1

Тема: Моделирование АРВ

Коллеги, хочу поднять старую тему, но в ином ключе:
Есть в наличии ПО для расчетов PowerFactory, в котором из отечественных АРВ - только АРВ-2М. Решаем задачи ПАшные, для этих целей и хотим использовать PowerFactory. Но не очень хочется тратить время на разработку и верификацию моделей других АРВ.

Вопросы:
1) Будут ли качественно отличаться расчеты статики/динамики для ПА при представлении всех АРВ СД только АРВ-2М, не учитывая реальное многообразие АРВ? Не получу ли я ситуацию, когда при таком упрощении МДП один, а при учете реальных типов - другой?

2) Если все ж таки разрабатывать модели, то как их правильно верифицировать?
Мы использовали в лоб методику испытаний АРВ из стандарта СО: перебирали тестовые опыты и если в них АРВ качественно выполнял требования, то считали, что модель верна.
Но в самом стандарте есть абзац:

Г.6.6. Верификация цифровой модели АРВ сильного действия синхронных генераторов должна выполняться путем сравнения экспериментальных частотных характеристик сертифицированного АРВ с частотными характеристиками, рассчитанными на цифровой модели АРВ.

Как это провернуть в PowerFactory не ясно, тем более где взять "экспериментальные частотные характеристики сертифицированного АРВ".

3) Меняется ли качественно эл-мех. переходный процесс, если вместо вместо отечественных АРВ ставить IEEEшные с PSS? Можно ли опытным путем подобрать "замену" отечественному АРВ из числа IEEE для расчетов ПА?

2

Re: Моделирование АРВ

Бармалеич пишет:

Не получу ли я ситуацию, когда при таком упрощении МДП один, а при учете реальных типов - другой

это само по себе означает залезть на нелинейную часть характеристики мощности, так как неправильная работа АРВ значима только наверху "горбушки".

3 (2018-03-20 10:43:34 отредактировано Бармалеич)

Re: Моделирование АРВ

Если я исследую динамическую устойчивость, то все равно необходимо учитывать реальное многообразие близких АРВ? Если смотреть на их структурные схемы, то видны принципиально одинаковые каналы,  но так же присутствуют дополнительные звенья, которые и вызывают сомнения.

4

Re: Моделирование АРВ

на статику и динамику влияет исключительно переход от АРВ пропорционального действия к АРВ сильного действия.
это надо учитывать т.к. иногда резервный АРВ бывает пропорциональным). Различие же разных марок АРВ сильного действия друг от друга состоит в разных стабилизирующих каналах и на статике/динамике не отражается никак.

5

Re: Моделирование АРВ

Windtalker315 пишет:

на статику и динамику влияет исключительно переход от АРВ пропорционального действия к АРВ сильного действия.

Поясните, пожалуйста, что вы подразумеваете под "переход от АРВ пропорционального действия к АРВ сильного действия". Признак АРВ СД по современной классификации - наличие системного стабилизатора. Но вы далее пишите

Различие же разных марок АРВ сильного действия друг от друга состоит в разных стабилизирующих каналах и на статике/динамике не отражается никак

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Моделирование АРВ

Бармалеич пишет:

Коллеги, хочу поднять старую тему, но в ином ключе:

Вопросы:
1) Будут ли качественно отличаться расчеты статики/динамики для ПА при представлении всех АРВ СД только АРВ-2М, не учитывая реальное многообразие АРВ? Не получу ли я ситуацию, когда при таком упрощении МДП один, а при учете реальных типов - другой?

- такой вариант весьма вероятен.

Бармалеич пишет:

2) Если все ж таки разрабатывать модели, то как их правильно верифицировать?
Мы использовали в лоб методику испытаний АРВ из стандарта СО: перебирали тестовые опыты и если в них АРВ качественно выполнял требования, то считали, что модель верна.
Но в самом стандарте есть абзац:

- подобной работой для СО занимался и занимается НИИПТ, может еще кто-то. 

Бармалеич пишет:

3) Меняется ли качественно эл-мех. переходный процесс, если вместо вместо отечественных АРВ ставить IEEEшные с PSS?

- да

Бармалеич пишет:

Можно ли опытным путем подобрать "замену" отечественному АРВ из числа IEEE для расчетов ПА?

-  см. пункт 2.

7

Re: Моделирование АРВ

Бармалеич пишет:

Вопросы:
ПА?


1) Качественно нет, зависит от заданной точности для МДП, если 15% допускается, то практически можно сказать всё будет одинаково, т.к. понятно, что если МДП 1000 МВт, то 150 МВт хоть и серьёзное значение, но для принятого допустимо. Главное АРВ зависимое или не зависимое, тогда картина меняется кардинально. Как я понимаю расчёты нужны именно для ПА, а не кзуальноточным требованиям диспетчеров? Поэтому, как показывает опыт 10% достаточно, но зависит от объёмов и видов УВ. Например, если основной УВ - ОГ блока 500 МВт, а ОН балансирующее, то чего там гадать ... 

