181

Re: Авария в Крыму

Antip пишет:

Там претензий финансовых предостаточно. Всем надо и быстро, и по тендеру. Отсюда и качество соответствующее, и отмазки, как Вы говорите. Институты - так вообще почти вымерли как класс.

Про работу ТТ в переходном процессе СО совместно с НТЦ в 2018 обещали в прессе разработать методику их выбора. Кто-нибудь знает, процесс идёт или как?

Один из вариантов

Post's attachments

Var_17_04_2018).docx 3.19 Мб, 62 скачиваний с 2018-06-15 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

182 (2018-06-16 04:46:51 отредактировано l_yuriy)

Re: Авария в Крыму

Хотелось бы, предварительно, ознакомиться с данными регистрирующих приборов, а, также, схемами. А, предварительно, напрашивается запрет АВР от ДЗО до восстановления нормального функционирования оборудования.

183

Re: Авария в Крыму

High_Voltage пишет:

В Тюменской области насчитал таких 4 шт, где к стороне НН АТГ подключены ЗРУ с СВ

Я с введенным АВР ни разу не встречал. Правда давно не интересовался этим вопросом. И при отсутствии потребителей, как бы не вижу большой пользы от него. На типовых двухтрансформаторных подстанциях по-моему лучше не навредить. А навредить мы можем, если произойдет повреждение на одной из секций 10 кВ и АВР излишне отработает.

Добавлено: 2018-06-16 01:25:16

Conspirator пишет:

Один из вариантов

Выводы в конце замечательные.

Добавлено: 2018-06-16 01:30:38

Chichkin.A.B пишет:

А что в этом смешного? Вспомните Аварию на Ростовской АЭС и то как кое кто объяснял причины не правильной работы защит.

Некоторые давно склоняются к мнению, что каждая следующая авария (условно говоря) является порождением предыдущего расследования.  Смею предположить , что сейчас проводят консультации многие виновники текущей аварии, в чем не разбирается Черезов (и его консультанты), и под эти пробелы выдвинут удобную им версию.

184

Re: Авария в Крыму

Bogatikov пишет:

Потому, что ДЗО 10 действует на отключение всего АТ.

Меня это всегда "напрягало"..... 10кВ для АТ -это всегда что-то "вспомогательное", и терять транзит 500/220 или 220/110 из-за  "непонятно чего" на стороне 10кВ..... Почему не поставить В на этой стороне и действовать на него, если уж есть "ошиновка"?

185

Re: Авария в Крыму

Вариантов нет, КЗ в этом месте по первичке ничем не погасишь, кроме 500 кВ.

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

186 (2018-06-16 08:53:41 отредактировано Lekarь)

Re: Авария в Крыму

Conspirator пишет:

Меня это всегда "напрягало"..... 10кВ для АТ -это всегда что-то "вспомогательное", и терять транзит 500/220 или 220/110 из-за  "непонятно чего" на стороне 10кВ..... Почему не поставить В на этой стороне и действовать на него, если уж есть "ошиновка"?

А куда Вы его предлагаете поставить, во внутрь трансформатора, под бушинг 10 кВ?)))
Но ваше предположение прямо в яблочко - ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ. Отношение ко всему, что ниже 110 кВ давно стало, как ко второстепенному. Давно это, как системный оператор залез на объекты. Инженеров, которые работали на объектах в нем почти не осталось, а блатным и молодым ребятам все чего-то кажется.  Про УРОВ по десятке ранее высказывались, я тоже согласен, что его необходимость надо внимательно изучать. Такого же мнения я и о ДЗО по НН, а в каких случаях оно надо, и не лучше ли во многих случаях включать в зону ДЗТ ошиновку по НН.

187

Re: Авария в Крыму

Lekarь пишет:

Такого же мнения я и о ДЗО по НН, а в каких случаях оно надо, и не лучше ли во многих случаях включать в зону ДЗТ ошиновку по НН.

Нормы технологического проектирования подстанций переменного тока с высшим напряжением 35-750 кВ (НТП ПС)  2017

- комплект ДЗО НН устанавливается при наличии токоограничивающего реактора или линейного регулировочного (вольтодобавочного) трансформатора и должен действовать через каждый комплект основных защит АТ (Т);

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

188

Re: Авария в Крыму

Еще бы знать, кто эти "нормы" сочинял.... Там много "чудес"....

