Re: Синхронизация и (или) контроль синхронизма
Непосредственно на вводе 10 кВ ТН не предусмотрен?
Форум посвящен вопросам релейной защиты и автоматики (РЗА). Обмену опытом и общению релейщиков. |
Вы не вошли. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вы интересуетесь релейной защитой и реле, то подписывайтесь на мой канал
Советы бывалого релейщика → Студенческий Раздел → Синхронизация и (или) контроль синхронизма
Непосредственно на вводе 10 кВ ТН не предусмотрен?
к предыдущему посту: а если 110 и 220 отключены, откуда там напряжение на шинном мосту? получается 1 выключатель включаем все-равно в слепую, а на 2 ловим синхронизм
Непосредственно на вводе 10 кВ ТН не предусмотрен?
в том и дело, что нет
Тогда это всё очень странно.
Посмотрели, в старых схемах на электромеханике так и сделано.
Сделано через шинный ТН?
Добрый день. Что-то я запутался при проверке реле РН-55 (уставка 30град). Угол срабатывания проверяется так: подаем два напряжения с углом 0 (контакт, разрешающий выключателю включаться, замкнут). Далее увеличиваем угол одного из напряжений (т.е. идем от 0 к 30), пока контакт не разомкнется - это и будет угол срабатывания? Или угол срабатывания, это замыкание данного контакта при уменьшении угла, допустим, от 50 до 30?
Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб. |
Второе решение (снижение угла) более правильно (то есть, идет сближение векторов). Если принять за уставку размыкание контакта, можем нарваться на неприятности типа: пока отработает вся схема, включая включение выключателя, векторы могут разбежаться до недопустимого значения.
Но сколько схем АПВ с контролем синхронизма, столько и решений.
При совпадении углов магнитная система неподвижна. Нужно плавно увеличивать угол, причем два раза. Сначала на одной обмотке, затем на другой. При рабочей уставке реле должно размыкать контакт (срабатывать). Во вложении фрагмент из "Реле защиты", Алексеев, Варганов
Дополнил цитатой из Справочника по наладке под ред. Мусаэляна.
Да, но в этом фрагменте не указывается, в какую сторону изменять угол: увеличения или уменьшения.
Нашел такие цитаты из книг:
1. "После определения углов срабатывания и возврата реле проверяется коэффициент возврата, который должен быть не менее 0,8" (т.е. это реле максимального действия).
2. "Определив угол зоны несрабатывания реле и разделив его на два, получим угол срабатывания реле" (Методические указания по наладке реле контроля синхронизма РН-55)
Получается, в протокол заносим результаты при изменении углов от 0 до 40.
Но сколько схем АПВ с контролем синхронизма, столько и решений.
Это точно! Но все-таки уточнил фрагментом из Мусаэляна.
Да, реле максимальное, т.к. срабатывает при увеличении МДС. Так и в классической книжке "Реле защиты" написано. Мне кажется, достаточно указать в протоколе, что именно вы при наладке понимали под срабатыванием (увеличение угла или уменьшение). И сравните это с тем, что предполагали люди, рассчитывающие уставки :) Вот, например, при изменении угла от 0 до 360, при настройке РН55 по шкале на 30 градусов, реле сначала сработает (примерно при 30 град. по шкале), потом будет находиться в положении срабатывания до снижения угла до угла возврата (примерно 360-(0,8х30)=336 градусов). Зона, когда реле в положении несрабатывания (и разрешает включение выключателя) равна 30+24=54 градуса.
В упомянутой литературе нет четких разъяснений, что понимать под коэффициентом возврата: Кв по углу или по разнице напряжений между векторами, приведенными к одному напряжению. Нет этого и в самой классической книге, посвященной АПВ: Богорад А.М., Назаров Ю.Г.. АПВ в энергосистемах.- М.Энергия,1969
Методические указания по наладке реле контроля синхронизма РН-55
хоть и является нормативным документом, но там тоже разъяснений нет.
Мое мнение остается прежним: под углом срабатывания подразумевается угол, при котором происходит замыкание размыкающего контакта. Реле предлагаю считать минимальным.
Постараюсь пообщаться на эту тему с корифеями (кто-нибудь да будет на выставке ЭлСетиРоссии). Но вряд ли кто из ныне живущих вспомнит историю происхождения недоумения.
А если о практическом использовании темы - обратитесь к организации, выдавшей параметры настройки РЗА, что они понимают под углом блокировки: замыкание или размыкание контакта в схеме контроля синхронизма? Иногда этот угол берется от "фонаря", но бывают и иные случаи, когда за каждый градус нужно бороться.