2) НИИПТ обеспечивает себе монополизм, и собственно средства на своё существование и поддержку на обслуживание своей ЭДМ (кстати наверно сейчас единственной в РФ).

3) В принципе можно ...

8

Re: Моделирование АРВ

если кто читает по аглицки и интересуется - а как у них ? - рекомендую
https://www.---удалено автоцензором---/file/1323789/

Добавлено: 2018-03-22 15:07:02

если кто читает по аглицки и интересуется - а как у них ? - рекомендую
https://www.твирпыкс.com/file/1323789/

9

Re: Моделирование АРВ

ustas пишет:

- подобной работой для СО занимался и занимается НИИПТ, может еще кто-то. 

Не думаю, что НИИПТ верифицирует мне мои модели в Powerfactory не имея такого софта, на сколько я знаю. Учитывая, что долгое время все жили в эпоху Мустанга с его априорным АРВ и всех это вполне устраивало, то появление возможности моделирования других АРВ не должно принципиально менять отношение к точности моделирования: расчеты в Мустанге по-прежнему принимают.

ustas пишет:

Бармалеич пишет:
3) Меняется ли качественно эл-мех. переходный процесс, если вместо вместо отечественных АРВ ставить IEEEшные с PSS?

- да

Можете пояснить свое утверждение: за счет чего, какие отличия и в каких режимах будут?

10

Re: Моделирование АРВ

Зачем ссылки удалили? Мне кажется это тупиковый путь развития без обмена новой информацией тем более источники, как я понял даже не в России...
Windtalker315 пожалуйста можно в ЛС ссылки продублировать?

11

Re: Моделирование АРВ

Бармалеич пишет:

Не думаю, что НИИПТ верифицирует мне мои модели в Powerfactory не имея такого софта, на сколько я знаю. Учитывая, что долгое время все жили в эпоху Мустанга с его априорным АРВ и всех это вполне устраивало, то появление возможности моделирования других АРВ не должно принципиально менять отношение к точности моделирования: расчеты в Мустанге по-прежнему принимают.

- У меня другая информация.

Бармалеич пишет:

Бармалеич пишет:
3) Меняется ли качественно эл-мех. переходный процесс, если вместо вместо отечественных АРВ ставить IEEEшные с PSS?

Можете пояснить свое утверждение: за счет чего, какие отличия и в каких режимах будут?

- Кстати Вы сами можете всё это легко проверить, рассчитайте в Мустанге и сравните с Powerfactory. Я думаю всем будет полезен и интересен результат.

12

Re: Моделирование АРВ

Бармалеич пишет:

Не думаю, что НИИПТ верифицирует мне мои модели в Powerfactory не имея такого софта, на сколько я знаю. Учитывая, что долгое время все жили в эпоху Мустанга с его априорным АРВ и всех это вполне устраивало, то появление возможности моделирования других АРВ не должно принципиально менять отношение к точности моделирования: расчеты в Мустанге по-прежнему принимают.

Гораздо хуже, чем кажется ,   НИИПТ сейчас тоже считают на Eurostage, и то что они считали и на Mustange и на Dakare они не сознаются, "папа запретил"...
можно же действительно сравнить с расчётами Mustange и на Dakare (очень хорошо считается АР, причём многие ОДУ применяли именно этот ПВК для настройки АЛАР).

ПОЧЕМУ УДАЛИЛИ ССЫЛКИ!!!

13

Re: Моделирование АРВ

Sm@rt пишет:

Зачем ссылки удалили? Мне кажется это тупиковый путь развития без обмена новой информацией тем более источники, как я понял даже не в России...
Windtalker315 пожалуйста можно в ЛС ссылки продублировать?

собственно сам файл

Post's attachments

rogers_g_power_system_oscillations.pdf 21.43 Мб, 44 скачиваний с 2018-03-23 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

14

Re: Моделирование АРВ

Windtalker315 пишет:

собственно сам файл

Спасибо!

15

Re: Моделирование АРВ

ПАУтина пишет:

Главное АРВ зависимое или не зависим

я удивляюсь как вам до сих пор СО не выкатил предъяву по собственным  нуждам станций.
Я правильно понимаю, что при зависимом АРВ  при кз на шинах станции теряется возбуждение ?
А что при этом с собственными нуждами станции в целом ? Как организовано их питание ?
Сколько и где расположены трансформаторы собственных нужд ?

