1

Тема: Паспорт-протокол на АВР

Приветствую, коллеги!
Главный энергетик предприятия озадачил все структурные подразделения подготовить паспорта-протоколы РЗА на существующие схемы АВР 0,4кВ и 6кВ.
Возникают вопросы:
1) схема АВР является частью РЗА?
2) на схему АВР необходим паспорт-протокол?
Прошу подсказать каким образом оформляется документация на схемы АВР у вас.

2

Re: Паспорт-протокол на АВР

Yurtsa писал(а):
2022-06-17 09:28:49

Приветствую, коллеги!
Главный энергетик предприятия озадачил все структурные подразделения подготовить паспорта-протоколы РЗА на существующие схемы АВР 0,4кВ и 6кВ.
Возникают вопросы:
1) схема АВР является частью РЗА?
2) на схему АВР необходим паспорт-протокол?
Прошу подсказать каким образом оформляется документация на схемы АВР у вас.

по 1 вопросу:ГОСТ Р 55438-2013 Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Оперативно-диспетчерское управление. Релейная защита и автоматика. Взаимодействие субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии при создании (модернизации) и эксплуатации. Общие требования пп. 2.1.34, 2.1.36

Добавлено: 2022-06-17 11:40:31

вкратце: авр - сетевая автоматика, относится к устройствам рза.

3

Re: Паспорт-протокол на АВР

mondaymonk писал(а):
2022-06-17 09:40:31

по 1 вопросу:ГОСТ Р 55438-2013 Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Оперативно-диспетчерское управление. Релейная защита и автоматика. Взаимодействие субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии при создании (модернизации) и эксплуатации. Общие требования пп. 2.1.34, 2.1.36

Добавлено: 2022-06-17 11:40:31

вкратце: авр - сетевая автоматика, относится к устройствам рза.

ГОСТ Р 55438-2013 отменён, но смысл понятен.
По второму вопросу, паспорт-протокол оформляется на устройство РЗА, а АВР, как говорится ГОСТе, не является отдельным устройством... значит, паспорт-протокол не требуется?

4 (2022-06-17 10:54:25 отредактировано SVG)

Re: Паспорт-протокол на АВР

Yurtsa писал(а):
2022-06-17 10:03:56

а АВР, как говорится ГОСТе, не является отдельным устройством..

Это как?
Любопытства ради скачал и нигде в этом ГОСТ не нашёл подобного утверждения.

Добавлено: 2022-06-17 11:12:47

Yurtsa писал(а):
2022-06-17 09:28:49

Прошу подсказать каким образом оформляется документация на схемы АВР у вас.

Исполнительные схемы и протоколы. Как, собственно, и на другие устройства автоматики (АЧР, АРН, САОН и т.д.). Никакой разницы.

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

5

Re: Паспорт-протокол на АВР

Yurtsa писал(а):
2022-06-17 10:03:56

ГОСТ Р 55438-2013

Действительно, с 1-го числа этого месяца.

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Паспорт-протокол на АВР

Yurtsa писал(а):
2022-06-17 10:03:56

ГОСТ Р 55438-2013 отменён, но смысл понятен.
По второму вопросу, паспорт-протокол оформляется на устройство РЗА, а АВР, как говорится ГОСТе, не является отдельным устройством... значит, паспорт-протокол не требуется?

Заводим релейный журнал, где отмечаем техобслуживание АВР (опробование)

7 (2023-07-06 14:38:11 отредактировано nik.ilim)

Re: Паспорт-протокол на АВР

Yurtsa писал(а):
2022-06-17 09:28:49

паспорта-протоколы РЗА на существующие схемы АВР 0,4кВ

Добрый день.
Вопрос в догонку: а АВР-0,4 кВ, установленный не на подстанции, а на промышленном предприятии в РУНН-0,4 кВ, НКУ-0,4??? Эти АВР относятся к службе РЗА?
Они ведь поголовно на ZelioLogic. Как их учитывать и какая документация к ним? Там ещё в каждом АВР по два реле контроля напряжения и штук 6-8-10 реле.

8

Re: Паспорт-протокол на АВР

nik.ilim писал(а):
2023-07-06 14:36:52

Эти АВР относятся к службе РЗА?

Если объект ваш, то да. На чьём балансе, тот и обслуживает.

9

Re: Паспорт-протокол на АВР

Dr.Radio писал(а):
2023-07-07 05:31:34

Если объект ваш, то да. На чьём балансе, тот и обслуживает.

Добрый день.
А есть нормативная документация?
Хотя... У нас так делается: сказали что твоё, значит обслуживай.

10

Re: Паспорт-протокол на АВР

Dr.Radio писал(а):
2023-07-07 05:31:34

На чьём балансе, тот и обслуживает.

Столкнулся с подобной проблемой на одном совещании. Подстанция 220/110 переходит из управления (собственности) электросетей Кубаньэнерго в предприятие МЭС. При передаче подзабыли о двух комплектах ДФЗ на линиях связи 110 с тяговой подстанцией. До того эти защиты обслуживали электросети. А потом - фиг вам!. Поо моей инициативе вышли на Ростехнадзор. Хотя руководство было категорически против. Говнистый там народ. Все проблемы пересказывать не буду. В конце концов, отбили не в пользу электросетей.

11

Re: Паспорт-протокол на АВР

nik.ilim писал(а):
2023-09-11 03:31:40

Добрый день.
А есть нормативная документация?
Хотя... У нас так делается: сказали что твоё, значит обслуживай.

Это так в большинстве случаев делается.
Возмущения тут помогут только потерять работу.
А делать надо так. Составить ведомость объема работ, составить дефектную ведомость. Все это дело отдать на осмечивание. Дальше идти к тому,  кто сказал, что "твоё".
Суммы затрат на программное обеспечение и на эксплуатацию хорошо отрезвляют от "сказали что твоё".

12

Re: Паспорт-протокол на АВР

doro писал(а):
2023-09-11 14:05:15

При передаче подзабыли о двух комплектах ДФЗ на линиях связи 110 с тяговой подстанцией. До того эти защиты обслуживали электросети.

У нас ситуация похожа, даже есть курьёз: линия 220кВ, на ней ДФЗ, с нашей стороны стоит ДФЗ-201, а со стороны КЕГОКа - какая-то микропроцессорная (то ли Бреслер, то ли ЭКРА). Ну ничего, вроде всё работает, только проверку до конца (снятие фазной характеристики, etc.) никто не может сделать.

13 (2023-09-11 20:24:09 отредактировано doro)

Re: Паспорт-протокол на АВР

У нас было в свое время до десятка сочетаний ДФЗ-201 + ЭКРА. Проблемы были в разных бизнесах с разным временем реконструкции объектов. Большинство адюльтеров ликвидированы, но вот , по крайней мере, на одной из линий сие затянется на долгие годы. На одной из подстанций оперативный ток - 110 В. ДФЗ-201 еще при работе в наладке (лет 30 - 40 назад) к этому приспособили. Как там сейчас - не наю.

14

Re: Паспорт-протокол на АВР

Dr.Radio писал(а):
2023-09-11 19:34:03

У нас ситуация похожа, даже есть курьёз: линия 220кВ, на ней ДФЗ, с нашей стороны стоит ДФЗ-201, а со стороны КЕГОКа - какая-то микропроцессорная (то ли Бреслер, то ли ЭКРА). Ну ничего, вроде всё работает, только проверку до конца (снятие фазной характеристики, etc.) никто не может сделать.

У нас интереснее курьез был. Часть сети была в одном МЭС. Эта часть состояла из транзита 220 кВ между ПС 500 кВ и узловой ПС 220 кВ. На самом транзите было две проходных подстанции 220 кВ. Одна железнодорожников, вторая нефтянников. Обе подстанции по схеме мостика с ОД и КЗ, с секционным выключателем в транзите и ремонтной перемычкой с ТТ. На самом транзите как редкий случай, было три комплекта АЛАР - основной, дополнительный и резервный. Это требовалось, если на проходных подстанциях СВ выводили в ремонт и транзит замыкался через ремонтную перемычку на подстанции. Весь транзит был с ДФЗ-201. Все это работало, пока транзит не передали другому МЭС, который ну очень был в недружественных отношениях с тем МЭС, у которого транзит был изначально. Началась реконструкция ПС 500 кВ, и назло себе МЭС, которому перешел транзит, чтобы у него не было как у предшественника, взял на первой линии транзита от ПС 500 кВ вписал при реконструкции взамен ДФЗ, сделать ДЗЛ. Этого оказалось мало, взяли еще для ДЗЛ второй канал связи вписали. Первый канал в "жирные" годы организовали по ВОЛС, а второй по какой-то кривой схеме через операторов связи. В итоге получилось, что от ПС 500 кВ по первой ВЛ 220 кВ  работала ДЗЛ, потом на следующих двух линиях транзита работала ДФЗ-201. А учитывая, что в качестве СВ 220 кВ был У-220, и на его ТТ с одной стороны ДЗЛ, а с другой ДФЗ, просто прелесть получалась. И когда СВ выводили в ремонт, то через ремонтную перемычку на ТТ в ней было и ДЗЛ и ДФЗ. Красота.

15

Re: Паспорт-протокол на АВР

Lekarь писал(а):
2023-09-12 17:33:41

И когда СВ выводили в ремонт, то через ремонтную перемычку на ТТ в ней было и ДЗЛ и ДФЗ. Красота.

А разве при выводе в ремонт СВ не должны выводиться дифференциальные защиты? Ведь при КЗ на одной из линий, оно окажется вне зоны действия защиты второй.

16 (2023-09-13 08:56:40 отредактировано Lekarь)

Re: Паспорт-протокол на АВР

Dr.Radio писал(а):
2023-09-12 19:53:38

А разве при выводе в ремонт СВ не должны выводиться дифференциальные защиты? Ведь при КЗ на одной из линий, оно окажется вне зоны действия защиты второй.

В тех схемах нет. В ремонтной перемычке 220 кВ , были установлены ТТ и на их обмотки переводилась ДФЗ.
Проблемы конечно были. Проблемы такого плана: так как схема подстанций с ОД и КЗ, то в нормальной схеме, вместе с транзитным  СВ 220 кВ , от ДФЗ также должны были отключаться В 110 кВ Автотрансформатора и МВ 10 кВ этого же автотрансформатора, при введенном АВР 10 кВ. Для исключения подпитки через АТ сети 220 кВ. А когда работали через ремонтную перемычку 220 кВ, то должны были соответственно отключаться оба В 110 кВАТ-ров. Т.е. подстанция оставалась без собственных нужд. Но когда была ДФЗ на всем транзите, то под её схему доработали схему с ОД, который отключался в бестоковую паузу, до АПВ. после чего на какой-то из автотрансформаторов подавалось напряжение со стороны 110 кВ и на секцию 10 кВ с собственными нуждами.
Итогом курьеза когда убрали на транзите ДФЗ  и поставили ДЗЛ, стало увеличение зоны ограничений по ремонтам в радиусе примерно 100 км!!! По-русски это значит, что если на смежных объектах с подстанцией 220 кВ лет 50 можно было проводить ремонты независимо от ремонтов на самой ПС 220 кВ, то те ограничения по ремонтам, которые наложила ДЗЛ на схему, привели как говорят в Россетях к повышенному износу сетей, потому что физически невозможно было выполнить ремонты в те небольшие "окна", которые образовывались, когда схема на ПС 220 кВ была нормальная. А сеть 220 кВ это сеть ЕНЭС, которая в приоритете по ремонтам, им пофигу, что внизу невозможно выполнить даже средние ремонты. Это один из хороших примеров, к чему приводит техническая неграмотность. А так как проходных подстанций было две, то соответсвтенно, зона зона износа сетей, очень была хороших размеров.