1 (2015-03-08 23:14:19 отредактировано Lekarь)

Тема: Оперативность в фиксации выпавших блинкеров РЗА

Длительное время занимаюсь оперативной работой, включая оперативную работу в устройствах РЗА. Очень часто, когда на объекте происходят аварийные отключения, то оперативный персонала объекта и вышестоящий диспетчер, делают упор на том, какие устройства РЗА отработали. «Делают упор» в данном случае имею ввиду, что пока не соберут блинкера защит не передают информацию диспетчеру об отключении коммутационных аппаратов главной схемы. При этом, когда и персоналу объектов и диспетчерам, всех уровней и всех часовых поясов нашей страны задаю вопрос: «Тебе передали, что выключатель линии отключался и работала МТЗ или отсечка, дистанционная или земляная защиты. О чем это тебе говорит?» Подавляющее большинство ответов, говорит, что ни о чем, при этом персонал объектов говорит, что это важно диспетчеру, а диспетчерский персонал говорит, что это надо релейщикам. Небольшая группа делает выводы, что было КЗ на землю или междуфазное или если 3 – 4 зоны или ступени, то КЗ удаленное или возможно имеется обрыв фазы. Хотелось бы мнение и аргументы увидеть форумчан, а насколько важна и нужна оперативная информация о срабатывании устройств РЗА?
Сразу оговорюсь, что эта информация нужна и важна,  и я с этим не спорю. Сейчас спрашиваю только о том, что насколько это актуально в первые моменты после отключения оборудования, может быть нет в этой информации срочной необходимости и ее стоит собирать, когда человек на объекте осознает , что отключено и включено и передаст эту информацию диспетчеру.

2

Re: Оперативность в фиксации выпавших блинкеров РЗА

Понятно, что фиксации сработавших сигнальных устройств важна, но ... Важнее быстро "распознать аварийную ситуацию", что произошло, или (реже) что происходит. К сожалению, оперативный персонал редко относится к происходящему в комплексе. Не понимают, что причина, что следствие. Повреждение (КЗ, иное повреждение линии, трансформатора, генератора), отключение, повторное включение (если было),  состояние схемы после аварии. Этому нужно специально учить, разбирать типовые сценарии повреждений, не так уж их и много. Вместо этого часто вижу, что дежурные, доложив вышестоящему диспетчеру или НСС, получают задание "записать блинкера" и  долго обходят релейный зал, не спеша записывая сработавшие сигнальные устройства, показания приборов ОМП,  а этих устройств (светодиодных индикаторов, дисплеев терминалов МПРЗА, фикмирующих индикаторов) становится всё больше ... проходят "толстые минуты". Не записывать информацию тоже нельзя - этого требуют инструкции, и это действительно нужно, ведь следующее действие, возможно, будет попытка подать напряжение, повторно включить, и нужно точно знать, что сработало в "первой серии", а что  - при повторном включении, опробовании.
На мой взгляд, выход есть, но изложить его в инструкции кратко сложно. Во-первых, нужно сократить объём информации до действитель необходимой. Не записывать в первый момент показания фиксирующих индикаторов, данные о величинах КЗ и т.п. - они сохраняются в памяти, и могут быть просмотрены позже (никуда не денутся). Фиксировать быстро, именно быстро, сработавшие РУ и светодиоды (проверьте, что дежурные имеют для этого рабочие тетради, а не мечутся в поиске черновика для записей, и пишут в итоге на "папиросных коробках"). Всё-таки нужно сужать объём обходимых устройств (панелей, шкафов), в большинстве случаев при отключении выключателя линии, например, нет необходимости фиксировать пуск всех ВЧ передатчиков.
К сожалению, в последнее время не только дежурные, но и релейщики, больше думают о том, как бы не нарушить регламенты, инструкции, а не о ликвидации аварий. И "собирают блинкера", как грибы, внимательно, не спеша - а значит - долго.

3

Re: Оперативность в фиксации выпавших блинкеров РЗА

Спартак Молодцов пишет:

Эта первичная информация важна для самого оперативного персонала, чтобы он мог самостоятельно определить масштаб бедствия, понять, характер и примерное место повреждение и принять меры для локализации повреждения и восстановления нормальной схемы.

Да зачем это им? Им же не нужно. Сами говорят.

Lekarь пишет:

персонал объектов говорит, что это важно диспетчеру, а диспетчерский персонал говорит, что это надо релейщикам.

Релейщикам надо потом, не сразу, особенно если неправильно работало что-нибудь или есть подозрения на неправильную работу. Тогда каждый блинкер может быть важным. И, конечно, осциллограммы.

nkulesh пишет:

К сожалению, оперативный персонал редко относится к происходящему в комплексе. Не понимают, что причина, что следствие. Повреждение (КЗ, иное повреждение линии, трансформатора, генератора), отключение, повторное включение (если было),  состояние схемы после аварии.

Комплексный подход - редкость редкостная. Даже бывшие релейщики, пересевшие в диспетчерское кресло, через несколько лет теряют эту комплексность.

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

4

Re: Оперативность в фиксации выпавших блинкеров РЗА

nkulesh пишет:

не только дежурные, но и релейщики, больше думают о том, как бы не нарушить регламенты

1.какая защита работала,вид повреждения
светодиодов часто не хватает,поэтому светодиод может быть один:ДЗ,ТЗНП и т.п.Если есть АСУ информация о сработавших ступенях(зонах)
должна быть там.Если нет АСУ,информация о расстоянии до места повреждения с помощью ИМФ,РАС поможет в анализе.
2.ТАПВ(ОАПВ) успешное/неуспешное
3.Параметры КЗ,позволят диспетчеру уточнить место повреждения(на ВЛ) с помощью программ расчета.
Не так много, чтобы проанализировать в отведенные регламентом 20-25 минут,при условии что опыт у ОП хотя бы 5-7 лет

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

5

Re: Оперативность в фиксации выпавших блинкеров РЗА

scorp пишет:

.ТАПВ(ОАПВ) успешное/неуспешное

Вот это - один из случаев, когда оперативный анализ по сигнальным элементам позволяет отличить отказ АПВ от неуспешного АПВ. В первом случае вызывайте релейщиков, во втором - линейщиков. Или срабатывание чувствительной ступени ТНЗНП. Если "в Багдаде все спокойно", нигде ни катаклизмов, ни отключения с противоположного конца нет - не глядите на показания ОМП, посылайте бригаду на объезд всей линии. Или хотя бы организуйте осмотр в проблемных местах.
В свое время с представителями ЭКРЫ обсуждали вопрос: стоит ли от указательных реле РУ-21 переходить к светодиодной индикации. Мои доводы: если уже все сгорит, включая релейный щит, по выпавшим блинкерам можно выявить, какая из защит сработала, а какая показала неисправность. Но в одном тяжелом случае (пожар на Сочинской ТЭС, захвативший и те терминалы, которые его должны были предотвратить) удалось все же скачать осциллограммы с большинства из них,  бедных горелых. Выявилась фальсификация событий: положение переключающих устройств на момент происшествия. А кто гарантирует, что вслед за приведением переключающих устройств в нужное положение не поднимут нужные блинкера? На сегодня, насколько знаю, ЭКРА от РУ-21 отказалась.

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Оперативность в фиксации выпавших блинкеров РЗА

doro пишет:

оперативный анализ по сигнальным элементам позволяет отличить отказ АПВ от неуспешного АПВ.

1.горит светодиод "АПВ",при этом выключатель может находится всего лишь в двух состояниях:включен/отключен.Вывод сделать не сложно.
2.аварийное отключение,светодиод АПВ не горит.Надо знать режим ТАПВ чтобы сделать вывод.
Тут только опыт ОП и желательно опыт реальный,а не одни противоаварийные тренировки.

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

7

Re: Оперативность в фиксации выпавших блинкеров РЗА

Надо бы еще в алгоритм добавить работу/неработу автоматически ускоряемых ступеней.
Как-то по ходу дела при подготовке к очередным курсам диспетчеров сделал простенькую программку по расшифровке светодиодной индикации терминалов БЭ2704 с двойным назначением светодиодов (горит ровным светом/мигает). Пять минут тренажа, и вышестоящий оперативный персонал подсказывает ниже... характер повреждения. Можете найти ее в самом низу страницы http://dororz.ru/ut_3.htm
При работе в эксплуатации особых проблем не было подвести дежурного к панели и попросить показать конкретный выпавший блинкер и подтвердить, что этот и этот все же не выпадали. Сложнее было в РДУ. игра в испорченный телефон. Дежурный ОВБ докладывает диспетчеру РЭС или электросетей, тот - диспетчеру РДУ, релейщики пытаются по обрывочным данным понять характер повреждения (хорошо, если для отчета, а то и для помощи в оперативном устранении технологического нарушения), далее в обратном направлении идет задание дополнительных вопросов.

8

Re: Оперативность в фиксации выпавших блинкеров РЗА

doro пишет:

подвести дежурного к панели и попросить показать конкретный выпавший блинкер

На ПС без персонала здорово, когда найдёшь черновик дежурного ОВБ. Они эти клочки бумаги часто кидают где-нибудь возле оперативного журнала ПС. Бывает в черновике одно, а в оперативном - другое. Ну ошибся человек, не так переписал, не то передал. А в черновичке-то правильно. Поймать нужного ОВБ непросто, он сменился, и жди когда ему снова в смену.

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

9

Re: Оперативность в фиксации выпавших блинкеров РЗА

scorp пишет:

2.аварийное отключение,светодиод АПВ не горит.Надо знать режим ТАПВ чтобы сделать вывод.

Что вы имеете ввиду "знать режим ТАПВ", блокировки АПВ?
Например, даже не знаю, возьму карту положений накладок и ключей и посмотрю или на панели посмотрю. Выводы какие из этого могу сделать?

Обычно оперативному персоналу рекомендую во время обучения посмотреть, где блинкера "ускорение после АПВ". И если АПВ не "вывалился", то посмотреть на "ускорение....", предварительно дав щелбан по блинкеру АПВ (вдруг заело).

10

Re: Оперативность в фиксации выпавших блинкеров РЗА

Lekarь пишет:

рекомендую во время обучения посмотреть, где блинкера "ускорение после АПВ"

не везде АУ(ДЗ,ТЗНП - везде с небольшой выдержкой,примерно 0,1 сек) с Tср=0,в этом случае основная защита ДЗЛ/ДФЗ "опередит" автоматическое ускорение

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

11

Re: Оперативность в фиксации выпавших блинкеров РЗА

Lekarь пишет:

предварительно дав щелбан по блинкеру АПВ (вдруг заело)

Во-первых уже поздно, блинкер не стоит постоянно подтянутым, и его заело. Импульс прошёл, защёлка вернулась на место, смысла нет в "щелбанах".   Во-вторых я "щелбаном" любой блинкер вывалю. Даже если он  и не должен был выпадать. Вопрос в месте и силе удара ))

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

12

Re: Оперативность в фиксации выпавших блинкеров РЗА

SVG пишет:

я "щелбаном" любой блинкер вывалю. Даже если он  и не должен был выпадать. Вопрос в месте и силе удара ))

Если можно по подробней о месте и силе удара.
Может пригодится.

13 (2015-03-10 19:35:24 отредактировано doro)

Re: Оперативность в фиксации выпавших блинкеров РЗА

SVG пишет:

Во-вторых я "щелбаном" любой блинкер вывалю. Даже если он  и не должен был выпадать. Вопрос в месте и силе удара ))

Да припоминаю я легенды об одном жестком приемщике. Кажется, Донбассэнерго (тогда мы все были едины). В последний момент приемки разворачивается к панели задом и дает хороший пинок. Лишние блинкера не вывалились, лишние реле не сработали - с механикой все в порядке.
А далее - подстанция на строительстве Чигиринской ГРЭС (Черкасская область  Украины, ГРЭС так и не была достроена). В качестве источника электроснабжения стройплощадки привезли откуда-то мобильную подстанцию польского производства. Указательные реле - в габаритах РП-252, только в профиль. Выпавший блинкер и столетняя бабуля с катарактой разглядит. Первое впечатление: зашел в КРУН, хлопнул дверью. Все включенные выключатели отключились, все отключенные при наличии готовности привода включились. За две недели извращений удалось их от этого отучить. Одно исключение: все блинкера при хлопке дверью выпадали.
Да, кстати, припоминаю. В одном из нормативных документов прописано "поведение реле при сотрясении панели" или что-то в этом роде.

14

Re: Оперативность в фиксации выпавших блинкеров РЗА

встречались РУ-21,где на винте корпуса была алюминиевая квадратная шайба,вместо картонной.При неудачном расположении этой шайбы грузик задевал за неё,блинкер не выпадал.

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

15

Re: Оперативность в фиксации выпавших блинкеров РЗА

KPV пишет:

Если можно по подробней о месте и силе удара.
Может пригодится.

  Серьёзно? Пиши на мыло. Подробности письмом. ))

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

16 (2015-03-11 00:03:28 отредактировано Dnestr)

Re: Оперативность в фиксации выпавших блинкеров РЗА

KPV пишет:

Если можно по подробней о месте и силе удара.
Может пригодится.

ну чтобы щелбаном блинкера вываливать нужно быть таким здоровым как Сергей (SVG)
http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/80000/2500/82594/thumb/p19g2nm03quel17fd1iqpa0u1a6l1.png http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/80000/2500/82594/thumb/p19g2nm03quel17fd1iqpa0u1a6l1.png
вот такие и такие
http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/80000/2500/82594/thumb/p19g2nmu8hj553skfle11oc19mk2.png http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/80000/2500/82594/thumb/p19g2nmu8hj553skfle11oc19mk2.png
вываливали ударом тыльной стороны отвертки (ручкой) В ЛОБ (справа или слева от пипочки)
а такие
http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/80000/2500/82594/thumb/p19g2nolmg12ee25amnln0l1bjq3.png http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/80000/2500/82594/thumb/p19g2nolmg12ee25amnln0l1bjq3.png
проще, сняв крышку

17

Re: Оперативность в фиксации выпавших блинкеров РЗА

Dnestr пишет:

вываливали ударом тыльной стороны отвертки (ручкой) В ЛОБ (справа или слева от пипочки)

Лучше  "в хвост"

Dnestr пишет:

ну чтобы щелбаном блинкера вываливать

Щелбан отвёрткой считается?

Dnestr пишет:

нужно быть таким здоровым как Сергей (SVG)

KPV повыше меня будет ))

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

18

Re: Оперативность в фиксации выпавших блинкеров РЗА

Lekarь пишет:

это актуально в первые моменты после отключения оборудования, может быть нет в этой информации срочной необходимости и ее стоит собирать

Очень актуально. Только вот эту информацию не понимают и по сему пользоваться не умеют и не хотят. Учить надо!!

19

Re: Оперативность в фиксации выпавших блинкеров РЗА

SVG пишет:

KPV повыше меня будет ))

Да, я уж в этом рейтинге на последнем плане буду. Но не в обиде.

ShSF пишет:

Только вот эту информацию не понимают и по сему пользоваться не умеют и не хотят.

А вот здесь не согласен. Учу и диспетчеров РЭС, и начальников РЭС, и кандидатов на должность ГИ электросетей, и прочая. и прочая... Большинство - люди, не занимающиеся непосредственно техническим обслуживанием РЗА. Но вот как-то крайне был удивлен обилием вопросов со стороны мастеров службы подстанций. Диспетчера РЭС - так вообще кладезь познаний для релейщиков. Такие вопросы из конкретной практики задают, что уворачиваться не успеваешь. Одна проблема: некому четко поставить задачу и направление действий. Оперативщики все же куда умнее, чем кажется релейщикам. Другое дело - ритм работы. Диспетчеру нужно принять решение за минуты, а то и за секунды, пусть и неправильное. А релейщик на разбор имеет часы, а то и дни.

20 (2015-03-11 19:51:51 отредактировано Lekarь)

Re: Оперативность в фиксации выпавших блинкеров РЗА

ShSF пишет:

Очень актуально. Только вот эту информацию не понимают и по сему пользоваться не умеют и не хотят. Учить надо!!

Актуальность в чем в первые моменты? Заметьте - разве во многих инструкциях, написано, что если, например отключился выключатель ЛЭП от земляной защиты, то надо включить еще раз, а ежели от дистанционной, то не надо? Такого нет. Более того, сегодня если начнешь руководствоваться порой даже здравой логикой, то тебе укажут на нарушение инструкций и стандартов, в данном случае, что в них нет указаний  по тому как действовать персоналу, после классификации сработавших устройств защиты (в большинстве случаев).
Но если ВЫ считаете, что это актуально, то напишите в чем актуальность, почему это нельзя выполнить через пять - двадцать минут.
ВЫ написали, что надо учить. Кто на ваш взгляд должен учить? И те кто должны учить, кто до них доводит, чему надо учить персонал?
Пока на сегодняшний день, читаю посты и не вижу веских аргументов в пользу спешки по сбору сработавших блинкеров. Единственный аргумент - бригаду отправить на место. Но можно бригаде сообщить по рации или телефону, пока едут или собираются выезжать.
Ситуация ведь такая, что нам бы хотелось как бы на объектах был грамотный персонал, по все направлениям, но в лице одного человека, а выходит то, что персонал просто начинает искать другую работу.