1 (2013-11-24 13:03:58 отредактировано retriever)

Тема: Ликбез по МТЗ и ТО

Здравствуйте.
Эти вопросы у меня назревали давно, ответы на них предположительные у меня имеются, но хотелось бы прояснить окончательно.

1) Отстройка МТЗ от самозапуска.
Допустим, у нас две секции. Рассчитываем уставки ввода.
Iс.з.>Кн/Кв·Ксзап·Iраб.
Вопрос: Iраб - это рабочий ток одной секции или двух?. Одну секцию самозапускаем, или две?

Если это самозапуск двух секций, то процедура деления на Кв, как я понимаю, означает, что у нас было КЗ на отх. линии при включенном секционнике (т.е. до этого был вывод в ремонт второго ввода, или еще одно КЗ на нем же).

Все остальные условия, какие есть
-самозапуск одной секции при КЗ на отх. фидере;
-самозапуск одной секции от АВР с учетом нагрузки запущенной секции;
-самозапуск двух секций сразу без возврата (выведен в ремонт второй ввод, СВ включен, и где-то наверху, - схема-то радиальная, - был перерыв питания и отработал АВР)
являются менее жесткими, чем самозапуск с возвратом двух секций...

Чисто из практических соображений, вероятно, такой случай стоит рассматривать, если чувствительность нормально обеспечивается, но все-таки - что делают на практике? Надо ли рассматривать самозапуск с возвратом двух секций??

2) Слышал, что защиту (МТЗ) вводов стараются выбирать так, чтобы не пересчитывать потом уставки, если к шинам присоединили что-то еще. Тогда выходит: берем номинальный ток ввода, множим его на 1,4 (перегруз), затем множим на условный коэффициент самозапуска (скажем, 3), и получаем ток, от которого надо отстраиваться. И для гарантии еще и делим на Кв, просто чтобы не заморачивать себе голову, может/не может быть самозапуска двух секций с возвратом. 
Это правильные рассуждения?. В каких случаях (численный критерий) желательно учитывать реальные ЭД на шинах, а не множить на какой-то условный коэффициент Ксзап=1,5...3?

3) Правильно ли делать токовую отсечку с выдержкой времени на вводах  и секционном выключателе в сетях 6-10-35 кВ (понятно, что в сетях 0,4 она есть), согласованную с ТО отходящих фидеров? Встречал утверждение, что "у нас так не делают, ибо ТО отстраивается от КЗ в конце зоны защиты...". Имхо, никто не мешает согласовать отсечки по-МТЗшному, но другое дело, что будет с нагрузкой в режиме работы ТО  (жуткий провал напряжения)?

2

Re: Ликбез по МТЗ и ТО

retriever пишет:

Одну секцию самозапускаем, или две?

здесь нет однозначного ответа. Зависит от объекта.
Если питающий трансформатор позволяет, можно и две секции запускать.
Считал как-то проектные уставки для НПС, так там пуск только одного насоса (всего два) перегружал трансформатор почти в 2 раза. Понятно, что в таком случае две секции запускать нельзя. Коэффициент самозапуска был около 5.

3 (2013-11-24 16:36:57 отредактировано stoyan)

Re: Ликбез по МТЗ и ТО

Если предположить что это секции 6-10кВ, уставка ввода с учетом действия АВР:

1. В случае если нет двигателей 6-10кВ:
Iср = Кн(Iраб.макс. своя секц. + Ксз.Iраб.макс.другая секц.)

2. В случае если есть двигателей 6-10кВ:
Iср = (Кн/Кв).(Кд.Iраб.макс.своя секц. + Ксз.Iраб.макс.чужая секц.)

Кд = 1,5 - 1,6 (коефициент дополнительного увеличения тока из за понижения напряжения при вкл. СВ)

Это из "Справочник по электроснабжению пром. предприятий, 1985"

4 (2013-11-24 18:44:26 отредактировано Zgruk)

Re: Ликбез по МТЗ и ТО

Lesha пишет:

здесь нет однозначного ответа. Зависит от объекта.

Я согласен, что однозначного ответа нет.
Но вот перечитал, что пишет умнейший релейщик Шабад М.А. "Защита трансформаторов распределительных сетей" стр.121 (в интернете можно достать). Так вот там различаются формулы для отстройки от максимального тока нагрузки с учетом перегрузки в 1,3-1,4 номинального тока трансформатора и коэффициента самозапуска (я так понимаю обоих секций раз берем максимальный ток по стороне НН трансформатора) и для отстройки от увеличения тока в результате действия АВР на секционнике и самозапуска подключаемой секции отключившегося трансформатора. А потом просто берут большее значение из двух получившегося.

retriever пишет:

Слышал, что защиту (МТЗ) вводов стараются выбирать так, чтобы не пересчитывать потом уставки, если к шинам присоединили что-то еще. Тогда выходит: берем номинальный ток ввода, множим его на 1,4 (перегруз), затем множим на условный коэффициент самозапуска (скажем, 3), и получаем ток, от которого надо отстраиваться. И для гарантии еще и делим на Кв, просто чтобы не заморачивать себе голову, может/не может быть самозапуска двух секций с возвратом.

мне кажется это совершенно логичным. Здесь только надо брать не номинальный ток ввода, а ток трансформатора по стороне НН с учетом возможных послеаварийных перегрузок, т.е. 1,3-1,4 номинального тока и соответственно коэффициент самозапуска от двух секций. Хотя мне видится, что при подсоединении дополнительной крупной двигательной нагрузки защиты ввода все равно желательно пересмотреть.

retriever пишет:

В каких случаях (численный критерий) желательно учитывать реальные ЭД на шинах, а не множить на какой-то условный коэффициент Ксзап=1,5...3?

здесь мне кажется если есть крупные двигатели на секции НН и вы об этом точно знаете, то лучше посчитать реальные значения, потому как Ксзп получится больше чем указанные 1,5...3, как указал коллега выше скажем может получиться реально 5. Но если нагрузка точная заранее не известно, и только известно что крупных движков не будет (скажем больше чем полмегаватта), то можно использовать и указанные примерно коэффициенты.
И по поводу отсечки у меня мнение такое, что надо рассматривать конкретные условия. Лучше отстраивать от ТО отходящих фидеров по времени. Хотя бы на 0,2...0,3сек, потому как хоть ТО ввода и остраивается от КЗ в конце отходящих фидеров, а если КЗ было в самом начале фидера, то у вас могут отработать и ТО ввода и ТО фидера одновременно или что еще хуже ТО ввода даже быстрее, потому как ток на вводе и ток на фидере в таком случае будет примерно одинаковыми и могут запуститься отсечки и ввода и фидера.

5

Re: Ликбез по МТЗ и ТО

stoyan пишет:

1. В случае если нет двигателей 6-10кВ:
Iср = Кн(Iраб.макс. своя секц. + Ксз.Iраб.макс.другая секц.)

Мне кажется, что в соответствии с Шабадом опять же рабочий ток максимальный своей секции еще надо умножить на Кн, учитывающий увеличение тока через трансформатор своей секции за счет увеличения тока при самозапуске отключившейся секции и соответственно проседании напряжения на своей секции

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Ликбез по МТЗ и ТО

Zgruk пишет:

Мне кажется, что в соответствии с Шабадом опять же рабочий ток максимальный своей секции еще надо умножить на Кн, учитывающий увеличение тока через трансформатор своей секции за счет увеличения тока при самозапуске отключившейся секции и соответственно проседании напряжения на своей секции

Вот именно

stoyan пишет:

2. В случае если есть двигателей 6-10кВ:
Iср = (Кн/Кв).(Кд.Iраб.макс.своя секц. + Ксз.Iраб.макс.чужая секц.)

