St. пишет:. Он говорит что при кз вблизи генератора, напряжение там падает до нуля, а следовательно и нагрузка тоже, значит противодействующий момент также становится равным нулю.
На мой взгляд, здесь путается причина со следствием: напряжение действительно падает до нуля, но причиной торможения/ускорения являются процессы, где оно не фигурирует как независимый параметр. В принципе, в #2, правильно написано.
Причина - у генератора в основном индуктивное сопротивление.
Магнитный поток обмотки возбуждения Ф·e^jwt, вращаясь, создает ЭДС в статоре -jw*Ф·e^jwt, отстающую на 90° от потока. Ток в цепи статора отстает от ЭДС на некоторый угол. Он делится на 2 составляющие: активную и реактивную.
Активный ток создает магнитный поток, совпадающий с ЭДС, (т.е. фаза -90° - т.н. поперечный поток реакции). Он, взаимодействуя с током обмотки возбуждения (правило левой руки), вызывает собственно торможение ротора.
Реактивный ток, в случае индуктивной нагрузки, отстает от ЭДС еще на 90°, и оказывается, таким образом в противофазе с потоком возбуждения, ослабляя, таким образом, общий магнитный поток в зазоре Ф и общую величину (модуль) ЭДС (т.н. продольный размагничивающий поток реакции). Для его компенсации необходимо наращивание тока возбуждения. Торможения продольный поток не вызывает (опять же см. правило левой руки).
Так вот, в случае, когда активное сопротивление цепи очень мало (а в случае КЗ возле генератора это вполне может быть так -Х/R может доходить до 100), активная составляющая тока тоже будет очень мала, несмотря на то, что общий ток будет большим. => мал будет создаваемый им поперечный поток реакции, который может вызвать торможение, и генератор начнет ускоряться.