Если говорить об опыте работы наших соседей, припоминаю пример НЭК Украины. Там чуть пораньше нас распаковали единую энергосистему. А потом довольно давно объединили МЭС и аналог Системного оператора. Несколько лет назад заглянул в их ЦСРЗА, поговорили, понаблюдал. Вводятся первые терминалы GE (для них что Европа, что Америка, что Россия - все заграница с соответствующими проблемами, своя аппаратура слабовата для сети 330 кВ). В одном кабинете - расчетчики параметры задают, в другом - специалист (насколько помню, ЗамНачСРЗА) эти параметры заливает в терминал. Чуть какие непонятки - идет к соседям для выяснения проблем. При вводе в работу (выезжает на объект) выясняет, насколько наладчики и местный персонал готовы к дальнейшей работе с соответствующей аппаратурой и принимает решение: то ли еще один комплект наладить, то ли местным доверить.
Но вот задаю вопрос: как взаимодействуете с сетью 110 кВ? Как с системными потребителями? Ведение, так ведение, но не больше. Все отдано на откуп соответствующим Облэнерго. НЭК - государственое предприятие, Облэнерго идет под приватизацию. Кстати, в НЭК есть департамент генерации, который в свое время возглавлял мой институтский однокашник.
По Казахстану есть интересные воспоминания. На одной из тусовок (кажется, РЗА-2002. а может и 2006) выступали их главные релейщики. Известная мировая электротехническая фирма взялась под кредиты опять же банка мирового уровня реконструировать электрические сети, что называется, "под бульдозер" - от поставки аппаратуры РЗА и основного оборудования до проектирования, монтажа и строительной части. То есть, объект идет под снос, на его месте строится другой с тем же диспетчерским наименованием.
Но вот незадача. При этом упустили генерацию. Там остаются ДФЗ. А фирма - генподрядчик с ДФЗ не работает. Не знаю, как в последствии эта проблема решилась.
Собственно, ждем ответа и комментариев представителей бывших союзных республик. Прав ли я, и как у вас подобные решения реализованы?