1

Тема: Логическая защита шин

Добрый день!
У меня возникли следующие вопросы:
Какое значение коэф. чувствительности д.б. для ЛЗШ?
ЛЗШ это основная защита или резервная?
На каком основании применяете ЛЗШ? В ПУЭ и в других нормативных документах требований к ней нет.
ЛЗШ можно рассматривать, как замену ДЗШ?
Для узловой подстанции применяли ЛЗШ? (например узловая подстанция с четырьмя вводами + СВ)

2

Re: Логическая защита шин

SYSTEM пишет:

Добрый день!
У меня возникли следующие вопросы:
Какое значение коэф. чувствительности д.б. для ЛЗШ?
ЛЗШ это основная защита или резервная?
На каком основании применяете ЛЗШ? В ПУЭ и в других нормативных документах требований к ней нет.
ЛЗШ можно рассматривать, как замену ДЗШ?
Для узловой подстанции применяли ЛЗШ? (например узловая подстанция с четырьмя вводами + СВ)

Вы с другой стороны подойдите к этому вопросу. Благо сегодня такая возможность просто огромная.
Для начала сами нам скажите, что Вы подразумеваете под ЛЗШ, с расшифровкой аббревиатуры и схемой ее построения.

Я клоню к тому, что в некоторых случаях можно взять и переименовать ЛЗШ в неполную ДЗШ, если условия и принцип работы схожи )))

3 (2017-03-17 09:52:17 отредактировано SYSTEM)

Re: Логическая защита шин

В наименовании темы написал - Логическая защита шин (ЛЗШ). Понятно, что принцип построения ЛЗШ и ДЗШ различны, но цель одна. Про возможности - Вам виднее. Я бы сказал, что на сегодня, в связи с отсутствием какой-либо нормативно-технической информации по ЛЗШ и требований к ней (ПУЭ), построение ЛЗШ ведётся по понятиям. Вот поэтому и возникли вышеуказанные вопросы. Прошу Вас, специалистов в данной области, по возможности дать ответы на вышеуказанные мною вопросы не более.

4

Re: Логическая защита шин

SYSTEM пишет:

В наименовании темы написал - Логическая защита шин (ЛЗШ). Понятно, что принцип построения ЛЗШ и ДЗШ различны, но цель одна. Про возможности - Вам виднее. Я бы сказал, что на сегодня, в связи с отсутствием какой-либо нормативно-технической информации по ЛЗШ и требований к ней (ПУЭ), построение ЛЗШ ведётся по понятиям. Вот поэтому и возникли вышеуказанные вопросы.

Уберите букву "Л" из названия и всё. Просто защита шин. Если есть и другие защиты шин, сравните их характеристики, первым делом. Если быстродействие вашей "ЛЗШ" превосходит другие защиты этого участка, то она будет основной. Если это вообще одна защита , то тоже основная. Вариантов особо нет. ДЗШ тоже по-своему логическая защита, со своей логикой.

5

Re: Логическая защита шин

Букву Л написал для понимания остальными о какой защите шин идёт речь - я думаю, что это не критично, но указывает, что вопрос не о ДЗШ. Как правильно написать ЛЗШ или ЗШ опять же в ГОСТ, ПУЭ и др. не сказано, а это уже про большие возможности )

6

Re: Логическая защита шин

SYSTEM пишет:

Букву Л написал для понимания остальными о какой защите шин идёт речь - я думаю, что это не критично, но указывает, что вопрос не о ДЗШ. Как правильно написать ЛЗШ или ЗШ опять же в ГОСТ, ПУЭ и др. не сказано, а это уже про большие возможности )

Вот мы и пришли к интересному выводу. Если у Вашей ЛЗШ та же зона действия, что и у ДЗШ (в привычном нам понимании), то какая разница между этими защитами? Если мы завтра привычную всем ДЗШ переведем на работу на оптические ТТ, то что это будет та же ДЗШ или иная?

