Тема: Прогрессивные инновации
Подивись, господа релейщики, куды мы кОтимся:
Прогрессивные инновации
[spoiler]Аварии на электроподстанциях в Псковской области происходят регулярно. Как следствие: ломается дорогостоящее оборудование, жители лишаются электроэнергии, бывает, что на большой период времени. Существуют различные способы защиты шин (токопроводов) 10 Кв на подстанциях от замыкания. В основном в «Псковэнерго» используется релейная защита и автоматика, устанавливается большое число элементов (проще говоря, большое число трансформаторов и реле), что требует вложения денег, регулировки, настройки и периодического контроля. Сложно и дорого. Реконструкция подстанции №53 («Псков») заняла 3 года и обошлась около 500 млн рублей, кстати, она проводится до сих пор. А нанотехнологии неизвестно когда доберутся до наших многострадальных подстанций. В западных странах давно перешли на микропроцессорные системы и другую электронику – еще дороже и сложнее в обслуживании, поэтому у нас электроника используется мало. Дело доходит до того, что детали для замены часто просто свинчиваются на старых, заброшенных подстанциях.
Известно, что в РОСНАНО поступил заказ создать систему защиты более совершенную и современную, чем на западе, то есть, как водится, «догнать и перегнать». Было разработано специальное фотореле, реагирующее на вспышку разряда при коротком замыкании. Устройство получилось настолько дорогое, что так и не было нигде установлено. Срок же годности релейного оборудования на подстанциях Псковской области давно истек. Ведь регион депрессивный, тут не то, что фотореле, тут обычных деталей не раздобудешь. По итогам проверки регионального электросетевого комплекса, которая проходила в 2010 году Северо-Западным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, общий физический износ подстанционного оборудования “Псковэнерго” составляет 83%. Но пока впавшее в депрессию руководство «Псковэнерго» ищет деньги, современные умельцы внедрили свою инновацию. Так сказать, нанотехнологию по-псковски.
Суть ее заключается в следующем: поверх секции шин натягивается обычная рыболовная леска, которая с одной стороны глухо прикрепляется к стене, с другой – через пружину, или через грузик, подвешенный на блоке, для натяжения лески. При перекрытии высоковольтных шин возникает дуга, температурой в несколько тысяч градусов. Леска перегорает, грузик падает, контакт замыкается. Таким образом, подается напряжение на отключение выключателя со стороны питания секции шин и предотвращается поломка оборудования.
Просто, надежно и удобно. Только вот нелепо в 21 веке, полагаться на одну леску в случае такой опасности. И совсем скоро может возникнуть ситуация, когда заменить детали на подстанциях будет нечем, а выходить из строя они будут массово. О каком развитии региона может идти речь, если его энергетическая стабильность висит в буквальном смысле на рыболовной леске?[/spoiler]