Впрочем, если указан не минимальный угол, скорее всего "от фонаря".
Что-то не даёт мне считать РН55 реле минимального напряжения. Т.е. нормально оно находится в положении, когда якорь притянут, замкнуты левые контакты? Но ведь это не только не так, но и не может быть так - реле явно не рассчитано на длительное нахождение в положении срабатывания, и его ждёт (вернее, ждала бы) печальная судьба РТ40,0,2, включенного на ток от ШОН.
Относительно "каждого градуса ..." у меня большие сомнения, Е.Г. Однажды (лет 20 тому назад, пожалуй) попытался выяснить, откуда взялась уставка реле времени АПВУС 2,4 с. Кажется, я не говорил только с главным диспетчером :) (ну, тогда был настырнее, чем теперь). В общем, "так исторически сложилось" ... Так и уставка 40 град на РКС ... К тому же традиционные в те времена средства (ВАФ-85 и установки УПЗ-2 и У5053) не позволяли настроить реле действительно "по углу". Настраивали при однофазном питании, как и рекомендовано в справочнике под ред. Мусаэляна. Сейчас, возможно, от РЕТОМ или подобных синтезаторов, можно настроить и точнее. Подавая напряжение в обмотку напяжения и ток - в обмотку тока от ШОН. Помнится, было информационное письмо, призывающее настраивать по действительному углу между НС, т.е. учитывать, что ТОН - источник тока, а шкала на заводе откалибрована при подаче напряжений. Эта же методика изложена в книжке М.Л. Голубева "АПВ в распределительных сетях". Методика сложная, на мой взгляд, хотя с применением современных фазоиндикаторов, возможно, всё получится легче (только вот ток от ТОН не очень-то синусоидальный, и как на него отреагируют эти приборы - ещё вопрос). ВАФ-А плохо измеряет такие напряжения. Повторюсь, задание уставок по типу "ну, всегда так было", отбивает желание настраивать реле точнее - А зачем? Настроили по однофазной схеме, выравняли модули токов в обмотках - и всё.
Т.е. нормально оно находится в положении, когда якорь притянут, замкнуты левые контакты?
Нет, длительное состояние в таком положении не рассматривается. Рассматривается положение в состоянии, предшествующем исполнению своих обязанностей (разрешение на АПВ или оперативное включение посредством устройства, функции АПВ).
Мое мнение остается прежним: под углом срабатывания подразумевается угол, при котором происходит замыкание размыкающего контакта. Реле предлагаю считать минимальным.
Логика в этом есть.
Ввиду закольцованности сети, реле КС предназначено в основном для автоматического включения второго конца линии после ее опробования, не надо "улавливать" синхронизм, он либо есть, либо... АПВ неуспешное.
Реле КС будет вести себя таким образом. Линия включена, реле КС находится в не сработанном состоянии. Отключилась, есть ННШ+ОНЛ - с обеих сторон реле КС дернулось. Произвели АПВ с одной стороны - реле КС придется возвратиться.
Но методика проверки есть, деваться некуда. Проверяем по методике уставку на срабатывание.
Впрочем, если указан не минимальный угол, скорее всего "от фонаря".
Ввиду закольцованности сети, реле КС предназначено в основном для автоматического включения второго конца линии после ее опробования, не надо "улавливать" синхронизм, он либо есть, либо... АПВ неуспешное.
Пожалуй, здесь интересы связаны.
Логика в этом есть.
Ввиду закольцованности сети, реле КС предназначено в основном для автоматического включения второго конца линии после ее опробования, не надо "улавливать" синхронизм, он либо есть, либо... АПВ неуспешное.
Реле КС будет вести себя таким образом. Линия включена, реле КС находится в не сработанном состоянии. Отключилась, есть ННШ+ОНЛ - с обеих сторон реле КС дернулось. Произвели АПВ с одной стороны - реле КС придется возвратиться.
Но методика проверки есть, деваться некуда. Проверяем по методике уставку на срабатывание.
Реле напряжения ... оно электромагнитное, оно нас не слышит. Оно на результирующую НС регирует. Человеку свойственно "очеловечивать" окружающее, а релейщики - несомненно, люди. Я это к тому, что не так уж редко именно в кольцевых схемах из-за большого электрического угла передачи реле КС (или реле блокировки несинхронного включения в схеме ручной точной синхронизации на станциях) отказывает. Потому что о реально синхронной работе энергосистемы реле не знает, а небаланс в магнитной системе есть (разное напряжение и по модулю, и по углу попадает в обмотки реле).
