1

Тема: Правила ликвидации аварий 2018

Утвержденные Правила ликвидации аварий

Добавлено: 2019-03-23 16:19:12

Данный документ интересный вопрос поднял. Если у нас отключается выключатель линии воздушной или кабельной, с работой только авариной сигнализации, без других блинкеров, то как считать данное отключение линии от РЗ или нет? Сведения с регистраторов (где они есть), будут потом, а вот первоначально , как расценивать отключение выключателя?

Post's attachments

Инструкция по ликвидации аварий 2018.pdf 3.33 Мб, 83 скачиваний с 2018-08-23 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

2

Re: Правила ликвидации аварий 2018

Спасибо, бум изучать.

3 (2019-06-07 09:30:17 отредактировано Lekarь)

Re: Правила ликвидации аварий 2018

Такое интересное новшевство, утвержденное Минэнерго в данном документе.
П. 109. не разрешает производить даже внешний осмотр трансформатора при срабатывании газовой защиты на сигнал, без отключения трансформатора от сети. ПТЭ не разрешало отбирать пробы газа. Осмотр ПТЭ разрешало без отключения.

4

Re: Правила ликвидации аварий 2018

Lekarь писал(а):
2019-06-07 09:29:17

П. 109. не разрешает производить даже внешний осмотр трансформатора при срабатывании газовой защиты на сигнал, без отключения трансформатора от сети. ПТЭ не разрешало отбирать пробы газа. Осмотр ПТЭ разрешало без отключения.

109. При срабатывании газовой защиты на сигнал, трансформатор (автотрансформатор, шунтирующий реактор) должен быть отключён для выявления причин срабатывания газовой защиты. Время выполнения мероприятий по разгрузке и отключению должно быть минимальным.
                                                                                                      36
Внешний осмотр трансформатора (автотрансформатора, шунтирующего реактора), отбор проб газа из газового реле и проб масла необходимо производить после его отключения. Возможность ввода в работу трансформатора (автотрансформатора, шунтирующего реактора) должна определяться эксплуатирующей организацией на основании анализа работы устройств РЗА, результатов внешнего осмотра, анализа газа, масла, измерений и испытаний.

всё как в ПУЭ
всё  понятно, если ДЗТ, то он и так отключится, а если газики - ну пукнул слегка, то прежде чем "фенхель" применять его не торопясь, но и не прохлаждаясь отключают.

5

Re: Правила ликвидации аварий 2018

ПАУтина писал(а):
2019-06-07 12:30:38

109. При срабатывании газовой защиты на сигнал, трансформатор (автотрансформатор, шунтирующий реактор) должен быть отключён для выявления причин срабатывания газовой защиты. Время выполнения мероприятий по разгрузке и отключению должно быть минимальным.
                                                                                                      36
Внешний осмотр трансформатора (автотрансформатора, шунтирующего реактора), отбор проб газа из газового реле и проб масла необходимо производить после его отключения. Возможность ввода в работу трансформатора (автотрансформатора, шунтирующего реактора) должна определяться эксплуатирующей организацией на основании анализа работы устройств РЗА, результатов внешнего осмотра, анализа газа, масла, измерений и испытаний.

всё как в ПУЭ
всё  понятно, если ДЗТ, то он и так отключится, а если газики - ну пукнул слегка, то прежде чем "фенхель" применять его не торопясь, но и не прохлаждаясь отключают.

Нет не всё, как в ПТЭ. Читаем внимательно:

Внешний осмотр трансформатора (автотрансформатора, шунтирующего реактора), отбор проб газа из газового реле и проб масла необходимо производить после его отключения.

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Правила ликвидации аварий 2018

"Вот дураки-то", сказала Алиса, и прис(т)яжные заседатели заскрипели грифелями на досках: "вот дураки-то".
А если подойти с точки зрения здравого смысла. Что понимать под внешним осмотром? Упоминал как-то то ли на Форуме, то ли у себя на сайте. Сработала газовая защита даже не на сигнал, а на отключение. Все руководство электроцеха на четвереньках ищет обломки стекла из выхлопной трубы и какие-то следы масла. Другой случай - некий злоумышленник слил масло из трансформатора из мести (уволили с довольно высокой должности в электросетях). И сигнальный элемент, и отключающий отработали добросовестно. В первом случае риск оправдан, трансформатор и так отключен. Во втором можно было и с безопасного расстояния хоть в бинокль рассмотреть. Но хоть в маслосборной яме стоишь, хоть издалека в бинокль рассматриваешь - все равно внешний осмотр.

7 (2019-06-07 13:07:32 отредактировано Lekarь)

Re: Правила ликвидации аварий 2018

ПТЭ 5.3.21 вот, что нам говорит:

При срабатывании газового реле на сигнал должен быть произведен наружный осмотр трансформатора (реактора), отобран газ из реле для анализа и проверки на горючесть. Для обеспечения безопасности персонала при отборе газа из газового реле и выявления причины его срабатывания должны быть произведены разгрузка и отключение трансформатора (реактора). Время выполнения мероприятий по разгрузке и отключению трансформатора должно быть минимальным.

