Re: Время АПВ и учет самозапуска двигателей
нефть, не газ
гидравлический удар, однако
время восстановления питания крайне критично
Форум посвящен вопросам релейной защиты и автоматики (РЗА). Обмену опытом и общению релейщиков. |
Вы не вошли. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вы интересуетесь релейной защитой и реле, то подписывайтесь на мой канал
Советы бывалого релейщика → Спрашивайте - отвечаем → Время АПВ и учет самозапуска двигателей
нефть, не газ
гидравлический удар, однако
время восстановления питания крайне критично
нефть, не газ
Мощно сказано :)
Безусловно, если такое требование выдвигается то нагрузка представляет из себя мощные СД, о выполнении АПВ и АВР в таких случаях расписано в книге "Беляев А.В. Противоаварийная автоматика в узлах нагpузки с мощными синхронными электродвиrателями", там прям есть глава такая - автоматическое повторное включение питающих линий.
Там же и написано, что восстановить питание можно или АВР или АПВ питающей линии, причем лучше АВРом, так как он позволяет восстановить питание быстрее (при наличии частотного пуска АВР), чем при АПВ линии, которое имеет большую выдержку времени и к тому же может быть неуспешным.
У меня вот только по этому моменту один вопрос.. если мы вначале восстанавливаем питание по АВР, а потом вдруг АПВ все таки стало успешным, то должны ли сразу же обратно возвращаться на основное питание?
написано, что восстановить питание можно или АВР или АПВ питающей линии, причем лучше АВРом, так как он позволяет восстановить питание быстрее (при наличии частотного пуска АВР), чем при АПВ линии, которое имеет большую выдержку времени и к тому же может быть неуспешным.
Вообще говоря это верно не во всех случаях. Вопрос который задали нашему коллеге вовсе не случайный.
если мы вначале восстанавливаем питание по АВР, а потом вдруг АПВ все таки стало успешным, то должны ли сразу же обратно возвращаться на основное питание?
Вот именно, надо внимательно рассчитать когда что делать и увязать работу АВР и АПВ. Надо определить критерии надежно выявляющие место к.з. (на линии или ниже - на ошиновке, в трансформаторах и т.д.). Если имеется уверенность что к.з. на линии - приоритет за АПВ, если не на линии - пожалуйста АВР.
При прочтении темы возник один вопрос по поводу:
Один из компонентов успешного самозапуска ответственных механизмов - своевременное отключение менее ответственных, выполняется защитой минимального напряжения (не путать с защитой от снижения напряжения). Здесь вроде бы АПВ должно быть согласовано по времени с ЗМН.
Что такое тогда защита от снижения напряжения?
Очень хорошая схема эл. снабжения.
Из заданного вопроса (пост №1) не совсем понятно про АПВ каких выключателей идет речь. Проект ГПП, а выключатели со стороны питания. Понял как – выключатели на питающих ПС. Вроде как в проект не должны попадать. Если все-таки речь про них, то можно указать, что рекомендуемое время АПВ по условию самозапуска должно быть на более такой-то величины.
Если речь идет о выключателях на ГПП. Они же от защит ВЛ не отключаются, а отключаются от защит Тр, ошиновки и т.п. и должен быть запрет АПВ. А если все-таки отключается от защиты (ДЗЛ например), то всегда надо иметь ввиду что АПВ может быть неуспешно. Второго перерыва питания двигатели не выдержат.
Для обеспечения самозапука использовать АВР СМВ от другого Тр не согласовывая его с временем АПВ. Схема эл.снабжения для этого как раз и предназначена. Использовать схему автоматического возврата на рабочий источник питания – это дело вкуса. По мне так лучше – ручной возврат на рабочий источник питания, так как часть мелких движков на 0,4 кВ все одно отвалится.