7 (2013-11-24 18:38:28 отредактировано Zgruk)

Re: Ликбез по МТЗ и ТО

stoyan пишет:

Это из "Справочник по электроснабжению пром. предприятий, 1985"

Перечитал еще раз внимательно стр.130-133 и стр.165 данного справочника и у меня получается именно

stoyan пишет:

2. В случае если есть двигателей 6-10кВ:
Iср = (Кн/Кв).(Кд.Iраб.макс.своя секц. + Ксз.Iраб.макс.чужая секц.)

причем здесь
Iраб.макс.своя секц. - это максимальный рабочий ток ввода своей секции с учетом возможных послеаварийных перегрузок, т.е. 1,3...1,4 номинального тока ввода НН трансформатора, который принимает дополнительную нагрузку отключившегося трансформатора чужой секции. При этом Ксзп берется только! для дополнительно подключаемой нагрузки чужой секции. А самозапуск двигательной нагрузки своей секции, вызванной снижением напряжения при подключении двигательной нагрузки чужой секции, учитывается коэффициентом Кд=1,5...1,6 согласно вышеупомянутому справочнику.
Хотя по мне можно было сделать и по-другому. Об этом писал коллега retriever, т.е. взять Iраб.макс.своей секции с учетом послеаварийной перегрузки, а именно 1,3...1,4 номинального тока ввода НН трансформатора, подсчитать Ксзп для обоих секции и использовать обыкновенную формулу Кн*Ксзп*Iраб.макс/Кв. Это для случая если две секции были подключены к одному трансформатору (скажем один трансформатор был выведен в ремонт и КЗ на отходящем фидере на любой секции). Это мне кажется самый неблагоприятный случай (но вот подумалось, что лучше рассмотреть все варианты и выбрать самый большой Icз из всех возможных вариантов). Хотя в таком случае максимальный рабочий ток с учетом перегрузки стоит брать меньше чем 1,3...1,4, потому как такая перегрузка допускается в течении весьма ограниченного времени (для перегрузки 30% - до двух часов, согласно ПТЭ 2.1.21), а вывод в ремонт одного из трансформаторов предполагается в течении намного большего времени (неделя или даже больше), при этом перегрузка должно быть не больше 1,05...1,2 от номинального тока НН оставшегося в работе трансформатора.
И завершении еще хотелось бы сказать, что расчет уставки по току МТЗ НН будет очень сильно зависеть от характера нагрузки на каждой секции. Все рассуждения выше правильные, но будут отличаться от того есть ли крупная двигательная нагрузка на каждой секции.

8

Re: Ликбез по МТЗ и ТО

Почему лучше использовать формулу

stoyan пишет:

Iср = (Кн/Кв).(Кд.Iраб.макс.своя секц. + Ксз.Iраб.макс.чужая секц.)

, а не

Zgruk пишет:

взять Iраб.макс.своей секции с учетом послеаварийной перегрузки, а именно 1,3...1,4

. Во первых не всегда перегрузка именно такова и не всегда возможен самозапуск при такой перегрузке (не надо забывать что оставшийся в работе ввод/тр-р до нагружается, что неблагоприятно по сравнению со случаем явного резерва). Во вторых Кд по сути дело - коэффициент самозапуска для "своей" нагрузки (он отличается от Ксз, потому что для "своей" нагрузки не было перерыва питания). Кд как и Ксз всегда надо рассчитывать, а не принимать (как рекомендуется в авторитетных книжках).

9

Re: Ликбез по МТЗ и ТО

stoyan пишет:

. Во первых не всегда перегрузка именно такова и не всегда возможен самозапуск при такой перегрузке (не надо забывать что оставшийся в работе ввод/тр-р до нагружается, что неблагоприятно по сравнению со случаем явного резерва). Во вторых Кд по сути дело - коэффициент самозапуска для "своей" нагрузки (он отличается от Ксз, потому что для "своей" нагрузки не было перерыва питания). Кд как и Ксз всегда надо рассчитывать, а не принимать (как рекомендуется в авторитетных книжках).

