Тема: Газовая защита трансформатора VS Диф.защита
Добрый день!
Не совсем понятен смысл Газовой защиты тр-ра при КЗ в обмотках, когда есть Диф.защита. Т.е. Газовая защита она как резервная или она работает параллельно с Диф.защитой?
Форум посвящен вопросам релейной защиты и автоматики (РЗА). Обмену опытом и общению релейщиков. |
Вы не вошли. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вы интересуетесь релейной защитой и реле, то подписывайтесь на мой канал
Советы бывалого релейщика → Спрашивайте - отвечаем → Газовая защита трансформатора VS Диф.защита
Добрый день!
Не совсем понятен смысл Газовой защиты тр-ра при КЗ в обмотках, когда есть Диф.защита. Т.е. Газовая защита она как резервная или она работает параллельно с Диф.защитой?
Добрый день!
Не совсем понятен смысл Газовой защиты тр-ра при КЗ в обмотках, когда есть Диф.защита. Т.е. Газовая защита она как резервная или она работает параллельно с Диф.защитой?
При уходе масла из бака трансформатора газовая защита спасет трансформатор. Дифзащита. в этом случае, среагирует уже после пробоя изоляции.
Не понятно почему при реконструкции РЗА АТ (Т) не меняют газовое реле. Часто, очень часто такое попадается.
При витковых КЗ чувствительности ДЗТ может быть недостаточно
вплоть до полного отсутствия чувствительности, по той причине, что при замыкании между витками одной фазы ток повреждения не выходит за пределы обмотки.
Не понятно почему при реконструкции РЗА АТ (Т) не меняют газовое реле.
ну если срок эксплуатации не вышел и работает нормально, зачем менять?
другое дело, что на старых реле Бухгольца выходных контактов недостаточно (нужно по два сигнальных и отключающих). Но тут уже все зависит от внимательности заказчика и исполнителя на этапе согласования ТЗ.
.
Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб. |
ДЗТ имеет ограничения по чувствительности (что-то не припоминаю ниже, чем 0,2Iн). А есть повреждения, сопровождающиеся куда меньшими токами: изоляция стяжных шпилек или между листами сердечника, витковые замыкания, КЗ в нижней части обмотки и т.д.). ДЗТ отвечает за повреждения на ошиновке или в баке трансформатора близко к вводам, ГЗ - за глубокие повреждения.
другое дело, что на старых реле Бухгольца выходных контактов недостаточно (нужно по два сигнальных и отключающих).
А какие реле имеют нужный набор? Знаю о таких требованиях, но на практике с такими модификациями не встречался.
Само по себе, что такое витковое замыкание понятно, если обмотка имеет скажем 100 витков и замкнулся всего 1, то фазной разницы токов практически или какого-то резкого возрастания тока небаланса не будет и не будет условий срабатывания ДЗ, но будет резкий нагрев в месте КЗ, в принципе всё так, но это только видимая часть проблемы, описанная во всех "букварях"....
Обмотки силового высоковольтного Т выполняются проводами прямоугольного сечения, причём один проводник может состоять из 6 = 3х2, 4 = 2х2, 12 = 4х3 провода или больше (как правило, каждый имеет бумажную изоляцию). Замыкание одного отдельного проводника с собой, но на другом витке мало вероятна, даже не возможна - 6...10 см в масле сомнительно, [например для голых проводов Т 220 кВ - (150 кВ/100вит)/5см = 0,3 кВ/cм], так как они разнесены относительно друг-друга в общем пакете, а вполне возможно замыкание ближайших проводов соседнего витка, но что это? в традиционном понимании это не витковое КЗ - это замыкание межобмоточное параллельных обмоток одной фазы! Возникает малый уравнительный ток в одной обмотке, но всё же он будет приводить к нагреву в месте КЗ (будет "биться в истерике" дуга и вызывать какую ни какую но дугу)! такой ток ДЗТ вообще не может выявить, более того даже системы мониторинга бессильны, а вот газы образовываться будут и будет пробулькивание в бак расширитель...
например, такие http://rele-rgt.ru. уж не сочтите за рекламу.
ДЗТ имеет ограничения по чувствительности (что-то не припоминаю ниже, чем 0,2Iн). А есть повреждения, сопровождающиеся куда меньшими токами: изоляция стяжных шпилек или между листами сердечника, витковые замыкания, КЗ в нижней части обмотки и т.д.). ДЗТ отвечает за повреждения на ошиновке или в баке трансформатора близко к вводам, ГЗ - за глубокие повреждения.
