Тема: Комната смеха - 3
Отец жил в детстве в глухой деревне в лесах Удмуртии, и первое знакомство селян с электричеством произошло где-то примерно в 50-х, не раньше. В каждом колхозе или леспромхозе начали появляться ДЭС, но в дома жителей напряжение подавали только утром и вечером, когда на улице темно.
Местная ДЭС сломалась, селяне, уже привычные обходится по вечерам без керосиновых ламп, начали ворчать. Дед отца сходил на электростанцию, чтобы узнать, что случилось и когда будет свет. Электромонтеры, видимо, чтобы не грузить полуграмотного деда и быстрее от него отделаться сказали ему что-то вроде «электричество кончилось, когда новое привезут, не знаем».
Отец с двоюродным братом Лёвой (они учились уже в старших классах) подслушали недовольное ворчание деда, что у нас нет света уже неделю, а в соседнем селе – есть (его видно было вечером за рекой, горели фонари на колхозном дворе). И решили немного поприкалываться над дедом.
После небольшой лекции про «теоретические основы электротехники» (а Лёва был 3,14здобол знатный, первый парень на деревне), наутро дед запряг лошадь, погрузил в телегу несколько 40-л бидонов, и поехал в соседнее село за электричеством, километров за 20, т.к. прямой дороги через реку не было.
В том селе на электростанции работали уже «опытные» электрики и сразу сообразили, чего нужно деду. Наполнили бидоны всяким ненужным хламом потяжелее, и наказали деду ни в коем случае их самому не открывать, т.к. это опасно для жизни. Деда уже било током, повторять эксперименты ему совсем не хотелось.
К вечеру дед вернулся, не заезжая домой, приехал сразу на электростанцию.
Экспедиция удалась, над дедом благодаря местным электрикам ржало всё село. Отец с братом прятался от деда несколько дней.
Но, как говорят, как аукнется, так и откликнется.
Отца забрали в армию, он попал артиллерию. Причем вместе с братом Левой в одну батарею. В то время, даже для «продвинутого» колхозного парня – это как сейчас наверно попасть служить на космодром Байконур, если не круче. В общем, несколько месяцев у него были «квадратные глаза» от увиденной техники.
Как-то отца вместе с братом направили в автобат помогать по ремонту. Отец уже ходил в очках, что в то время придавало имидж образованности, и по причине заполнения какой-то анкеты без единой ошибки – был приписан к штабу писарем. Брату Льву повезло меньше, почти как в КВН – находчивые чаще оказываются в санбате, а веселые на «губе» или в лучшем случае на «нарядах». В первый же день кто-то из «дедов», сразу определив сельское происхождение Лёвы, озадачил его проблемой: Нужна компрессия! Иначе ремонт не сможем закончить! -А где ее взять? Обычно на складе получаем, а сейчас нет, а ждать некогда. Сходи к танкистам (это несколько км через лес), попроси, наверняка поделятся, у них ее много. Только смотри не попадись, на КПП поймают, сразу на «губу», даже нарядами не отделаешься!
Лёва принес «компрессию», ночью, через лес. Аж 2 штуки 20л канистры с отработкой, со всякими железками на дне для утяжеления (танкисты не пожалели для соседей). Весь автобат был в восторге. По воспоминаниям отца, он бы тоже купился на этот армейский подвох. Но повезло брату.
Добавлено: 2022-03-21 12:26:42
из рассказов одного веселого стропальщика:
В общем, дело было так: работали мы на подстанции с СВС никами. Меняли балку портала на которой изоляторы стоят. Старую уже обрезал сварщик, сняли и сразу в МАЗ погрузили. МАЗ стоял параллельно ограде. Новую из телеги, и на её место. Жуков на МРСБ в люльке держит сварщика, Добрынин (крановщик)держит балку, сварной варит, искры снопами сыпятся, трава сухая горит, СВСники с вёдрами бегают, брызгают водой, чтобы пожара не случилось. Добрынин мне говорит, типа, сгорим тут на#уй, сложить кран и выехать не успеем. Мне объяснять 5 раз не надо, достаю огнетушитель из кабины, порошковый . Быстро читаю на нем инструкцию. Добрынин кричит из будки, типа попробуй его, вдруг просроченный. Ну я быстро, делаю все как написано, результат ноль. Шток закис, пришкварился. Добрынин кричит,,, ударь штоком об опору,,! Бью, огнетушитель срабатывает, вылетает струей туева хуча бело-серой пыли. За секунду я успел сообразить, что никуда в принципе её направить нельзя: справа бригада (убьют за это потом), прямо - Жуков, руки на рачагах, дернется с перепуга, сварного из люльки вытряхнет, слева крановщик, тоже на рычагах, балку держит. Единственное куда мог направить, на кабину МАЗа, за сеточной оградой. Но в это время водила дверь открыл, ноги свесил и сидел зевал, только проснулся после обеда. Пока он сообразил, что это не война, и надо дверь закрыть прошло секунд 10, как минимум. В итоге, кабина снаружи вся серо- белая, внутри такая же, и сам он как в муке и #"уй в руке. СВСники уссались со смеху, ведра с водой побросали. Я кое как выключил огнетушитель, шток пасатижами выдернул назад. Всё вроде, отбой тревоге. Тут дверь в, Мазу открывается, показывается из кабины водитель, кашляет, плюется и орёт, типа, гад, сволочь, убью! Я ему кричу, больше некуда было направить, и вообще, не#уй в рабочее время сидеть зевать, рот разевать. И хотел объяснить ему, и показать, как это так вышло. (почему то я не подумал, что получится вторая серия кино), бью штоком об опору, огнетушитель срабатывает, а направить его опять не куда, кроме как опять же на него. Пока он успел нырнуть в кабину и закрыть дверь, в кабине у него уже как в курилке было ничего не видно. Я опять еле выключил огнетушитель, кругом все ржут, даже сварщик в люльке. Кто-то орет, давясь от смеха водителю МАЗа, вылазь, Андрюха тебя ещё раз потушит!