189 (2018-06-16 10:44:55 отредактировано Lekarь)

Re: Авария в Крыму

scorp пишет:

Нормы технологического проектирования подстанций переменного тока с высшим напряжением 35-750 кВ (НТП ПС)  2017

- комплект ДЗО НН устанавливается при наличии токоограничивающего реактора или линейного регулировочного (вольтодобавочного) трансформатора и должен действовать через каждый комплект основных защит АТ (Т);

Обоснование то какое? На практике сталкивался с подстанциями, где есть ДЗО (или в старой версии дифзащита шинного моста 10 кВ) и там где ее нет. Причем объекты были, где оба варианта присутствовало. Лично я встречал только разумное объяснение это то, что ДЗО ИНОГДА предпочтительнее ставить на том оборудовании 10 кВ подстанций, где есть "тройники", "развилки", "аппендиксы". Если участок ошиновки  "прямолинейный" без отпаек, то ДЗО увеличивает объем вторичных цепей, и вероятность неправильной работы. 
"ИНОГДА", как я понимаю заключается в сложности отстройки ДЗТ, когда по 10 кВ подключен синхронный компенсатор или например вольтдобавочный (не линейный регулировочный) трансформатор в остальных случаях надо смотреть.

Может ошибаюсь, но если у нас нет ДЗО , то и УРОВа (10 кВ от ДЗТ) не надо, если АВР по 10 не предусмотрено. Ну не отключится выключатель по 10 кВ и Бог с ним, участок то локализован с повреждением.

190

Re: Авария в Крыму

Lekarь пишет:

я тоже согласен, что его необходимость надо внимательно изучать.

Какая разница есть УРОВ В-10 АТ или нет, при отказе В-10 результат будет одинаков: отключение АТ со всех сторон. Не от УРОВ В-10, так от МТЗ-10 АТ или от МТЗ В-10 АТ со второй выдержкой времени.

Lekarь пишет:

Такого же мнения я и о ДЗО по НН, а в каких случаях оно надо, и не лучше ли во многих случаях включать в зону ДЗТ ошиновку по НН.

И в чем профит?
При КЗ на ошиновке НН наличие ДЗО позволяет:
1. Сразу определить, что КЗ не в трансформаторе;
2. От ДЗТ можно сделать пуск ПЖТ;

Long Live Rock'n'Roll

191 (2018-06-16 12:32:48 отредактировано Lekarь)

Re: Авария в Крыму

High_Voltage пишет:

Какая разница есть УРОВ В-10 АТ или нет, при отказе В-10 результат будет одинаков: отключение АТ со всех сторон. Не от УРОВ В-10, так от МТЗ-10 АТ или от МТЗ В-10 АТ со второй выдержкой времени.

Не-не! Вот УРОВ от МТЗ 10 кВ это другое. Насчет его нужности тоже надо смотреть, но видится он более логичным, чем УРОВ от ДЗО.

Добавлено: 2018-06-16 14:19:03

High_Voltage пишет:

И в чем профит?
При КЗ на ошиновке НН наличие ДЗО позволяет:
1. Сразу определить, что КЗ не в трансформаторе;
2. От ДЗТ можно сделать пуск ПЖТ;

Я не вижу профита от ДЗО 10 кВ в типовых схемах.
Крыс и мышей на подстанции бегает больше, чем летает птичек над шинными мостами с проволочками.
Если говорить об оперативном обслуживании, то какая разница, отключится Ваш АТ от ДЗО или от ДЗТ с участком шин 10 кВ? При повреждении разворотит все так, что незамеченным это не останется.
Второй момент - при работе ДЗО 10 кВ если дежурный сам не сообразит, что надо еще и АТ осмотреть, то ему это быстро подскажут. Тоже самое и при работе ДЗТ, когда есть еще и ДЗО 10 кВ. Если дежурный сам не сообразит, что нужно осмотреть шинный мост , то ему это подскажут.
Без надобности не вижу смысла в лишних защитах, если конечно ДЗО не обоснованная разумно.