коллега, я с вами абсолютно согласен здесь. формулой, которую я привел похоже можно пользоваться только в случае если неизвестно есть ли вообще крупная двигательная нагрузка на секции 6-10кВ, т.е. приближенно и если есть уверенность что крупных движков нет.
И у меня возникло два вопроса по вашему посту. Что такое явный резерв и подскажите где можно почитать как рассчитывается коэффициент Кд.
И еще по-моему есть вопрос. Он собственно и был задан в самом начале. Какой режим работы секций считать расчетным, т.е. самым неблагоприятным:
несрабатывание МТЗ на вводе при работе АВР секционника или самозапуск нагрузки обеих секций при их общей работе (например один трансформатор в резерве или в ремонте). Или может еще какой?

10

Re: Ликбез по МТЗ и ТО

Zgruk пишет:

Что такое явный резерв

Ответ на вопрос показать на базе сравнения:
Явный резерв или независимое резервирование - когда нагрузка потерявшая штатное питание подключается к независимому источнику, работающему до того момента на холостом ходу (например от два до шести трансформаторов резервируются одним; так обычно бывает на электро производстве).
Неявный резерв или взаимное резервирование - когда два тр-ра нагруженных до 60-70% взаимно резервируют друг друга. Тогда при потере одного, второй нагружается до 120-140% (так обычно в промышленности).
Первое на английском вроде reserve,  а второе redundance (но нет претензий что так именно).

Добавлено: 2013-11-24 23:20:57

Zgruk пишет:

И еще по-моему есть вопрос. Он собственно и был задан в самом начале. Какой режим работы секций считать расчетным, т.е. самым неблагоприятным:
несрабатывание МТЗ на вводе при работе АВР секционника или самозапуск нагрузки обеих секций при их общей работе (например один трансформатор в резерве или в ремонте). Или может еще какой?

Ответ на этот вопрос дасть расчет - кто и где говорил что расчет уставки МТЗ выполняется только по одному условию?

11

Re: Ликбез по МТЗ и ТО

Все четко и ясно. Спасибо за разъяснения. Будем пользоваться при расчетах.

12

Re: Ликбез по МТЗ и ТО

stoyan пишет:

Ответ на вопрос показать на базе сравнения:
Явный резерв или независимое резервирование - когда нагрузка потерявшая штатное питание подключается к независимому источнику, работающему до того момента на холостом ходу (например от два до шести трансформаторов резервируются одним; так обычно бывает на электро производстве).
Неявный резерв или взаимное резервирование - когда два тр-ра нагруженных до 60-70% взаимно резервируют друг друга. Тогда при потере одного, второй нагружается до 120-140% (так обычно в промышленности).
Первое на английском вроде reserve,  а второе redundance (но нет претензий что так именно).

Добавлено: 2013-11-24 23:20:57


Я бы от себя ещё добавил... так сказать, внешние отличительные признаки.
Явный АВР - присутствуют два ввода: "рабочий" и "резервный". Коммутация осуществляется двумя вводными выключателями.
Неявный АВР - обычно присутствуют два ввода и СВ, который в нормальном режиме находится в отключённом состоянии. Коммутация осуществляется вводным выключателем и СВ.

13 (2013-11-25 21:56:14 отредактировано retriever)

Re: Ликбез по МТЗ и ТО

Наконец-то смог добраться до интернета и этой темы...
За справочник и книжку шабада по защите трансформаторов (именно про эту ранее не знал, другие книжки его были) - большое спасибо.

stoyan пишет:

Какой режим работы секций считать расчетным...кто и где говорил что расчет уставки МТЗ выполняется только по одному условию?

