21 (2013-11-26 20:22:03 отредактировано Zgruk)

Re: Ликбез по МТЗ и ТО

stoyan пишет:

(В первом случае всегда меньше – большая посадка напряжения и хотя процесс более затяжной, ток самозапуска меньше. Речь конечно о к.з. в одной и тоже расчетной точке).

Простите, но не понял. Прошу пояснить. Вроде как если один транс на две секции работает и внешнее КЗ, то посадка будет на двух секциях больше чем в случае работы АВР, когда посадка будет только на одной секции. Или я чего-то не понимаю. Объясните серому.

retriever пишет:

Респект, stoyan. Как же я раньше про это не подумал.

согласен на все сто. От меня тоже плюс.
Позволю себе только ремарочку. Это касательно поста 16 ретривера. Чего требуется от МТЗ? Чтоб не срабатывала излишне при внешних КЗ (читай на отходящих фидерах), т.е. чтоб не была слишком низкой. И второе чтоб обеспечивалась требуемая по ПУЭ чувствительность, а именно 1,5, т.е. чтоб не была слишком высокой. Так вот это получается некий диапазон. И МТЗ может выбираться любой в этом диапазоне, ведь все условия соблюдены.
Поэтому хотя все вышеуказанные рассуждения и правильны, это не более чем ну что ли показать что ты суперумный расчетчик. Простите если кого обидел.
Поверьте никто в эксплуатации не будет вникать в такие тонкости. Все интересует чтоб МТЗ НН работала правильно не более.
К тому же наши рассуждения здесь не приложишь к расчету, а вот ссылка на документ, к тому же таких корифеев РЗА как Шабад или Овчаренко, это несомненный козырь, на который можно смело опираться.

22

Re: Ликбез по МТЗ и ТО

retriever пишет:

Мне интересно: а как дело обстоит с реакцией на апериодику у современных микропроцессорных защит?

Тоже стало интересно. Надо у разработчиков поинтересоваться. Завтра у коллеги спрошу. Раньше в Механотронике работала.

23

Re: Ликбез по МТЗ и ТО

По поводу

Zgruk пишет:

большая посадка напряжения и хотя процесс более затяжной, ток самозапуска меньше

Если ток к.з. одинаков в обеих случаях (что нормально если расчетная точка одна и та же) в первом случае когда от одного тр-ра питаются обе секции имеется наложение тока к.з. на ток нагрузки 1,4Iном, а во втором - ток к.з на ток нагрузки 0,7Iном. Поэтому и в первом случае большая посадка U. А чем меньше U тем меньше и ток самозапуска, хотя и процесс может продлится...

24

Re: Ликбез по МТЗ и ТО

retriever пишет:

как дело обстоит с реакцией на апериодику у современных микропроцессорных защит

Мне кажется это актуально для ТО, а не для МТЗ. Дело сводится к тому что для отсечки увеличивают Кн. В частности для отсечек двигателей Кн выросло от 1,3-1,4 до 1,8 (посмотрите методички Механотроники - там тема хорошо разжевана).

25

Re: Ликбез по МТЗ и ТО

stoyan пишет:

Мне кажется это актуально для ТО, а не для МТЗ

Проконсультировался как в терминалах Механотроники. Во-первых, надо смотреть по мануалу какие значения используются для МТЗ или ТО : действующие или мгновенные. Так вот если действующие, то чтоб его посчитать надо взять мгновенные значения за период, а то и больше. За такое время, пусть и небольшое апериодическая составляющая спадет значительно. И вообще мы опять заморачиваемся, ставим коэффициент Кв=0,8 (при том, что в реальных терминалах он равен 0,95 и более)

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

26

Re: Ликбез по МТЗ и ТО

В продолжение темы.
Есть примерно такой случай
ПС А|={Q1}=>==========<={Q2}=|ПС Б
Где-то у Шабада в одной из его книжек говорилось про то, что защиту Q1 нужно согласовывать с Q2, а иначе при КЗ на шинах ПС Б и отключении Q1 пойдет АВР на короткозамкнутые шины.

Также вроде бы логичной является идея согласовывать МТЗ ввода и МТЗ СВ, как по току, так и по времени.

