1

Тема: Реле ДЗТ-11

Спасибо огромное всем кто принял участие в моих двух темах по расчету дифф.защиты трансформатора.
Многое понял, но есть ещё вопросы:
1. Т.к. направление токов в рабочей и уравнительной обмотке реле ДЗТ-11 имеет значение, почему на реле не указывают полярность обмоток?
2. Полярность тормозной обмотки не имеет значение, а примерно в какой пропорции к протекаемому по этой обмотке токе снижается ток срабатывания реле, как это понять с тормозной характеристики и почему характеристика начинается с 100А?

2

Re: Реле ДЗТ-11

Все молчат, поделюсь своим опытом.

RIN пишет:

1. Т.к. направление токов в рабочей и уравнительной обмотке реле ДЗТ-11 имеет значение, почему на реле не указывают полярность обмоток?

Любопытный вопрос. Предполагаю где то все таки можно найти.
У уравнительных обмоток сложно ошибиться они схематично объединены и видно куда подавать, а у остальных я ориентировался на количество витков (где их мало там начало). Плюс на заводской схеме прорисовано подключение.

RIN пишет:

2. Полярность тормозной обмотки не имеет значение

О таком я не слышал. Откуда такая информация?

RIN пишет:

а примерно в какой пропорции к протекаемому по этой обмотке токе снижается ток срабатывания реле, как это понять с тормозной характеристики

Если непосредственно выполните расчет уставок то будет легче понять.
Общий смысл - высчитываете МДС рабочей части обмоток при значении тока КЗ, получаете число допустим 250 Ампер витков и отмечаете эту точку, потом при токе КЗ высчитываете МДС тормозной части и засекаете точку. Пересечение линий из этих точек и будет то что вы ищите - точка срабатывания или не срабатывания (смотря куда ляжет). Будете считать поймете там не сложно.

RIN пишет:

почему характеристика начинается с 100А?

Это не Амперы это Ампер витки. 100 Ампер витков стандартная характеристика МДС диффреле.

3

Re: Реле ДЗТ-11

1. У нас есть реле ДЗТ-11 на них да и в справочной литературе полярность обмоток нигде не указана, а схем подключения реле оказывается пруд пруди, у тех у кого есть опыт и кто понимают как устроено реле легче, я к таковым не отношусь. То как высчитывается мдс у реле для рабочей и уравнительных обмоток (они или суммируются или вычитаются в зависимости от направления тока) вроде стало понятно.   
Как я понял сработает или не сработает реле зависит наберешь или не наберешь 100АВ.
А вот как влияет тормозная обмотка из литературы непонятно, т.е. например  пусть суммарное мдс в рабочих и уранительных обмотках реле равно 200АВ, а в тормозной 120АВ, могу ли я говорить что реле не сработает т.к. суммарная мдс равна 80АВ? 
2. И также непонятно почему тормозная хар-ка реле начинается с 100АВ.

4

Re: Реле ДЗТ-11

Поищите для начала Методические указания по техническому обслуживанию дифференциальных защит с реле серий РНТ и ДЗТ. У меня под рукой - издание 1983 г. Там кое-где и картинки с полярностью есть. А Инструкция по наладке, проверке и эксплуатации дифференциальных реле типов РНТ-562 и РНТ-5631963 года и того лучше (там, правда, реле ДЗТ нет).
По поводу же тормозной обмотки - она не участвует в формировании общей НДС, всего лишь загрубляет реле по току одной из обмоток.

5

Re: Реле ДЗТ-11

RIN пишет:

у тех у кого есть опыт и кто понимают как устроено реле легче, я к таковым не отношусь.

Это понятно. Не даром же есть такая специальность как релейщик и мы из вас его сделаем wink.

RIN пишет:

Как я понял сработает или не сработает реле зависит наберешь или не наберешь 100АВ.

Думаю примерно понял ход ваших мыслей и тогда обозначим, что это верно, при отсутствии торможения. А так же верно при проверках реле, когда подаешь ток зная ампервитки или наоборот рассчитываешь уставки зная ток считаешь витки.

RIN пишет:

А вот как влияет тормозная обмотка из литературы непонятно, т.е. например  пусть суммарное мдс в рабочих и уранительных обмотках реле равно 200АВ, а в тормозной 120АВ, могу ли я говорить что реле не сработает т.к. суммарная мдс равна 80АВ?

