1 (2019-10-14 21:14:52 отредактировано beyond)

Тема: Двойная секционированная система шин 110 кВ и отключенный ШСВ.

Коллеги, приветствую! Необходима помощь коллективного разума в понимании нижеописанной ситуации.
Имеется изолированная от ЕЭС электростанция. В составе электростанции 8 ГТУ которые работают в блоке на шины 110 кВ. Схема 110 кВ - двойная секционированная система шин. Каждая секция шин питает несколько трансформаторов 110/35 кВ. Для упрощения на схеме изображено по одному трансу на секцию. Так же возможна перефиксация присоединений, опять же на схеме это упущено. Имеется два комплекта ДЗШ-110 кВ. 1 комплект защищает секции A1, B1, 2 комплект защищает А2, В2.
http://rzia.ru/uploads/images/593/84065625a5669aacbf24c76e3f242d13.png http://rzia.ru/uploads/images/593/84065625a5669aacbf24c76e3f242d13.png
Проектировалась данная станция иностранными проектировщиками, которые написали своего рода проектную философию, где описано что и как должно работать и включили туда следующий пункт - в нормальном режиме один из ШСВ должен быть отключен. В нашем случае ШСВ A2/B2 держат в отключенном состоянии. Собственно вопрос. Зачем?
Понять, чем руководствовались при написании этого пункта, я так и не смог. В случае КЗ на секции шин B1, происходит разделение на две изолированные друг от друга системы и в одной из них будет дефицит активной мощности с работой АЧР. Включив ШСВ A2/B2 мы увеличиваем устойчивость станции и предотвращаем разделение. Ваши мнения?

Post's attachments

Untitled.png 62.14 Кб, файл не был скачан. 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

2 (2019-10-14 19:05:04 отредактировано МуРЗА)

Re: Двойная секционированная система шин 110 кВ и отключенный ШСВ.

Ограничение токов КЗ, не?
Хотя нет, тогда бы оба были отключены.

Знание немногих принципов заменяет знание многих фактов. Но это неточно...

3

Re: Двойная секционированная система шин 110 кВ и отключенный ШСВ.

МуРЗА писал(а):
2019-10-14 18:55:59

Ограничение токов КЗ, не?

Каким образом?

4

Re: Двойная секционированная система шин 110 кВ и отключенный ШСВ.

разомкнув контур,исключили циркуляцию токов нагрузки

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

5

Re: Двойная секционированная система шин 110 кВ и отключенный ШСВ.

beyond писал(а):
2019-10-14 19:04:53

Каким образом?

Прошу прощения - невнимательно прочитал. Для ограничения ТКЗ были бы отключены оба ШСВ.

Знание немногих принципов заменяет знание многих фактов. Но это неточно...
Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Двойная секционированная система шин 110 кВ и отключенный ШСВ.

scorp писал(а):
2019-10-14 19:05:12

разомкнув контур,исключили циркуляцию токов нагрузки

По подробнее пожалуйста, каким образом они будут циркулировать. Так?
http://rzia.ru/uploads/images/593/4d1da0e2b6615de9776edbd04b1314bb.png http://rzia.ru/uploads/images/593/4d1da0e2b6615de9776edbd04b1314bb.png
В моем понимании, шина под одним потенциалом и ток в данном случае будет течь к нагрузке.

7

Re: Двойная секционированная система шин 110 кВ и отключенный ШСВ.

абсолютно одинаковый потенциал,это врядли!

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

8

Re: Двойная секционированная система шин 110 кВ и отключенный ШСВ.

В качестве примера схемы станций с почти такой же конфигурацией. Все 4 выключателя включены.

Добавлено: 2019-10-14 22:47:06

scorp писал(а):
2019-10-14 19:20:37

абсолютно одинаковый потенциал,это врядли!

Я согласен с тем, что ток может бежать по такому контуру, но тут ничего криминально нет. Абсолютно нормальный режим.
http://rzia.ru/uploads/images/593/0e72759517d02ffb19097f5d19d73238.png http://rzia.ru/uploads/images/593/0e72759517d02ffb19097f5d19d73238.png
Но никак не по такому, где он замыкается через узел из которого вытекает:
http://rzia.ru/uploads/images/593/c1c61bea921598bfcc1fed28164435bd.png http://rzia.ru/uploads/images/593/c1c61bea921598bfcc1fed28164435bd.png

Post's attachments

1.png 1.84 Мб, 2 скачиваний с 2019-10-14 

2.png 1.08 Мб, 2 скачиваний с 2019-10-14 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

9

Re: Двойная секционированная система шин 110 кВ и отключенный ШСВ.

beyond писал(а):
2019-10-14 18:31:32

Ваши мнения?

