1

Тема: Техучеба персонала без отрыва от производства

Добрый день!В силу определенных обстоятельств предстоит организовать техучебу своему персоналу без отрыва от производства.До этого техучеба не проводилась,нет ни программ, ни примерного перечня вопросов.В эксплуатации находятся РЗ на базе как ЭМ так и МП(в основном продукция Радиус-Автоматика).Персонал имеет среднюю подготовку в ЭМ и никакую в области МП.У кого есть программы и/или перечень вопросов -просьба поделится бесценным опытом.

2

Re: Техучеба персонала без отрыва от производства

То есть, обучение непосредственно в службе? И это - служба РЗА? Вообще-то это не особо легитимно, нужно с какой-то периодичностью проходить обучение в специализированных учебных центрах (хотя и это во многих случаях является "залипухой").
Примерно представляю, о чем идет речь. Последние пару лет обучение персонала - мое основное направление профессиональной деятельности. Также прекрасно понимаю, что в этом формате прибавки к пенсии не получу. Но тема интересна в творческом плане. Так что давайте для начала - перечень аппаратуры, по которой хотите получить разъяснения. ЭПЗ-1636, ДФЗ-201, ряд МПУРЗА есть неплохие наработки. Но нужны, в первую очередь, Ваши конкретные потребности. Отправлю, допустим, к компонентам своих книг. А там попробуй разберись, где здесь салат, а где редис.

3

Re: Техучеба персонала без отрыва от производства

А что сложного? У нас такое проводится, но для оперативников. Так сказать ЛИКБЕЗ:)
Рассказываешь про назначение устройства, основные составляющие, принципы действия и так далее. Затем обратный опрос на понимание материала.
В Вашем случае тоже самое, только глубже. Добавляются функционально-логические схемы, инструкция по техническому обслуживанию и т.д. Сначала самостоятельно рассказываешь, объясняешь, пальцем водишь, затем принимаешь экзамен. Результатом такого экзамена может быть право сотрудника единолично обслуживать данное УРЗА.

А курсы повышения квалификации Вы должны посещать, если память не изменяет, 1 раз в 3 года. Это с отрывом от производства в специализированные уполномоченные центры.
Профессиональная переподготовка еще есть, но с ней не сталкивался. Там обучение более 500 часов должно быть...

4

Re: Техучеба персонала без отрыва от производства

Так давайте ЛИКБЕЗ отделять от конкректной подготовки. Оба компонента я потяну. Так что давайте конкретные вопросы по конкректным темам.

5

Re: Техучеба персонала без отрыва от производства

Да,это служба РЗА,обучение внутри службы своими силами(моими). Техучебу(или ликбез,что более подходит как определение) организую по причине принятия нового персонала(бывших студентов) и одновременно попытаюсь подтянуть уровень старого персонала(преимущественно предпенсионного возраста), тк реально некого послать на выезд.Кадры решают все...Пока делаю наброски учебного плана.
Евгений Георгиевич,был на курсах по ЭПЗ1636 в Ессентуках в 2011,с Вами пообщаться лично не удалось,но весь лекционный материал у меня сохранен.Планирую этой панелью закончить обучение,тк остальные уже значительно сложнее.Из Ваших книг есть "Основы эксплуатации РЗиА".С радостью погружусь в "компоненты".

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Техучеба персонала без отрыва от производства

Все равно без курсового обучения нужный результат получить сложно. Ежедневная суета не позволяет сосредоточиться на учебе. Я в свое время на ТЭЦ пришел, имея 17 лет наладочного стажа. Некоторые проблемы вызвала адаптация к условиям эксплуатации после наладочной вольницы. И бригада формировалась практически с нуля. Только сочетание курсового обучения (спасибо руководству, пошло навстречу) и повседневной работы на местах дало результат. Да и то не для всех. Кто хотел познать и освоить, тому и удалось. До сих пор одного бывшего монтера из моей бригады (позже ушел в сервисную организацию) не отпускают на пенсию. А он года на два постарше меня.
Кстати, вспомните те же курсы в Ессентуках. А.В. Богдан, который ведет теоретическую часть, не ограничивается ЭПЗ-1636. У него хорошая подборка материалов по разным направлениям РЗА.

7

Re: Техучеба персонала без отрыва от производства

Отправить на курсы есть возможность только одного человека со службы в год(да и то не всегда),а работать надо сейчас.Богдан(большой ему привет,разъяснил мне причины феррорезонанса) поделился своей электронной библиотекой.Накидал примерный план занятий.

Post's attachments

ТехУчеба.План.docx 13.78 Кб, 26 скачиваний с 2015-06-12 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

8 (2015-06-12 18:00:34 отредактировано doro)

Re: Техучеба персонала без отрыва от производства

Материалы Александра Владимировича мне в подборке очень нравятся. Хотя он и чистый теоретик, не раз давал направление в расследовании чисто практических проблем. Скучает человек. Основная направленность - релейная защита, а работает в непрофильном ВУЗе завкафедрой даже не электротехники, а энергетики (включая котельные и тепловые сети). Вот на курсах и выкладывается по полной программе по любимой теме.
По поводу Вашей программы обучения. В целом система есть, но в первом приближении в п. 16 (Защита шин. Ближнее и дальнее резервирование) запряжены в одну упряжку две совершенно разные темы. На днях в личку отправлю свои соображения по другим элементам (думаю, что многословные детали на Форуме вряд ли кому будут интересны).

9

Re: Техучеба персонала без отрыва от производства

doro пишет:

детали на Форуме вряд ли кому будут интересны).

Ну почему же.

