Тема: Карта переключающих устройств РЗА
ДД!
Пожалуйста, подскажите, какими требованиями (нормативным документом, если он есть) или условиями определена необходимость наличия такого документа на станции и\или подстанции?
С уважением, Example.
Форум посвящен вопросам релейной защиты и автоматики (РЗА). Обмену опытом и общению релейщиков. |
Вы не вошли. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вы интересуетесь релейной защитой и реле, то подписывайтесь на мой канал
Советы бывалого релейщика → Спрашивайте - отвечаем → Карта переключающих устройств РЗА
Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться
ДД!
Пожалуйста, подскажите, какими требованиями (нормативным документом, если он есть) или условиями определена необходимость наличия такого документа на станции и\или подстанции?
С уважением, Example.
Правилами технической эксплуатации электростанций и сетей,
5.9.25. Для выполнения оперативным персоналом на панелях и в шкафах устройств РЗА переключений с помощью ключей, накладок, испытательных блоков и других приспособлений должны применяться таблицы положения указанных переключающих устройств для используемых режимов или другие наглядные методы контроля, а также программы для сложных переключений.
или другие наглядные методы контроля, а также программы для сложных переключений.
Я бы этим компонентам не доверял бы. Где гарантия, что при сложных переключениях не забыли перевести переключающее устройство в нужное положение? Что такое "другие наглядные методы контроля"? Периодически оперативный персонал должен проверять соответствие положения ПУ соответствующему режиму (уж документ и не вспомню).
Кстати, и карта переключающих устройств - не панацея от всех проблем. Помню два случая. Раз при работе в эксплуатации при приеме комиссии готовности к ОЗП в моей зоне обслуживания обнаруживаю всего лишь выведенную накладку отключения выключателя от ДФЗ. Накладка пуска УРОВ введена. К каким последствиям это могло привести - аж страшно. Иду на метр впереди комиссии, исправить уже ничего невозможно, остается одно - прикрыть панель своим не особо мощным задом. Пронесло. Так перед этим оперативщики осмотрели весь ряд панелей (и не один), потом - я, после меня - начальник МСРЗАИ. Остается только враждебное воздействие, подозреваю двоих, но доказательств нет.
Далее - круче. Сочинская ТЭС (под моим куражом, я в то время уже работал в РДУ). Накуролесили оперативщики, включили ЗН не в той ячейке, которую выводили, отказали все защиты АТ, которые за эту зону отвечали. Как оказалось, были выведены переключатели защит, ответственных за соответствующую зону. За 40 минут до этого ДЭМ и монтер - релейщики выполнили осмотр ПУ РЗА и сверку с таблицей. Замечаний не выявлено.
Я бы этим компонентам не доверял бы. Где гарантия, что при сложных переключениях не забыли перевести переключающее устройство в нужное положение? Что такое "другие наглядные методы контроля"? Периодически оперативный персонал должен проверять соответствие положения ПУ соответствующему режиму (уж документ и не вспомню).
Кстати, и карта переключающих устройств - не панацея от всех проблем. .
Про карты согласен! Даже не море, а океан проблем! ))) Которые в свое время могли бы быть решены элементарными указаниями. Сейчас разброд очень большой и не наблюдается желания работать в наведении порядка. Больше озадачены как выглядят шкафы и терминалы.
Не скажете, почему раньше в 70-80 годах на отпаечных подстанциях не выполняли накладки ввода и вывода защит, например МТЗ, от потери охлаждения? Причем это делали вне зависимости ОД+КЗ или выключатель устанавливался на стороне ВН.
Благодарю за ответ.
Добавлено: 2018-12-28 13:09:38
Коллеги, если не трудно, поделитесь парой снимков панелей РЗА с обозначенными красными метками нормальными положениями переключающих устройств.
Карту сваял, теперь хочу на НГ-праздники озадачить оперативный персонал нанесением этих самых меток. На словах, вроде, все объяснил, и все всё, вроде, поняли. Но как показывает практика, понимает, в лучшем случае, один из трех, поэтому лучше бы наглядно продемонстрировать людям, что от них требуется.
И чтобы не кидались в меня камнями, напоминаю, речь о мини-ТЭЦ, на которой, к сожалению, почти никто из принятых электриков до этого не имел опыта работы по высокой стороне. Постепенно приходится знакомить с некоторыми нюансами.