16

Re: Моделирование АРВ

Windtalker315 пишет:

я удивляюсь как вам до сих пор СО не выкатил предъяву по собственным  нуждам станций.
Я правильно понимаю, что при зависимом АРВ  при кз на шинах станции теряется возбуждение ?
А что при этом с собственными нуждами станции в целом ? Как организовано их питание ?
Сколько и где расположены трансформаторы собственных нужд ?

А я Вам совершенно не удивляюсь!!!
Это не мой объект, а просто комментирую..., а вообще для наглядности, коль такой "наезд"...
На Севастопольской и Симферопольской ПГУ-ТЭС на агрегатах с ГТУ стоят именно зависимые АРВ!!! у которых теряется управление при снижении напряжения на шинах ниже 0,25Uн (так в паспортных данных и записано), и причём сразу... ох и как  "красиво летают" при ТКЗ на шинах и вблизи ....
А по секрету скажу, что СО не выкатывал ни какой не то, что претензии и не то, что к СН, а вообще, наверняка всё это с их согласия... теперь понимаете, что если на таких объектах откровенно говоря бардак в первозданном его определении, так уж на мелких, как обсуждаемый ...

17

Re: Моделирование АРВ

Не обижайтесь.
Я это Вам  не в упрек, просто мысли в голове ходят.
Про 0,25Uн - это на каких шинах ?
РУ станции или на шинах ее собственных нужд ?
Если собственных нужд, то все правильно, при таком напряжении станция уже умерла, зачем ей работающий АРВ ?
Если же  при кз в распредустройстве станции, то ....
Почему и вопросы про организацию схемы СН станции появились.

18

Re: Моделирование АРВ

Windtalker315 пишет:

Про 0,25Uн - это на каких шинах ?

На шинах подключения АРВ, то есть генераторных 15 кВ.
При ТКЗ на шинах 330 кВ напряжение на генераторных всё равно ниже указанного. Поэтому, не имеет значения какие там СН, так как традиционного собственного генератора АРВ не имеет и каких-либо иных источников. И так же поэтому не имеет значения, что АРВ сильного действия. Нарушения ДУ происходят при таких далёких ТКЗ, просто поражаешься, на шинах 110 кВ ПС 330 Севастополь - ближайшие гены находятся за двумя трансформаторами 15/330 - ВЛ - 330/110!!!

19 (2018-03-27 20:20:03 отредактировано Windtalker315)

Re: Моделирование АРВ

ПАУтина пишет:

На шинах подключения АРВ, то есть генераторных 15 кВ.
При ТКЗ на шинах 330 кВ напряжение на генераторных всё равно ниже указанного. Поэтому, не имеет значения какие там СН, так как традиционного собственного генератора АРВ не имеет и каких-либо иных источников. И так же поэтому не имеет значения, что АРВ сильного действия. Нарушения ДУ происходят при таких далёких ТКЗ, просто поражаешься, на шинах 110 кВ ПС 330 Севастополь - ближайшие гены находятся за двумя трансформаторами 15/330 - ВЛ - 330/110!!!

вопросов стало еще больше
во первых есть ли уверенность, что нарушается устойчивость именно рассматриваемой станции, а не крымские станции отваливаются и потом выбивают из синхронизма рассматриваемую станцию ?
во вторых - что происходит с АРВ - теряются собственно функции регулирования напряжения, а возбудитель остается в работе или теряется все ? насколько я помню обмотка возбуждения питается постоянным током существенно более низкого напряжения. То есть ЭДС генератора, пусть и нерегулируемая, но должна остаться.

20

Re: Моделирование АРВ

Windtalker315 пишет:

во первых есть ли уверенность, что нарушается устойчивость именно рассматриваемой станции, а не крымские станции отваливаются и потом выбивают из синхронизма рассматриваемую станцию ?
во вторых - что происходит с АРВ - теряются собственно функции регулирования напряжения, а возбудитель остается в работе или теряется все ? насколько я помню обмотка возбуждения питается постоянным током существенно более низкого напряжения. То есть ЭДС генератора, пусть и нерегулируемая, но должна остаться.

При ТКЗ с УРОВ теряется устойчивость всей Крымской ЭС относительно материка, то есть абсолютно все генераторы всех станций, и как может быть иначе: линии 330 кВ максимум по 60...80 км, мощность основных ГТУ 160х4 = 640 МВт они и затягивают за собой все генераторы, а КВЛ с материком не более 850 МВт - слабовата, что бы снять динамику под 1500...1600 МВт.
Тут ещё один "скользкий" вопрос. ДУ считали уже многие, и самое главное ОДУ Юга на Eurostage, по их расчётам всё "летает по первому же чиху", как у них там модель построена мне не ведомо, но наверняка физические законы о. Крым уже подстроились под эти расчёты. Чё ж я с ними спорить то буду, нарушается ДУ, так нарушается...
У меня на Mustange всё более оптимистичней.
Там дело так же в другом, но это толь в личку, если хотите поясню...