На практике был на ТЭЦ, которая питала производство ЭТИЛЕН, по схеме глубокого ввода (выключатель на ТЭЦ, трансформатор через забор на заводе). Нач.эл.цеха ТЭЦ проводил экскурсию для студентов и продемонстрировал как отключают выключатель и по ошибке отключил ЭТИЛЕН, сразу включил. Потом узнали, что неделю на производстве шел брак.
Нефтепеработка, конечно не этилен, но все же на АПВ надежды нет.
Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб. |
Мне странно, что время АПВ связывают с самозапуском двигателей. Есть двигатели, которые пойдут на самозапуск даже если напряжение появится через несколько минут (например, насосы станции пожаротушения). Уставка АПВ всегда связывалась со временем деионизации воздуха в месте повреждения или готовности выключателя (что больше) + запас. Для самозапуска есть АВР, а если напряжение на линии восстановится, то схема сама вернется в исходное состояние. Какие двигатели и на каких условиях участвуют в самозапуске должны сказать технологи.
Из заданного вопроса (пост №1) не совсем понятно про АПВ каких выключателей идет речь.
Про выключатели на питающих ПС (там была более длинная и мутная формулировка).
Для обеспечения самозапуска использовать АВР СМВ от другого Тр не согласовывая его с временем АПВ.
Но ведь АВР должно отстраиваться по времени от срабатывания защит на низкой стороне?
Скажем, 0,7 с -отходящая линия, 1 с - СВ, 1,3 с - ВВ, и АВР, даже не согласованная с АПВ, будет иметь выдержку времени 1,6 с
В то время как АПВ будет через 0,5-0,6 с, т.е. АПВ восстановит питание быстрее.
С другой стороны, разумеется, АПВ может быть неуспешным, и тогда имеем еще задержку в 0,5 с на АВР.
А может в запросе хотели написать "с учетом подпитки двигателями", а написали про самозапуск? А от подпитки КЗ синхронными двигателями время АПВ сильно зависит.
А может в запросе хотели написать "с учетом подпитки двигателями", а написали про самозапуск? А от подпитки КЗ синхронными двигателями время АПВ сильно зависит.
Вот это, кстати, сильно похоже на правду.
И да, там есть еще такое замечание
"Предоставить информацию о наличии синхронных двигателей. В случае наличия двигательной нагрузки указать мероприятия по устранению токов подпитки от синхронных двигателей при КЗ на линиях 220 кВ".
Информация о наличии сейчас в процессе добывания, а вот что такое "мероприятия по устранению токов подпитки"?
Снятие возбуждения с СД?
Снятие возбуждения +отключение от сети?
Когда такие мероприятия нужны, когда не нужны, как определить?
от подпитки КЗ синхронными двигателями время АПВ сильно зависит
Там где имеются синхронные двигатели, с целью увеличения быстродействия АВР, принимают мери (напр. ЗПП отключающая возбуждение). И это за время около 0,5 сек. Так что это не помешает АПВ.
"мероприятия по устранению токов подпитки"?
Они и так принимаются на производстве для ускорения АВР.
Рекомендую прочитать "Релейная защита и автоматика на электроподстанциях, питающих синхронные двигатели" М.А. Шабад из Библиотеки электромонтера.
ЗПП + мероприятия на ПС с СД, чтобы срыва частотного АВР не было при работе ЗПП и блокировка АЧР и пр. целый комплекс, короче
в противном случае СД, оставшиеся работать на сеть, при потере питания таких дел понаделают с системной автоматикой, мама не горюй.
АПВ, повторюсь, целесообразно рассматривать, когда питание идет по одной линии.
По поводу возможности СЗП или нет, сказать должны технологи и производитель СД + расчеты с учетом скольжений до которых затормозятся двигатели, кривых асинхронного и механического моментов, кривые гашения поля + надо учитывать дополнительный нагрев статорной обмотки
время АПВ не будет таким маленьким, т.к. за это время поле скорее всего не погасится
если оно временем не отстроено, то запрется по наличию напряжения от СД
а время снижения напряжения на шинах - это время ЗПП + время гашения поля до величин, при которых АПВ(АВР) допустимо, в зависимости от системы возбуждения и двигателя это м.б. и 1,5 и 2 и 3 с
Т.О. если это не учитывать, то хоть напряжение на вводе и появится раньше, но сами двигатели к СЗП будут не готовы
м.б. и 1,5 и 2 и 3 с
Почему так много на выявление потери питания? Разве недостаточно порядка 0,6 - 0,8 сек.
на выявление потери питания 0,3-0,5с - в зависимости от эл.базы
1,5 и более - это + гашение
если ЗПП действует только на гашение то СД остаются связаны с сетью
если на откл + гашение, то нет
Добавлено: 2015-05-25 12:21:56
но если откл + гашение, то подавай АПВ двигателей + запреты технологии на останов
Нельзя связывать АПВ с самозапуском двигателей!
При работе защит и отключении одной из линий должен отключаться рабочий ввод 6 кВ и по АВР включаться секционный выключатель.
Если секционный выключатель выккуумный (0,04с) то самозапуск будет "легким". С СД отдельная история, их при АВР нужно отключать, но если технология не позволяет то отключать только возбуждение и после АВР его включать .
Возврат схемы после успешного АПВ можго делать как вручную так и автоматически.
Остается вопрос как выявлять отключение линии? Если есть канал с противоположным концом то по команде, если нет то по ТН+отсутствие тока.
- читайте внимательнее, если ПС питается по 1 вводу, то СЗП будет после АПВ линии
- вопрос отключения или включения СД при СЗП с технологией не связан, он связан с возможностью или невозможностью осуществления группового самозапуска. если возможен, то поле гасится, а отключать СД, а потом включать бессмысленно, если нет, то СД отключают, поле гасится, а потом поочередно включают с пом. АПВ СД с контролем наличия напр. на шинах и отсутствия со стор. СД (или выд. времени АПВ рассчит так, чтобы учитывалось время гашения), через расчетные выд. вр.
- с технологией там вопрос в другом, обычно у технологов по факту отключения выключателя двигателя, сразу идут остановы, перстановки кранов или прочая ерунда (как Вы понимаете отключенное или включенное положение выключателя никак на саму технологию не влияет, на нее сам факт выбега влияет), поэтому если самозапуск допустим (по технологии) и применен поочередный сзп, то временно цепь нормального замкнутого блокконтакта СД, идущая в САУ, временно подрывается (выд. вр. рассчит), чтобы технология не блокировалась, при этом технологические защиты, остаются в работе и в случае чего (например, перепад масло-газ) аварийно остановят техн. процесс и дадут команду на откл. от техн.автоматики, запрет на АПВ и пр.
ТН+отсутствие тока - это недостаточный и медленнодействующий фактор отключения линии
если линия отключилась, СД переходят в генераторный режим и могут питать др. нагрузку сети через ввод ПС + за счет наличия возбуждения + форсировки и кинетич. энергии напряжение будет спадать очень длительно
поэтому см. ЗПП, где контроллир. снижение частоты + мощность в сеть или 0
Что такое тогда защита от снижения напряжения?
Прошу прощения, точнее будет Автоматика ограничения снижения напряжения (АОСН).
на выявление потери питания 0,3-0,5с - в зависимости от эл.базы
1,5 и более - это + гашение
Но все это будет и при потере питания с восстановлением от АВР, так зачем принижать роль АПВ. Тем более при АПВ самозапуск происходит в более благоприятных условиях чем при АВР (при неявном резерве, а это наш случай), когда времена перерыва питания соизмеримы.
Нельзя связывать АПВ с самозапуском двигателей!
Посмотрите соответствующие раздели в Электротехническом справочнике том 3 книга1, ну и например Системная автоматика (Барзам)
Советы бывалого релейщика → Спрашивайте - отвечаем → Время АПВ и учет самозапуска двигателей
Форум работает на PunBB, при поддержке Informer Technologies, Inc