21 (2015-03-11 20:17:43 отредактировано GRadFar)

Re: Оперативность в фиксации выпавших блинкеров РЗА

Lekarь пишет:

читаю посты и не вижу веских аргументов в пользу спешки по сбору сработавших блинкеров.

"По горячим следам" нужно собирать по одной простой причине: по прошествии времени могут запросто сфальсифицировать, если посадочную площадку прикрыть понадобилось.
Получилось так, что при посадке станции на ноль я оказался на месте буквально в первые минуты. И первым делом, нацепив налобный фонарик, переписал в темноте ВСЕ выпавшие блинкера... Вы не представляете, НАСКОЛЬКО мои записи отличались от тех, что выдала смена буквально через час...
Дополню для прояснения примера: по блинкерам Т1 связи отключился защитами, на генераторе блока 9 один выпавший блинкер - земляная на сигнал. НСЭ позже бодро докладывает: Г-9 отключился защитами, Т-1 отключили "ручками"... Погасили в панике генератор и испугались, что накажут.

22 (2015-03-11 20:55:38 отредактировано doro)

Re: Оперативность в фиксации выпавших блинкеров РЗА

Пример припоминаю. На смене - очень опытный пожилой диспетчер АО Энерго (тогда еще РДУ не было) и не менее опытный и не более молодой НСС (начальник смены станции). Вводтися после ремонта МВ-220 (МКП). Отключение линии 5 ступенью ЗЗ. Команда: "включай". Исполняется. На третий раз НСС пытается воспротивиться, но в соблюдение диспетчерской дисциплины (угрозы для персонала и оборудования нет) выполняет. На седьмой попытке включения буквально взрывается элемент настройки ВЧ заградителя. Хорошо, что не мой, не отмылся бы, а связистов.
Ладно, чуть позже разобрались. Отвалилась нашлепка на контакте, мне это показывали, но особо не припомнил. Соответственно, контакт неполный, ток нулевой последовательности прет, да и дуга (или искра) через неполноценный контакт неслабая.
"Игра для тех, у кого моски есть. Написано от двух до пяти лет, я же собрал за две недели" (из приколов Геннадия Хазанова).
И еще пример. Поставили у нас как-то ГТУ Пратт энд Уиттли. Приставлен был к ней по принципу: если Дорохин не разберется, то что уж остальным делать (не исключено, что и подстава, но с директором все же были в какой-то степени приятелями, по-дружески меня всегда в самые проблемные точки бросал). И разбираюсь с кучей аварийных отключений: то по давлению воздуха, то по по потере топлива. А расшифровка оказалась более простой. Не было никаких блинкеров, оперативный персонал сводки давал по трендам. А в тренде не описывается первопричина. Всего лишь со степенью дискретизации 5-10 секунд записываются все события. Сработала защита от разгона ротора, дала команду на останов, и подача топлива останавливается, и подкачка воздуха. Разница между событиями - десятые доли секунды. А в тренде системы приоритетов нет. Чья очередь на запись, тот и записывается. Дежурный же более 3 событий не способен запомнить.

23 (2015-03-12 20:45:28 отредактировано Lekarь)

Re: Оперативность в фиксации выпавших блинкеров РЗА

GRadFar пишет:

"По горячим следам" нужно собирать по одной простой причине: по прошествии времени могут запросто сфальсифицировать, если посадочную площадку прикрыть понадобилось.
Получилось так, что при посадке станции на ноль я оказался на месте буквально в первые минуты. И первым делом, нацепив налобный фонарик, переписал в темноте ВСЕ выпавшие блинкера... Вы не представляете, НАСКОЛЬКО мои записи отличались от тех, что выдала смена буквально через час...
Дополню для прояснения примера: по блинкерам Т1 связи отключился защитами, на генераторе блока 9 один выпавший блинкер - земляная на сигнал. НСЭ позже бодро докладывает: Г-9 отключился защитами, Т-1 отключили "ручками"... Погасили в панике генератор и испугались, что накажут.