Давайте численный пример. Пусть Iраб.макс.своя секц.=Iраб.макс.своя секц.=1000 А. Ксз=3, Kд=1.6, Kн=1.2, Кв=0.85. Тогда
а) Есть двигатели 6-10 кВ:
Iсз = 1.2/0.85·(1.6·1000 + 3·1000)=6494 А
б) Нет двигателей 6-10 кВ:
Iсз = 1.2·(1.6·1000 + 3·1000)=5520 А
в) Условие
Iсз=Kн/Кв·Kсзап·Iраб.max=1.2/0.85·3·(1000+1000)=8470 А

Как можно видеть, условие (в) является самым жестким именно для случая неопределенной, равномерно распределенной нагрузки по секциям. Исходный вопрос состоял в том, правомерно ли условие (в) в этом случае?
Понятно, что есть варианты "неравномерной" (по секциям) нагрузки, или вообще нагрузки, которую нельзя запускать одновременно. Но, допустим, все равномерно и самозапускать все можно.

По этим книжкам получается, что когда расчет ведется по условию Iсз=Kн/Кв·Kсзап·Iраб.max, то для трансформатров Iраб.max берется с перегрузкой в 1,3 - 1,4 раза. Сразу же вопрос: откуда дровишки перегруз?. У меня напрашивается только один вариант - что мы вторую секцию подключили. Не верю я в транс с перегрузом в 140 процентов от одной секции.

С Kн все вроде бы понятно. Откуда Kв? Ранее у меня напрашивался вариант "близкое КЗ на одном из отходящих фидеров". И мне казалось странным, что рассматривается вроде бы "маловероятный" режим близкого КЗ при выводе в ремонт второй секции. Хотя, если рассуждать практически, ну увеличили мы еще чуть-чуть уставку, селективность/чувствительность есть и все пучком.

Теперь же, после прочтения книжек, возникла вторая идея, откуда Кв - для отстройки от кратковременного срабатывания от апериодики (естественно, это только для защиты с выдержкой времени).... Мне интересно: а как дело обстоит с реакцией на апериодику у современных микропроцессорных защит? И надо ли это условие для них? Хотя, лучше, как говорится, пере, чем недо... То есть, получается, условие (в) имеет право на жизнь, я правильно понимаю?

Касаемо

Zgruk пишет:

Лучше отстраивать от ТО отходящих фидеров по времени. Хотя бы на 0,2...0,3сек...

Я и писал про отсечку с выдержкой. Был как-то проект, рассчитывал собственные нужды и нужно было выбрать уставки ввода и СВ. Я выбрал уставки МТЗ (ну как положено), и решил  воткнуть на секционник и ввод  ТО с выдержками времени.
-ТО секционника я согласовал по току с ТО фидеров (все по 0 с), и отстроил от них же (ТО) по времени. Получилось, допустим, 0,3.

-ТО ВВ я согласовал по току с ТО фидеров своей секции и с ТО секционника. Выдержку времени согласовал с ТО фидеров и ТО СВ, естественно, второе условие вышло жестче и получилось, допустим, 0.6.

Когда стали согласовывать - грят ТО должна отстраиваться от КЗ в конце зоны защиты... а конец зоны защиты для ввода и СВ - это шины... и это практически место установки защиты.... и будет нечувствительной (естественно, что же иначе будет при такой методе выбора-то?).  Грят - не надо ТО на вводе и шинах вообще.

Ну не надо, так не надо, желание заказчика - закон, но что неправильного было в моей логике? ИМХО, что МТЗ, что ТО - по сути - просто две ступени фазной токовой защиты, и принцип выбора у них может быть любой, главное, чтобы была чувствительность и селективность.  Может, конечно, ЛЗШ там хватает за глаза, и это излишество - делать еще и ТО с выдержкой времени на СВ и ВВ - но все же недоумение осталось и хочется знать, как  на практике где кто делает.

