Re: ДЗТ-11 просели ВА характеристики ТТ 110 Что делать?
Мы все как-то увлеклись обсуждением вида ВАХ, старением и пр. Причина же неправильной работы дифзащиты трансформатора как-то перестала быть основной темой. Судя по всему, своих релейщиков на объекте нет, ну, раз "две независимые лаборатории" проверяли ТТ. Это, кстати, косвенно объясняет, почему после наладки никто нормально защиту и ТТ не проверял (не проверяли ведь, верно?). Да и автор тоже ... "не по этому делу", т.к. релейщики винты на клеммнике, пусть и ржавые, болтами никогда не назовут, нет?
Очень помогло бы делу, если бы автор раскрыл больше обстоятельств, иначе ему никто не сможет помочь даже советом. На мой взгляд, по ВАХ ТТ не выглядят неисправными, по крайней мере, это не тянет на единственную версию.
Вопросы и предложения.
1. Сколько было случаев неправильного срабатывания дифзащиты? Как вы определили, что это именно неправильное срабатывание, ведь, скорее всего, защита отходящей линии подействовать не успевает? Остались "неизгладимые следы" КЗ вне зоны дифзащиты? Уверены, что это именно дифзащита, а не газовая, например?
2. Были ли ранее случаи КЗ на отходящих линиях, вне зоны защиты трансформатора, сколько? (Может, схема токовых цепей дифзащиты с самого начала собрана неправильно? Да, с 1986 г., всё может быть, на ЗГЭС за 40 лет существования не было повреждения кабелей на СН 6 кВ, бывает и так.
3. Проводились ли какие-то работы во вторичных цепях защиты трансформатора, релейным персоналом или иными людьми (испытателями, например, или учётчиками/асушниками)?
4. Проверить изоляцию токовых цепей дифзащиты. Сделать это можно прямо на работающем трансформаторе, отсоединив защитное заземление в месте объединения токовых цепей дифзащите (на панели или в шкафу дифзащиты трансформатора).
5. Проверить правильность включения токовых цепей дифзащиты измерением (или тока) небаланса на (в) обмотках измерительного органа в реле дифзащиты. Это возможно при достаточной нагрузке, конечно. Дифзащиту для этого придётся вывести при работающем, конечно, трансформаторе.
6. Измерить сопротивление обмоток ТТ постоянному току и сопротивление вторичной цепи, цепи нагрузки каждого ТТ, омметром. Трансформатор для этого придётся вывести, конечно. Протянуть все винты во вторичных цепях, заменить ржавые винты и клеммы, повторить измерения. Осмотреть шкаф зажимов трансформатора,
шкафы зажимов выключателей и клеммные коробки ТТ всех плеч дифзащиты, обратить внимание на возможное увлажнение рядов зажимов из-за попадания в шкафы и коробки воды.
7. Если причина отказа всё ещё не выяснилась, сделать полноценную проверку токовых цепей дифзащиты первичным током (уравнительным током, если есть такая возможность, если нет - опытом КЗ трансформатора). Если есть возможность, предварительно выполнить проверку РЗА трансформатора в объёме восстановления.
8. Если трансформатор на ПС единственный - оставить в работе, наблюдать, как будут развиваться события дальше. Если есть резервный ... разгрузить и оставить под напряжением. Думать, как дальше жить и отдыхать от проделанной работы :)
Добавлено: 2016-10-15 13:29:21
Можно проверить "подозрительные" ТТ, измеряя ТТ при разной нагрузке во вторичной цепи, как это предлагается в справочнике по наладке электрооборудования подстанций и электрических станций, сейчас найду точно ... да, издание 1984 г., с.214-215. С физической точки зрения, как мне кажется, это самый достоверный метод, при росте вторичногой нагрузки при том же токе (5 А, например) вторичная ЭДС, очевидно, должна быть пропорционально больше, вырастет и витковая ЭДС. При этом витковое замыкание, если оно есть, проявится непременно. У исправного же ТТ Ктт изменится незначительно (уменьшится, конечно, из-за искажения формы кривой вторичного тока).