уменьшает количество отключений токов КЗ выключателями

10 (2019-10-14 21:07:56 отредактировано beyond)

Re: Двойная секционированная система шин 110 кВ и отключенный ШСВ.

Пользователь писал(а):
2019-10-14 20:52:43

уменьшает количество отключений токов КЗ выключателями

Не очень убедительно)
Максимальный ток КЗ на шинах 16кА. Номинальный ток ШСВ\СВ 3150А. В случае КЗ на B2, СВ В будет рвать примерно 14 кА. Если включим ШСВ А2/В2, то СВ В и ШСВ А2/В2 будут рвать по 7 кА каждый.

11

Re: Двойная секционированная система шин 110 кВ и отключенный ШСВ.

Расскажите подробнее про СВ, ШСВ,  ОРУ или ЗРУ это всё, как выполнены шины, и что из себя представляют шинные разъединители? Какая расстановка ТТ, особенно где ТТ на СВ и ШСВ?

12 (2019-10-14 21:12:50 отредактировано beyond)

Re: Двойная секционированная система шин 110 кВ и отключенный ШСВ.

Lekarь писал(а):
2019-10-14 21:09:02

Расскажите подробнее про СВ, ШСВ,  ОРУ или ЗРУ это всё, как выполнены шины, и что из себя представляют шинные разъединители? Какая расстановка ТТ, особенно где ТТ на СВ и ШСВ?

Если вкратце, то это обычное КРУЭ 110 кВ. Расстановка ТТ стандартная. Каждый секционирующий выключатель имеет ТТ с двух сторон, мертвых зон у ДЗШ нет.

Добавлено: 2019-10-15 00:36:05

Кусок функциональной схемы.
http://rzia.ru/uploads/images/593/36fd8c422013382339a6b78c31e62dd3.png http://rzia.ru/uploads/images/593/36fd8c422013382339a6b78c31e62dd3.png

13

Re: Двойная секционированная система шин 110 кВ и отключенный ШСВ.

Вообще мне кажется, что решение, на первый взгляд не очень умное, если нет каких-то подводных камней. По мне было бы правильнее держать отключенными один или оба СВ.  Может, я что-то не догоняю, но при такой нормальной схеме, в правом комплекте ДЗШ, как бы не получить излишнее срабатывание, когда какие-то присоединения либо с малыми нагрузками, либо ремонте, а повреждение будет на параллельной секции, т.е. отключится и больная и здоровая секции. Может перевели неправильно и надо держать отключенным один из СВ?

14 (2019-10-14 22:13:45 отредактировано beyond)

Re: Двойная секционированная система шин 110 кВ и отключенный ШСВ.

Lekarь писал(а):
2019-10-14 21:55:05

По мне было бы правильнее держать отключенными один

Почему?

Lekarь писал(а):
2019-10-14 21:55:05

или оба СВ

Получаем две изолированные системы с очень маленьким резервом активной мощности.

Lekarь писал(а):
2019-10-14 21:55:05

но при такой нормальной схеме, в правом комплекте ДЗШ, как бы не получить излишнее срабатывание, когда какие-то присоединения либо с малыми нагрузками, либо ремонте, а повреждение будет на параллельной секции, т.е. отключится и больная и здоровая секции.

Тут не совсем понял, что вы имеете ввиду. Как ДЗШ может ложно отработать? При КЗ на соседней секции сумма токов ГТУ и СВ В даст ноль.

Lekarь писал(а):
2019-10-14 21:55:05

Может перевели неправильно и надо держать отключенным один из СВ?

Перевели правильно. Даже если оставить СВ отключенным, чем это лучше варианта когда все 4 включены? Мы так же делимся на две разные системы в случае КЗ и получаем дефицит активки.

15

Re: Двойная секционированная система шин 110 кВ и отключенный ШСВ.

У Вас один комплект, правой ДЗШ, который защищает две параллельные секции, но они электрически объединены через две секции, на которых сидят генераторы. При разных включенных генераторах и разных нагрузках на секциях надо моделировать поведение вторичных токов в цепях защит, как они будут балансироваться не знаю. Когда включены ШСВ и отключен один из СВ балансировка должна быть нормальной за счет ШСВ.
Если включены все четыре выключателя 2 СВ и 2 ШСВ, то при очень быстрых отключениях СВ и ШСВ, с разным временем отключения, может быть следует неправильная реакция ДЗШ, т.к. короткое еще не устранилось, а один из выключателей уже отключен. Правда это мои фантазии и нужно проверять.