Коллега выше ссылался на "Нормы технологического проектирования подстанций переменного тока с высшим напряжением 35-750 кВ (НТП ПС)" Что первое пришло в голову мне. Наверное не очень некоторым понравится. В ФСК работал некто Гончаров, который был арестован за аферы. Так может быть он или такой как он попросил об услуге, чтобы побольше бабла срубать, скажем внести в этот и другие стандарты такие вот требования про ДЗО, увеличивающие объем закупок. Я не говорю, что я прав, но с этой братвой знаком и их мышление и оборотистость представляю. В дочке системного тоже самое - сертифицируют сертифицированные системы возбуждения и АЛАРы ))).

192

Re: Авария в Крыму

то же,что и в #190,но из МУ по выбору параметров срабатывания устройств РЗА серии SIPROTEC (Siemens AG) автотрансформаторов ВН 220-750 кВ
Дифзащиту ошиновки НН рекомендуется применять также для АТ большой мощности (более 200 МВА), имеющих систему пожаротушения и достаточно развитую схему ошиновки НН (протяженную,
или имеющую несколько присоединений) – в целях локализации КЗ в зоне АТ,требующих пуска пожаротушения при срабатывании защит от внутренних
повреждений АТ.
За дополнительными обоснованиями к расчетчикам

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

193 (2018-06-16 12:33:49 отредактировано Lekarь)

Re: Авария в Крыму

scorp пишет:

то же,что и в #190,но из МУ по выбору параметров срабатывания устройств РЗА серии SIPROTEC (Siemens AG) автотрансформаторов ВН 220-750 кВ
Дифзащиту ошиновки НН рекомендуется применять также для АТ большой мощности (более 200 МВА), имеющих систему пожаротушения и достаточно развитую схему ошиновки НН (протяженную,
или имеющую несколько присоединений) – в целях локализации КЗ в зоне АТ,требующих пуска пожаротушения при срабатывании защит от внутренних
повреждений АТ.
За дополнительными обоснованиями к расчетчикам

Несколько присоединений возможно и будет обоснованно. По мне пока видится, что больше должна вызывать озабоченность место расположение токоограничивающего реактора по отношению к АТ (близость или удаленность) и его конструкция. Чем дальше он от АТ, тем больше потенциально опасный участок повреждений оборудования большими токами. Вопросов к конструкции тоже много, включая охлаждение.

194

Re: Авария в Крыму

Lekarь пишет:

Не-не! Вот УРОВ от МТЗ 10 кВ это другое. Насчет его нужности тоже надо смотреть, но видится он более логичным, чем УРОВ от ДЗО.

Что значит УРОВ от МТЗ-10 и УРОВ от ДЗО?
В В-10 АТ есть один УРОВ, который пускается от защит действующих на отключение В-10 АТ.

Long Live Rock'n'Roll

195

Re: Авария в Крыму

High_Voltage пишет:

Что значит УРОВ от МТЗ-10 и УРОВ от ДЗО?
В В-10 АТ есть один УРОВ, который пускается от защит действующих на отключение В-10 АТ.

Это когда есть накладочки "Пуск УРОВ от МТЗ", "Пуск УРОВ от МТЗ с ВМ блокировкой", "Пуск УРОВ от диф.защиты ошиновки" и т.д. )))))

196

Re: Авария в Крыму

High_Voltage пишет:

Что значит УРОВ от МТЗ-10 и УРОВ от ДЗО?

есть проекты,где помимо МТЗ вводного выключателя есть МТЗ НН АТ включенная на встроенные ТТ НН АТ и еще ДЗО НН

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

197

Re: Авария в Крыму

Lekarь пишет:

Это когда есть накладочки "Пуск УРОВ от МТЗ", "Пуск УРОВ от МТЗ с ВМ блокировкой", "Пуск УРОВ от диф.защиты ошиновки" и т.д. )))))

Тогда говорите про пуск УРОВ

scorp пишет:

есть проекты,где помимо МТЗ вводного выключателя есть МТЗ НН АТ включенная на встроенные ТТ НН АТ

Типовое решение для АТ

Long Live Rock'n'Roll

198

Re: Авария в Крыму

High_Voltage пишет:

Типовое решение для АТ

ну,да.Хотя приходилось видеть ПС,где ДЗО НН нет,а линейный регулировочный тр-р был.