Я так понял вы знаете или даже видели тормозные характеристики в литературе. Как влияет тормозная характеристика определяется из этих кривых. Отнимать, суммировать  и говорить что при 80 не сработает или сработает при торможении не правильно.
Далее совсем простыми словами, без обид.
Методика как упоминал выше. В вашем случае берете карандаш и на вертикальной оси (рабочие ампервитки) ищите число 200 (то есть витки рабочих и уравнительных обмоток направлены в одну сторону и при прохождении тока КЗ дают число 200, может быть так что только рабочая участвует или только уравнительная, зависит от схемы). Ставите точку. Далее такую же процедуру проводите на горизонтальной оси (ампервитки торможения) ставите точку где примерно будет 120. После проводим прямую линию из точки 200 параллельно горизонтальной линии, а из числа 120 наоборот. В итоге на пересечении этих линий получите точку, которая и будет характеризовать поведение реле при данных условиях. При ваших значениях получается точка в зоне 2 т.е. зона срабатывания или не срабатывания зависимая от углов. Это означает что в этой точке при КЗ все будет зависеть от того как будут направлены углы в обмотках рабочей и тормозной. Реле может как сработать так и не сработать. Для того что бы к примеру реле гарантированно сработало точка должна попасть в зону 1.
Таким образом при торможении, когда считаешь уставки и выясняется что получается.

RIN пишет:

2. И также непонятно почему тормозная хар-ка реле начинается с 100АВ.

Это просто деления шкалы в 100, если я вас правильно понял.

6

Re: Реле ДЗТ-11

Тааак, а нам надо чтобы при сквозном токе к.з. это персечение было в зоне 3, и если эта точка там то тормозные витки выбраны правильно???

7

Re: Реле ДЗТ-11

#6,

Да, это будет означать, что при сквозном КЗ торможение настолько загрубило реле, что оно не сработает.

Но опять же все зависит от схемы включения. Бывают схемы, где тормозная обмотка включается со стороны питания и загрубляет реле и при токе КЗ в зоне работы дифзащиты (если у вас не такой случай не берите во внимание, что бы не путаться). Там свою нюансы.

8

Re: Реле ДЗТ-11

Для уточнения. Сквозным током я называю ток к.з. который не в зоне дифф.защиты.

9

Re: Реле ДЗТ-11

#8,

Да именно так, это внешнее КЗ.

10

Re: Реле ДЗТ-11

Блин пока вроде понимаю для случаев когда тормозная обмотка не включена последовательно с обмоткой со стороны питания.
А если включена? хоть так же простыми словами?

11

Re: Реле ДЗТ-11

RIN пишет:

А если включена? хоть так же простыми словами?

Если включена, то там есть нюансы с обеспечением работы при КЗ в зоне. По памяти, там нужно обратить внимание на отношение кратностей токов рабочих и тормозных и еще есть характеристики по этому поводу.

12

Re: Реле ДЗТ-11

RIN пишет:

Спасибо огромное всем кто принял участие в моих двух темах по расчету дифф.защиты трансформатора.
Многое понял, но есть ещё вопросы:
1. Т.к. направление токов в рабочей и уравнительной обмотке реле ДЗТ-11 имеет значение, почему на реле не указывают полярность обмоток?
2. Полярность тормозной обмотки не имеет значение, а примерно в какой пропорции к протекаемому по этой обмотке токе снижается ток срабатывания реле, как это понять с тормозной характеристики и почему характеристика начинается с 100А?

Попробуйте прочитать эту книжку.

Добавлено: 2016-09-22 15:41:15

Теория описана нормально. В обмоточных данных ошибки.

Post's attachments

Безымянный.png 808.27 Кб, 1 скачиваний с 2016-09-22 

Безымянный1.png 108.13 Кб, файл не был скачан. 

Безымянный2.png 444.91 Кб, файл не был скачан. 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.
Чудес не бывает.

13

Re: Реле ДЗТ-11

Как раз в защитах понижающих трансформаторов с ДЗТ всё просто - тормозная обмотка включается или в плечо стороны НН, или на сумму плеч НН и СН (например, если трансформатор 220/35/10 кВ). Тогда при всех КЗ в зоне томожение отсутствует, при внешних - есть. КЗ вне зоны на стороне ВН (питания) можно не рассматривать вовсе, в реле там ток КЗ не попадает. Необходимость в торможении появилась, насколько я понимаю, с появлением РПН с большим числом ступеней и большим диапазоном регулирования, из-за чего сильно вырос расчётный ток небаланса (Iнб""", кажется). Поэтому в защитах трансформаторов всегда по методике принимается решение о применении ДЗТ, а не РНТ, у которого уставка по условию отстройки от броска тока намагничивания ниже, но небаланс при протекании сквозного тока заставляет делать выбор в пользу реле с торможением.

Из-за наличия торможения проверять реле ДЗТ сложнее, нужен ещё один источник тока.

Да, обозначения полярности на схеме реле нет, по крайней мере, в РУ вып. 13. Но там есть схема включения. Да, от фазы тока в тормозной обмотке направление тормозной МДС зависит. Поэтому на характеристике реле (тормозной характеристике)  две ветви. И, наверное, правильнее относить МДС не к обмотке той или иной, а к стержню, на котором расположена обмотка исполнительного органа.

14

Re: Реле ДЗТ-11

Все таки нашел где в схемах указана полярность ДЗТ-11.
на сайте http://retro-rzia.ru/ нашел директивные указания "Методические указания по расчету и выбору уставок дифференциальной защиты силовых трансформаторов" (первая редакция) Москва, 1978 г.