Но вот гляжу я на какие-то реальные уставки, и вижу:
1) Уставка Q1 1800 А 1,5с Q2 1700 А 1,5 С СВ 1700 А 1 с, Кч везде где-то около 2х.
2) Уставка Q1 1700 А 1,4с Q2 1550 А 1,1 с СВ 1450 0,8 с. Кч тоже где-то около 2х.

Т.е. Q1 и Q2 согласованы во втором случае с коэффициентом Кн=1,1 и Δt=0,3 с, в первом они не согласованы вовсе (и в чем тогда смысл делать уставки по току, различающиеся на 100 А?).

С секционником согласования по току нет - почему? "Кривые ручки"?

Так вот, вопросы:
1) Когда реально надо, а когда не надо согласовывать защиты Q1 и Q2? Правилен ли ответ: есть АВР на ПС Б - надо, нет - не надо?
2) Часто ли выполняют согласование МТЗ ввода и СВ? По логике, вроде бы всегда надо это делать, но может, есть какие-то исключения типа потребителей 3й категории?

27

Re: Ликбез по МТЗ и ТО

интересно, а что это за схема с потребителем 3 категории и СВ?

28

Re: Ликбез по МТЗ и ТО

я думаю, что п.3.2.5 и 3.2.27 ПУЭ достаточно полно отвечают на Ваши вопросы

29

Re: Ликбез по МТЗ и ТО

так в большинстве случаев согласовываем, если получается
1. были варианты, когла на СВ и ВВ ток срабатывания одинаковый, времена разные
2. по поводу Q1 и Q2, извините, не ясно с какой стороны источник)
при таких раскладах бывали варианты когда уставки одинаковые или токи одинаковые, времена разные (естественно, где источник больше время)
ну да, говорим, что вот так вышло))) при этом говорим, что есть защита шин, которая должна отключить КЗ на шинах, на ОЛ УРОВ есть и напоминаем, что ПУЭ до сих пор АВР на КЗ разрешает))
а что делать, если подключаешь объект, а энергосистема тебя и по токам и по времени запирает сверху?)

30

Re: Ликбез по МТЗ и ТО

fll пишет:

интересно, а что это за схема с потребителем 3 категории и СВ?

Да, действительно. Просто пытался представить себе ситуацию, когда возможно отсутствие согласования защит. Были у вас на практике такие примеры, когда на СВ и ВВ не только ток одинаковый, но и времена тоже?

fll пишет:

я думаю, что п.3.2.5 и 3.2.27 ПУЭ достаточно полно отвечают на Ваши вопросы

Там говорится о том, что защита должна быть селективной. И что нужно согласовывать защиты разных элементов. Только вот не дается определения понятию "элемент", а это, по сути, намек  - "думай сам". Только при этом можно ошибиться, а это опасно, и учиться нужно на чужих ошибках.  Т.е. фактически -"посмотри, как у других и подумай сам". Вот я и спрашиваю у других)))
Но как по мне, да, нужно все согласовывать...

fll пишет:

ПУЭ до сих пор АВР на КЗ разрешает))

Хм, а какой именно пункт?

fll пишет:

по поводу Q1 и Q2, извините, не ясно с какой стороны источник)

Сеть 6 кВ, источник один, со стороны Q1 (ГПП 110/6).

fll пишет:

а что делать, если подключаешь объект, а энергосистема тебя и по токам и по времени запирает сверху?)

А вот это действительно близко к истине... Интересный нюанс.
Вполне возможно, что строили сеть в моем случае разные организации в разное время, в результате чего и получилась такая вот каша, т.к. пересчитывать уставки никто не хотел (а там их реально вагон)

31

Re: Ликбез по МТЗ и ТО

retriever пишет:

Хм, а какой именно пункт?

3.3.31. Устройство АВР, как правило, должно обеспечивать возможность его действия при исчезновении напряжения на шинах питаемого элемента, вызванном любой причиной, в том числе КЗ на этих шинах (последнее - при отсутствии АПВ шин, см. также 3.3.42).

