1

Тема: Блокировки в колонке синхронизации

Добрый день. Интересует вопрос по настройке, которая задается в колонке синхронизации, которая установлена на ПС. Понятно, что тут от производителя зависит, но в целом где -то должны быть указания.
Допустим наличие блокировки по углу включения, по напряжению, по разнице частот? Или колонка синхронизации для ручной синхронизации отдельных районов не имеет блокировок? Все только визуально? Тут интересует синхронизация не генератора и сети, а двух частей ЭС. Допустим когда нет АПВ с КС и АПВ с УС, а есть только колонка.

2

Re: Блокировки в колонке синхронизации

lexarz писал(а):
2019-03-05 06:32:59

наличие блокировки

в колонке синхронизации есть НЗ контакт, который размыкается, если условия контроля синхронизма не соблюдены. Этот контакт можно использовать в цепи включения.

3

Re: Блокировки в колонке синхронизации

Спасибо. Это как правило для всех колонок? или только новые МП терминалы?
Допустим район выделился, персоналу дали команду от диспетчерского центра включиться с частотой не более..... Но опять же где проверить, есть защита от несинхронного включения?
Без блокировок персонал может влегкую несинхронно включиться.

4

Re: Блокировки в колонке синхронизации

Кто изготовитель (марка) колонки синхронизации? Может есть схема? Как-то искал, кто сейчас изготавливает колонки синхронизации, не нашел (отечественную)... Хотел бы посмотреть на "современную".
И вообще интересно, на какой такой ПС разрешается включение (объединение двух систем) через колонку синхронизации? Автоматически (через терминал АУВ) я еще понимаю, но вручную???? Раньше на ПС-ях я видел колонки синхронизации (механические), но по ним только "отслеживали" разницу частот, скольжение и т.п.... Но включить через них нельзя было....

5

Re: Блокировки в колонке синхронизации

Conspirator писал(а):
2019-03-05 10:59:39

Кто изготовитель (марка) колонки синхронизации? Может есть схема? Как-то искал, кто сейчас изготавливает колонки синхронизации, не нашел (отечественную)... Хотел бы посмотреть на "современную".
И вообще интересно, на какой такой ПС разрешается включение (объединение двух систем) через колонку синхронизации? Автоматически (через терминал АУВ) я еще понимаю, но вручную???? Раньше на ПС-ях я видел колонки синхронизации (механические), но по ним только "отслеживали" разницу частот, скольжение и т.п.... Но включить через них нельзя было....

Я в общем виде. Из наших в инете попадалась Экра. Возможно прософт делает. А для чего тогда колонки, если не через них включаться? Конечно АУВ это хорошо, но это далеко не везде есть. Сейчас скорее всего в абослютном большинстве на ПС стоят механические. Вот интересуюсь наличием там блокировок. Если есть АПВ с КС и колонка синхронизации. АПВ с КС может долго затянуть, за счет маленькой разности частот, но зато несинхронно не включит. Если через колонку, то тут вродже проще, но если нет блокировок, то можно несинхронно включить.

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Блокировки в колонке синхронизации

Если в "общем" виде, то колонки синхронизации нужны только на станциях, где через них можно "вручную" (импульсами "прибавить" и "убавить") подогнать частоту и напряжение. На ПС "воздействовать" некуда, поэтому проще включаться через терминалы АУВ. Там момент включения (хоть вручную, хоть в цикле АПВ) определяется автоматически (хоть для синхронных систем, хоть для асинхронных) и нет необходимости в колонках синхронизации. Поэтому и интересно, где же такая ПС, где стоит современная колонка синхронизации и что она там делает....

7

Re: Блокировки в колонке синхронизации

Conspirator писал(а):
2019-03-05 11:40:24

проще включаться через терминалы АУВ

Проще, если такие терминалы есть:) Даже на темах этого форума нередко проскакивают сообщения о том, что "поставили АТ без АУВов по всем сторонам" и т.п.

8

Re: Блокировки в колонке синхронизации

Conspirator писал(а):
2019-03-05 11:40:24

Если в "общем" виде, то колонки синхронизации нужны только на станциях, где через них можно "вручную" (импульсами "прибавить" и "убавить") подогнать частоту и напряжение. На ПС "воздействовать" некуда, поэтому проще включаться через терминалы АУВ. Там момент включения (хоть вручную, хоть в цикле АПВ) определяется автоматически (хоть для синхронных систем, хоть для асинхронных) и нет необходимости в колонках синхронизации. Поэтому и интересно, где же такая ПС, где стоит современная колонка синхронизации и что она там делает....

Ну про станции это отдельная тема:) Мне больше интересно про колонки на ПС. И поверьте, понаставлено их немало) и судя по всему большинство не первой свежести.