Это не решение проблемы. ВЫ же сами понимаете, если кому-то надо сфальсифицировать, то быстро ВЫ соберете или совсем не соберете, все равно соврут. Тем более на сегодняшний день, большинство руководителей устраивались работать на зарплату, а не на работу.  Результат этого, что как релейщики, так и оперативники при возможности просто уходят из системы.
Одно дело, когда тебя директор вызовет и скажет, ты давай внутри нашей конторы разберись и мы примем меры, чтобы такие случаи больше не повторялись, а во внешний мир я дам ту информацию, которую они хотят услышать. Но такого положения дел давно уже нет. Большинство приказов выпускается по той версии и тем блинкерам, которые придумало начальство.  То что я описал, тоже не есть хорошо, но как частный случай иногда было приемлемо.
Так возвращаясь к нашей теме - на мой взгляд главное для оперативника, не столько какие защиты сработали, а то, что нет ли неисправностей на сработавших защитах. Потому, как кардинально ситуацию меняет наличие неисправности защит.  Выпавшие блинкера можно и позднее переписать, а вот подавать напряжение на электроустановку или не заметить неисправность уже на успешно включившимся присоединении, всегда вызывает серьезные последствия в части дальнейших действий, причем в сетях всех напряжений. И чем ниже, тем проблемнее. На сверхвысоких напряжениях по два комплекта защит и схемы с резервированием, а на низких напряжениях и резерва нет и схемы самые простые.

24

Re: Оперативность в фиксации выпавших блинкеров РЗА

Спартак Молодцов пишет:

Так на какие неисправности должен обращать внимание ОП? Не лучше ли читать и знать инструкции и понимать общие принципы работы устройств РЗА?

Только на те защиты, которые имеют блинкера неисправности и на те блинкера, которые не квитируются. Если этого нет, то и нет проблем.
Читать и знать инструкции. Возможно, что лучше. Но инструкции во первых должны быть написаны грамотно и понятно.
А чем лучше? Хорошо, я читаю и знаю, чем мне лучше? Удовлетворение собственного я. Что это меняет?
Давайте не будем идеализировать ситуацию. На сегодня положение дел таково, что если я оперативник и читаю инструкции и литературу по РЗА, то завтра я буду привлекаться для работ по релейке. сначала мелких, потом написание программ. Если я релейщик, и хорошо разбираюсь в оперативной работе, то завтра мне дадут "оперативные права" и вперед в четыре часа утра я буду ездить контролирующим лицом на переключения, потому, что "уважаемый Иван Иванович, вы очень грамотный инженер по РЗА, но понимаете, что Семен Семенович, который, является начальником группы подстанций, только недавно пришел к нам на предприятие. Пришел он из другой отрасли экономики. Ему надо понять процессы и подготовиться к оперативной работе. С напряжением не шутят. Обещаю Вам Иван Иванович, что как только он подготовится, мы вас привлекать к переключениям не будем." В той или иной мере это будет именно так. В итоге персонал уйдет работать в торговый центр или проектную организацию за большую денюжку и спокойный ночной сон, без всяких сдач экзаменов и т.п. В чем я не прав? Скажете за Отчизну обидно. Мне тоже обидно, но Отчизна, как только мне что-то надо, сразу забывает, что я есть. Новые сегодня условия. Да, они мне тоже не нравятся. Вернее не так - понимаю, что так не должно быть, но ничего в этой плоскости изменить нельзя.

25 (2015-03-12 22:38:10 отредактировано Lekarь)

Re: Оперативность в фиксации выпавших блинкеров РЗА

Спартак Молодцов пишет:

У Вас нет допуска и соответствующего профессионального образования для подобных работ, никто не привлечёт.
Любая программа - есть совместный продукт оперативников, режимщиков и релейщиков и каждый отвечает за свою часть. “Каждый должен быть подвешен за свои яйца”.