А какие реле имеют нужный набор? Знаю о таких требованиях, но на практике с такими модификациями не встречался.
Практически все серьезные производители, просто надо карту заказа или номенклатурный номер оформлять тщательно, указывая на необходимость двух пар таких контактов
Да слыхал (в том числе и на Форуме) нелестные отзывы об этой аппаратуре.
Добрый день!
Не совсем понятен смысл Газовой защиты тр-ра при КЗ в обмотках, когда есть Диф.защита. Т.е. Газовая защита она как резервная или она работает параллельно с Диф.защитой?
Лучше не короткие замыкания рассматривать, а различные виды повреждений, которые приводят к этим замыканиям. Не так сбивать будет с толку. Одно дело, когда один виток замкнулся сам на себя, а другое, когда произошло замыкание на заземленный корпус.
По поводу газовой защиты. Вопрос вы хороший задали. Раньше, газовая защита считалась основной защитой. Сегодня, если подходить строго, по новым определениям газовая защита, как бы не является основной защитой, так как защита реагирует не на короткие замыкания, а на повреждения, а надо на короткие замыкания.
Тут есть плюс. Если у нас есть сильный нагрев, который ведет к разложению масла с выделением газа, без коротких замыканий, то можно не передавать никому информацию о работе защиты. Статистику за последние пару лет некоторые стали показывать очень даже хорошую, это при том, что повреждений меньше не стало.
Сегодня, если подходить строго, по новым определениям газовая защита, как бы не является основной защитой, так как защита реагирует не на короткие замыкания, а на повреждения, а надо на короткие замыкания.
Скажите пожалуйста, а чем принципиально отличается КЗ и повреждение??? Как раз и не надо путать...
Наверно Вам известно, что если КЗ в Т, то оно самоустранится, ну типа как КЗ на ВЛ от струи помёта птицы...
детерминизм - повреждение следует за КЗ.
Да как не подходи, ГЗ останется основной, то есть той защитой которая имеет наименьшую выдержку времени для тех аварий для выявления которых она предназначена. ДЗТ быстрей ни кто не спорит, но не от всех абсолютно повреждений, поэтому ГЗ хоть и медленная, но она защищает абсолютно от всех, например откажет ДЗТ, и тихой сапой будет очень большая булька, может хоть и долго, однако может даже не будет большой деградации...
Ведь для Т разницы нет, всё одно Т выводится в ремонт и проверяется по полной программе, самое главное что бы был наименьший ущерб!
Если газовую заменить какими-то растыканными во все места датчиками реагирующими на изменение химического состава масла, тогда может и будет повышенное быстродействие.
Что характерно вообще для всех защит чем тяжелее КЗ, будет и тяжелее повреждение, тем лучше условия для срабатывания и тем быстрее сработает защита. Нагрев большой и резкий и ГЗ сработает быстрее.
Скажите пожалуйста, а чем принципиально отличается КЗ и повреждение??? Как раз и не надо путать...
Я в этом вопросе веду постоянную "борьбу" с переводчиками....
Моя позиция: КЗ - это повреждение с токами, бОльшими номинальных величин, приводящими (если их не отключить достаточно быстро) к повреждению оборудования
Поэтому в английском языке для меня КЗ - Short Circuit, или дословно "Закоротка"
Повреждение - Fault - то есть аварийный режим, не связанный с большИми токами (т.е. с токами меньшими номинала), например однофазное замыкание (повреждение) на землю в сетях с компенсированной нейтралью, которое "напрямую" не угрожает оборудованию, но может привести к большИм повреждениям в будущем,если это повреждение не устранить.
Есть еще один термин: неисправность. Его можно перевести как Defect. А есть еще и отказ, который можно, например перевести как Failure
Мне кажется, что газовая защита реагирует как на Defect изоляции, так и на межвитковое повреждение изоляции (interturn failure), которое на русский переводится как "межвитковое КЗ", что не совсем правильно, на мой взгляд
Я в этом вопросе веду постоянную "борьбу" с переводчиками....