9

Re: Блокировки в колонке синхронизации

Вы так и не ответили: на какой ПС? Хотелось бы схему подключения и инструкцию на нее для дежурного (оперативного?) персонала.... Ау, релейщики с подстанций, у кого стоят колонки синхронизации и что с ними делают?

Добавлено: 2019-03-05 12:42:17

Во вложении "Виртуальная" колонка синхронизации из АУВа. Ну и что сней делать? Ведь в самих функциях внутри все можно сделать "автоматически"?

Post's attachments

Колонка Синхронизации.jpg 135.14 Кб, файл не был скачан. 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

10

Re: Блокировки в колонке синхронизации

lexarz писал(а):
2019-03-05 12:22:31

И поверьте, понаставлено их немало)

Действительно, колонок синхронизации на подстанциях, по большей части 500 кВ - предостаточно. Как правило это стандартная электромеханическая схема с синхроноскопом. Нужна она там не для того, чтобы просто замкнуть отключившийся транзит, а замкнуть связь между двумя несинхронными частями. То есть при отсутствии шунтов. В таких случаях скольжение как правило есть и оно достаточное, чтобы дежурный наблядая за синхроноскопом в нужный момент повернул КУ.

Conspirator писал(а):
2019-03-05 12:33:43

Вы так и не ответили: на какой ПС? Хотелось бы схему подключения и инструкцию на нее для дежурного (оперативного?) персонала.... Ау, релейщики с подстанций, у кого стоят колонки синхронизации и что с ними делают?

Дежурный берет ключ (так называемый ПСХ), подходит к нужному КУ, втыкает в специальное место ключ и поворачивает - тем самым подает на колонку нужные цепи напряжения. Смотрит на синхроноскоп и включает выключатель, когда стрелка пробегает там где надо.

lexarz писал(а):
2019-03-05 12:22:31

Мне больше интересно про колонки на ПС.

Есть всегда блокировка от несинхронного включения в стандартной схеме - это обычное реле РКС типа РН-55 с уставкой в 30-40 градусов, его контакт в выходной цепи синхронизации.

11

Re: Блокировки в колонке синхронизации

То есть "колонка синхронизации" на современных ("АСУнизированных") подстанциях - это атавизм и они не нужны, если терминал АУВа позволяет обходиться без них?

12

Re: Блокировки в колонке синхронизации

Conspirator писал(а):
2019-03-05 13:10:28

То есть "колонка синхронизации" на современных ("АСУнизированных") подстанциях - это атавизм и они не нужны, если терминал АУВа позволяет обходиться без них?

Кое-где нужны. Всё от схемы зависит.
Иногда даже очень не плохо иметь колонку на подстанции, чтобы не перебирать схему на станции. Однако начинают возникать вопросы собственности и эксплуатации, если со станции будут давать сигнал на включение выключателя на подстанции.
А с ПС 500 кВ не так все просто. Если синхронизация идет на линейном выключателе, то напряжения видны по обе стороны от выключателя, а если на выключателе автотрансформатора, то редко можно встретить схему, где на присоединении трансформатора со стороны самого трансформатора есть ТН, а это значит, что величина неизвестна, только дорасчет.

13

Re: Блокировки в колонке синхронизации

senior писал(а):
2019-03-05 12:44:44

Есть всегда блокировка от несинхронного включения в стандартной схеме - это обычное реле РКС типа РН-55 с уставкой в 30-40 градусов, его контакт в выходной цепи синхронизации.

Большое спасибо. Это получается как в схеме АПВ с КС. В литературе еще попадалось, что за счет небольшого допиливания можно увеличить угол включения у данного реле. Получается блокировка по углу, по скольжению нет.

Добавлено: 2019-03-05 16:01:40

тут тогда еще вопрос про дифвольтметр, у него есть блокировки, или просто меряет угол? И персонал включается когда стрелка в определенной зоне без всякой блокировки от несинхронного включения?

14

Re: Блокировки в колонке синхронизации

Допиливанием реле угол не увеличишь разве что за счет ухудшения качества регулировки. есть решения по существенному расширению угла установкой второго реле.
По известным мне колонкам синхронизации блокирующих функций не помню. Этим занимаются внешние реле. хотя и работающие в тесной связке. Колонка синхронизации - чисто измерительный компонент. Два вольтметра и синхроноскоп.
Кстати, если хотите поупражняться, есть отличная программа - тренажер от Дмитрия Курносова, можете найти на странице http://dororz.ru/ut_3.htm Программа - тренажер для обучения оперативного персонала навыкам ручной точной синхронизации. Познакомились, когда он работал в Астраханском РДУ, при последнем общении был главным диспетчером Балтийского РДУ.

15

Re: Блокировки в колонке синхронизации

doro писал(а):
2019-03-05 18:36:14

По известным мне колонкам синхронизации блокирующих функций не помню. Этим занимаются внешние реле. хотя и работающие в тесной связке. Колонка синхронизации - чисто измерительный компонент. Два вольтметра и синхроноскоп.

