1

Тема: молодой диспетчер спрашивает ...

Ув. друзья, не давно стал диспетчером РЭС, опыта 0, знаний, видимо тоже не много ICQ/ab:). Хочу работать, развиваться, расти, НО спросить неукого.
прошу помочь разъяснить пару моментов, пожалуйста найдите пару минут, буду Вам очень благодарен.
1 - есть определенный порядок оперирования однополюсными разъединителями, горизонтального исполнения: начинать надо со средней фазы, затем любые крайние фазы; вертикальные: сначала средний, потом нижний, потом верхний, кажется. ПОЧЕМУ такой? чем это объясняется?
2 - при выводе в ремонт выключателя 110 кВ трансформатора МВ 100 1Т, зачем его необходимо выводить из цепей ДЗШ, для чего ? чем объяснить?
3 - на панели управления ВЛ 110 кВ, есть накладка, "запрет АПВ", на ней же есть накладка "запрет АПВ от ДЗШ", не пойму, зачем они разные, что получается, если Я, АПВ ВЛ 110 выведу, при этом "запрет АПВ от ДЗШ" оставлю в положении выведено, то при работе защит ВЛ 110 на отключение АПВ линии не пройдет, а при работе ДЗШ, опробование продет от этой линии. Т.е. токовые цепи АПВ от защит линии и от защиты ДЗШ разные? не зависимы?
3 а) - какой нибудь порядок оперирования ключами есть в этом случае есть? например, если нам нужно, "то - то", тогда этот ключ первый, второй этот, а если нам нужно "это-это" тогда порядок такой. п.с. простите за мой сленг. пишу быстро пока мысли не потерялись.
4 - какой блинкер на панели ВЛ 110 кВ должен выпасть, по которому, я пойму, что защиты отработали, линия отключалось, потом прошло АПВ линии, но было не успешное. Шкаф ШДЭ 2802. Есть блинкер "работа АПВ" или "АПВ не успешное". п.с. сходить на ПС не судьба, не получается пока что. 
ДРУЗЬЯ, пожалуйста надеюсь на ваши развернутые т.к. я молод, неопытен, и не гениален, чтобы понять ответ такого рода: "так надо и ФСЕ".
СПАСИБО, буду мониторить тему каждые пол часа и ждать ответы. СПАСИБО!

2

Re: молодой диспетчер спрашивает ...

Мы не впервые пересекаемся на этом Форуме. Ваши вопросы довольно интересны, тем более, последнее время я специализируюсь на курсовом обучении оперативного и диспетчерского персонала в части РЗА. Так что добро пожаловать на мой сайт.
По существу вопросов.

dispres пишет:

2 - при выводе в ремонт выключателя 110 кВ трансформатора МВ 100 1Т, зачем его необходимо выводить из цепей ДЗШ, для чего ? чем объяснить?

Не помню, каким нормативным документом это оговорено, но с точки зрения здравого смысла. Выключатель выведен в ремонт, заземлен с двух сторон. ведутся сварочные работы в ближайших окрестностях. Или просто близкое КЗ в сети 110 кВ. Выключатель включен (мало ли зачем его понадобилось включить при ремонте?) Через выключатель протекает ток, который может привести к излишней или ложной работе ДЗШ.

dispres пишет:

3 - на панели управления ВЛ 110 кВ, есть накладка, "запрет АПВ", на ней же есть накладка "запрет АПВ от ДЗШ", не пойму, зачем они разные, что получается, если Я, АПВ ВЛ 110 выведу, при этом "запрет АПВ от ДЗШ" оставлю в положении выведено, то при работе защит ВЛ 110 на отключение АПВ линии не пройдет, а при работе ДЗШ, опробование продет от этой линии. Т.е. токовые цепи АПВ от защит линии и от защиты ДЗШ разные? не зависимы?
3 а) - какой нибудь порядок оперирования ключами есть в этом случае есть? например, если нам нужно, "то - то", тогда этот ключ первый, второй этот, а если нам нужно "это-это" тогда порядок такой. п.с. простите за мой сленг. пишу быстро пока мысли не потерялись.

"Запрет АПВ от ДЗШ" - оперативный элемент, обеспечивающий безопасность работ при некоторых операциях (чаще всего - шинными разъединителями). Здесь - довольно широкий диапазон для творчества, надеюсь, что форумчане подключатся.
А накладка "запрет АПВ" - на случай, если на линии или в ее окрестностях ведутся какие-то работы, связанные с риском для жизни (допустим, вырубка угрожающих деревьев). Или идут какие-то переключения (перевод на ОВ). Но здесь чаще применяется вывод АПВ.

dispres пишет:

4 - какой блинкер на панели ВЛ 110 кВ должен выпасть, по которому, я пойму, что защиты отработали, линия отключалось, потом прошло АПВ линии, но было не успешное. Шкаф ШДЭ 2802. Есть блинкер "работа АПВ" или "АПВ не успешное". п.с. сходить на ПС не судьба, не получается пока что.