32 (2014-03-04 08:04:47 отредактировано retriever)

Re: Ликбез по МТЗ и ТО

И вновь к этой же теме. Лучше поздно, чем никогда ICQ/ab:)
Хотелось бы уточнить принципы выполнения МТЗ/ТО с пуском по напряжению.
Как я понимаю, в конечном счете все сводится к соотношению сопротивлений системы до места установки ТН Zs и сопротивления защищаемого участка - чем больше сопротивление у системы, тем лучше.

Я знаю, что обычно такая защита ставится на трансформаторах, и обычно ТН стоит при этом на низкой стороне, а сама МТЗ  - на высокой. А далее у меня в голове каша.
Пусть будет трансформатор 110/10 кВ с расщепленной обмоткой.

1) Есть ли пуск по напряжению у МТЗ вводов 10 кВ?

2) Бывают ли случаи, когда МТЗ с пуском по напряжению ставится НЕ на трансформаторы?

3) Какой орган пуска по напряжению - с фильтром обратной последовательности или из трех реле минимального напряжения - обычно применяют?
И как здесь дело обстоит с современными микропроцессорными защитами: по какому принципу они чаще всего пускаются (три межфазных напряжения или тоже  делают фокусы с обратной последовательностью)?

4) Часто ли бывают случаи (как часто применяется, особенно на МП элементной базе), когда напряжение снимается не с шин НН трансформатора, а с места установки защиты, как комбинированная ТО, описанная у Шабада (РЗА распред. сетей, стр. 253)

33

Re: Ликбез по МТЗ и ТО

Я вроде теоретически получил ответы на все эти вопросы, но хотелось бы услышать подтверждение от того, кто с этим сталкивался. Просто меня всегда сбивало с толку, когда в расчетах речь заходила о том, что напряжения надо рассматривать отдельно, токи отдельно, хотя на самом деле они взаимосвязаны.
Ниже привожу свои рассуждения.

E=|  Zs  |==|  Zф  |==!КЗ

Пусть у нас есть источник ЭДС E, сопротивление системы Zs и сопротивление фидера Zф, после которого у нас есть точка КЗ, допустим, трехфазного.
ТН расположен между Zs и ZФ.
В этом случае сопротивления Zs и Zф работают в сумме как делитель напряжения. Обозначим сумму Zсум=Zs+Zф за 100%. Пусть, для простоты, ЭДС равна номинальному напряжению.

- В режиме КЗ желательно, чтобы Zs>>Zф.
Допустим, Zs составляет 80% от Zcум, Zф - 20%, тогда напряжение на ТН будет 20% от номинала, защита пустится

- В режиме самозапуска нужно, чтобы Zs<<Zф, тогда напряжение на делителе будет близким к номиналу и защита заблокируется по напряжению.
Например, Zs=10% от Zcум, Zф - 90%, тогда напряжение на ТН будет 90% от номинала и защита по напряжению будет блокирована.

Второе условие обеспечивается достаточно легко, в то время как первое выполнимо только в случае системы с достаточно большим сопротивлением, что бывает далеко не всегда. Устремив Zs к нулю, можно увидеть, что напряжение на ТН в этом случае будет всегда равно E, вне зависимости от того, есть кз или нет, и защита всегда будет блокирована по напряжению.

Для пуска по обратной последовательности все аналогично (при равенстве Zs нулю и симметричной ЭДС орган по напряжению обратной последовательности работать не будет). Однако чувствительность органа по U2, естественно, гораздо выше.

Трансформатор обычно имеет достаточно большое сквозное сопротивление, поэтому ТН обычно ставят на его низкой стороне, чтобы максимизировать Zs. Ток для МТЗ с блокировкой при этом может браться как с низкой, так и с высокой стороны, т.к. их различие токов сторон обусловлено лишь коэффициентом трансформации (а если привести все к одной стороне это будет один и тот же ток).

Это предположение нашло подтверждение в одном из ФСКшных стандартов по расчету уставок ЭКРЫ - МТЗ с блокировкой ставится как на стороне ВН, так и на стороне НН тр-ра, при этом напряжение берется со стороны НН. Там стоят оба типа органов - и по напряжению обратной последовательности, и по межфазному напряжению.

Если у нас не трансформатор, а, к примеру, кабель, то, видимо, случай с большим Zs бывает редко, а тянуть кабель к ТНу на противоположных шинах в 10 км от защиты, вероятно, никто не хочет и поэтому такое решение на кабельных линиях обычно не прокатывает.