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

10 (2015-06-13 12:30:37 отредактировано doro)

Re: Техучеба персонала без отрыва от производства

Если эта тема представляет общий интерес, можно развить и здесь с надеждой на поддержку форумчан.
Начнем с последнего вопроса: меры безопасности при работе во вторичных цепях. И последнее издание МПОТ, и предыдущее не отличаются особой системностью, особенно в части вторичных цепей. Но против циркуляра интеллект бессилен. И из нормативного документа слова не выкинешь. Комиссия по проверке знаний, если в ней главным дирижером не является непосредственный руководитель, будет пытать экзаменуемого не по духу, а по букве нормативного документа. И Ваша задача – довести своих работников до полноценного понимания как нормативных документов, так и практического их применения. Организационные мероприятия – так нужно до автоматизма доводить их выполнение. А в части технических работник должен понимать всю систему взаимодействия и опасности каждой операции. Необходимо четко и осознанно понимать, какое напряжение возникает на разомкнутой вторичной обмотке трансформатора тока. Какую опасность представляет отсутствие видимого разрыва во вторичных цепях ТН при работе во вторичных цепях с одновременной работе первичников на основном оборудовании. Какую опасность представляет нижняя обкладка конденсатора связи при разрыве цепи через ШОН или фильтр присоединения. Современные писатели нормативных документов особо об этом представление имеют слабое, а непосредственный руководитель, проводящий техучебу, должен помнить, что в случае чего может себе и производственную биографию исполнить, и получить инфаркт (инсульт в зависимости от конкретных предрасположенностей), если гибнет его подчиненный, зачастую – лучший.
И как Вы будете родителям, вдове и сиротам сообщать печальную весть? Пожалуй, последний фактор, как никакой иной заставляет задуматься об обязательности разумного соблюдения мер безопасности.

11

Re: Техучеба персонала без отрыва от производства

doro,полностью согласен-насмотрелся,да и сам влетал неоднократно(учился методом проб и ошибок).Я надеюсь,что совместными усилиями напишем нормальный план занятий.

12

Re: Техучеба персонала без отрыва от производства

Что-то тема подзаглохла.Немного скорректировал план.

Post's attachments

ТехУчеба.План.docx 13.98 Кб, 19 скачиваний с 2015-06-16 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

13

Re: Техучеба персонала без отрыва от производства

Давайте немного поработаем над этой версией.
1 Общие понятия о РЗ(назначение, общие требования). Это, пожалуй, лучше посмотреть то ли в моей книге для оперативного персонала, то ли у меня на сайте (http://dororz.ru/gi_1_1.htm). Не впервой доводится разжевывать элементарные понятия для людей, не имеющих понятия об релейной защите.
2 Условные обозначения на чертежах. Виды схем в энергетике.  Работа со схемами. Отличие обозначений и наименований элементов  по разным ГОСТам.
Здесь, пожалуй, лучше обратиться к книге Камнева "Чтение схем и чертежей...", достоверно не помню. Но из своей молодой наладочной биографии. Пришел в наладку после довольно приличного учебного заведения - энергофак Харьковского политеха, немало страниц моего сайта ему посвящены. И смотрел как на Бога на одного из моих старших коллег по работе В.С. Сычева, который в качестве шабашки (да какая шабашка в 1975 году? - за бутылку) из проектной принципиальной схемы сделал монтажную. А ведь это было обязанностью если не проектной, то уж эксплуатирующей организации. Ну не готовы выпускники  ВУЗов работать со схемами, как и я не был готов к этому 40 лет назад. По этому поводу дрессировать и дрессировать молодых специалистов. Старые спецы в этом плане куда сильнее, чем молодежь.
Далее, пожалуй, на Форуме отпишусь на эту тему при появении какой-то активности форумчан. Не будет - перейдем в личку.

14

Re: Техучеба персонала без отрыва от производства

К стыду своему Вашу книгу для оперативного персонала не читал.Глянул инфу по ссылке-то,что надо,коротко и ясно.Из Камнева начал делать выборку материала.

15 (2015-06-24 06:41:47 отредактировано doro)

Re: Техучеба персонала без отрыва от производства

Сегодня (собственно, как вчера, завтра и послезавтра) участвую в качестве судьи предварительных соревнований одного из подразделений Россетей. Дозированная имитация неисправностей защиты ЭПЗ-1636. Уровень команд существенно различается. Первоначально - доклад оперативного персонала. Где-то квалифицированный, где-то не очень. Затем релейщики по осциллограмме разбираются в правильности работы защит. Лидеры сначала по бумажке посчитали расчетное сопротивление КЗ, затем по наводке подтвердили свои расчеты с помощью программных средств. Аутсайдеры при той же наводке с трудом с прграммными средствами справились, о расчете на бумажке речь вообще не шла.
Так что прошу в качестве подготовки подключить элемент анализа аварийных событий: предварительный анализ по докладу ДЭМ ОВБ (или дежурного подстанции), рассмотрение и анализ аварийных осциллограмм, выезд на место события, выдача заключения о причине события и составление программы противоаварийной проверки.
Вряд ли меня заподозрят в разглашении коммерческой тайны. Каждая команда - новая вводная. Завтра за час до очередного этапа соревнований готовлю очередную гадость. Какую - не знает до поры до времени и главный судья этапа соревнований. А по окончании опубликую главные компоненты моих извращений.

16 (2015-06-24 13:43:42 отредактировано Каа 87)

Re: Техучеба персонала без отрыва от производства

Продолжаю совершенствовать план.Включил замечания от doro. По пункту 23 Регистрация аварийных процессов. Методы анализа осциллограмм требуется помощь-сам этой темой владею слабо.

Post's attachments

ТехУчеба.План.docx 14.32 Кб, 21 скачиваний с 2015-06-24 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

17

Re: Техучеба персонала без отрыва от производства

Я бы ещё часы проставил