Наивный вы человек - никто не привлечет )))))) Такие вещи практикуются очень и очень давно, а именно с тех пор, как произошло разделение РАО ЕЭС по видам бизнеса.
НА Ростовской АЭС наказали результат этого совместного продукта, который вообще был не при делах. Что на тепловых станциях происходит - просто абзац. У потребителей на подстанциях во многих случаях, , даже вообще не знают, что есть такие люди, как релейщики (наверное  не открыл большого секрета).
Лет 15 назад, когда еще сам работал диспетчером, были потребители, которым отдавал такие команды - включить заземляющие ножи секции 110 кВ, это те полосатые железки на разъединителе, которые поднимаются снизу вверх в сторону здания подстанции.
Сейчас ситуация лучше не стала. Поэтому надо жить и работать в этих реалиях.

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

26

Re: Оперативность в фиксации выпавших блинкеров РЗА

Спартак Молодцов пишет:

  Оперативник должен знать основы РЗА, релейщик обязан знать схемы первичных соединений, возможность и способы избежания феррорезонанса и т.д.

Релейщику надо знать главные схемы, с целью привязки устройств РЗА к главной схеме. Оперативнику зачем знать основы РЗА?
От каких источников получает питание, согласен надо знать, от каких ТТ и ТН получает ток и напряжение и можно ли самому оперативнику заменить их при неисправности, возможно надо знать, но не всегда.
Основы РЗА то зачем знать?
Знаю блестящих оперативников, которые не знают основ РЗА, и это не мешает им десятками лет оставаться лучшими.
Есть и другие примеры, которые знают основы РЗА, но забывают квитировать и ключи и отмечать выпавшие блинкера.
Излишние требования часто бывают источником неправильных действий, если нет практики применения этих знаний.  Если человек сам проявляет желание это одно, а если нет, то надо очень хорошо думать оправданы ли эти знания.

27 (2015-03-13 05:36:23 отредактировано nkulesh)

Re: Оперативность в фиксации выпавших блинкеров РЗА

Lekarь пишет:

Только на те защиты, которые имеют блинкера неисправности и на те блинкера, которые не квитируются. Если этого нет, то и нет проблем.
Читать и знать инструкции. Возможно, что лучше. Но инструкции во первых должны быть написаны грамотно и понятно.
А чем лучше? Хорошо, я читаю и знаю, чем мне лучше? Удовлетворение собственного я. Что это меняет?
Давайте не будем идеализировать ситуацию. На сегодня положение дел таково, что если я оперативник и читаю инструкции и литературу по РЗА, то завтра я буду привлекаться для работ по релейке. сначала мелких, потом написание программ. Если я релейщик, и хорошо разбираюсь в оперативной работе, то завтра мне дадут "оперативные права" и вперед в четыре часа утра я буду ездить контролирующим лицом на переключения, потому, что "уважаемый Иван Иванович, вы очень грамотный инженер по РЗА, но понимаете, что Семен Семенович, который, является начальником группы подстанций, только недавно пришел к нам на предприятие. Пришел он из другой отрасли экономики. Ему надо понять процессы и подготовиться к оперативной работе. С напряжением не шутят. Обещаю Вам Иван Иванович, что как только он подготовится, мы вас привлекать к переключениям не будем." В той или иной мере это будет именно так. В итоге персонал уйдет работать в торговый центр или проектную организацию за большую денюжку и спокойный ночной сон, без всяких сдач экзаменов и т.п. В чем я не прав? Скажете за Отчизну обидно. Мне тоже обидно, но Отчизна, как только мне что-то надо, сразу забывает, что я есть. Новые сегодня условия. Да, они мне тоже не нравятся. Вернее не так - понимаю, что так не должно быть, но ничего в этой плоскости изменить нельзя.

