21

Re: Блокировки в колонке синхронизации

Conspirator писал(а):
2019-03-06 08:25:34

Спасибо! Эта книжка мне не попадалась... Но в ней нет ничего про колонки синхронизации. Автосинхронизаторы "заменяют" (вернее предотвращают неправильные действия) дежурного (оперативного) персонала на станциях. На ПС они не нужны, проще правильно задать уставки в АУВе (современном), чем применять колонки синхронизации. Стоимость современного АУВа - "копейки" по сравнению с ущербом от "развала" системы из-за несинхронного включения.... Ну нет возможности при ручном включении несинхронных систем через колонку синхронизации учесть время работы выключателя

Нет никакого ущерба. Конечно, как бы реально он есть, но доказать мало кому что удается. Вспомните аварии за последние двадцать лет. Энергетики почти всегда побеждали потребителей. Этим очень гордились, но до добра это не доводит.
У крупных потребителей позиция сегодня такая - хватит нас дурить. И их можно понять. Когда надо вложиться в энергосистему потребителей пугают развалом и сопутствующими с ним неприятностями, а когда происходит просто глубокая посадка напряжения и останавливается технологический процесс, в результате которого целые смены вынуждены простаивать, то крайних, с кого можно спросить не найдешь.
Вы правильно отметили, что осталось правильно задать уставки. Для этого тоже нужны люди, которые знают нюансы схемы системы. Что с АУВ проще никто не спорит.
Другое дело, что при включении на ПС отдельных частей может потребоваться подгонка частоты.

Добавлено: 2019-03-06 11:06:03

lexarz писал(а):
2019-03-06 08:59:48

Время в принципе учесть можно, но это все геморно. Видя скольжение, можно определить угловую скорость, градусов в единицу времени. Зная время выходных реле и время включения выключателя, можно прикинуть, на сколько раньше или позже надо включить. Но опять же это как на месте персонал сработает.

А вы сами себя представьте, как Вы на месте будете прикидывать. Вы один, подсказать не кому. Что будете делать, звонок другу или на глазок?

22

Re: Блокировки в колонке синхронизации

Другое дело, что при включении на ПС отдельных частей может потребоваться подгонка частоты.


А как ее на ПС "подгонишь"? Это дело автоматики, разгрузить так, чтобы частота восстановилась до величины, позволяющей при заданном времени включения выключателя, разрешить АПВ  (или ручное включение) с "улавливанием" синхронизма

23

Re: Блокировки в колонке синхронизации

nkulesh писал(а):
2019-03-06 07:44:17

Другое решение (того же ЭСП) - включать через АПВ, ключ КР в положении "Автоматическое". Тоже без контроля скольжения, только КС.

А выдержка времени АПВ при КС не может считаться контролем скольжения, т.е. при большом скольжении вектор успевает пройти зону 80 гр за время меньшее чем время АПВ и включение не происходит и, соответственно, при меньшем скольжении не успевает пройти эту зону

Long Live Rock'n'Roll

24

Re: Блокировки в колонке синхронизации

Conspirator писал(а):
2019-03-06 09:08:57

А как ее на ПС "подгонишь"? Это дело автоматики, разгрузить так, чтобы частота восстановилась до величины, позволяющей при заданном времени включения выключателя, разрешить АПВ  (или ручное включение) с "улавливанием" синхронизма

Самый дешевый вариант это передача телеметрии с подстанции на регулирующую станцию. Тогда это будет отъемом хлеба у системного оператора. )))

25

Re: Блокировки в колонке синхронизации

High_Voltage писал(а):
2019-03-06 09:10:11

А выдержка времени АПВ при КС не может считаться контролем скольжения, т.е. при большом скольжении вектор успевает пройти зону 80 гр за время меньшее чем время АПВ и включение не происходит и, соответственно, при меньшем скольжении не успевает пройти эту зону

  Ну, это при правильном выборе уставок. Надо ведь учитывать время включения, у баковых масляных и воздушных выключателей оно большое. Посмотрите это в электротехн. справочнике 75 г., кажется, том 2-ой. В электронном виде нет у меня. Там подход такой:  при ОС (КС) - если угол за Тапв (в РПВ-58) проходит 80 градусов (при обычной уставке реле РКС в 40 градусов), и АПВ замыкает контакты в цепи включения, то собственно включение происходит через Твв (у У-220 это до 0,8 с, не более). За это время роторы ещё разойдутся, верно? Так вот надо чтобы они при этом в итоге не  разошлись больше чем на 65-70 градусов (ну, это в любой книжке по автоматике). Т.е. уставка АПВ должна при использовании ОС (КС) выбираться не только по условиям деионизации места повреждения , но и по параметрам выключателя. Если выключатели разные, то и Тапв должно быть разным. Раза два или три подступался с этим к ОДУ - безрезультатно. Ну, теперь все знакомые или ушли на пенсию, или ... того хуже. А время включения так снизилось, что и проблемы в общем нет уже. Сети сейчас активно развиваются, число связей увеличивается, может, нарушение синхронизма не так и актуально теперь? Когда-то наша ГЭС (ЗГЭС) была связана с системой одной линией 220 кВ, делились в грозовой сезон иногда несколько раз на дню. Всего-то сорок лет прошло ICQ/ab:) Два Путина, если "новыми деньгами" ICQ/ab:)
  Сейчас ведь, если скольжение выше уставки, даже сигнала "контроль синхронизма" не будет. А в старой схеме реле времени при каждом провороте пускалось, пока не доходило до упорного контакта (ну, рано или поздно).