Моя позиция: КЗ - это повреждение с токами, бОльшими номинальных величин, приводящими (если их не отключить достаточно быстро) к повреждению оборудования
Поэтому в английском языке для меня КЗ - Short Circuit, или дословно "Закоротка"
Повреждение - Fault - то есть аварийный режим, не связанный с большИми токами (т.е. с токами меньшими номинала), например однофазное замыкание (повреждение) на землю в сетях с компенсированной нейтралью, которое "напрямую" не угрожает оборудованию, но может привести к большИм повреждениям в будущем,если это повреждение не устранить.
Есть еще один термин: неисправность. Его можно перевести как Defect. А есть еще и отказ, который можно, например перевести как Failure
Мне кажется, что газовая защита реагирует как на Defect изоляции, так и на межвитковое повреждение изоляции (interturn failure), которое на русский переводится как "межвитковое КЗ", что не совсем правильно, на мой взгляд
Я такого же мнения. Добавлю только, как пример - открыли краник для отбора проб масла и забыли закрыть - повреждений связанных с токами совсем нет, но защита газовая защита отключит трансформатор и это будет правильно, потому что отсутствие масла в дальнейшем приведет к повреждению изоляции обмоток.
Добавлено: 2019-10-08 19:18:27
Да как не подходи, ГЗ останется основной, то есть той защитой которая имеет наименьшую выдержку времени .
я как инженер, с вами полностью согласен, но как работник энергетики, полностью не согласен. Чисто из-за бюрократизма и меркантильности. Законодатель, определил нормативными документами, что основные защиты это защиты от кз и по ним существует отчетность, как при их работе так и для их профилактики. И если у меня отработала основная защита, то я могу лишиться премии да и еще и должен оправдываться за ее работу. Поэтому подход чисто формальный - если газовая работала при кз внутри бака трансформатора, то я формально соблюдаю бюрократию докладываю об отключении и прочие прелести. Если для примера у меня сильный нагрев, в результате которого выделяется газ, то после работы защиты, я никому ничего не докладываю. Да я головой понимаю, что это неправильно и надо по меньшей мере копить статистику и работать в направлении улучшения свойств и оборудования и его обслуживания. Но, законодатель в лице одной вмем знакомой организации решил по другому, чтобы было по его. Зачем мне самому себе наступать на одно место? А таких случаев, только за этот год было несколько, что газовая работает без кз в трансформаторе.
При витковых КЗ чувствительности ДЗТ может быть недостаточно
А при витковых КЗ разве будет масло так сильно "кипеть", что вызовет срабатывание ДЗТ?
Добавлено: 2019-10-09 04:16:52
При уходе масла из бака трансформатора газовая защита спасет трансформатор. Дифзащита. в этом случае, среагирует уже после пробоя изоляции.
При уходе масла это понятно, а при КЗ?
У газового реле есть два элемента - поплавковый, который реагирует на газообразование и снижение уровня масла и напорная пластина, реагирующая на поток масла. При витковом КЗ идёт газообразование и работает поплавок, сигнальный или отключающий. При КЗ идёт бурный переток масла и работает напорная пластина.
Вы сначала ответьте на вопрос, что вы имеете ввиду под КЗ?
Вообще-то в самом закороченном витке течет ОЧЕНЬ большой ток, как раз примерно току КЗ и соответствующий.
Грубо можно представить себе обмотку с КЗ витком как двухобмоточный трансформатор.
Первичная обмотка - много тысяч витков, короткозамкнутый - 1 виток, получается понижающий трансформатор, на "вторичной" закороченной обмотке маленькое напряжение и огромный ток.
А вот в фазных проводах ток почти не изменится.
Да, но ДЗТ реагирует на небаланс фазных токов. Я уже выкладывал КЗ в АТ на Машуке, которое развивалось с виткового. Вот ещё витковое в ШР 500 кВ.
Вообще-то в самом закороченном витке течет ОЧЕНЬ большой ток, как раз примерно току КЗ и соответствующий.
Грубо можно представить себе обмотку с КЗ витком как двухобмоточный трансформатор.
Первичная обмотка - много тысяч витков, короткозамкнутый - 1 виток, получается понижающий трансформатор, на "вторичной" закороченной обмотке маленькое напряжение и огромный ток.А вот в фазных проводах ток почти не изменится.
Делать продольную дифзащиту для трансформатора, наверное дороговато))) да и габариты их чуть изменятся. Газовая дешевле.
Советы бывалого релейщика → Спрашивайте - отвечаем → Газовая защита трансформатора VS Диф.защита
Форум работает на PunBB, при поддержке Informer Technologies, Inc