1. Оперативный персонал нельзя привлекать к работам "по релейке", дежурного невозможно допустить к таким работам. Невозможно организационно, он не имеет права выполнять такие работы, как  оформить такой допуск? Вновь появившееся в правилах "лицо, дающее разрешение на подготовку рабочих мест и допуск" такого разрешения не даст. Писать программы в части РЗА  ... "сомневаюсь я", и не из-за отсутстви у дежурного знаний, а из-за отсутствия исполнительных схем. Разве что в каких-то совершенно простых условиях, реле прямого действия, опять же,  какие там программы?
2. Привлечь релейщика к переключениям можно, инструкция по переключениям это допускает, но - в качестве кого? В качестве исполнителя, посмотрите инструкцию. Например, чтобы дежурный с контролирующим лицом, находясь на ОРУ, дали ему распоряжение " на панели защиты шин снять рабочую крышку блока ..., вставить холостую крышку". Никакого "супервайзера" от МСЗАИ в инструкции нет. Есть зато требование, чтобы лица, участвующие в переключениях, проходили проверку знаний инструкции по переключениям и, внимание, проходили специальную подготовку (противоаврийные тренировки). Поехать на переключения я мог, но только в качестве инженера МСРЗАИ (СРЗА и т.п.), держать там руки за спиной, и участвовать только в случае возникшей при этом аварии или отказе. Правила переключений не предполагают контроля обычного бланка переключний или типового бланка переключений  "на ходу" и лицами, не имеющими права его изменять (т.е. подписывать).
Возвращаясь к началу разговора - собирать объективную информацию быстро надо для того, чтобы быстро распознать аварию и быстро ликвидировать. Это чаще всего актуально для отключений оборудования  - линий, особенно передающих, генераторов (трансформаторов) в случаях прекращения питания потребителей из-за неправильной работы чего-либо или кого-либо. В этих случаях быстро разобравшись, что произошло, можно быстро принять правильное решение. Думаю, у каждого в биографии такие примеры есть. В том числе и из-за собственных ошибок. Вот почти последний пример, и десяти лет не прошло.
На работающей ПС наладчики (я - руководитель группы) решили проверить Ктт у ТТ, которого в схеме не было при пуске ПС. Собрали схему, подаём ток в первичную цепь - отключается от УРОВ секция шин. Оказалось, что цепи тока остались собраны, блоки нигде не сняты, мы вернулись на объект после большого перерыва, почему-то все считали, что цепи ещё закорочены. Сообразили быстро, пока бежали с ОРУ. Сразу сдались - это мы, ошибочное отключение, давайте включать. Нет, дежурный ходит, "собирает блинкера", звонит диспетчеру ПМЭС, тот диспетчеру РДУ ... Потребители сидят без света. Минут через 20 все доложились, все записали - можно включать. А можно было включить через 2 минуты. Своё мы, разумеется, получили, и поделом.
А скрывать и фальсифицировать всегда найдётся кому, на это есть СНТБ и т.п.

28

Re: Оперативность в фиксации выпавших блинкеров РЗА

как то n-лет назад,вытаскивая из клемника отключащий конец,отключил фазу среднего выключателя и в итоге весь выключатель.Быстро сдался,давай включай!
В итоге получили оба,я за то что отключил,дежурный за то,что быстро включил.

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

29

Re: Оперативность в фиксации выпавших блинкеров РЗА

nkulesh пишет:

Возвращаясь к началу разговора - собирать объективную информацию быстро надо для того, чтобы быстро распознать аварию и быстро ликвидировать

Именно так.

30

Re: Оперативность в фиксации выпавших блинкеров РЗА

Lekarь пишет:

Если я релейщик, и хорошо разбираюсь в оперативной работе, то завтра мне дадут "оперативные права" и вперед в четыре часа утра я буду ездить контролирующим лицом на переключения,

Так и есть. А потом в ДЗШ ковыряться целый день. А от волшебного утра голова после обеда уже ватная. Оперативникам что. Они сменились в 8 утра, а тебе рабочий день никто не отменял, заявка открыта и оборудование выведено. А потом удивляются, почему недоглядели, как упустили..

Lekarь пишет:

потому, что "уважаемый Иван Иванович, вы очень грамотный инженер по РЗА, но понимаете, что Семен Семенович, который, является начальником группы подстанций, ...... Обещаю Вам Иван Иванович, что как только он подготовится, мы вас привлекать к переключениям не будем.

Угу. Если б так. Потому что есть приказ Минэнерго (после того, как опера забыли накладочку на ГРЭС ввести и станцию на ноль посадили) и попробуй не выполнить.

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

31

Re: Оперативность в фиксации выпавших блинкеров РЗА

ShSF пишет:

Именно так.