Добавлено: 2019-06-07 15:06:08

doro писал(а):
2019-06-07 12:53:53

. Но хоть в маслосборной яме стоишь, хоть издалека в бинокль рассматриваешь - все равно внешний осмотр.

А с вами я полностью согласен! Но наказывают и расследуют аварии по Правилам, а не по здравому смыслу.
Так то и в системе ДЦ маслонасос отказал, и пузырь даст повод сработать на сигнал. Но Правила не делают для этого исключение.

8

Re: Правила ликвидации аварий 2018

Согласен, что несуразица: объединили и внешний осмотр (на дистанции с соблюдением допустимого расстоянии)  и отбор масла (непосредственное нахождение вблизи Т).
наверно предполагается: взял тепловизор или итерферометр и посмотрел за метров 20...25, получается если через прибор, то это не внешний осмотр!

9

Re: Правила ликвидации аварий 2018

ПАУтина писал(а):
2019-06-07 13:17:21

и посмотрел за метров 20...25

Такое расстояние не считаю безопасным. У меня в практике был взрыв ТН 500 кВ (где-то на сайте упоминал). Утром подошел, и осколки нашел в 50 метрах (в темное время суток мог только предполагать). Так что давайте подходить с точки зрения здравого смысла.

10 (2019-06-07 14:12:25 отредактировано МуРЗА)

Re: Правила ликвидации аварий 2018

Как-то один АТ сгорел (сам не видел, только фотки/видео от коллег) - так фарфор с вводов от температуры начал "стрелять", пробил стекло ОПУ, находящегося метрах в 30-40 от АТ, и погнул стенки релейных шкафов. Так что лично я бы даже при действии ГЗ на сигнал не рискнул подойти к не отключённому Т ближе 50м - шкурка у меня всё-таки одна. Да даже на отключённый посматривал бы с опаской, желательно издалека.
А ещё как-то конденсатор связи 330кВ взрывался - осколки метрах в 50 (на соседней ячейке) находил больше чем через год.

Знание немногих принципов заменяет знание многих фактов. Но это неточно...

11 (2019-06-07 14:25:04 отредактировано doro)

Re: Правила ликвидации аварий 2018

Из Корнея Чуковского ("Тараканище"): мы врага бы на рога, только шкура дорога, да и рога нынче не дешевы. Какие-то идиотские требования безопасности, а реальные проблемы как-то уходят от рассмотрения.

12

Re: Правила ликвидации аварий 2018

по п. 109
А давайте зададимся вопросом:
Какова вероятность того, что конкретная причина будет вообще выявлена в ходе внешнего осмотра, и к тому же она окажется той, которая однозначно вызвала срабатывание газовой защиты и именно на сигнал и при этом гарантированно это срабатывание ГЗ не требуется выводить Т или Р из работы?
или
Целью внешнего осмотра должно быть выявление причины срабатывания ГЗ на сигнал, а можно ли это срабатывание вообще выявить таким образом?

поэтому, просто упростили: как глазоньки не пучить, а Т отключать всё равно нужно...

13

Re: Правила ликвидации аварий 2018

Lekarь писал(а):
2019-06-07 09:29:17

П. 109. не разрешает производить даже внешний осмотр трансформатора при срабатывании газовой защиты на сигнал, без отключения трансформатора от сети.

На московском кольце 500 кВ много ПС,где АТ установлены в камерах...,откуда выход часто один

мое отношение к окружающим зависит от того, с какой целью они меня окружают

14

Re: Правила ликвидации аварий 2018

Да за МКАДом - вообще другая страна. Что же, всю Россию под Москву подстраивать?

15

Re: Правила ликвидации аварий 2018

doro писал(а):
2019-06-07 15:53:46

всю Россию под Москву подстраивать?

не надо подстраивать.При осмотре,в случае чего,в этой камере и останешься.

мое отношение к окружающим зависит от того, с какой целью они меня окружают

16

Re: Правила ликвидации аварий 2018

Да, там ежели чего, вынесут. Но осмотр в закрытой камере и осмотр издалека, что называется, "две большие разницы". А нормы все едины.

17 (2019-06-07 19:08:33 отредактировано Lekarь)

Re: Правила ликвидации аварий 2018

scorp писал(а):
2019-06-07 15:12:11

На московском кольце 500 кВ много ПС,где АТ установлены в камерах...,откуда выход часто один

При таком раскладе с вышеуказанной формулировкой, никаких "на сигнал" быть не должно.
Отключение.
Другое дело, что самые частые случаи работы на "сигнал" связаны с попаданием воздуха в реле , после работ в масляной системе трансформатора. А так как поле деятельности даже не то, что сузили, а вообще закрыли, то просто увеличится продолжительность некоторых ремонтов суток на трое.
Второй момент очень важный это в сети 110 -220 кВ включение нейтралей, которые расположены в метре от трансформатора к которому нельзя подходить для осмотра.
Третий момент это наличие большого количества короткозамыкателей, которые сдерживают перевод сигнального элемента на отключение.

В итоге писатели вместо заботы о безопасности персонала, создали массу проблем, которые выходят за рамки действий при качественной эксплуатации и ремонте.