Это - отдельная печальная песня. Есть блинкер АПВ. Есть набор защит, работающих при обычном отключении с успешным АПВ, есть защиты, работающие при неуспешном АПВ. Но об этом - позже, если никто не разъяснит раньше.

3

Re: молодой диспетчер спрашивает ...

спасибо за ответ, сайт еще раз можно, а то ту тему потерял, не помню как назвал ее не смог отыскать.

4

Re: молодой диспетчер спрашивает ...

Тема - http://rzia.ru/topic6588-vyvod-v-remont … -dzsh.html А сайт - в моей подписи.

5

Re: молодой диспетчер спрашивает ...

dispres пишет:

3 - на панели управления ВЛ 110 кВ, есть накладка, "запрет АПВ", на ней же есть накладка "запрет АПВ от ДЗШ", не пойму, зачем они разные, что получается, если Я, АПВ ВЛ 110 выведу, при этом "запрет АПВ от ДЗШ" оставлю в положении выведено, то при работе защит ВЛ 110 на отключение АПВ линии не пройдет, а при работе ДЗШ, опробование продет от этой линии. Т.е. токовые цепи АПВ от защит линии и от защиты ДЗШ разные? не зависимы?
3 а) - какой нибудь порядок оперирования ключами есть в этом случае есть? например, если нам нужно, "то - то", тогда этот ключ первый, второй этот, а если нам нужно "это-это" тогда порядок такой. п.с. простите за мой сленг. пишу быстро пока мысли не потерялись.

Обычно на панели автоматики одна накладка Н4 "Запрет АПВ" (типовая панель на эл.мех), вводится если нужно запретить АПВ конкретного присоединения при работе ДЗШ, если нужно запретить АПВ всех присоединений системы шин при работе ДЗШ, то на панели ДЗШ вводится накладка Н2 "Запрет АПВ". Ни разу не видел чтобы вводили накладку Н4.

Long Live Rock'n'Roll
Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: молодой диспетчер спрашивает ...

По вопросу 1:
3.1.7. Операции отключения однополюсных разъединителей с помощью оперативных штанг следует выполнять в той очередности, которая обеспечивает наибольшую безопасность для персонала.
При любом расположении разъединителей первым всегда следует отключать разъединитель средней фазы. У разъединителей горизонтально-поворотного типа вторым должен отключаться разъединитель, ножи которого расходятся в наружную сторону. Последним отключается разъединитель, ножи которого расходятся во внутрь разъединителя. При вертикальном расположении разъединителей (один над другим) вторым отключают верхний разъединитель, третьим — нижний.
Операции включения однополюсных разъединителей выполняются обратном порядке.
(Из "Типовой инструкции по переключениям в электроустановках" РД 153-34.0-20.505-2001)
Обратите внимание на слова "с помощью оперативных штанг".

7

Re: молодой диспетчер спрашивает ...

Все равно непонятно, почему именно со средней с точки зрения безопасности?
Вариант 1: при разрыве средней фазы возникает дуга, которая перекидывается на другие фазы, переход в КЗ и отключение от защит. Если разрываем нижнюю, то дуга может перейти на землю, где стоит дежурный? Но тогда логичнее рвать верхнюю....
Вариант 2: что-то, связанное с длиной штанги?

8

Re: молодой диспетчер спрашивает ...

dispres пишет:

1 - есть определенный порядок оперирования однополюсными разъединителями, горизонтального исполнения: начинать надо со средней фазы, затем любые крайние фазы; вертикальные: сначала средний, потом нижний, потом верхний, кажется. ПОЧЕМУ такой? чем это объясняется?


Для диспетчеров есть неплохая настольная книга А.А. Филатова «Обслуживание электрических подстанций оперативным персоналом « Москва. Энергоатомиздат 1990.. Там есть пояснение, см. выдержку.
по п.3. В основном до 220 кВ применяются 3 вида запрета АПВ:
1.Запрет АПВ шин при работе ДЗШ, эта накладка находится на панели ДЗШ, при ее вводе выполняется запрет всех присоединений данной системы шин,  вводится при операциях с шинными разъединителями.
2.Запрет (или вывод) АПВ при работе защит линии, как сказал doro  вводится при операциях с ЛР, ШР ОСШ, переключениях на противоположной подстанции, работах на параллельной цепи 2-х цепной ВЛ, расчистке ВЛ.
3.Избирательный «Запрет АПВ от ДЗШ», применяется на соседних к выведенному в ремонт воздушному выключателю, когда на нем работает бригада. По усмотрению диспетчера, избирательный запрет от ДЗШ вводится  и на других типах выключателей.
Еще существует запрет АПВ при работе УРОВ, но это не относится к вопросу.

