Тема: Ошибки в логике ОБР в СТО 56947007-33.040.20.294-2019
Здравствуйте!
Недавно обратил внимание на следующий документ ПАО «ФСК ЕЭС» СТО 56947007-33.040.20.294-2019 «Типовые технические решения по реализации функций оперативной блокировки разъединителей и заземлителей для основных типов присоединений и элементов сети» , до этого пользовался старым РД и типовыми проектами по ОБР.
В данном документе показаны алгоритмы ОБР для различных схем распределительных устройств (1, 3Н, 9 и т.д.) и различных типов ячеек (ОЛ, ТН, ОВ, ШСВ и т.д.), с одной стороны кажется, что это удобно: подбирай свой вариант ячейки и смотри алгоритм блокировки. Но с другой стороны не видно всей схемы распределительного устройства целиком и отсюда появляются ошибки в алгоритмах.
Теперь о найденных ошибках.
Ошибки на рисунке 5.3.1 (по сути это ячейка распределительного устройства с двумя системами шин, с шиносоединительным и обходным выключателем):
По РД 34.35.512: «Операция с каждым шинным разъединителем любого присоединения разрешается в двух случаях:
если отключен выключатель, разъединитель и его заземляющий нож другой системы шин данного присоединения, а также заземляющий нож с другой стороны выключателя;
если включены шиносоединительный выключатель и оба его разъединителя, а также разъединитель другой системы шин данного присоединения.»
На рисунке 5.3.1 для разъединителя QS1 по первому условию (отключен выключатель Q и заземляющие ножи QSG) отсутствует проверка отключенного положения разъединителя QS2. Аналогично для разъединителя QS2 отсутствует проверка отключенного положения разъединителя QS1.
Теоретически это может привести к несинхронной подаче напряжения с одной системы шин на другую (при отключенном ШСВ либо его разъединителях) или к коммутации разъединителем нагрузки.
На рисунке 5.3.6 (ячейка ОВ) ошибка аналогичная.Возвращаемся к РД 34.35.512: «Оперирование обходным разъединителем любого из присоединений разрешается при условии, если обходная система шин свободна и не заземлена, т.е. отключены заземляющие ножи РЗб и 4РЗб, обходной выключатель и все остальные индивидуальные разъединители обходной системы шин.»
На рисунке 5.3.1 для разъединителя QS4 отсутствует контроль отключенного положения обходных разъединителей других ячеек. Последствия аналогичны п.1 (несинхронная подача напряжения и коммутация нагрузки).
Смотрим дальше алгоритм на рисунке 5.3.7 (развилка из двух выключателей) из выше указанного СТО:
В логике «второго» условия разрешения управления разъединителем QS1 (включен ШСВ и его разъединители, а также разъединитель QS2) отсутствует контроль положение остальных коммутационных аппаратов Q1, Q2, QS3, QS4. Если этого не сделать, то можно нагрузку разъединителем скоммутировать и/или на землю напряжение подать.
Если в данном случае требуется выполнить перевод присоединения с одной системы шин на другую без перерыва питания, то данная логика этого не обеспечивает.Аналогичное замечание для условия разрешения управления разъединителем QS2.
На рисунке 5.3.10 при оперировании разъединителями нет контроля отключенного положения выключателей (в СТО можно это было показать по аналогии с напоминаниями возможного наличия заземляющих ноже с других сторон).
Написал письмо на указанные в СТО адрес для замечания и предложений, но ответа от них не получил.