При включении привод выключателя не просто сближает и замыкает главные контакты, но и сжимает его (выключателя, или привода) отключающие пружины. Поэтому для включения нужна значительная энергия, хуже того - значительная мощность (т.е. источник должен отдать эту энергию быстро, в течении небольшого, даже для такого привода, времени - не более 0,8 с, если память мне не изменяет).
Вот поэтому и нужен мощный источник выпрямленного напряжения вроде УКП. Или достаточно мощная АБ. Плохой признак - если при включении выключателя "ревёт" ВАЗП, значит, батарея уже не так хороша, её ёмкость недостаточна.
И ... и даже это не всё. Очень важно состояние контактов, в это цепи их много (помните, "кольцо соленоидов", в каждой ячейке по шкафу с рубильниками, а это всё и контакты, и болтовые соединения). Однажды при вводе в работу, вернее, ещё при постановке под рабочее напряжение линии 110 кВ предложил опробовать, во избежание кривотолков (и во исполнение Правил) управление выключателем, отключение его от защиты и включение от АПВ. Время есть, Правила есть - давайте попробуем. Выключатель пока не в схеме, разъединители отключены - условия для опыта идеальные. Oops, не включается. Не включается от КУ. Отключили цепи отключения (т.е. провод с маркой 37), выставили "наблюдающего за поведением" ЭО. Не включается, идёт на включение, но не доходит, не становится на защёлку, отключается (точнее - возвращается в отключенное положение, тут надо быть очень точным, вокруг первичники, вожди, "это что-то у вас", ну, вы знаете).
Попробовали включать домкратом, механически - включается нормально, становится на защёлку. WTF?! ... одним словом.
Главный, бывший инженер службы ПС, по телефону советует осмотреть контакты контактора, замыкающего цепи соленоида включения. Действующий начальник службы ПС едет к месту происшествия (примерно 160 км).
В самом деле, контакты с видимой эрозией, подгорели. Ток в этой цепи большой, выключатель был взят "с большим прошлым", ничего удивительного. Надфиль воронило - и вот уже выключатель включается нормально. К моменту прибытия начальника службы ПС уже начали отмечать, вместе и вернулись.
Добавлено: 2022-06-28 16:56:22
К слову, об УКП и вообще источниках оперативного напряжения. Было (в 80-ых, прошлый век) такое решение для ПС со схемой "мостик", АБ попроще, полегче, и УКП для питания ШП соленоидов выключателей 220 кВ, тогда это были У-220. На Н-ской транзитной ПС, В-220 в сторону тр-ра (схема 220-5АН, кажется?), один тр-р в работе, один в резерве ("экономика должна быть экономной"), соответственно, обе секции 10 кВ и оба ТСН питаются от одного из тр-ров. При КЗ на линии (лето, гроза) отключаются оба выключателя - "и ага". Собственных нужд нет (В-220 тр-ра отключился от защиты линии), включить никакой выключатель 220 кВ нельзя. Поздний вечер, ночь по сути. Транзит разомкнут. Дежурство на дому, дежурный идёт на ПС ... К несчастью (ну, вы знаете, если уж не заладилось, то всё идёт не так) по другой цепи был и так большой переток, станция (ГРЭС) потеряла нагрузку. Хоть и не жаркий день, но всё же это лето, пусть и сибирское, от тока примерно в 700 А провис провод АС-240 на этой единственной связи, НЗНП - и всё, "кина не будет, электричество кончилось". Включали домкратом, замкнули транзит, шум, скандал.
РАС Бреслер-0104 был ещё с дисководом, 3,5", уставка пуска по фазному току была 5 А, 600 А первичных. Он пускался, пускался, да и взялся переписывать на дискетку, а в это время он "глух и нем". Ну и, конечно, именно в момент срабатывания защиты - записи нет.
Линейщики, к слову, следов перекрытия на поросль не нашли. Ну, ещё бы, хотя это были 90-ые, тогда врали/скрывали поменьше всё-таки.
Коротко говоря, надо хорошо продумывать, как будут работать источники оперативного тока именно в моменты, когда это нужно - в момент аварии. Я видел схему МТЗ с питанием от переменного напряжения (не выпрямленного, не БПК). Схема самодельная, но я знаю этого человека, он потом делал профессиональную карьеру, кажется, и сейчас работает.