Post's attachments

Филатов.png 31.62 Кб, файл не был скачан. 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

9

Re: молодой диспетчер спрашивает ...

"Операции с однополюсными разъединителями, производимые с помощью оперативных штанг, должны выполняться в той очередности, которая обеспечивает наибольшую безопасность для персонала. Допустим, что персонал ошибочно приступил к отключению разъединителя под нагрузкой. При смешанной нагрузке наиболее безопасно отключение первого из трех разъединителей, так как при этом не возникает сильной дуги, даже если по цепи проходил номинальный ток. В момент расхождения контактов между ними может появиться лишь сравнительно небольшая разница потенциалов, поскольку с одной стороны отключаемый разъединитель будет находиться под напряжением источника питания, а с другой его стороны некоторое время будет действовать примерно одинаковая ЭДС, наводимая вращающимися при питании по двум фазам синхронными и асинхронными двигателями нагрузки, а также за счет конденсаторных батарей, установленных в сети. При отключении второго разъединителя под нагрузкой появится сильная дуга. Третий разъединитель вообще не будет отключать никакой мощности. Так как отключение второго по очередности разъединителя представляет наибольшую опасность, он должен находиться по возможности дальше от разъединителей других фаз..." – Переключения в электроустановках 0,4 – 10 кВ распределительных сетей. А.А. Филатов, 1991г. Библиотека электромонтера

10

Re: молодой диспетчер спрашивает ...

Данная ссылка не отвечает на главный вопрос: почему именно среднюю фазу надо отключать первой. Мне, например, тоже непонятно...

11

Re: молодой диспетчер спрашивает ...

Conspirator пишет:

Данная ссылка не отвечает на главный вопрос: почему именно среднюю фазу надо отключать первой. Мне, например, тоже непонятно...

Допустим, что персонал ошибочно приступил к отключению разъединителя под нагрузкой. При смешанной нагрузке наиболее безопасно отключение первого из трех разъединителей, так как при этом не возникает сильной дуги, даже если по цепи проходил номинальный ток. В момент расхождения контактов между ними может появиться лишь сравнительно небольшая разница потенциалов, поскольку с одной стороны отключаемый разъединитель будет находиться под напряжением источника питания, а с другой его стороны некоторое время будет действовать примерно одинаковая ЭДС, наводимая вращающимися при питании по двум фазам синхронными и асинхронными двигателями нагрузки, а также за счет конденсаторных батарей, установленных в сети. При отключении второго разъединителя под нагрузкой появится сильная дуга. Третий разъединитель вообще не будет отключать никакой мощности. Так как отключение второго по очередности разъединителя представляет наибольшую опасность, он должен находиться по возможности дальше от разъединителей других фаз...

И получается, что вторым должен отключаться один из крайних разъединителей, тогда первым должен отключаться средний (обеспечивается наибольшее расстояние). Логично...

Contre le passé y'a rien à faire, il faudrait changer les héros, dans un monde où le plus beau reste à faire... (DB)

12

Re: молодой диспетчер спрашивает ...