Добавлено: 2019-06-07 21:05:46

ПАУтина писал(а):
2019-06-07 14:36:04

Целью внешнего осмотра должно быть выявление причины срабатывания ГЗ на сигнал, а можно ли это срабатывание вообще выявить таким образом?...

Можно многие проблемы выявить. Конечно не все. Но даже большие проблемы начинаются с малых.
Потом ведь есть часть проблем вообще не связанных с работой трансформатора. Например при земле на пост токе, выпадание блинкеров ошибочно сигнализирующих о газе в реле. А отключать то придеться, хотя бы для контроля, что газа в реле не было, а была земля на опер токе.

18

Re: Правила ликвидации аварий 2018

Lekarь писал(а):
2019-06-07 19:05:46

что газа в реле не было

ну и как это вообще можно увидеть, даже если и каким-то образом сможете стоя на земле заглянуть в застеклённое отверстии реле, так пузырь Вас дожидаться всё равно не будет.
Ещё раз: явно увидеть причину срабатывания реле ГЗ на сигнал, причём она такая, что Т отключать не надо.
К сожалению, не искушён в знании таких причин, может назовёте хоть одну?
если только толчок землетрясения, не от пузыря, а просто чашечку тряхнуло... и всё одно может бак трещину дал...

19

Re: Правила ликвидации аварий 2018

ПАУтина писал(а):
2019-06-08 09:01:32

ну и как это вообще можно увидеть, даже если и каким-то образом сможете стоя на земле заглянуть в застеклённое отверстии реле, так пузырь Вас дожидаться всё равно не будет.
Ещё раз: явно увидеть причину срабатывания реле ГЗ на сигнал, причём она такая, что Т отключать не надо.
К сожалению, не искушён в знании таких причин, может назовёте хоть одну?
если только толчок землетрясения, не от пузыря, а просто чашечку тряхнуло... и всё одно может бак трещину дал...

Да это просто на самом деле. Если у Вас система ДЦ и вы качественно эксплуатируете трансформаторы, то отключение одного из маслонасосов от тепловой защиты или от токовой защиты с одновременным срабатыванием газовой защиты на сигнал говорит как раз, что причина в повреждении маслонасоса. В этом случае если по здравому смыслу, то не надо торопиться с разгрузкой и отключением. Да отключать придеться, но не торопясь. А первым делом ввести в работу резервный охладитель или проверить, что он введен. А для этого надо подойти и к трансформатору и к шкафу охлаждения, что рядом с ним. Что по новым правилам нельзя. А дальше оформить заявку на неотложное отключение трансформатора и может быть дождаться второго работника, контролирующего мои действия. Заняться переводом нагрузки или уведомлением, кого некуда переводить.
Сейчас это всё исковеркали и убрали.

Добавлено: 2019-06-08 11:28:39

Качественная эксплуатация в данном случае это своевременное выполнение анализов масла и растворенного в нем газа. Если проблемы есть, то это видно изначально за долго до газа в реле. Показатели масла и газа меняются не в лучшую сторону, плюс осмотры и своевременные ремонты.
Если при приемке смены у вас работало допустим два маслонасоса а при срабатывании защиты на сигнал, остался один в работе, то это тоже показатель. Но что при приемке смены работало два насоса это надо знать. Во время приемки смены подойти и ручками потрогать агрегат охладителя. Чувствуешь по температуре. И прочие тонкости.

20 (2019-06-08 14:07:03 отредактировано ПАУтина)

Re: Правила ликвидации аварий 2018

Lekarь писал(а):
2019-06-08 09:28:39

то не надо торопиться с разгрузкой и отключением.

ну так в п. 109 и нет требования отключать сразу, значит можно не сразу, но сказано, что время должно быть минимальным, а на сколько минимальным не регламентируется, можно наверно дождаться, когда напарник из отпуска вернётся. 
сами пишите "неисправен насос", значит Т однозначно всё равно нужно выводить из работы, ведь нельзя же Т оставлять без охлаждения! Вопрос когда выводить сразу или потом, но ясно, что сразу не получится, например, если питание 6 ... 10 кВ, то терроризировать АВР как-то стрёмно, пока фидеры все не переключишь Т и не отключишь.
Нужно ещё оговорить какие действия входят во внешний осмотр. А как выяснить исправен насос или нет, внешнего осмотра достаточно будет?, может термодатчик накрылся и без приборов ни как, а то уже не внешний осмотр?
а если Т с не ДЦ, а просто Д?

Видится другая проблема.
Те же требования предъявлены и к ШР, а у них как известно ни подмены ни замены, а по режимам без него ВЛ не может остаться включенной, тогда выходит ещё и ВЛ отключать, так как если ШР, то она скорей всего 500 кВ!
У Т обязательно есть "брат, который всегда готов выручить",  а тут проблема как есть - проблема, так как вывод ВЛ 500 кВ - это всегда на грани катастрофы! В такой ситуации отключение ВЛ сразу естественно вообще не возможно, и толку от этого осмотра, сколько заявка оформляется на вывод ВЛ 500 в ремонт? (просто вопрос, сам просто не знаю...) но очевидно долго!