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

199 (2018-06-16 15:03:21 отредактировано ПАУтина)

Re: Авария в Крыму

Conspirator пишет:

Bogatikov пишет:

    Потому, что ДЗО 10 действует на отключение всего АТ.

Меня это всегда "напрягало"..... 10кВ для АТ -это всегда что-то "вспомогательное", и терять транзит 500/220 или 220/110 из-за  "непонятно чего" на стороне 10кВ..... Почему не поставить В на этой стороне и действовать на него, если уж есть "ошиновка"?

Уважаемые коллеги! Во мне исчезла вера во что-то светлое и доброе, убили на корню.
В решении практических вопросов РЗ я не силён, но мне это и не надо, а теперь я в этом убедился окончательно, ведь нельзя же так извращать и коверкать идеалы!
Так как, с точки зрения теоретических принципов построения РЗ меня ни кто не сможет убедить в другом, как я это себе представляю.
1. Любой сетевой элемент, агрегат, часть эл.установки, всегда для их отключения от источников питания подключают через выключатели, таким образом определятся граница сетевого элемента, а иногда и сам он (например ТР, АТ или Ген это строго географически заданная конструкция, а вот начало и конец шин или ошиновки в явном виде как-то не определены!), в нашем случае ошиновка должна иметь: Q  на выводах НН АТ, Q на ТСН 10/0,4  и Q секционный.
2. Дифференциальная токовая защита для селективного выявления КЗ должна согласно 2-му правилу Кирхгофа суммировать все токи ветвей входящих в узел, чем собственно и определяется зона действия защиты, так и ДЗО в данном случае должна иметь 3 комплекта ТТ.
3. Выключатели сетевого элемента должны входить в зону действия защиты (не должно быть мёртвых зон, зоны защит должны перекрываться).

Из этих 3-х положений следует самое главное: зона действия селективной защиты должна совпадать с границей сетевого элемента или наоборот.

Поэтому, из положения: "Потому, что ДЗО 10 действует на отключение всего АТ." выходит, что либо ошиновка 10 кВ принципиально не ограничена как сетевой элемент, то есть просто её и нет,  либо ДЗО на самом деле извращённая защита АТ, коли она действует на отключение АТ со стороны ВН!
Если такое срабатывание ДЗО (как оно есть) считать нормальным, то почему бы  не считать нормальным, например при срабатывании  защиты КВЛ 220 кВ, присоединённых к 1 СШ 220 кВ также и отключение АТ-1 на стороне 500 кВ. Нет такого не делается, так как очевидно нужно сохранить СН ПС, а вот если ДЗО 10 кВ, то выходит можно разорвать связь 500/220, лишив эту ПС выполнения её основной функции.

Далее, АВР ошиновки 10 кВ не должна была работать, так как сработала основная защита, обладающая абсолютной селективностью. Вопрос, а есть ли работа АВР шин 110 .... 500 кВ после работы ДЗШ?
Более того, совершенно не понятно зачем АВР вообще там установлена, разве ёмкости АКБ не хватит поддержать питание  СОПТ в течении как минимум 20...30 мин., необходимых для оперативного устранения аварии?! Или АВР нужно, что бы обеспечить самозапуск двигателей в  кондиционерах, что бы они не "встали колом" и всё не перегрелось (шутка)?!

В результате, будут там разборки или нет, станут ли они нам известны их результаты, по моему мнению, если все эти ляпы имеют место, то собственно дело не в самом КЗ, а в ошибках проектирования и строительства.
Так как должен был бы отключится всего один АТ-1. При этом это группа из ОАТ 3х167 = 501 МВА, а переток составлял 550 МВт, то АТ-2 загрузился бы максимум на 120% полной мощности, что ниже его систематической перегрузке 135% для ТВ 35 гр.С. 
И авария прошла бы как в песне поётся: "отряд не заметил потери бойца".

200

Re: Авария в Крыму

ПАУтина пишет:

Любой сетевой элемент, агрегат, часть эл.установки, всегда для их отключения от источников питания подключают через выключатели

ну где Вы видели шинный мост НН АТ с выключателями по обе стороны?

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают