21

Re: молодой диспетчер спрашивает ...

Идет выпускной экзамен в медицинском институте.
Студент - полный ноль.
Профессор - "Ну хорошо. Последний вопрос. Чьи эти два скелета?"
Студент молчит.
Профессор - "Молодой человек, чему вас учили шесть лет?"
Студент - "Ёлы - палы. Неужели Карл Маркс и Фридрих Энгельс?"

22

Re: молодой диспетчер спрашивает ...

Навеяло названием темы (прям как начало анекдота)

Новый релейщик приступает к работе и предшественник передает ему три запечатанных пронумерованных конверта со словами: «Когда будет совсем плохо открывай по очереди».

Начинает работать, но возникают сложности.. ну прямо невмоготу, отключение за отключением — он открывает первый конверт, там записка: «Вали все на меня». Он валит все на предшественника, говорит, что все не работает потому что был такой нехороший предшественник, не следил, не делал.
Вроде пронесло, народ успокаивается, работает дальше.

Через какое-то время опять что-то незаладилось, ничего не работает, ещё хуже накосячил. Наш герой открывает второй конверт. Там записка: «Обещай исправиться»
Он на разборе бьёт себя пяткой в грудь, обещает.. Простили
Вроде опять пронесло, дальше работает

И тут в третий раз. Мат перемат, звонки сверху, все как ужаленные бегают. Открывает он третий конверт, там записка: «Готовь три конверта».

23

Re: молодой диспетчер спрашивает ...

High_Voltage пишет:

Вообще-то конденсатор будет зашунтирован контактами реле запрета АПВ в схеме АУВ, которое становится на самоподхват через н.з. контакт РПВ и н.о. контакт РФ

Не во всех схемах АПВ есть самоподхват при подаче сигнала на запрет АПВ от ДЗШ.

24

Re: молодой диспетчер спрашивает ...

А я такого решения вообще не встречал. Прошу поделиться.

25

Re: молодой диспетчер спрашивает ...

http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/80000/8000/88429/thumb/p19q64fonv1i494fccmlu61njr1.png http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/80000/8000/88429/thumb/p19q64fonv1i494fccmlu61njr1.png
И.Р. Таубес, ДЗШ 110-220 кВ

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

26

Re: молодой диспетчер спрашивает ...

Да, но здесь - упоминание "Исключения имеют...". Речь идет о практической реализации и области применения подобных схем.

27

Re: молодой диспетчер спрашивает ...

Схем по рукой, к сожалению, нет.

К вопросу о цепи "Запрет АПВ от ДЗШ", приведу выдержку из типовой работы ЭСП:
http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/80000/8000/88431/thumb/p19q65srju200br11r71j6jdti1.png http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/80000/8000/88431/thumb/p19q65srju200br11r71j6jdti1.png

28

Re: молодой диспетчер спрашивает ...

doro пишет:

А я такого решения вообще не встречал. Прошу поделиться.

Типовая схема АУВ, для выключателя с пружинным приводом, для выключателей с эл.магнитным приводом есть отличия.

Post's attachments

Снимок.JPG 504.85 Кб, файл не был скачан. 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.
Long Live Rock'n'Roll

29

Re: молодой диспетчер спрашивает ...

То есть, как я понял - запрет АПВ после комады от одной из защит, пока не придет команда оперативного включения? По-моему, перебор (или масло слишком масляное). Видимо, подзабытое схемное решение какой-то энергосистемы, об истории происхождения которого уже и подзабыли. Предположения могут быть самыми разными, но разумное в голову пока не укладывается.
А типовая ли схема?

30

Re: молодой диспетчер спрашивает ...

doro пишет:

То есть, как я понял - запрет АПВ после комады от одной из защит, пока не придет команда оперативного включения? По-моему, перебор (или масло слишком масляное). Видимо, подзабытое схемное решение какой-то энергосистемы, об истории происхождения которого уже и подзабыли. Предположения могут быть самыми разными, но разумное в голову пока не укладывается.
А типовая ли схема?

В чем перебор, если в самоподхвате РП1, то предположим, что его нет (самоподхвата). Тогда при работе ДЗШ с запретом АПВ, на присоединении опробующем шины пустится АПВ, реле времени в АПВ наберет выдержку и подключит уже разряженный конденсатор к реле РП, дальше контакты реле времени будут шунтировать конденсатор и его заряда не будет. На других присоединениях также произойдет разряд конденсатора в реле АПВ, но реле времени АПВ не пустится (нет контроля АПВ) и после возврата РП1 пойдет заряд конденсатора и единственное, что не даст "сАПВшить" эти присоединения это не собранный контроль АПВ, что видимо не очень надежно, поэтому самоподхват РП1 нужен.

Long Live Rock'n'Roll

31

Re: молодой диспетчер спрашивает ...

High_Voltage пишет:

Тогда при работе ДЗШ с запретом АПВ, на присоединении опробующем шины пустится АПВ, реле времени в АПВ наберет выдержку и подключит уже разряженный конденсатор к реле РП

На присоединение, которое опробует шины, запрет АПВ от ДЗШ не поступит.

32

Re: молодой диспетчер спрашивает ...

Hight_Voltage, doro, коллеги. Углубился в тему и понял свое заблуждение.

High_Voltage пишет:

АПВ шин выполняет выключатель у которого введен контроль АПВ "наличие на линии+отсутствие на шинах", остальные выключатели включаются по синхронизму.

Это речь, действительно, про автоматическую сборку схемы (АСС). Рекомендуется к применению на ПС без постоянного дежурного персонала.

High_Voltage пишет:

Если как Вы говорите на одном присоединении накладка "Запрет АПВ от ДЗШ" выведена, а на других введена, то АСС не будет.

Это уже про автоматическое опробование (АО) шин одним присоединением. Рекомендуется к применению на ПС, где есть постоянный дежурный персонал.

Оба варианта (АСС и АО) имеют право быть. Это первое.

Второе. Подхват действия на запрет в схеме АПВ должен быть. Приведенная выше схема актуальна. Возврат схемы может производиться групповым образом, путем перевода реле РФ нескольких присоединений состоянию выключателя. Аналогия со съемом мигания ламп при аварийном отключении выключателей.

33

Re: молодой диспетчер спрашивает ...

1- порядок оперирования описан во многих книжках, типа Филатова, и Красника. Смысл, как здесь уже писали, в силе отключаемого тока. отключая первую фазу - дуги нет, вторую - ток самый сильный, третью - практически тока нет. вопрос закрыт.
2 - так до конца и не выяснен.
3 и 3а) - АПВ линии является главнее чем АПВ той же линии при ДЗШ, т.е. если вывести АПВ линии, АПВ при ДЗШ оставить, то АПВ в любом случае не будет. Одним словом, по иерархии АПВ линии главнее.
4 - однозначно точно сказать БЫЛО ЛИ АПВ ЛИНИИ или НЕТ, помогут два блинкера - 1) АПВ линии, НО он может солгать, его подтверждает блинкер "УСКОРЕНИЕ ЗАЩИТ", перед работой АПВ пускается ускорение защит, если его не было, то блинкер "работа АПВ" сработал ложно.

Вроде бы все, Спасибо всем большое друзья. Будут вопросы, буду писать еще! Всем удачи в работе!

34 (2015-08-28 12:18:22 отредактировано nkulesh)

Re: молодой диспетчер спрашивает ...

dispres пишет:

1- порядок оперирования описан во многих книжках, типа Филатова, и Красника. Смысл, как здесь уже писали, в силе отключаемого тока. отключая первую фазу - дуги нет, вторую - ток самый сильный, третью - практически тока нет. вопрос закрыт.
2 - так до конца и не выяснен.
3 и 3а) - АПВ линии является главнее чем АПВ той же линии при ДЗШ, т.е. если вывести АПВ линии, АПВ при ДЗШ оставить, то АПВ в любом случае не будет. Одним словом, по иерархии АПВ линии главнее.
4 - однозначно точно сказать БЫЛО ЛИ АПВ ЛИНИИ или НЕТ, помогут два блинкера - 1) АПВ линии, НО он может солгать, его подтверждает блинкер "УСКОРЕНИЕ ЗАЩИТ", перед работой АПВ пускается ускорение защит, если его не было, то блинкер "работа АПВ" сработал ложно.

Вроде бы все, Спасибо всем большое друзья. Будут вопросы, буду писать еще! Всем удачи в работе!

Н-да, бились, бились, пока не сравнялись ... Как-то не так вы практически всё поняли. Снова да ладОм, как говорится:
1. Главное вроде - опасность/безопасность при производстве операции, стремление (очень понятное), как можно больше операций выполнять без напряжения на разъединителе или хотя бы с тем, чтобы напряжения не было на соседних фазах или фазе - вдруг колонка сломается или штанга оперативная "не туда" пойдёт. Поэтому и начинают со средней фазы.
2. ДЗШ остаётся в работе, ТТ присоединения выводится в ремонт. "Выведен в ремонт" многие понимают - могу делать что захочу, что мне надо. Например, закоротить цепи тока и заземлить их. Или и вовсе проверять Ктт с подачей первичного тока. Разное бывает, всё это - "к сожалению", т.к. заканчивается плохо (знаю, сам грешен).  Поэтому выведенный в ремонт ТТ от действующей ДЗШ - отделять. Всегда. 
3. Если есть сборные шины и сборка доаварийной схемы, и нет каких-то особенных условий, то на всех присоединениях запрет АПВ от ДЗШ выведен. На самой панели ДЗШ запрет АПВ от ДЗШ тоже выведен. При этом опробование шин и сборка доаварийной схемы происходит после включения выключателя, у которого выбран режим АПВ ОШ (с контролем отсутствия напряжения на линии). Если он успешно подал напряжение на шины, остальные присоединения включатся по цепи АПВ КС (с контролем синхронизма).  Накладка "Запрет АПВ от ДЗШ" в схеме ДЗШ вводится по указанию диспетчера или в соответствии с программой/бланком переключений при операциях с шинными разъединителями. Понятно, что при поломке разъединителя АПВ шин успешным не будет, нечего и пытаться. Сделали переключения - накладку вывели, при работе ДЗШ АПВ присоединений снова возможно.
АПВ линии (и любого другого присоединения) может быть выведено в схеме выключателя, накладкой "АПВ". Это средство радикальное, "против лома нет приёма", АПВ не будет ни при каких условиях. Причины могут быть разными, первое, что приходит на память (был 4 года диспетчером когда-то) - работа на линии типа правки опор или вырубки угрожающих деревьев. Причина уважительная, понятно.
4. Было ли АПВ (стоит сказать это словами, и станет понятно "автоматическое повторное включение") можно скорее всего по указателю "АПВ", если это надёжное реле вроде РУ-21, оно просто так не упадёт. Пластмассовые РУ (РУ1, РЭУ11) вполне могут и зря сработать, и застрять, отказать. Настоящей веры им нет.
"Ускорение защиты", если в схеме такие указатели есть, косвенно говорит о том, что защита действовала по цепи автоматического ускорения при неуспешном АПВ. Но наверняка это можно сказать только после анализа схем и прочтения инструкции по РЗА, возможны разные варианты (например, может быть введено оперативное ускорение защиты, и этот указатель падает при любой работе защиты, не только при включении). Собственно, в том, какое же было АПВ, успешное или неуспешное, можно судить по конечному результату - выключатель включен , не мигает зелёная лампа, горит красная - АПВ успешное, выключатель отключен, мигает зелёная лампа, красная не горит - АПВ неуспешное. Да, при неуспешном АПВ до квитирования КУ реле времени в РПВ-58 будет в положении срабатывания, через крышку это видно, если что. Ведь для вас, как диспетчера, работа РЗА - дело второе или дальше, главное - в каком состоянии схема ПС, верно? Вот это и дежурный должен быстро выяснить, и вы первым делом (с его слов, конечно) понять. 
Успехов в вашей трудной работе. Не хотел бы я  быть оперативником сейчас.

35 (2015-08-28 12:48:15 отредактировано Lekarь)

Re: молодой диспетчер спрашивает ...

1. Дуга на самом деле есть при отключении первой фазы (только она не такая мощная и длинная). Приходилось и отключать и видеть, как отключают. Смысл отключения первой фазы – средней – ПОДГОТОВКА к отключению второй фазы, как наиболее опасной, в плане развития дуги. С пофазным отключеним для диспетчеров другой вопрос. Команду отдают одну, а действий выполняют три. Два из которых очень опасны для жизни.
2. Все просто. Если у нас присоединение выведено в ремонт, т.е. включены заземляющие ножи как от линейного, так и от шинного разъединителей на присоединении, то у нас при включенном выключателе есть контур для протекания тока через ТТ присоединения. Этот ток может возникнуть при возникновении вынесенного понтенциала на контур заземления подстанции, например при близком коротком замыкании на одной из отходящих от ПС ЛЭП или при проведении сварочных работ на самом присоединении (даже при отключенном выключетеле на ошиновке между выключателем и ТТ),, что ведет к протеканию тока через ТТ присоединения и может вызвать небаланс в токовых цепях ДЗШ.
3. Запрет АПВ от ДЗШ, как правило выполняется на ЛЭП, которые являются блочными, и после работы ДЗШ, напряжение на них может быть несинхронное, из-за выделения блока на изолированную работу.
4. Было ли автоматическое повторное включение выключателя могут только сказать регистраторы событий. В большинстве случаев, блинкер АПВ свидетельствует о работе устройства АПВ, а не о повторном включении выключателя. Указательный флажок «ускорение после АПВ», хорошее подспорье, но так как во многих случаях на него не заведена сигнализация, он может «висеть» месяцами, если в добавок слабое освещение зала и его отдельных участков. Но диспетчер должен руководствоваться своими действиями именно на основании выпавших указательных флажков.

36

Re: молодой диспетчер спрашивает ...

Lekarь пишет:

Если у нас присоединение выведено в ремонт

Lekarь пишет:

проведении сварочных работ

Lekarь пишет:

может вызвать небаланс в токовых цепях ДЗШ.


При выводе присоединения в ремонт вынимается блок БИ токовых цепей плеча ДЗШ шин этого присоединения ОБЯЗАТЕЛЬНО.

Lekarь пишет:

Было ли автоматическое повторное включение выключателя могут только сказать регистраторы событий.

Нормальный дежурный всегда определит, было ли АПВ или нет, регистратор событий это прерогатива релейщиков. Сколько раз моргнул свет на ПС, счетчик цикла включения-отключения на приводе выключателя. У каждого дежурного есть свои косвенные признаки, помимо блинкера/светодиода.

37

Re: молодой диспетчер спрашивает ...

Саня пишет:


При выводе присоединения в ремонт вынимается блок БИ токовых цепей плеча ДЗШ шин этого присоединения ОБЯЗАТЕЛЬНО.
Нормальный дежурный всегда определит, было ли АПВ или нет, регистратор событий это прерогатива релейщиков. Сколько раз моргнул свет на ПС, счетчик цикла включения-отключения на приводе выключателя. У каждого дежурного есть свои косвенные признаки, помимо блинкера/светодиода.

1. Так вопрос насколько я понял и был, почему вынимаем испытательный блок при выводе в ремонт присоединения. Я на него и ответил.
2. Вот этого быть вообще не должно. Дежурных на объекты нанимают на работу не считать сколько раз моргнет свет, а выполнять свою работу. Я не претедендую на правоту, нравится считать моргания света, да ради бога. Счетчик включений и отключений, к сведению находится в приводе выключателя, который иногда опасно открывать, когда выключатель под напряжением. Зарубежные производители вообще не рекомендуют этого делать, дабы в привод влага не попадала и он дольше служил. Все дежурные и релейщики нормальные, пока не идет разговор о депремировании или увольнении. Как зайдет, вот тут то и узнаешь о дефектах каждого, кто как работает.

38

Re: молодой диспетчер спрашивает ...

Спасибо Всем большое, за участие и за помощь! Я очень благодарен Вам друзья, за не безразличность! Всем успехов! п.с. и мне ICQ/ab:)

39 (2015-09-05 13:44:14 отредактировано doro)

Re: молодой диспетчер спрашивает ...

Novik пишет:

По вопросу 1:

На конкурирующем сайте (да простят меня администраторы!) нашел противоположное наблюдение: http://www.electrik.org/forum/index.php … entry45984 (сообщение SergAn).
Не идиотский ли аналог? И не идиотские ли требования? Похоже, идут еще с довоенных времен, да изменить все недосуг.

40 (2015-09-06 12:57:43 отредактировано Lekarь)

Re: молодой диспетчер спрашивает ...

Спартак Молодцов пишет:

Честно говоря, я всегда считал, что дёргая первым средний разъединитель, есть риск перекрыть на правый или левый. А утверждение, что при отключении первого разъединителя не возникает сильной дуги мне не понятно, чем это вызвано? Мощность течёт пофазно.

Риск перекрыть есть, но только на разъединителях, которые не предназначены для коммутаций под напряжением. К сожалению, сегодня выпускают и такие, причем производители об этом специально или умышленно умалчивают. Поэтому рекомендую, при выборе обращать внимание на паспорт.
А отвечая на Ваш вопрос, всё очень просто. Отключая любой из разъединителей первым, в трёхфазной системе, ток протекающий через этот разъединитель распределяется между двумя оставшимися фазами. Контур для тока сохраняется, через две оставшиеся фазы. Нагрузка продолжает работать. Дуга на первой отключаемой фазе не сопротивляется отключению, ток этой дуги спокойно уходит на две оставшиеся (следуя по пути маленького сопротивления). Вот когда второй разъединитель отключаем - то рвем ток нагрузки, рвем контур для протекания тока и нагрузка стремиться получить свою мощность - поэтому дуга самая страшная и длинная. Третью фазу отключаем без тока совсем.