С уважением, Example.
Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб. |
Коллеги, если не трудно, поделитесь парой снимков панелей РЗА с обозначенными красными метками нормальными положениями переключающих устройств.
Прикладываю фото
LikeSilverRain, огромное спасибо!
Я начинал работу с накладками НКР-3. Там закрашивалась ярко-желтой краской зона, закрываемая перемычкой. Куда более информативно: видим желтый цвет - что-то не так. А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо.
Цвет маркера задаётся каким либо нормативным документом или решение принимается по-месту?
Ну уж, еще нормативных документов здесь не хватало. Кстати, никакими нормами и это требование не прописано. На слабо освещенном релейном щите вполне устраивает желтая краска, используемая для расцветки фазы А основного оборудования (стаканчиком подстанционщики как-то по-братски поделятся, не обеднеют). Зеленая и красная на черном фоне видны похуже. А вот там, где кружочками обозначается нормальное положение переключателей МП УРЗА на светлом фоне, лучше виден красный цвет.
У нас в энергосистеме была местная инструкция. Красным цвет применялся для других целей. А рабочее положение накладки обозначали жёлтым. Поэтому возник этот вопрос.
Цвет маркера задаётся каким либо нормативным документом или решение принимается по-месту?
Фотографии из совершенно разных энергосистем (Юг, Северо-Запад, Урал и Сибирь), за местную эксплуатацию не могу говорить.
Цвет маркера задаётся каким либо нормативным документом или решение принимается по-месту?
Нормативным документом цвет маркера наврядли задается.
Но кое-какие исследования бывали.
Маркировка переключателей и накладок на всех фотографиях, что на снимках не дают никакого эффекта, на объектах, где постоянный персонал. Через месяц работы на объекте многие даже внимания не будут обращать, если переключатель стоит не на "точке"
А вот для привлечения внимания нужна несколько иная графика.
1. Маркер выполнять не точкой, а линией. Линия должна проходить через ручку переключателя и далее на неподвижную сторону переключателя. Когда линия сплошная - нормальный режим, а если разрыв, то накладка не на месте.
2 Линию следует выполнять световозвращающей краской. Цвет краски - желтый, близкий к цвету фона дорожных знаков.
3. Сами панели или их фасадные части выполнять цветом, которым регламентировано в ГОСТе по нормальным схемам выполнять цвет "класса напряжения".
Световозвращающая краска дает очень хороший эффект при слабом освещении.
Цвет маркера задаётся каким либо нормативным документом или решение принимается по-месту?
С появлением самоклеющейся световозвращающей плёнки стали применять её, вырезая из неё режущим плоттером кружочки. Плоттер лист А4 нарежет за пару минут. Такого листа мастеру на год хватает. А можно и ножницами квадратики вырезать. Точки, квадратики - нет разницы что клеить. А в более давние времена да, у подстанционников жёлтой краски отольёшь, и вперёд.
Так точно. А вот для линии проходящей через ручку и продолжающейся на панели или фланце переключателя взамен точки (квадратика) разница есть. Человеческий глаз "цепляет" - несоответствие. Когда просто точка никакого несоответствия может не быть и вскоре перестаешь обращать внимание.
Дежурные на них ни в каком виде внимания не обращали и обращать не будут. Я давно вижу, что таблицы переключающих устройств, точки эти, да и инструкции тоже, релейщики делают для себя. Оперативники инструкции помнят не больше недели после учёбы или мощного пистона. Так же через неделю они перестают обращать внимание на положение ключей и накладок. У нас умные головы в верхних эшелонах удумали обязать релейщиков после переключений на ПС 220кВ и выше осматривать все устройства РЗА и запись о том делать. Т.е. переложили ответственность с оперативников.
Дежурные на них ни в каком виде внимания не обращали и обращать не будут.
Не только у Вас так. НО! Как надо сделать - я написал выше. Другое дело, что когда оперативники сдают экзамены их надо спрашивать не как нуль-индикаторы работают и зачем они нужны, а вывезти на их подстанцию, изменить положение одной из накладок и попросить проверить, все ли соответствует положению накладок для нормального режима.
Второй момент - это когда дежурный объекта найдет несоответствие, то не надо из этого делать кризисную ситуацию в размерах региона, а надо разобраться привести в соответствие накладки и ключи, попутно разбираясь почему так произошло и копя случаи в копилку. Выводы можно делать после нескольких случаев.