7 (2017-03-17 10:33:30 отредактировано SYSTEM)

Re: Логическая защита шин

Вы меня извините, но пример про оптические трансформаторы тока не совсем удачный!
Вот этот Ваш вопрос интересный: Если у Вашей ЛЗШ та же зона действия, что и у ДЗШ (в привычном нам понимании), то какая разница между этими защитами?
Зона действия данных защит одинакова, тогда получается, что в соответствии с требованиями ПУЭ - минимальный коэффициент чувствительности ДЗШ около 2,0, то и для ЛЗШ тот же коэф. чувствительности - около 2,0?

8

Re: Логическая защита шин

SYSTEM пишет:

Вы меня извините, но пример про оптические трансформаторы тока не совсем удачный!

Почему неудачный? можно не извиняться, но поясните тогда свою позицию. В ДЗШ с оптическими ТТ тока нет. Как я понимаю, там есть лазерный луч, который меняет спектр. В любом случае это не ток.

SYSTEM пишет:

Вот этот Ваш вопрос интересный: Если у Вашей ЛЗШ та же зона действия, что и у ДЗШ (в привычном нам понимании), то какая разница между этими защитами?
Зона действия данных защит одинакова, тогда получается, что в соответствии с требованиями ПУЭ - минимальный коэффициент чувствительности ДЗШ около 2,0, то и для ЛЗШ тот же коэф. чувствительности - около 2,0?

Если зона действия одинаковая, то это еще ничего не значит. Но ориентироваться на требования к типовой ДЗШ я думаю можно при выполнении прочих условий. Тут ведь вопрос в том, чтобы наша защита не отработала раньше, чем защита на отходящих линиях. И если мы теже характеристики получаем с ЛЗШ, то оснований как понимаю нет ими не пользоваться. возможно еще они будут улучшены, у нашей ЛЗШ, чем у типовой ДЗШ.

9 (2017-03-17 12:28:15 отредактировано SYSTEM)

Re: Логическая защита шин

Ваша просьба: можно не извиняться, но поясните тогда свою позицию. В ДЗШ с оптическими ТТ тока нет. Как я понимаю, там есть лазерный луч, который меняет спектр. В любом случае это не ток.
Я понимаю к чему Вы клоните тему разговора - к теме на подобие перехода от электромеханических реле к микропроцессорным. Но мои вопросы глубже: как дальше жить будем, с единым пониманием или каждый в своём "мире"?

Вы пишите: И если мы теже характеристики получаем с ЛЗШ, то оснований как понимаю нет ими не пользоваться. возможно еще они будут улучшены, у нашей ЛЗШ, чем у типовой ДЗШ.
Ваше мнение принимается!

Добавлено: 2017-03-17 16:46:50

Добавлено: 2017-03-17 16:48:43

Интересуют конкретные ответы - минимум "воды".

10

Re: Логическая защита шин

SYSTEM пишет:

Добрый день!
У меня возникли следующие вопросы:
Какое значение коэф. чувствительности д.б. для ЛЗШ?
ЛЗШ это основная защита или резервная?
На каком основании применяете ЛЗШ? В ПУЭ и в других нормативных документах требований к ней нет.
ЛЗШ можно рассматривать, как замену ДЗШ?
Для узловой подстанции применяли ЛЗШ? (например узловая подстанция с четырьмя вводами + СВ)

1. Коэффициент чувствительности к ЛЗШ, по моему не применим, так как ни коим образом не считается максимальный ток не баланса, там такого тока нет в принципе.
2. ЛЗШ - основная защита, так как призвана заменить ДЗШ.
3. Этого не знаю, ПУЭ устарело в этом вопросе.
4. ЛЗШ является практически полноценной заменой ДЗШ.
5.По моему, ограничений быть не может.

Проблемы с ДЗШ.
На вводе ТТ с Ктт = 8000/5, фидеров пусть будет  10 ... 12, на самом большом Ктт 1000/5, на самом слабом 200/5. Как поточнее учесть небаланса, если погрешность ТТ ввода покрывает как "бык овцу" нормальный ток слабого фидера.
Не сметное число токовых капризных кабелей, не дай Бог с ИБ напортачить обходного и линейного.....
Еще пример. Встречал логическую дифференциальную защиту двух обмоточного трансформатора на двух комплектах реле РТ-40! ...  группу соединений трансформатора не нужно учитывать, прям как у МП терминалов.