Это же касается и работы схемы. Вот отключение ВЛ произошло, конец, где АПВ КОНЛ, по факту того, что реле КНЛ отпало, пускает (собирает цепь запуска) реле времени в РПВ 58. Идёт выдержка времени АПВ, и реле действует на включение выключателя, напряжение на ВЛ подано. Есть синхронное состояние, нет синхронного состояния - напряжение на ВЛ есть. Предположим, напряжения всё-таки несинхронны, но реле РКС, повторяю, реагирует на напряжение, а не на слова. Небаланс (для простоты - угол) меньше уставки возврата - якорь возвращается, замыкаюся правые контакты. Скольжение есть, предположим, но реле всё ещё в положении несрабатывания, до уставки в пресловутые 40 град. Если выдержка времени РВ в составе РПВ58 меньше этого времени, т.е. проходит раньше, чем реле РКС вернётся - РПВ подействует на включение. Но выключатель включается не мгновенно (особенно баковый масляный или воздушный, или маломасляный с пружинным приводом), и к моменту замыкания главных контактов угол ещё увеличился. И вполне может выйти за допустимые пределы (70 град.)
В общем, "чтобы стоять, нам нужно держаться корней" (почти, как у классика).
Скольжение есть, предположим...
Есть мнение, что при АПВ с КС скольжения быть не должно. В замкнутых, кольцевых сетях в пределах одной энергосистемы это вполне соблюдается. Вот на межсистемных линиях не так, но ведь там и АПВ с УС должно действовать.
Ну, если бы знать, нарушится синхронизм в этом сечении или нет при КЗ и последующем отключении линии. Особенно в ремонтной схеме, когда параллельная линия отключена (особенно, если эта параллельная связь - единственная). Зачем, кстати, тогда АПВКС вообще, если "скольжения быть не должно"? Синхронизм может нарушиться, это возможно, хотя и не обязательно произойдёт. Напомню, стандартное решение - АПВКС (АПВОС, если угодно). Это было и в типовых блоках автоматики БА-189-76 по проектам ЭСП, и в терминалах ЭКРА до 2013 г. АПВУС на линиях 220 кВ - это "доработка", модернизация типовой схемы. Работа схемы с одним реле контроля синхронизма описана в электротехническом справочнике под ред. Грудинского, изд. 1975 г., т.2. Больше нигде такого не встречал, везде описывается схема АПВУС Белглавэнерго (Белоруссэнерго) с двумя РКС.
Если серьезно, то уставки паузы АПВКС и реле времени АПВУС должны выбираться с учётом времени включения выключателя, и, следовательно, отличаться для разных выключателей. Обычно же уставки АПВ (реле времени в РПВ58) с типом выключателя никак не связаны, в нашей энергосистеме везде было порядка 1,5 с, а уставка всех реле АПВУС - 2,4 с. Думаю, что уставка в 40 градусов у РКС РН55 обоснована ничуть не больше. Работает реле - и слава б-гу.
Вот вам пример, правда, из сети 500 кВ. На ГЭС , включённой в транзит 500 кВ, реле блокировки несинхронного включения (в схеме ручной точной синхронизации) не давало включить выключатель одной из линий. Синхронизм сомнений не вызывал - вопросы, шум, крики... К счастью, ещё при вводе линии измерили угол при включении (между напряжением от ТН шин и ТН на линии). Уставка реле (РСНФ-12, кажется) в схеме синхронихации была 20 градусов, действительный угол - больше (передача работала на напряжении 220 кВ).
Зачем, кстати, тогда АПВКС вообще, если "скольжения быть не должно"? Синхронизм может нарушиться, это возможно, хотя и не обязательно произойдёт. ...
Вот вам пример, правда, из сети 500 кВ. На ГЭС , включённой в транзит 500 кВ, реле блокировки несинхронного включения (в схеме ручной точной синхронизации) не давало включить выключатель одной из линий. Синхронизм сомнений не вызывал - вопросы, шум, крики... К счастью, ещё при вводе линии измерили угол при включении (между напряжением от ТН шин и ТН на линии). Уставка реле (РСНФ-12, кажется) в схеме синхронихации была 20 градусов, действительный угол - больше
Углы при размыкании не будут тождественно равными, особенно на мощных и протяженных транзитах. Но, как сказано выше, при наличии шунтирующих связей эта величина будет =const, т.е. скольжения не будет.
Советы бывалого релейщика → Студенческий Раздел → Синхронизация и (или) контроль синхронизма
Форум работает на PunBB, при поддержке Informer Technologies, Inc