У нас ведь как в стране - на экзаменах спрашивают про устройство токовых реле и сколько транзисторов в защите имеется, а в жизни хотят, чтобы дежурные накладки, имеющие неправильное положение находили. А это две разные вещи. Что спрашивают - то и знают.
Припоминаю соревнования профмвастерства в составе двух представителей СРЗА и одного ДЭМ ОВБ от каждых электросетей. За час до начала соревнований вижу КРС-1, перевернутый не то, что вверх ногами (ведь у него же нету ног), но развернутый по вертикали. На то время пара комплектов ЭПЗ-1636 были только смонтированы в учебном классе, до нормального доведения до полноценного учебного процесса было еще где-то до с полгода. Делюсь наблюдениями с главным судьей этапа без конкретного указания проблемы со своим партнером по судейской коллегии. Минут десять тупо пытался въехать в проблему, дальше рассмеялся. Что делать, за пять минут до начала соревнований перевернуть? Нереально. Предлагаю оставить так как есть и оставить компонентом проверки интеллекта. Предлагались и элементы анализа аварийных осциллограмм (осциллограммы были созданы моей женой посредством РЕТОМ), и положение блинкеров. И из 19 участников осмотра единственный задал вопрос: а как здесь записать, что КРС-1 стоит вверх ногами? Дал ему заготовленный ответ: механическая неисправность, не препятствующая неправильной работе защиты.
Самое интересное, это один из 20 человек заметил.
Я знаю ещё средство против "забывчивости", кто-то из приезжих дежурных привез и по привычке поддерживал (это на БАМе было, лет 20 назад). На накладку, положение которой измененено, вешали маленькую такую табличку, с записью, когда изменили. Это важно, т.к. всегда по дате можно найти в журнале (оперативном) обстоятельства. Но, конечно, не прижилось на востоке. "Долбежу много". У каждого есть в опыте какой-нибудь ключ или накладка, переключение которой давно потеряло смысл (или и вовсе его не имело), но продолжает кочевать из бланка в бланк, из программы в программу.
Есть отличие карты положения переключающих устройств, и таблицы положений, на которое как-то не обратили внимания в этом обсуждении. Карта предполагает некоторое число вариантов (состояния схемы, например), в каждом из которых положение всех переключающих устройств определено, показано на карте. Для простых схем типа мостика на транзите карта с трудом помещается на фасаде панели - много вариантов. Таблица положений не так наглядна, но позволяет иметь два столбца: нормальное положение и изменённое положение, в котором причины изменения могут быть разными. Хуже всего с накладками в части режима АПВ - там ведь возможны сочетания. Ну, и, конечно, универсальным в части ж..безопасности является указание причины изменения - "по указанию диспетчера".
Добавьте к этому ещё электронные ключи, их состояние как показывать (а они есть)? В общем, не хотел бы я быть действующим релейщиком в эксплуатации сегодня. К тому же враги человеческие (иначе их не назовёшь) применяют на одном объекте устройства разных производителей, защита одного трансформатора - одно, второго - другое, ЗДЗ - третьего и т.д. Ну ладно бы они уже не выпускались, так ведь нет. Вот вводили мы при реконструкции ПС КРУ, на первой секции - SPAC 800, на второй - SPAC 810. А разница - в год всего. Ладно, мы сдали и забыли, а людям с этим жить.
У каждого есть в опыте какой-нибудь ключ или накладка, переключение которой давно потеряло смысл (или и вовсе его не имело), но продолжает кочевать из бланка в бланк, из программы в программу.
.
Это хорошо Вы подметили!
А есть еще общие требования, смысла в которых нет и нет статистики, которая бы вызвала необходимость их выполнения. Как пример это требование снятия оперативного тока с цепей управления стационарно установленного выключателя присоединения (без выкатного элемента). Это требование пришло из ТБ, когда необходимо допускать персонал на выключатель. А его перенесли на повседневную оперативную работу. Как результат тысячи ненужных операций появляются в бланках.
И такие финтифлюшки год от года делают бланки все длинее и длинее.
Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться
Советы бывалого релейщика → Спрашивайте - отвечаем → Карта переключающих устройств РЗА
Форум работает на PunBB, при поддержке Informer Technologies, Inc