16

Re: Двойная секционированная система шин 110 кВ и отключенный ШСВ.

beyond писал(а):
2019-10-14 21:06:34

будут рвать по 7 кА каждый

не синхронно,
последнему будет труднее

17 (2019-10-15 12:42:37 отредактировано seazon)

Re: Двойная секционированная система шин 110 кВ и отключенный ШСВ.

Пользователь писал(а):
2019-10-15 07:52:39

не синхронно,
последнему будет труднее

Возможно именно это - и есть причина условия зарубежных проектантов. Возможно при работе дзш "последний" из выключателей может в каком-то из режимов не потянуть разрыв дуги. Поэтому сразу располовинили.

18 (2019-10-15 14:30:02 отредактировано Lekarь)

Re: Двойная секционированная система шин 110 кВ и отключенный ШСВ.

Как то не очень правильно секционировано. Это РУ наверное подстанция нового поколения. Т.е. при перевалке с системы на систему с ШСВ и СВ не надо снимать оперативный ток. Т.е. должна быть блокировка на элементной базе не позволяющая выполнять включение второго шинного разъединителя на каждом из присоединений, при включенном первом, если хотя бы один из трех выключателй отключен (СВ-1, СВ-2, ШСВ). Это сложно всё. Какой-то отказ в программной части при перевалке и получим кривую схему, из которой просто так не выпутаешься. Да и по функциональному назначению - СВ должны секционировать, т.е делить, а ШСВ наоборот соединять шины, а не разделять.

19 (2019-10-15 15:58:17 отредактировано stoyan)

Re: Двойная секционированная система шин 110 кВ и отключенный ШСВ.

beyond писал(а):
2019-10-14 18:31:32

В нашем случае ШСВ A2/B2 держат в отключенном состоянии. Собственно вопрос. Зачем?

На первый взгляд нет разумного объяснения.
Отключение одного из ШСВ или одного СВ не повлияет на уровень токов к.з.

scorp писал(а):
2019-10-14 19:05:12

разомкнув контур,исключили циркуляцию токов нагрузки

Если замкнуть в „кольцо“ всех секций шин, даже если будет циркуляция токов нагрузки – это будет режим с минимальными потерями. Любое размыкание „кольца“ ухудшает ситуацию.

Пользователь писал(а):
2019-10-15 07:52:39

не синхронно,
последнему будет труднее

seazon писал(а):
2019-10-15 12:41:42

Возможно именно это - и есть причина условия зарубежных проектантов. Возможно при работе дзш "последний" из выключателей может в каком-то из режимов не потянуть разрыв дуги. Поэтому сразу располовинили.

Несинхроное/неодновременное отключение выключателей характерно для схем с разными типами выключателями. А в случае у нас КРУЭ. Но даже если и в таком случае имеется разновременное отключение, то хоть три, хоть четыре или десять выключателей – всегда один будет последным. И самое страшное когда последным окажется выключатель тр-ра 110/35 кВ, СВ и ШСВ работают в гораздо лучших условиях.

beyond писал(а):
2019-10-14 21:06:34

Максимальный ток КЗ на шинах 16кА.

Здесь проблема не в больших токах к.з. (обратите внимание – изолированная от ЕЭС станция), да еще номинал шин 3150 А (что значит номинал тока отключение как минимум 25 кА).
На мой взгляд нет причин работать с разомкнутым „кольцом“ просто нет. Если „начальник“ требует работать „по проекту“, держать в отключенном состоянии лучше один из СВ.

Lekarь писал(а):
2019-10-15 14:27:15

Т.е. при перевалке с системы на систему с ШСВ и СВ не надо снимать оперативный ток. Т.е. должна быть блокировка на элементной базе не позволяющая выполнять включение второго шинного разъединителя на каждом из присоединений, при включенном первом, если хотя бы один из трех выключателй отключен (СВ-1, СВ-2, ШСВ). Это сложно всё.

Ага, для некоторых голов это сложно, хотя и все это давным давно стандарт. Правда „творчество“ оперативного персонала непредсказуемо.

Lekarь писал(а):
2019-10-15 14:27:15

Да и по функциональному назначению - СВ должны секционировать, т.е делить, а ШСВ наоборот соединять шины, а не разделять.

Запомню этот шедевр...

20

Re: Двойная секционированная система шин 110 кВ и отключенный ШСВ.

stoyan писал(а):
2019-10-15 15:56:07

И самое страшное когда последным окажется выключатель тр-ра 110/35 кВ

не "догнал"(не понял).Отключились все питающие присоединения:генераторы,ШСВ и СВ,остался выключатель тр-ра 110/35 кВ с тупиковой нагрузкой.
В чем страх?

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают