Re: Схема РПР
есть ТН на шинах, может с одним из них зарезервировать один из линейных ТНов
на данный момент резервирование цепей ТН такое, что ТН на первой шине резервируется с ТН на второй шине 330 кВ, а первый линейный ТН со вторым линейным
Форум посвящен вопросам релейной защиты и автоматики (РЗА). Обмену опытом и общению релейщиков. |
Вы не вошли. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вы интересуетесь релейной защитой и реле, то подписывайтесь на мой канал
Советы бывалого релейщика → Трансформаторы тока (ТТ), напряжения (ТН) и их вторичные цепи → Схема РПР
есть ТН на шинах, может с одним из них зарезервировать один из линейных ТНов
на данный момент резервирование цепей ТН такое, что ТН на первой шине резервируется с ТН на второй шине 330 кВ, а первый линейный ТН со вторым линейным
Теперь вопрос переходит в другую плоскость: способы перевода цепей напряжения АТ на альтернативные ТН. вот только что понимать под "шинами"? Скорее всего, в применении к схеме "четырехугольника" (схема 7) речь идет об ошиновке АТ (или трансформатора). С такими сталкивался на подстанциях 220 кВ. Перевод выполняется только оперативными средствами. Переключатель переводит свои цепи напряжения на какой-то линейный ТН, а где-то - и с правом выбора, на какой конкретно. Но РПР в данном случае - явная бессмыслица. Они применяются в тех случаях, когда идет переключение присоединений с одной системы сборных шин на другую. Там действительно довольно заморочно переводить каждое присоединение на ТН другой системы шин посредством переключателей. Хотя есть у меня одна старая подстанция, где именно таким путем выполняется перевод. Шесть или семь линий 110 кВ (точно не припомню) - двенадцать или четырнадцать переключателей, к тому же разбросанных по двум залам.
действительно довольно заморочно переводить каждое присоединение на ТН другой системы шин посредством переключателей. Хотя есть у меня одна старая подстанция, где именно таким путем выполняется перевод.
В Беларуси такое практикуется в последнее десятилетие. Основание - ненадёжные КСА разъединителей.
Но мне это не нравится. Где-то есть требование (не помню документ), что для РУ с двойной системой шин при переводе присоединения с одной СШ на другую соответствующее переключение цепей напряжения должно выполняться автоматически. Видимо, для исключения ошибок
Что лучше - ненадежность КСА или ошибки персонала при лишних операциях оперативными элементами?
За 10 лет работы мастером МСРЗАИ довел практически до идеального состояния и ЭМБ, и другие вещи, связанные с КСА разъединителей. Когда пришел - все было таким красивым, таким зеленым (в смысле контактов 30 - 40 летней давности). Воспользовался приличной системой распределения обязанностей между МСРЗАИ и участком ремонта (аналог службы подстанций), поддерживаемой начальником электроцеха. Мое - состояние контакта (после каждого техобслуживания должны блестеть, как что-то у кота). Ответственность участка ремонта - качество тяг и соответствие положений КСА первичным контактам. НЭЦ, увидав мое рвение, отменил все дозволенные средства обхода блокировки по разрешению вышестоящего руководителя (на то время это было его компетенцией). Чуть что - "вызывайте Дорохина", никаких разрешений на переключения с выведенной блокировкой не давал. Ночь-заполночь, телефона у меня в то время не было, присылали машину. А там уж или свои контакты нашел, или перенаправляю на первичников. Диспетчера были недовольны, но дело сделано, и по сей день, уж лет 15 после моего ухода система работает.
А на тему замены КСА оперативными элементами - не так давно (в историческом плане) был погашен крупнейший жилой массив в Краснодаре. Релейщики электросетей, не надеясь на состояние КСА, решили заменить их накладками. Дежурные и лопухнулись. Досталось всем: и дежурным, и релейщикам, и ОМТС. Все детали с ходу не вспомню, но это за объем сообщения Форума выходит.
Применяются ли реле-повторители для резервирования двух линейных ТН ВЛ 330 кВ для первичной схемы четырехугольник?
Может кто сталкивался с данным резервированием.
Нет, из-за отсутствия смысла. РПР необходимы в том случае, когда может измениться фиксация присоединения относительно той или другой СШ и возникает необходимость переключения цепей напряжения присоединения на другой ТН. Два линейных ТН жёстко зафиксированы за одним присоединением.
есть ТН на шинах, может с одним из них зарезервировать один из линейных ТНов
на данный момент резервирование цепей ТН такое, что ТН на первой шине резервируется с ТН на второй шине 330 кВ, а первый линейный ТН со вторым линейным
Два линейных ТН ОБЯЗАНЫ иметь между собой резервирование. Другими словами, часть защит линии и автоматики запитаны от одного ТН линии, другая часть – от второго ТН линии. При неисправности любого из линейных ТН, его нагрузка ОПЕРАТИВНО переключается на резервный линейный ТН. Автоматическое переключение, типа АВР, если склероз не изменяет, запрещено.
Не во всех случаях резервирование линейных ТН между собой будет эффективным. Иногда необходим перевод нагрузки любого из линейных ТН на ТН шин. Именно так выполняются схемы организации цепей переменного напряжения на АЭС. Любой потребитель любого линейного ТН может быть оперативно переключен на другой ТН линии или на хотя бы один из ТН шин.
Цепи напряжения защит АТ лучше всего резервировать между двух ТН шин.
Переключатель переводит свои цепи напряжения на какой-то линейный ТН
Не самое лучшее решение. Нужно избегать переводов цепей напряжения на ТН другой линии – вероятность отключения линии несоизмеримо выше, чем шин или АТ, опять же возможен цикл ОАПВ на линии, от которого резервным защитам АТ будет не совсем хорошо.
Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб. |
Тем не менее, такие проектные решения на наших объектах встречал. Правда, без ОАПВ. Насколько помню - ПС 220/110 Восточная вблизи Новороссийска. хотя могу и ошибиться. Но в любом случае перевод цепей напряжения на ТН смежной линии - ущербное решение (http://dororz.ru/cons_9.htm). ДЗ выводить при этом приходится, а где-то и жертвовать направленностью ТНЗНП.
Проекты делают люди, людям свойственно ошибаться. Поэтому, любое решение кто-то должен проверять.
Мое - состояние контакта (после каждого техобслуживания должны блестеть, как что-то у кота). Ответственность участка ремонта - качество тяг и соответствие положений КСА первичным контактам
Взяли на себя чистку БК.. По типовому положению о СРЗА - чистота и регулировка КСА за первичниками. Так можно их совсем заменить, они только красить оборудование будут. И так приходится им неисправности приводов пальцем показывать и учить регулировать. Большинство умеют только красить и мазать изоляторы смазкой. Одна надежда на мастеров с опытом.
Основание - ненадёжные КСА разъединителей.
Но мне это не нравится.
Новенькие КСА новеньких разъединителей в первую же зиму отказали даже при наличии работающего обогрева. Снижение температуры уже до +7- +10 градусов приводило к искривлению пластика корпусов БК и их заклиниванию. Такое вот российское оборудование... Советские надёжнее работали. Только это не основание для проигрыша тендера подобным оборудованием. По бумагам-то оно отлично сделано.
приводило к искривлению пластика корпусов БК и их заклиниванию
Сергей, тип разъединителей с некачественными КСА не скажете (чтобы знать, чего не следует покупать)? Может, подделка? Часто бывает, что у ненадёжного поставщика по дешёвке покупают что-нибудь "китайское".
Мне как-то доводилось налаживать привода с герконовыми КСА типа ПУ Великолукского завода, так они на морозе вели себя нормально.
Большинство умеют только красить и мазать изоляторы смазкой.
Бывают и у первичников ребята толковые, с желанием работать. Но они обычно быстро уходят на повышение.
Вообще, если конструкция разъединителя позволяет его хорошо отрегулировать и сохранить эту регулировку хотя бы до следующего кап. ремонта, то проблемы с КСА практически отсутствуют. Зачастую плохая регулировка остаётся после наладки, а в эксплуатации либо не умеют, либо не хотят, либо просто нет времени этим заниматься. Любая регулировка - это кропотливая, требующая много терпения и времени работа.
привода с герконовыми КСА
Герконы вообще не имеют права на существование. На тавридовских вакуумниках (когда они ставили герконы) всю кровь эти герконы выпили. Потом, когда стали немецкие ставить, стало полегче. Переход с немецких герконов на "микрики" прошёл незаметно. Резкого изменения качества не произошло. Но то немецкие герконы..
тип разъединителей с некачественными КСА не скажет
РПД-110-1600 с приводом ПМН-110.
Бывают и у первичников ребята толковые, с желанием работать. Но они обычно быстро уходят на повышение.
Или ещё куда. А остаются в основном те, что остаются. В итоге все вопросы регулировок тянут на себе 2-3 человека.
doro и Bogatikov спасибо за разъяснения по поводу РПР.
Теперь вопрос переходит в другую плоскость: способы перевода цепей напряжения АТ на альтернативные ТН. вот только что понимать под "шинами"? Скорее всего, в применении к схеме "четырехугольника" (схема 7) речь идет об ошиновке АТ (или трансформатора).
Все верно, речь об ошиновках. Цепи напряжения защит АТ и Т, как пишет Bogatikov, резервируются между шинными ТН.
Два линейных ТН ОБЯЗАНЫ иметь между собой резервирование. Другими словами, часть защит линии и автоматики запитаны от одного ТН линии, другая часть – от второго ТН линии.
Линейные ТН именно так и будут резервироваться. На счет разделения защит линии между двумя линейными ТН: оставлю основные защиты в нормальном режиме питать с одного ТН, а резервные с другого.
Не во всех случаях резервирование линейных ТН между собой будет эффективным. Иногда необходим перевод нагрузки любого из линейных ТН на ТН шин. Именно так выполняются схемы организации цепей переменного напряжения на АЭС.
В моем случае это ГЭС, а точнее Зеленчукская ГЭС-ГАЭС.
Ээээ, так в этом случае нужно не Bogatikov на Форуме спрашивать, а Е.В. Богатикова в ОДУ Юга.
И еще воспоминания о надежности приводов. На упомянутой мной ТЭЦ в середине 90-х годов заменили древнейшие приводы разъединителей 110 кВ на современные АББ, сделанные, правда, на Урале. И где деньги на это взяли в то время? Релейщикам понравились, а первичники вообще были в восторге: ничего ремонтировать, регулировать не нужно. И, главное, при каждом ТО не нужно менять опорные изоляторы. Но до одного случая: при вводе в работу ячейки ОРУ-110 выявился один неприятный дефект: нет контакта КСА, отказ блокировки, нет возможности ввести в работу систему шин. Хорошо, хоть в конце рабочего дня выявилось. И самое неприятное в этом было, что приводы оказались практически неремонтопригодными с расчетом на шведскую надежность. Повезло, что мой монтер (впоследствии пошел куда выше) ездил на старом Порше, который собрал из металлолома, и в наборе инструмента нашел тот недостающий ключ, о существовании которого никто из нас не подозревал. Иначе бы система шин еще неделю стояла бы выведенной. Но ничего, ремонтники справились с задержкой ввода всего лишь часа на 4.
Ээээ, так в этом случае нужно не Bogatikov на Форуме спрашивать, а Е.В. Богатикова в ОДУ Юга.
Евгений Георгиевич (если позволите)
уже год как на форуме и, естественно, видел и ваши сообщения и сообщения Богатикова, но месяца три назад произошел интересный случай. В ходе обсуждения с Экрой шкафов защит по той же Зеленчукской ГЭС-ГАЭС, мне порекомендовали связаться со специалистом из ОДУ Юга. На вопрос с кем, указали на Богатикова Е. В. ).
Мир тесен.
Перевод выполняется только оперативными средствами.
Для схемы "трансформаторы-шины" да, а вот для схем "треугольник", "четырехугольник" (без шинных ТН), "полуторная" помимо оперативного переключения вроде используются реле переключения ЦН в зависимости от положения выключателей.
В моем случае для схемы "четырехугольник" с ТН на шинах перевод цепей будет только через переключатель.
используются реле переключения ЦН в зависимости от положения выключателей
Что это такое и с чем его едят? Никаких дополнительных реле для переключения защит не используется. Это нонсенс. Контроль положения коммутационных аппаратов (выключатели, их разъединители) используются только в схемах резервирования цепей контроля синхронизма выключателя. Например, у меня на АЭС один из выключателей синхронизируется с напряжением 24 кВ блока, на 500 кВ ТН отсутствует. При выводе в ремонт блока мне необходимо вручную перевести контроли на разомкнутый треугольник ТН другой системы шин. Если я не перевожу цепи вручную, схема сама, автоматически по факту отключенного положения выключателя и его разъединителей переключит контроли КС на этот резервный ТН.
Я не утверждаю, а всего лишь интересуюсь, может кто сталкивался с этим. Просто возникает вопрос для чего тогда данные реле упоминаются в типовых материалах для проектирования по схемам вторичных цепей ТН 6-10 кВ и выше (см. вложение). Я это понимал как автоматический перевод ЦН в помощью блок-контактов выключателя. Разве так не делают?
С такой схемой в свое время (лет тридцать назад, когда и приведенная схема была разработана) на ПС 220 кВ Шепси. Там ОРУ-220 на то время была выполнена по схеме недоделанного четырехугольника (или навороченный треугольник). В то время на таких объектах не предусматривался ТН АТ на стороне ВН. Или цепи напряжения брались на стороне НН (ТН жестко привязан к АТ), или подключалась по приведенной схеме к одному из линейных ТН. За год-два до этого на ПС Псоу с такой же схемой "недоделанный четырехугольник" защиты АТ обошлись ТН НН, без линейных ТН 220. Но там в качестве резервной защиты АТ использовалась защита обратной последовательности с приставкой для симметричных КЗ МТЗ с блокировкой по напряжению. А на Шепси - полноценная на то время ДЗ (сейчас покруче будут). 1983 г. - как раз в промежутке между проектами двух объектов. Не лучшее решение, но для тех условий (без ТН на стороне ВН АТ) - единственное.
Интересуют мнения по внешней блокировке дистанционной защиты в составе МП терминала от РПР:
1. Нужно ли выполнять такую блокировку при наличии в терминале функции блокировки при неисправности цепей напряжения?
2. Если да, то какая схема предпочтительнее:
а) блокирование при снятии сигнала от двух параллельно включенных замыкающих контактов РПР;
б) блокирование при подаче сигнала от двух последовательно включенных размыкающих контактов РПР.
Нужно ли выполнять такую блокировку при наличии в терминале функции блокировки при неисправности цепей напряжения
Мы никогда не делали.
А я вот делал по схеме а, заводил на вход функции контроля неисправности цепей напряжения вместо блок-контакта автоматического выключателя. Получалось аналогично старым типовым схемам, где замыкающими контактами РПР подавался оперативный ток на защиту. Но теперь подумал, что это, возможно, неправильно, так как если делать по аналогии с блок-контактом автомата, то надо заводить контакты РПР по схеме б. Тогда при обрыве блокирующей цепи дистанционная защита не будет ложно выведена из работы. А уж если многие вообще такой блокировки не делают, то тем более схема б лучше, от неё меньше вреда.
Вадим, спасибо за отклик.
Советы бывалого релейщика → Трансформаторы тока (ТТ), напряжения (ТН) и их вторичные цепи → Схема РПР
Форум работает на PunBB, при поддержке Informer Technologies, Inc