14 (2017-04-13 13:42:11 отредактировано stoyan)

Re: Ликбез по МТЗ и ТО

retriever пишет:

Давайте численный пример

Давайте попробуем рассчитать...
Для упрощения возьмем следующие начальные условия:
Два одинаковых тр-ров, каждый нагружен до 70% (при отключении одного – второй нагружается на 140%).
Нагрузка – вся обобщенная (Хон = 0,35).
Все в о.е. по отношению к ном.току тр-ра.

Рассматриваем две условия выбора тока сраб. МТЗ:
А) Iср = (Кн/Кв).Ксз.Iрабмакс,
В случае Iрабмакс = 1,4
Б) Iср = (Кн/Кв).(Ксз.Iрабмакс + Кб.Iрабмакс)
В случае Iрабмакс = 0,7

В обеих случаях Кн и Кв одинаковы, но Ксз – нет (В первом случае всегда меньше – большая посадка напряжения и хотя процесс более затяжной, ток самозапуска меньше. Речь конечно о к.з. в одной и тоже расчетной точке). Принимаем Кб = 1,5 (нигде не видел обосновку выбора).

Рассчитываем Ксз для двух случаев. Формула Ксз для обобщенной нагрузки:
Ксз = Iк.макс/(0,35.Iк.макс + Iраб.макс)
Получается:
А) Ксз = Iк.макс.отн/(0,35.Iк.макс.отн + 1,4)
Б) Ксз = Iк.макс.отн/(0,35.Iк.макс.отн + 0,7)
Расчет произведем для токов к.з. 3, 5 и 10 раз ном. тока тр-ра. Соответственно получается:
А) Ксз = 1,22; 1,59; 2,04
Б) Ксз = 1,71; 2,04; 2,38

Для этих Ксз (соотв. Токов к.з.) рассчитываем токи сраб. МТЗ по двум условиям (напоминаю, что пренебрегаем Кн и Кв т.к. они одинаковы во всех случаях).
А) Iср = (Кн/Кв).Ксз.Iрабмакс, где Iрабмакс = 1,4
Для Ксз = 1,22, Iср = 1,71
Для Ксз = 1,59, Iср = 2,23
Для Ксз = 2,04, Iср = 2,86

Б) Iср = (Кн/Кв).(Ксз.Iрабмакс + Кб.Iрабмакс), где Iрабмакс = 0,7
Для Ксз = 1,71, Iср = 2,24
Для Ксз = 2,04, Iср = 2,48
Для Ксз = 2,38, Iср = 2,65

Хотя разница небольшая все в пользе условия Б). Конечно все это для обобщенной нагрузки. Для бытовой нагрузки будет наоборот. Если имеются двигатели 6-10кВ – там надо проверять.
И наконец – это только мои рассуждения. Буду очень благодарен если кто поищет слабые места.
Для Ксз<1,5 - 2 скорее всего надо брать Кд<Ксз. Тогда для Ксз>2 - 2,2 будет справедлива формула Б), а когда Ксз<2 будет справедлива формула А).

15

Re: Ликбез по МТЗ и ТО

Респект, stoyan. Как же я раньше про это не подумал.

stoyan пишет:

Для Ксз = 2,29, Iср = 2,65

Вроде же ранее было принято 2,38

stoyan пишет:

Б) Ксз = 1,71; 2,04; 2,38

Тогда получится Icp=2,72.

Касательно слабых мест... можно, видимо, в  итоге сделать вывод, что все зависит от того, насколько точный мы делаем расчет.
 
Ксз, получается, зависит от соотношения рабочего тока и тока КЗ. Для тока КЗ, много большего рабочего тока (видимо, когда сопротивление системы мало) можно приближенно принять Ксз постоянным.
И тогда условие (А) вылезет как основное. Вдобавок, если еще и неизвестен точный состав нагрузки, значения Ксз=2, Ксз=2,5, Ксз=3, - могут быть одинаково нереальными, и тогда все эти уточнения с рабочими токами малопродуктивны (получится тоже нечто абстрактное). Тогда тут, видимо, должна быть логика "чем больше, тем лучше", и брать надо Ксз=3 или около того + условие (А), однозначно. Ну, и, понятно, согласование с другими защитами.