У шабада описан случай комбинированной отсечки по току и по напряжению, там смысл в том, что от системы с большим сопротивлением Zs=9 Ом через кабель сопротивлением Zкаб=2 Ом запитан трансформатор 14,5 Ом.
При КЗ в конце кабеля Zs>Zкаб, напряжение в месте установки защиты мизерное, защита работает.
При КЗ за трансом Zs<Zкаб+Zт, напряжение в месте установки защиты относительно большое, защита блокируется => ТО не надо отстраивать от КЗ за трансформатором, а можно просто выбрать по чувствительности на вводах трансформатора + отстроить от самозапуска для случая неисправности в цепях напряжения.


Так что в итоге у меня осталось только 2 вопроса:
1) Правильны ли рассуждения выше? Просто теория-теорией, а практика-практикой, хочется быть уверенным, что все так....
2) Есть ли примеры реализации на МП элементной базе комбинированной ТО с пуском по напряжению, как у Шабада?


Заранее спасибо за ответы.

34

Re: Ликбез по МТЗ и ТО

В рассуждениях Вы не упомянули о
- том что МТЗ с пуском по напряжению имеет еще и токовый орган
- бесконечное увеличение Zc приведет к уменьшению тока
- применение комбинированного пуска в его классической ипостаси, при трехфазном КЗ, приводит к повышению чувствительности пускового органа по напряжению из-за наличия начальной несимметрии даже при трехфазном КЗ
- место установки МТЗ в первую очередь там, где источник. Т.е. если Вы установите МТЗ только со стороны НН трансформатора, а источник на ВН, то МТЗ не будет защищать сам трансформатор
- возможное затухание периодической составляющей с течением времени (то есть по факту увеличение Zc)

35

Re: Ликбез по МТЗ и ТО

retriever пишет:

- В режиме самозапуска нужно, чтобы Zs<<Zф, тогда напряжение на делителе будет близким к номиналу и защита заблокируется по напряжению.
Например, Zs=10% от Zcум, Zф - 90%, тогда напряжение на ТН будет 90% от номинала и защита по напряжению будет блокирована.

Если в формуле для тока/напряжения при самозапуске учесть (а это обязательно) сопротивление затормозившейся нагрузки, все будет в порядке. Цепь будет Zс + Zф + Zдв. Поскольку условие для успешного самозапуска Zдв >> Zс + Zф, то у вас на ТН будет напряжение, достаточно отличаюшееся от напряжения при к.з.

36

Re: Ликбез по МТЗ и ТО

stoyan пишет:

Если в формуле для тока/напряжения при самозапуске учесть (а это обязательно) сопротивление затормозившейся нагрузки, все будет в порядке. Цепь будет Zс + Zф + Zдв

Ну да, это и имел в виду, в режиме КЗ Zф - это, допустим, сопротивление кабельной линии от шин с ТНом до места КЗ, и оно меньше Zc, а в режиме самозапуска Zф - это и есть суммарное сопротивление всей нагрузки на шинах, которое гораздо больше сопротивления кабельной линии и больше, чем Zs.

fll пишет:

В рассуждениях Вы не упомянули о
- том что МТЗ с пуском по напряжению имеет еще и токовый орган

Ну раз МТЗ, то он полюбому там должен быть ))) с ним-то как раз все понятно.

fll пишет:

- бесконечное увеличение Zc приведет к уменьшению тока

Ну и что? Сопротивление системы конструктивно берется таким, чтобы нагрузка могла от нее нормально питаться и самозапускаться, и эту цифру вряд ли можно назвать "бесконечно большой". А вот близкой к "бесконечной малому" сопротивление системы, если она мощная, вполне может быть.

fll пишет:

- применение комбинированного пуска в его классической ипостаси, при трехфазном КЗ, приводит к повышению чувствительности пускового органа по напряжению из-за наличия начальной несимметрии даже при трехфазном КЗ

Запомню))

fll пишет:

- место установки МТЗ в первую очередь там, где источник. Т.е. если Вы установите МТЗ только со стороны НН трансформатора, а источник на ВН, то МТЗ не будет защищать сам трансформатор

Ну я уже выше писал, что у ЭКРЫ, например, такая МТЗ стоит и на стороне ВН (110 кВ), и на стороне НН (10кВ), а напряжение она берет только со стороны НН. Так что вроде бы трансформатор она защищает)).
Если КЗ на вводах трансформатора, то орган по напряжению должен потерять питание и отпасть.
Правда я хз что будет при замыкании в трансформаторе, но там наверняка будет несимметрия (трехфазное симметричное КЗ внутри бака, да еще и возникшее мгновенно, без предшествующей кратковременной несимметрии - это вообще нонсенс). Тогда отработает комбинированный орган и все в порядке.
А вот трехрелейный орган вполне может затупить...

fll пишет:

- возможное затухание периодической составляющей с течением времени (то есть по факту увеличение Zc)

А к чему это приведет? К тому, что такая МТЗ может сработать по напряжению не сразу, а через какое-то время? (и то, наверное, только для трехрелейного органа). И где такое реально бывает?

В общем, большое спасибо за то, что ответили)).

А в отсутствие трансформаторов (допустим, КЛ питает шины, от которых тоже идут КЛ) встречались кому-то случаи установки МТЗ с блокировкой?

Просто если сопротивление системы меньше сопротивления КЛ, то надеяться остается только на кратковременную несимметрию и пуск органа по обратной последовательности (обычная трехрелейная схема, теоретически, вообще не прокатит). И при стабильном трехфазном КЗ, скажем, от забытого заземления в момент включения такая защита может заблокироваться, и единственное, что мне приходит в этом случае в голову - это монстр, у которого МТЗ с блокировкой дублирована МТЗ без блокировки, выбранной по всем правилам.

Но если МТЗ, выбранная по всем правилам, проходит, то зачем нужна еще доп. МТЗ с блокировкой? Хотя повышенная чувствительность "монстра", вполне возможно, лишней не окажется... Про такие решения известно кому-нибудь?

37

Re: Ликбез по МТЗ и ТО

- Вы все рассматриваете с позиции комплексов сопротивлений, что применимо для дистанционной защиты
поэтому, я Вам напомнил про ток
- если резко различаются максимальный и минимальные режимы, то с МТЗ возникают всем известные проблемы + когда нагрузочные режимы от токов КЗ в минимальном режиме не отличаются (посмотрите Фигурнова, будет интересно)
- затухание периодической составляющей вполне реально и зависит от электрической удаленности места от источника, особливо если малая энергетика
- МТЗ с пуском по напряжению, применяется не везде, в ряде случаев пуск в его классической ипостаси применять нельзя, о чем Вы можете прочитать у Зильбермана, Байтер-Богданова, Беляев

38

Re: Ликбез по МТЗ и ТО

а про МТЗ трансформатора, Вы написали так, что сложилось впечатление, что Вы считете, что один фиг откуда ток брать, он по величине один и тот же с учетом Кт
я же Вам  сказал лишь то, что место установки ТТ для МТЗ имеет значение
все равно, что установить ТТ МТЗ генератора на выводах линейных или нейтральных обмотки статора генератора, в одном случае генератор не защищается в другом защищается при отсутствии внешнего источника

39

Re: Ликбез по МТЗ и ТО

Фигурнов...
Эта книжка?
http://www.---удалено автоцензором---/file/114005/
Или вот эта?
http://www.---удалено автоцензором---/file/38222/
Байтер-Богданова, я так понимаю, имеется в виду эта книжка...
http://padabum.com/d.php?id=40673
Зильберман, если имеется в виду книжка про собственные нужды АЭС, у меня есть (ох и мутные там принципы защит!)

Окей, буду читать.

fll пишет:

- затухание периодической составляющей вполне реально и зависит от электрической удаленности места от источника, особливо если малая энергетика

Ну и к чему это приводит? У нас растет сопротивление системы, и для блокировки по напряжению это только к лучшему...
Вот МТЗ по току может стать нечувствительной - это да...

Кстати, по РЗ в "малой энергетике" есть какая-то матчасть (книги)?

40

Re: Ликбез по МТЗ и ТО

беляев
точно названия не помню...рза на электростанциях малой энергетики....что-то в этом роде