тоже, но разными словами. Я ни слова про отключенную АВТОМАТИКУ не писал. Обдув отключен - вентиляторы НЕ "ДУЮТ". ICQ/ab:)

Тогда почему нельзя на номинальной мощности работать? ICQ/ab:)

14

Re: Обдув силового трансформатора

Включение обдува по мощности мне представляется упреждающим включением, т.е. когда температура еще не поднялась, но поднимется точно.
Вообще, инструкция не догма, а руководство к ней. В зависимости от нагрузки, от состояния твердой изоляции трансформатора и т.п. можно принять разные уставки по времени и по току. Более позднее включение обдува съэкономит сколько-то электроэнергии, но уменьшит ресурс трансформатора, который трудно подсчитать. Поэтому пусть трансформатор будет немножко холодный, чем немножко горячий.

15

Re: Обдув силового трансформатора

Novik пишет:

Включение обдува по мощности мне представляется упреждающим включением, т.е. когда температура еще не поднялась, но поднимется точно.
Вообще, инструкция не догма, а руководство к ней. В зависимости от нагрузки, от состояния твердой изоляции трансформатора и т.п. можно принять разные уставки по времени и по току. Более позднее включение обдува съэкономит сколько-то электроэнергии, но уменьшит ресурс трансформатора, который трудно подсчитать. Поэтому пусть трансформатор будет немножко холодный, чем немножко горячий.

Ну вот как я и говорил. Одни философские рассуждения! Факты, господа, где факты?

Ксанка пишет:

Тогда почему нельзя на номинальной мощности работать? ICQ/ab:)

Теперь я Вас не понимаю? Трансформатор как работал так и работает, а вот работает обдув по току или нет это вопрос, его я здесь и пытаюсь разъяснить, но что то ни у кого дельных высказываний не вижу. Воз и ныне там! ICQ/ab:)

16

Re: Обдув силового трансформатора

Ваше первое сообщение:

vitk пишет:

Номинальная мощность трансформатора 16000 кВА. Мощность трансформатора при отключенном дутье с системой охлаждения вида "Д" 10720 кВА.Собственно говоря и вопрос: Обдув должен включиться при достижении 16000 кВА или 10720 кВА или при мощности 11000 кВА дожидаемся пуска системы обдува по температуре?

Я никак не понимаю суть вопроса, месим воду в ступе ICQ/ab:) Я написала, когда должно включаться охлаждение: условие по ТОКУ и по температуре.
Вот стоит у Вас транс гудит, греется, но еще нет номинала по току и температура ниже уставки, ШАОТ стоит готовенький в работе, двигатели молчат, отдыхают, ветерок их иногда вращает, включено питание автоматики, АВР собран, и только ждет команды на пуск вентиляторов. При появлении дискрета, (слышала только что сейчас за окном, как пускаются двигатели охлаждения - жарко у нас) все начинает крутиться ICQ/ab:)
А вот есть ситуации, когда что-то неисправно в вашем охлаждении, пускатель сгорел, двигатель - не столь важно, а включать трансформатор очень надо. Вот тогда Вы можете его включать, при условии не превышения указанной нагрузки, если у Вас не пустыня Гоби, конечно.

vitk пишет:

Ксанка пишет:Тогда почему нельзя на номинальной мощности работать? Теперь я Вас не понимаю? Трансформатор как работал так и работает, а вот работает обдув по току или нет это вопрос, его я здесь и пытаюсь разъяснить, но что то ни у кого дельных высказываний не вижу. Воз и ныне там!

Обдув по току обязательно работает при достижении Iн: не мощности, а тока (I=S/Uл/1,73)!
Заранее извиняюсь, если я опять изъясняюсь по-сочински ICQ/ab:)

17

Re: Обдув силового трансформатора

vitk пишет:

У кого какие мнения по этому поводу?

Да мнений по этому поводу вроде быть не должно. ПУЭ писались не на голом месте, а на основании требований разработчиков и изготовителей оборудования. Сейчас - несколько другие условия, а для забугорных производителей наши нормативные документы вообще по-барабану. Так что самый определяющий документ - заводская документация.
Один из характерных примеров - сладкая парочка двух АТ, с которыми я дружно проработал 10 лет, при этом они были в одной группе под общими выключателями 220 и 110 кВ. Там была гибкая система охлаждения. Первая группа включалась при постановке АТ под напряжение то ли с той, то ли с другой стороны. Вторая группа - по достижении нагрузки 0,4Iн (фактически - сразу после замыкания транзита). Третья группа - 0,8Iн. Четвертая - аварийная: то ли превышение температуры масла над допустимой, то ли отключение одной из предыдущих групп. На другом смежном объекте еще одна фишка: отключение АТ при полном отключении охлаждения с большой выдержкой времени (десятки минут).

18

Re: Обдув силового трансформатора

Судя по характеру вопросов,заданных ТСтартером, он является "менеджером", и к СРЗА отношения не имеет.Восемь (меня не считать!) специалистов  разжевали, разъяснили, привели примеры и формУлы. но результата не добились.Остаётся лишь спросить адрес и выехать на место, или посоветовать нанять релейщика со стажем.

19

Re: Обдув силового трансформатора

Почему же? Вопрос вполне адекватен. И ТС по предыдущим сообщениям - не "чайник". Так что готов и дальше обсуждать тему до полного прояснения.

20 (2016-07-21 05:27:46 отредактировано vitk)

Re: Обдув силового трансформатора

Попытаюсь сам направить рассуждение в "практическое" русло. Вот собрал данные по силовым трансформаторам своего предприятия и их уставкам реле обдува. Не на всех трансформаторах есть ограничение мощности при отключенном обдуве, но фактически ток пуска обдува рассчитан от номинальной мощности тр-ра (смотрите вложение)

Добавлено: 2016-07-21 08:22:18

hoh525 пишет:

Судя по характеру вопросов,заданных ТСтартером, он является "менеджером", и к СРЗА отношения не имеет.Восемь (меня не считать!) специалистов  разжевали, разъяснили, привели примеры и формУлы. но результата не добились.Остаётся лишь спросить адрес и выехать на место, или посоветовать нанять релейщика со стажем.

Если не затруднит, приведите реальный пример расчета тока пуска обдува трансформатора. Даже не расчета, а именно фактически выбранного тока пуска обдува реально работающего трансформатора.
И как я уже писал выше, сам пытаюсь бороться с "Менеджерами".

Добавлено: 2016-07-21 08:26:34

doro пишет:

Да мнений по этому поводу вроде быть не должно. ПУЭ писались не на голом месте, а на основании требований разработчиков и изготовителей оборудования. Сейчас - несколько другие условия, а для забугорных производителей наши нормативные документы вообще по-барабану. Так что самый определяющий документ - заводская документация.
Один из характерных примеров - сладкая парочка двух АТ, с которыми я дружно проработал 10 лет, при этом они были в одной группе под общими выключателями 220 и 110 кВ. Там была гибкая система охлаждения. Первая группа включалась при постановке АТ под напряжение то ли с той, то ли с другой стороны. Вторая группа - по достижении нагрузки 0,4Iн (фактически - сразу после замыкания транзита). Третья группа - 0,8Iн. Четвертая - аварийная: то ли превышение температуры масла над допустимой, то ли отключение одной из предыдущих групп. На другом смежном объекте еще одна фишка: отключение АТ при полном отключении охлаждения с большой выдержкой времени (десятки минут).

Подобные примеры и у нас имеют место быть. И тут как раз ни каких вопросов нет, все разжевано в паспорте и т.п.

Post's attachments

Обдув.xlsx 12.91 Кб, 47 скачиваний с 2016-07-21 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.