Добавлено: 2019-03-06 23:18:44

Вот прилагаю текст письма, сочинил когда-то для ЭКРА, у них в тот момент не было улавливания синхронизма, лет семь назад наверное.

Post's attachments

АПВ УС и КС.docx 23.32 Кб, 16 скачиваний с 2019-03-06 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.
Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

26

Re: Блокировки в колонке синхронизации

nkulesh писал(а):
2019-03-06 13:18:44

Так вот надо чтобы они при этом в итоге не  разошлись больше чем на 65-70 градусов (ну, это в любой книжке по автоматике). Т.е. уставка АПВ должна при использовании ОС (КС) выбираться не только по условиям деионизации места повреждения , но и по параметрам выключателя. Если выключатели разные, то и Тапв должно быть разным. Раза два или три подступался с этим к ОДУ - безрезультатно. Ну, теперь все знакомые или ушли на пенсию, или ... того хуже. А время включения так снизилось, что и проблемы в общем нет уже. Сети сейчас активно развиваются, число связей увеличивается, может, нарушение синхронизма не так и актуально теперь?

Ну исходя из теории пограничными углами являются 135 и 180. Я вообще за то, чтобы задавать углы побольше, примерно как раз 70-80. Если время выключателя не учитывать, то конечно можем иметь печальную картину, но тут не критично. Это по сути тот же асинхронный ход. Раньше вообще писалось о пользе несинхронного АПВ, т.к существенно ускоряет процесс ликвидации аварии. Нарушение синхронизма актуально всегда) вопрос как потом собирать схему после разделения?

27 (2019-03-07 11:03:35 отредактировано nkulesh)

Re: Блокировки в колонке синхронизации

lexarz писал(а):
2019-03-07 06:18:55

Ну исходя из теории пограничными углами являются 135 и 180. Я вообще за то, чтобы задавать углы побольше, примерно как раз 70-80. Если время выключателя не учитывать, то конечно можем иметь печальную картину, но тут не критично. Это по сути тот же асинхронный ход. Раньше вообще писалось о пользе несинхронного АПВ, т.к существенно ускоряет процесс ликвидации аварии. Нарушение синхронизма актуально всегда) вопрос как потом собирать схему после разделения?

  Хм-м, и в самом деле 135 градусов для гидрогенераторов и 120 для турбогенераторов (в классической книжке об АПВ Богорад и Назарова, стр. 155 или 177).  Это когда момент при несинхнонном включении будет максимальным.   Ну откуда-то взялись же эти 65-70 градусов? Кажется, нашёл. Это предельный угол, на который (не более которого) могут разойтись вектора напряжений при БАПВ (в момент отключения - синхронно, после включения - не более вот этого угла). Это в книжке Барзама по автоматике, изд. 89 г., стр. 312. Там же, на стр. 316, для АПВ УС предельный угол 70-75 градусов (видимо, бОльшая ошибка допускается с учётом более точной всё-таки "привязки" к согласованному положению). Вот так и получилось 65-70-75 градусов - предельный угол включения или предельная ошибка включения.  Да, изменение угла РКС с учётом реального Кв РН 55 стоит принимать не 80 град (40+40), а 72 (32 (возврат)+40 (срабатывание)). Вот смотрите, значит для КС скорость 72 град. / 1,5 с (Тапв)  = 48 град/с. Если время включения У-220 не более 0,8 с (с электромагнитным приводом), то включение может произойти в момент когда угол составит 40 + (48х0,8) = 78,4 град.  Нехорошо, да, больше 75 град.? Ну, паузу АПВ задают и поменьше, будет ещё хуже. Правда, таких "тормозов"  как У-220 теперь уже и не осталось, наверное, да и воздушные выключатели сходят со сцены, а у элегазовых включение в разы быстрее. 
  Расчёты такого рода - точно не "моя территория", это дело СЭР ОДУ. Почему-то они даже имеющие возможности по увеличению допустимого скольжения не используют, и практического выигрыша от применения АПВ УС по сравнению с АПВ КС (АПВ ОС) почти нет. Как говорит Е.Г. "Перед циркуляром интеллект бессилен"? Перед СЭР бессильны все ICQ/ab:) 
Книжку Барзама на всякий случай прилагаю, раз уж сослался  на это издание. Have a good weekend, как говорится ICQ/ab:)

Post's attachments

sistemnaya_avtomatika.djvu 6.95 Мб, 9 скачиваний с 2019-03-07 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

28

Re: Блокировки в колонке синхронизации

nkulesh писал(а):
2019-03-07 10:30:00

  Расчёты такого рода - точно не "моя территория", это дело СЭР ОДУ. Почему-то они даже имеющие возможности по увеличению допустимого скольжения не используют,

Это как моделировать.))) Можно включать выключатель, а можно включать линию сразу. И когда включаешь в модельке линию, т.к. она сразу включается с двух сторон, то алгоритм выбора выключателя может выбираться по наименьшему времени включения, поэтому и проблем никто не видит.)))

29

Re: Блокировки в колонке синхронизации

проблем в моделировании вообще нет) можно хоть как смоделировать, тут важен результат, что будет при определенном угле и частоте включения! и Все. Проблему может некоторые и знаю, просто сейчас такие времена( Есть другая боле важная "работа") да и взаимодействие СЭР-СРЗА не самые так сказать оптимальные.
Всем спасибо за ответы.

Добавлено: 2019-03-26 15:44:20

с одной из ПС подсказали, в колонке есть реле РН-55/200. получается есть блокировка по углу.

30

Re: Блокировки в колонке синхронизации

lexarz писал(а):
2019-03-26 13:44:20

проблем в моделировании вообще нет) можно хоть как смоделировать, тут важен результат, что будет при определенном угле и частоте включения! и Все. Проблему может некоторые и знаю, просто сейчас такие времена( Есть другая боле важная "работа") да и взаимодействие СЭР-СРЗА не самые так сказать оптимальные.
Всем спасибо за ответы.

Добавлено: 2019-03-26 15:44:20

с одной из ПС подсказали, в колонке есть реле РН-55/200. получается есть блокировка по углу.

Смоделировать, наверное, можно, а вот включить выключатели с двух сторон одновременно - как это выполнить технически? По поводу РБ (разрешающего включение РН 55/200) - см. выше комментарий #16. Уставка у него обычно не предельная, 40 градусов, а меньше. оно же должно разрешать включение только в синхронном или "подсинхронном" режиме. А угол может быть, как показывает опыт, и в синхронном режиме больше уставки.

31

Re: Блокировки в колонке синхронизации

А зачем одновременно с двух сторон включать? ВЛ ставится под напряжение с одной стороны, с другой контролируем синхронность и включаем. С этими колонками одно ясно, что ни у кого нет полной информации. В идеале надо по каждой ЭС вести по ним данные: вариант исполнения, возможность перевода любого присоединения, наличие блокировок, значение блокировки...... место расположения......

32

Re: Блокировки в колонке синхронизации

Включать с одной стороны и замыкать в транзит после успешного опробования нужно по возможности быстро, автоматически. Это особенно актуально для длинных линий 500 кВ (и 220 кВ тоже, если длина километров двести). Это вам "любая СЭР скажет", при протекании по индуктивному сопротивлению линии емкостного тока холостой линии напряжение на ней сильно повышается. Разумеется, включать оба выключателя одновременно и невозможно, и неправильно - об этом пишут и классики, разумеется.
  Типовые схемы есть, конечно. Я описывал (по памяти) схему ручной точной синхронизации на ГЭС (Ленгидропроект). Собственно, от аналогичной схемы колонки синхронизации на ПС (ЭСП) она ничем принципиально не отличается - и в той, и в другой нет элементов воздействия на управление турбиной (на станции это другая схема, дистанционного управления агрегатом). Конкретные схемы есть, наверное, много типовых схем ЭСП "ходит" в сети (у меня нет). Фактически эта схема позволяет проверить наличие синхронизма, а при небольшом скольжении - выполнить включение примерно в синхронном положении (на глазок, по синхроноскопу). Предки рассказывали, что дежурные ухитрялись поймать это положение по звуку (дребезжанию якоря РН 55).
  Условия для включения выключателя через схему синхронизации и условия включения от АПВ с контролем напряжения одинаковы: примерное равенство величин (модулей) напряжения, примерно равенство фаз, отсутствие скольжения или небольшая его величина. Подробно и очень физично это изложено у классиков, почитайте - не пожалеете. Да, схемы и реле сейчас нередко другие. но принципы не изменились.
  Нередко основная проблема с формированием напряжений для колонки синхронизации, особенно на станции, где это могут быть напряжения разного уровня напряжений, и с разными фазами (между линейными АВ генераторного напряжения и напряжения ВН блока - 30 градусов из-за того, что  блочный трансформатор имеет схему соединения звезда / треугольник - 11). Ну и с тем, от чего взять эти 100 В, тоже не всё так просто (если используются ШОН). Это - вопросы не принципиальные, хоть и важные. В Москве, которая, как известно, "не Россия", вообще другое чередование фаз на генераторном напряжении ... Так исторически сложилось, говорят.