мнения разделились) Тут наверно все же не так важно, внешние устройства или это все в одной колонке. Тут хотелось бы для себя выяснить, по наличию блокировок. Просто сейчас по ним интересная ситуация, в управлении объекта. Но сами уставки никто не задает. В ДЦ прописана только допустимая разница частот и все! Сами устройства нигде не описаны и не прописаны. Просто есть и все. А как действует и есть или нет блокировок/защит/уставок это неведомо.

16 (2019-03-06 07:44:52 отредактировано nkulesh)

Re: Блокировки в колонке синхронизации

В старой (ЭСП) колонке синхронизации на ПС был синхроноскоп, вольтметр и блокирующее реле.  В принципе такая колонка позволяет дежурному дать команду "Включить" при подходе синхронизируемых напряжений к синфазному положению. Блокировки по скольжению не было, конечно.  Практически же на ПС только проверяли, что состояние синхронное, нет скольжения, и угол не большего допустимого (уставка РКС). Другое решение (того же ЭСП) - включать через АПВ, ключ КР в положении "Автоматическое". Тоже без контроля скольжения, только КС.
  To Conspirator Выигрыш включения через АУВ (в типовых советских схемах - через АПВ), ) есть тогда, когда в функции контроля напряжения для АПВ есть фазирование, синхронизация (АПВ с улавливанием синхронизма, по принятой ранее терминологии). Если это только контроль или ожидание синхронизма, то принципиальной разницы с ручным включение не вижу. Ну, разве что "рука дрогнет" ICQ/ab:) Если есть улавливание синхронизма (фазирование) подающее команду "Включить" точно за время включения выключателя (уставка) до синхронного положения - тогда, конечно, "... что же, как же ..."
  В качестве "бывальщины" хочу привести случай из опыта работы на ОРУ ГЭС (можно считать, что на ПС 500 кВ). ГЭС в середине транзита от другой ГЭС, примерно по 300 км в ту и другую сторону, до ближайших узлов системы (противоположных концов линий). Примерно как в песне ВС  "... Назад пятьсот, вперёд пятьсот". Есть параллельная сеть 220 кВ. Угол нагрузки (угол передачи, наверное?) большой. Одна из линий включается, там всё через колонку, "Это же ГЭС!", а другая  - нет. Угол в нормальном, нагрузочном  режиме больше уставки РКС, блокировка не даёт включать. Делать разные уставки (или разные реле)? Это тоже надо оперативно как-то переключать, вдруг забудут? В общем, решили (тогда, лет 15 назад) просто проверять по синхроноскопу, "по сведениям от диспетчера ОДУ" и т.п., что положение синхронное, и включать с нарушением блокировки.  К слову, по этой же причине иногда отказывает АПВ КС на таких линиях с длинной параллельной цепью. Синхронно то оно синхронно, а вот разность фаз больше уставки ...

17

Re: Блокировки в колонке синхронизации

Есть такая книжечка. М.б. пригодится.

Post's attachments

МП автоматика синхронных машин.djvu 1.76 Мб, 14 скачиваний с 2019-03-06 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

18

Re: Блокировки в колонке синхронизации

Вдогонку, сообразил, что по той же причине (разные выключатели, например, я имею в виду - по времени включения выключателя) сделать одну колонку на все присоединения не получится (или получится не всегда). Не менять же уставку этого "синхронизатора" прямо перед включением. Так что, наверное, в два или три приёма: перевести цепи синхронизации присоединения (как раньше) на включаемое присоединение, проверить есть ли синхронизм, так сказать; после этого ввести на АУВ "Включение через КС" или что-то вроде этого, на ЭКРА, помнится, есть ключ; и, благословясь, дать ключом управления команду "Включить".  Если положение не синхронное, может включиться не сразу. Или никогда, тут уж всё в руках СЭР, они уставки задают.

19

Re: Блокировки в колонке синхронизации

Lekarь писал(а):
2019-03-06 07:45:56

Есть такая книжечка. М.б. пригодится.

Спасибо! Эта книжка мне не попадалась... Но в ней нет ничего про колонки синхронизации. Автосинхронизаторы "заменяют" (вернее предотвращают неправильные действия) дежурного (оперативного) персонала на станциях. На ПС они не нужны, проще правильно задать уставки в АУВе (современном), чем применять колонки синхронизации. Стоимость современного АУВа - "копейки" по сравнению с ущербом от "развала" системы из-за несинхронного включения.... Ну нет возможности при ручном включении несинхронных систем через колонку синхронизации учесть время работы выключателя

20

Re: Блокировки в колонке синхронизации

Время в принципе учесть можно, но это все геморно. Видя скольжение, можно определить угловую скорость, градусов в единицу времени. Зная время выходных реле и время включения выключателя, можно прикинуть, на сколько раньше или позже надо включить. Но опять же это как на месте персонал сработает.