Мы же взрослые люди - это все из оперы "давайте жить дружно" или "миру мир".
Распознается авария по срабатыванию аварийной сигнализации, положению выключателей (сигнальным лампам) и токам через элементы и напряжениях на элементах. Причем здесь защиты?
Может то, что напишу ниже вас покоробит, но на досуге задумайтесь.
Мы все пользователи компьютеров. И никто не требует от нас релейщиков, оперативников и даже секретарей знать даже основы программирования и сетевого администрирования? В подавляющем большинстве организаций есть на эти дела специально выделенные и обученные люди. В тех организациях, где эти люди недобросовестно исполняют свои обязанности или мало грамотные в той сфере, которой они должны работать, так тогда самим приходиться вникать в некоторые основы и программирования и администрирования, а в тех организациях, где эти люди как говорят "сидят" на своем месте, даже не задумываешься над проблемами, когда что-то не грузится или нет доступа к файлам. Чем оперативники то отличаются? Да ничем!

Кто-то пишет, что инструкции не допускают что-то там совмещать. Запретов нет. Будете внимательно читать документы, вообще не найдете такого применяемого понятия, как оперативные права.

Про инструкции могу сутками говорить. Если Правила охраны труда содержат требование - проверки отключенного положения автоматов с недоступными для осмотра контактами указателем напряжения, то о качестве местных инструкций и отраслевых просто молчу. Ведь, как можно указателем напряжения, который указывает о наличии или отсутствии напряжения проверять положение выключателя? И это требование в федеральных Правилах! А люди делают так и попадаются под напряжение. Обесточили в центре питания или на вводе электроустановку, а на месте электромонтер проверил отключенное положение по отсутствию напряжения. А что не правильно? В правилах так написано! А кто-то потом взял и подал напряжение.  Очень много нюансов. Я не говорю, что инструкции не надо исполнять, но разработчики должны тоже не просто так получать денюжки за то, что они делают.
Вы все прекрасно знаете, что все запреты снимаются как только число погашенных превышает некоторое количество и тогда даже директор сетей получает автоматом оперативные права и контролирует переключения.

Мы на сегодняшний день со своими хотелками "знать основы РЗА" пришли к тому, что персонал на объектах в итоге не знает, от чего у него должна запускаться аварийная сигнализация, а от чего предупредительная и много - много всего остального....

32

Re: Оперативность в фиксации выпавших блинкеров РЗА

То есть управлять можно и не понимая, чем управляешь?

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

33

Re: Оперативность в фиксации выпавших блинкеров РЗА

SVG пишет:

То есть управлять можно и не понимая, чем управляешь?

Нет нельзя. Если ты управляешь защитами, то понимать должен. Если ты управляешь линией, то защиты тут могут быть не причем. Управление это координация действий. Для оперативника в этой координации главное знать, что защиты введены и что на них нет неисправностей.
Мы говорим о временном отрезке. Что необходимо зафиксировать то, от каких защит отключилось оборудование с этим не спорим. Вопрос насколько это актуально в начале аварии.

34 (2015-03-13 15:22:51 отредактировано GRadFar)

Re: Оперативность в фиксации выпавших блинкеров РЗА

Lekarь пишет:

Если ты управляешь линией, то защиты тут могут быть не причем.

а также

Lekarь пишет:

Что необходимо зафиксировать то, от каких защит отключилось оборудование с этим не спорим. Вопрос насколько это актуально в начале аварии.

Отключилась линия. Диспетчер при принятии решения должен знать, чем отличается 1 ступень скажем ДЗ от 3-4-ой?
Его действия в этом случае должны отличаться? Ему, наверное, не все равно, это КЗ "за забором" или резервными ступенями отключилось КЗ на НН отпаечной ПС? Актуальны эти сведения в начале аварии?
Если ему докладывают, что ВЛ-35 (нейтраль изолирована) отключилась по земляной защите - что он должен предположить?
Оперативники естественно не должны знать РЗА так же, как релейщики, но...
см. выше #39,

35

Re: Оперативность в фиксации выпавших блинкеров РЗА

Lekarь пишет:

Вопрос насколько это актуально в начале аварии.

  Ну да. Сначала будем включать, а потом думать. Оперативность ради оперативности?  Включать-то до отметки выпавших блинкеров и записи всего этого в оперативный журнал всё равно нельзя. 

Lekarь пишет:

Если ты управляешь защитами, то понимать должен. Если ты управляешь линией, то защиты тут могут быть не причем.

Если ты управляешь автомобилем, то тормоза могут быть не при чём. Мы же управляем не тормозами, а автомобилем. Знать о том, как они работают, на что действуют вовсе не нужно. Мы же знаем, что они есть и исправны. Лампочки ж никакие не горят. Только шланг перетёрся и лопнет при хорошем нажатии на педаль.  Это ничего, что машина не остановится. Мы сосредоточенно смотрим на дорогу и руль крутим. Даже на педаль тискаем. Газа. Процесс идёт. Но в итоге куда-то не туда. А если знаешь, что тормозной контур не один, и как они в общих чертах устроены, то за несколько выжимов тормозов таки остановишь машину. Знать размеры манжет и давление в конурах, работу поршней и клапанов гидровакуумного усилителя и прочие тонкости вовсе не нужно. Как сказал GRadFar,

GRadFar пишет:

оперативники естественно не должны знать РЗА так же, как релейщики,

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

36

Re: Оперативность в фиксации выпавших блинкеров РЗА

Прочитал, пытался уловить ход мыслей Лекаря, но не смог.
1). ОП не в состоянии оценить правильность работы РЗА в комплексе (если работало несколько устройств РЗА), ОП способен оценить это локально, в применении к отдельному устройству РЗА, что определяется местными инструкциями.
Диспетчер ЦУС/ОДС/РДУ - может, по комплексу информации с ПС. Итог: ОП собирает информацию, диспетчер - оценивает комплекс. Далее - дает команду либо разрешение.
Все действия ОП при работе УРЗА описаны в местных инструкциях по РЗА, а также в инструкции по ликвидации аварий по ПС
2). Необходимость быстрого и правильного сбора информации о сигнализации УРЗА обусловлена следующим (кроме собственного понимания, о чем было сказано выше):
- предоставление достоверной информации вышестоящему оперативно-диспетчерскому персоналу с целью оценки правильности поведения УРЗА в сетевом комплексе;
- необходимость оперативного привлечения персонала РЗА к оценке работы УРЗА с целью наиболее быстрой локализации аварии и восстановления нормального режима работы оборудования;
- оценка возможности включения оборудования в работу.

37

Re: Оперативность в фиксации выпавших блинкеров РЗА

http://dororz.ru/os_26_1.htm Вроде бы экзотика, уникальный случай. Но своевременный анализ аварийного события, в том числе и по анализу указательных элементов защит ЭПЗ-1636 позволил бы километров на 80-100 сократить зону объезда поврежденных линий.

38

Re: Оперативность в фиксации выпавших блинкеров РЗА

SVG пишет:

  Ну да. Сначала будем включать, а потом думать. Оперативность ради оперативности?  Включать-то до отметки выпавших блинкеров и записи всего этого в оперативный журнал всё равно нельзя.   Если ты управляешь автомобилем, то тормоза могут быть не при чём. Мы же управляем не тормозами, а автомобилем. Знать о том, как они работают, на что действуют вовсе не нужно. Мы же знаем, что они есть и исправны. Лампочки ж никакие не горят. Только шланг перетёрся и лопнет при хорошем нажатии на педаль.  Это ничего, что машина не остановится. Мы сосредоточенно смотрим на дорогу и руль крутим. Даже на педаль тискаем. Газа. Процесс идёт. Но в итоге куда-то не туда. А если знаешь, что тормозной контур не один, и как они в общих чертах устроены, то за несколько выжимов тормозов таки остановишь машину. Знать размеры манжет и давление в конурах, работу поршней и клапанов гидровакуумного усилителя и прочие тонкости вовсе не нужно. Как сказал GRadFar,

Управление автомобилем и управление линией не путайте. Управлением линией это координация действий персонала. В вашем случае уместно сказать, тогда, что не управление автомобилями, а управление светофорами.
Если на подстанции искать аналогию, то управление автомобилем сродни управлению того оборудования, которое находится внутри подстанции и его отключение не вызывает негативных последствий на смежных с подстанцией объектах.

39

Re: Оперативность в фиксации выпавших блинкеров РЗА

Lekarь пишет:

...
Если на подстанции искать аналогию, то управление автомобилем сродни управлению того оборудования, которое находится внутри подстанции и его отключение не вызывает негативных последствий на смежных с подстанцией объектах.

Ага. Замыкание поля на заземляющий нож, не находящийся в диспетчерском ведении ОДУ, на ВДАЭС.

40 (2015-03-13 22:17:30 отредактировано Lekarь)

Re: Оперативность в фиксации выпавших блинкеров РЗА

doro пишет:

Ага. Замыкание поля на заземляющий нож, не находящийся в диспетчерском ведении ОДУ, на ВДАЭС.

То, что развилки разъединителей не находятся в ведении системного оператора это обман системным оператором остальных субъектов. В данном случае премудростей не надо. Вы не будете спорить, что системный оператор должен строго выполнять Правила оперативно - диспетчерского управления?
Кто же с этим будет спорить. В ведении системного должно находиться оборудование влияющее на режим. Так ведь? Если оборудование не влияет на режим, то заявки на него не должны подаваться в СО ЕЭС. таким образом я могу это оборудование выводить из работы и вводить в работу без согласования с СО ЕЭС, т.е. этого оборудования в перечне нет. Попробуйте выведете развилку разъединителя в полуторной схеме без согласования с СО ЕЭС? Говорить не надо что будет. В итоге вы выводите развилку, а заявки подаете и на ЛЭП и на выключатели, где как, хотя выводите "развилку".
Почему так происходит? Объясняю. В расчетных схемах замещения , по которым СО ЕЭС проводит расчет режимов нет прорисованых отдельно элементов развилки разъединителей. Есть просто ЛЭП. Соответственно на расчетной схеме нельзя смоделировть отключение развилки, а только отключение ЛЭП. Поэтому в перечнях этого элемента нет.
Аналогичная ситуация во многих операционных зонах с отсутствием в расчетных схемах выключателей ЛЭП 220 кВ, 330 кВ. И когда надо вывести в ремонт выключатель подают заявку в СО ЕЭС на ЛЭП, а себе оформляют на выключатель.
И это далеко не полный перечень элементов.
Хотя в упомянутых Правилах оперативно - диспетчерского управления и Правилах вывода в ремонт объектов электроэнергетики и намека нет, что в Перечнях объектов диспетчеризации должны быть указаны смежные элементы с выводимым из работы оборудованием. В Правилах написано просто и понятно - влияет на режим , значит включай в Перечень.
В том же "космосе" вспомните схемы - надо ремонтировать выключатель трансформатора, а заявка приходит на трансформатор.  Кого обманывали все эти годы?


В итоге количество оформляемых заявок за год подаваемых субъектами возрастает в разы. СО ЕЭС этого не видит. Им удобно и хорошо, потому как не их персонал оформляет заявки. Только руководство СО ЕЭС не понимает, почему так ненавидят СО ЕЭС. Очень глубоко изучал этот вопрос. Меня  задевало, когда персонал субъектов матерился на системный и предлагал присоединить его к сетям. Одна из причин это бесконтрольный рост заявок. Для примера. При одном и том же количестве элементов в сети, рост заявок в ней составил с 5до 10 тысяч. Это очень много. Количество отключений оборудования для ремонта не было увеличено при этом. Это одна из причин неприязненного отношения к СО ЕЭС.

Вообще во всем цивилизованном мире, вопрос решается просто  - заявки подают на то, на чем работают. Никто в мире не додумывает, что если ремонтируем выключатель  ЛЭП или трансформатора, то в одну структуру подаются одни заявки, а в другую другие, а в третью то на чем работать будем.

Но за то, если посмотрите штатное расписание и обоснование его по всем без исключения филиалов системноо для чего и как набирался персонал в службы режимов, удивлены будете очень сильно. Это вопрос не данной ветки.