Ну в общем, просмеялись, успокоились. Тут смотрю, водятел ко мне подкрадывается, наверно, пинка хотел врезать, что бы свой авторитет подмоченный (потушеный) поднять. Я ему говорю, уймись, огнетушитель не закончился, а включается он быстро, показать?! Короче, смех и горе. Кабину он ни вытирать, ни мыть не стал, типа пусть завтра завгар полюбуется, на мою"работу".
На следующее утро я у умудрился подьеб#уть, говорю, "мороз, что-ли был ночью, у МАЗа кабина вся белая?"
Добавлено: 2022-03-21 16:13:37
Дело было в Н.Порту, кажется летом 2016 г (когда жара стояла на Севере и скотомогильник с сибирской язвой оттаял). Подстанция 35/10 кВ, переключения, перевод нагрузки с 1Т на 2Т, осложненные присутствием охраны труда как и нашей, так и Газпромовской. Показуха, смешно и грустно. Специально запустили ДЭМа со стажем работы в МРСК, трижды проверили бланк переключения (и меня за каким то х. вписали контролирующим операции с РЗА). Контролирующим переключения попал инженер-механик, за отсутствием, другого персонала с аналогичными правами в электроустановках, и до жути боящегося всего высоковольтного. ГПГУ выше 1000 вольт, 5 группа по ЭБ. Не отвертишься от прав в ЭУ и соответствующих экзаменов. Почему механик боялся всего электрического, я не знаю, но я лично считаю смерть между больших шестеренок намного ужаснее смерти от электротравмы, независимо от напряжения. Хотя ему тяжелее аккумулятора 12 В, упавшего на голову, в виде электротравмы, ничего не грозило.
Кино и немцы. Жара +40 (а в ЗРУ еще больше) на Севере это ооочень плохо переносится, хуже, чем мороз -40 где нибудь в Ростове или Краснодаре, ДЭМ в полной экипировке, несгораемой спецодежде и каске с забралом, обливается потом, «проверясты», дабы не терять вид лица в электроустановке, тоже в полной спецодежде, в очках и перчатках, потеют в ожидании какого-нибудь косяка со стороны ДЭМ.
Дело к окончанию, все проверясты в восторге от оперативной дисциплины, момент перед отключением В-35 тр-ра. Все потные и радостные. Контролирующий громко читает бланк переключения, ДЭМ тянет палец к кнопке. Сзади стоят проверясты.
В это время где-то неподалеку самолет проходит звуковой барьер.
У меня нормальная реакция, но за 20 лет работы в электросетях много к чему привык. Да, тоже испугался. Но «автоматика» в мозгу успела отработать, что этот глобальный бабах никак не связан с подстанцией. Разве что немного отпрыгнул от ячейки ЗРУ-35 кВ, и запечатлел спешный топот и мелькание спецодежды.
Сознание моргнуло и включилось после истеричного вопля ДЭМа «Это не я!!!!» и странной пустоты в ЗРУ-35. На месте одного «охранника труда» остался планшет с какими-то бумагами, на месте другого – каска (причем не застегнутая хлястиком!). Контролирующий переключения механик тоже «испарился», бросив бланк переключения и ручку на месте своего последнего присутствия. Высунувшись из ЗРУ, увидел всю перепуганную компания с выпученными глазами , как у кота из Шрека, в углу ограждения ПС, ближайшего от выхода из ЗРУ-35, метрах в 15 от выхода из ЗРУ. Если бы не было на заборе заграждения из колючей проволоки, вся компания точно была бы за забором.
Через минуту ожила рация у ДЭМ: - Подстанция на месте? Приколисты в диспетчерской, однако.
Через некоторое время механик попросил несколько метров провода для переноски. Я сказал, сходи на подстанцию, там целая бухта лежит в бытовке, откусишь сколько надо, ключ у ДЭМа возьми. Он погнездился немного, не, я один боюсь как-то…. Те кто знали прикол с самолетом, хохотнули.