Например, был у меня расчет РУ 10 кВ, так там от двух здоровых АТ (2х200 МВ·А) питались только собственные нужды (2 ТСН совсем мизерной мощности). И тогда как раз мне и сказали: ежели такое дело, рассчитывай рабочий ток СВ по номиналу его ТТ, а ток ввода - по номиналу токоограничивающего реактора на стороне НН АТ. Потому что это сейчас там 2 ТСН, а потом может, еще что-нито приделают, и менять уставки 100 раз при каждом расширении РУ - глупо, надо один раз выбрать, и если все проходит по чувствительности (все проходило) - то поставить и забыть. 

Но, видимо, если мы дело имеем с точно известной схемой, то там уже можно посмотреть  разные условия отстроек и разные Ксз.

16

Re: Ликбез по МТЗ и ТО

retriever пишет:

stoyan пишет:
Для Ксз = 2,29, Iср = 2,65Вроде же ранее было принято 2,38

Да, техническая ошибка... Действительно точный расчет токов самозапуска, соответственно Ксз непростое дело, особенно если нагрузка разнородного характера.

17

Re: Ликбез по МТЗ и ТО

retriever пишет:

Для тока КЗ, много большего рабочего тока (видимо, когда сопротивление системы мало) можно приближенно принять Ксз постоянным

В таком случае Ксз растет. Есть графическая зависимость, если не ошибаюсь показана в справочнике, о котором говорил в пост 3.

18

Re: Ликбез по МТЗ и ТО

stoyan пишет:

В таком случае Ксз растет. Есть графическая зависимость

Ну да, я видел. Но до какого момента растет?
Kсз=Ik3/(0.35*Ik3+Iраб), если мы будем увеличивать Ik3, то при неизменном Iраб значение будет стремиться к
Kcp=Ik3/(Ik3*0,35)=1/0,35=2,857 (это когда сопротивление системы равно нулю, и нагрузка питается сразу от ЭДС).

Допустим, Ik3=10000, Iраб=100, тогда Kсз=10000/(0,35*10000+100)=2,778.
Т.е. принимаем сразу 3 - и вроде как отстроились.

19

Re: Ликбез по МТЗ и ТО

Все так, но надо помнить что это для обобщенной нагрузки. Если есть мощные двигатели 6-10кВ, для них надо считать отдельно.

20

Re: Ликбез по МТЗ и ТО

retriever пишет:

Ну не надо, так не надо, желание заказчика - закон, но что неправильного было в моей логике? ИМХО, что МТЗ, что ТО - по сути - просто две ступени фазной токовой защиты, и принцип выбора у них может быть любой, главное, чтобы была чувствительность и селективность.  Может, конечно, ЛЗШ там хватает за глаза, и это излишество - делать еще и ТО с выдержкой времени на СВ и ВВ - но все же недоумение осталось и хочется знать, как  на практике где кто делает.

По мне ваши рассуждения логичны. Другое дело никто не отменял "УсегДа так делали". Если местная эксплуатация никогда такого не делала, то и вам не позволит. Я насколько помню по работе в эксплуатации у нас делали ТО с выдержкой на вводе, но  не везде и почему именно только на отдельных подстанциях так было уже не спросить. Думаю опять же принцип "УсегДа так делали"
С другой стороны посудите сами. Ток отсечки будет значительно больше чем МТЗ и даже если он будет достигнут, то вы "выиграете" от силы 0,5сек в отличии от МТЗ. Конечно это может оказаться и критичным. Сам видел как ячейки "подгорали" меньше чем на 1,0 секунду. Но поскольку ПУЭ на вводе НН не требуется, а местные не желают, отдайте это им на откуп. Им с этим возиться))