11

Re: Логическая защита шин

ПАУтина пишет:

Коэффициент чувствительности к ЛЗШ, по моему не применим, так как ни коим образом не считается максимальный ток не баланса, там такого тока нет в принципе.

Применим. В качестве токового органа ЛЗШ во вводе применяется одна из ступеней МТЗ, только ускоренная логикой ЛЗШ. Рассчитывается наверное по общим принципам. ЛЗШ лишь обеспечивает селективность работы МТЗ ввода.

ПАУтина пишет:

2. ЛЗШ - основная защита, так как призвана заменить ДЗШ.

Призвана только в смысле бесплатного применения защиты шин. Просто в тупиковых РУ нет защиты шин, кроме как дуговой, которая наверное не всегда адекватна в силу замешивания в логику яркости вспышки и чувствительности оптоволоконного датчика.

ПАУтина пишет:

4. ЛЗШ является практически полноценной заменой ДЗШ.

При наличии возможности двухстороннего питания шин ЛЗШ применяться не может. Только в тупиковом режиме. Либо же должна быть очень усложнена посредством введения отдельных органов контроля тока, его направленности для всех возможных режимов подпитки КЗ на шинах, что вряд ли возможно. ДЗШ же не завязана на логику пуска МТЗ присоединений. Она работает исключительно на реальном или цифровом принципе 1 закона Кирхгофа.
Лекарь тут как обычно замешал в одну кучу мух и котлет.

12

Re: Логическая защита шин

Видите как хорош и всё понятно, а то Л, Д, то опять Л...

13 (2017-03-17 13:57:58 отредактировано Lekarь)

Re: Логическая защита шин

senior пишет:

  Только в тупиковом режиме. Либо же должна быть очень усложнена посредством введения отдельных органов контроля тока, его направленности для всех возможных режимов подпитки КЗ на шинах, что вряд ли возможно. ДЗШ же не завязана на логику пуска МТЗ присоединений.

Не только в тупиковом режиме. Есть реальные объекты, где нормально секцию питают два разных трансформатора включенных на эту секцию. Причем при отключении одного из трансформаторов и заменой его секционным выключателем (от другой аналогичной секции), ЛЗШ остается в действии. Класс напряжения 35 кВ. Всё работает, не скажу, что успешно всегда, но работает. Море режимов не считали точно. Другими словами - при наличии двух источников питания одной секции - ЛЗШ применяется.

Добавлено: 2017-03-17 15:57:35

senior пишет:

Просто в тупиковых РУ нет защиты шин, кроме как дуговой,

Почему Вы так решили? На ТЭЦ с поперечными связями, питающими крупных потребителей с шин "практически" генераторного напряжения - неполная ДЗШ очень часто применяется. "Практически" в данном случае означает, что секции от которых питаются потребители запитаны через реактор от шин генераторного напряжения.

14

Re: Логическая защита шин

Извините..
Я несколько провокационно, но по моему, SYSTEM так и не получил ответа...
мне  интересно одно - на каковы критерии и требования к применению ЛЗШ, когда рациональней её ставить,  а не ДЗШ.

15

Re: Логическая защита шин

Lekarь пишет:

Не только в тупиковом режиме. Есть реальные объекты, где нормально секцию питают два разных трансформатора включенных на эту секцию. Причем при отключении одного из трансформаторов и заменой его секционным выключателем (от другой аналогичной секции), ЛЗШ остается в действии. Класс напряжения 35 кВ. Всё работает, не скажу, что успешно всегда, но работает. Море режимов не считали точно. Другими словами - при наличии двух источников питания одной секции - ЛЗШ применяется.

И что, там 2 транса работают постоянно в параллель? И как выполнена ЛЗШ: с объединением шинок и отключением одновременно двух вводов при КЗ на шинах? Да нет такого нигде.

Lekarь пишет:

Почему Вы так решили? На ТЭЦ с поперечными связями, питающими крупных потребителей с шин "практически" генераторного напряжения - неполная ДЗШ очень часто применяется. "Практически" в данном случае означает, что секции от которых питаются потребители запитаны через реактор от шин генераторного напряжения.

Данную секцию шин никак нельзя назвать "тупиковой", это секция шин генераторного напряжение с бешеными токами КЗ, которые должны быть отключены без выдержки времени, чего не может обеспечить ЛЗШ. Для этого выполняется неполная ДЗШ, на которую собираются не все присоединения для экономии и упрощения с отстройкой.

16

Re: Логическая защита шин

senior пишет:

И что, там 2 транса работают постоянно в параллель? И как выполнена ЛЗШ: с объединением шинок и отключением одновременно двух вводов при КЗ на шинах?

Да. Всё так оно и есть! либо ввод трансформатора и секционник, а то и смежная секция еще с двумя вводами двух других трансформаторов, если секционник не отключится во время. Вы еще и не представляете, что это за объект. ))))

Добавлено: 2017-03-17 17:17:22

senior пишет:

Для этого выполняется неполная ДЗШ, на которую собираются не все присоединения для экономии и упрощения с отстройкой.

Для "упрощения с отстройкой" это не совсем верное утверждение. Для экономии в свое время.

17

Re: Логическая защита шин

SYSTEM пишет:

ЛЗШ это основная защита или резервная?

Явно по формальным признакам попадает под категорию основных защит.

Lekarь пишет:

Я клоню к тому, что в некоторых случаях можно взять и переименовать ЛЗШ в неполную ДЗШ, если условия и принцип работы схожи )))

Ну это уж никак нет. Хотя, впрочем, можно и пофантазировать ДЗШ или ДЗЛ - применение одного из принципов Кирхгофа в аналоговой форме. ДФЗ - то же применение в дискретной форме (да/нет). ЛЗШ - более извращенный вид типа "да/нет, нет, нет...)

18

Re: Логическая защита шин

doro пишет:

]Ну это уж никак нет. Хотя, впрочем, можно и пофантазировать ДЗШ или ДЗЛ - применение одного из принципов Кирхгофа в аналоговой форме. ДФЗ - то же применение в дискретной форме (да/нет). ЛЗШ - более извращенный вид типа "да/нет, нет, нет...)

Можно. Вы же наверное сталкивались  так называемыми "суммарными защитами шин" на напряжениях 110-220 кВ. По сути это же неполная ДЗШ, только на более высоких классах напряжения. А называется уже по-другому.

19

Re: Логическая защита шин

Еще раз.

SYSTEM пишет:

Какое значение коэф. чувствительности д.б. для ЛЗШ?

Считаю, что таким же, как и для обычной МТЗ ввода Кч 1,2-1,5

SYSTEM пишет:

ЛЗШ это основная защита или резервная?

Если нет ничего быстрее - то основная.

SYSTEM пишет:

На каком основании применяете ЛЗШ? В ПУЭ и в других нормативных документах требований к ней нет.

Вот коллега costic приводит стандарт Россетей, считаю нормальным обоснованием
Обоснование УРОВ,ЛЗШ ячеек 10 кВ

SYSTEM пишет:

ЛЗШ можно рассматривать, как замену ДЗШ?

В случае, когда ДЗШ необходима, заменить ее на ЛЗШ невозможно: принцип действия другой, быстродействие другое, возможности разные.

SYSTEM пишет:

Для узловой подстанции применяли ЛЗШ? (например узловая подстанция с четырьмя вводами + СВ)

Наверное это можно определить расчетом и возможностью подпитки КЗ от, например АД. Если эта подпитка хотя бы на одном присоединении сопоставима с минимальном током КЗ на этом присоединении, то необходимо будет усложнять ЛЗШ с вводом направленных органов. Есть ли такая ЛЗШ - вопрос открытый. И каково при этом будет ее быстродействие?

20

Re: Логическая защита шин

Спасибо!

Обоснование посмотрел и там написано, что при питании элементов РУ 35 кВ как со стороны 110 кВ трансформатора, так и со стороны сети 35 кВ на каждой секции шин 35 кВ предусматривается по одному устройству ДЗШ, и ЛЗШ не выполняется;
Даже если ЛЗШ выполнить направленной?
Можно ли выполнить ЛЗШ с пуском по напряжению, чтобы повысить чувствительность?