Две накладки в схеме автоматики управления выключателя подписаны "Запрет АПВ" (и "Запрет АПВ от ДЗШ")? Мне кажется, это ошибка. Одна из накладок - это не запрет АПВ, а вывод АПВ. В старой схеме ЭСП это накладка Н1 в цепи действия реле АПВ на включение выключателя. Если накладка выведена - никакого АПВ не будет, очевидно. Запрет АПВ это другое, это "явление временное", исчезнет причина запрета - АПВ вновь будет возможно. Например, в схеме автоматики выключателя 110 кВ есть запрет АПВ от ДЗШ и от УРОВ. Работает УРОВ - запрещает АПВ присоединений, которые оно отключает. АПВ не будет, но после завершения ликвидации аварии, восстановления работы секции шин, например, АПВ готово к действию, вводить его специально не нужно.
    "Два запрета АПВ от ДЗШ" нередко вызывает непонимание. Предлагаю ввести понятие "условный запрет АПВ" и "безусловный запрет АПВ". Начнём со второго, "безусловного". На него действует УРОВ (всегда) и ДЗШ, если в схеме ДЗШ введён "Запрет АПВ от ДЗШ". Эта накладка находится на панели ДЗШ, там же и реле запрета АПВ от ДЗШ (это быстродействующие реле типа РП-220, они отличаются от остальных выходных реле ДЗШ). Эт реле срабатывают не при любом действии ДЗШ, а тогда, когда введена эта накладка. Вводят её при переключениях - какое АПВ, если, к примеру, колонка разъединителя упала. Почему этот запрет АПВ "безусловный". Он не зависит от положения накладки "Запрет АПВ от ДЗШ" в схеме автоматики управления. На эту же цепь, повторяю, действует и УРОВ (в типовых схемах ЭСП - и через эти же реле).
  Условием (необходимым) "условного" запрета АПВ от ДЗШ является ввод этой цепи в схеме автоматики выключателя, накладкой Н3 или Н4. Если накладка введена - при любом отключении от ДЗШ АПВ этого выключателя будет запрещено. На эту цепь действуют "обычные" выходные реле ДЗШ при любом срабатывании ДЗШ. Наверное, могут быть разные соображения для того, чтобы в послеаварийной сборке схемы это присоединение не участвовало. На ГЭС, где я работал, вообще АПВ после отключения шин от ДЗШ запрещалось.
Посмотрите сами в бланках переключений - при переключениях (операциях  с шинными разъединителями и разъединителями ТН) вводят накладку "Запрет АПВ от ДЗШ" на панели АПВ. АПВ присоединения (ВЛ) выводят накладкой Н1 "Вывод АПВ" или просто "АПВ" при работах на ВЛ (правка опор, вырубка угрожающих деревьев). Там ещё нужно было вывешивать особый плакат на ключ управления, "Не включать - работа на линии". По вашему (диспетчера) указанию. Ещё АПВ могут выводить при операции с обходным разъединителем при замене выключателя ВЛ обходным выключателем. Вывели - сделали, что нужно - ввели.
Присоединяюсь, книжка Филатова, наверное, полезна. Сам я её только пролистал, но мне она показалась достаточно подробной.
По последнему вопросу ... сценариев наиболее вероятного развития аварии в сети (и ёё автоматической ликвидации) не так много. Попробуйте их сначала написать, начиная с самых распространённых. Сделате это в форме таблицы, слева напишите сценарий, например: КЗ на защищаемой ВЛ, отключение выключателей ВЛ с двух сторон действие быстродействующей основной защиты (если она есть) или степенчатыми защитами. Последующее АПВ (если оно было) сначала с одной стороны ВЛ (опробование), затем замыкание транзита (для линии с двухстронним питанием). А в двух-трёх (или более)  других столбцах напишите, что при этом должно сработать, начните прямо со схемы ЦС "Сработал ревун аварийной сигнализации" ICQ/ab:) И покажите свои исследования кому-нибудь из своих релейщиков, они поправят, если вы ошибётесь. Смысл этой таблицы, мне кажется, в том, что в процессе работы вы станете гораздо лучше представлять, "как это работает". Можно, наверное, сделать и блок-схему, нагляднее будет.
Это же (методика) относится и к возможным вариантам режимов АПВ в транзитных сетях. Вы будете гораздо лучше представлять, чем АПВОШ отличается от АПВОЛ, если посмотрите на схему управления, или сами составите алгоритм работы проверки условий АПВ. Это интересно и полезно, но делать надо это именно с теми схемами управления, что применяются в ваших условиях. При одинаковом наименовании (АПВОШ, к примеру, КОНШ в современной терминологии) условия АПВ в терминалах ЭКРА и типовой схеме ЭСП отличаются.

13 (2015-07-13 13:17:32 отредактировано Antip)

Re: молодой диспетчер спрашивает ...

arco пишет:

1.Запрет АПВ шин при работе ДЗШ...
3.Избирательный «Запрет АПВ от ДЗШ» ...

Разве это не об одном и том же речь? В старых эл.механических панелях автоматики управления выключателя есть накладка "Запрет АПВ от ДЗШ". Когда она выведена, этому выключателю выполнять АПВ шин (на других она введена) - в этом и заключается избирательность.
В схеме же уже ДЗШ есть накладка "Оперативный запрет АПВ" - при срабатывании ДЗШ раздается запрет АПВ всем выключателям (по адресу: "Запрет АПВ от УРОВ").

14

Re: молодой диспетчер спрашивает ...

Conspirator пишет:

Данная ссылка не отвечает на главный вопрос: почему именно среднюю фазу надо отключать первой. Мне, например, тоже непонятно...

В.Ю., здесь, по-видимому,  просто "географическая" причина. Представьте, что начали с крайней фазы. Отключили. Переходите к следующей - они рядом, два находящиеся под напряжением с двух сторон разъединителя. А если начать со средней, то второй и третий полюс отключаются в условиях, когда на ближайшем разъединителе (средней фазы) напряжение есть только с одной стороны.  А расстояние до ошиновки в соседней ячейке всё-таки больше, чем до ближайшего в своей ячейке.

15

Re: молодой диспетчер спрашивает ...

zloi пишет:

Так как отключение второго по очередности разъединителя представляет наибольшую опасность, он должен находиться по возможности дальше от разъединителей других фаз...

Убедительно. Без выделения толщиной шрифта не дошло.....

16

Re: молодой диспетчер спрашивает ...

Antip пишет:

Разве это не об одном и том же речь? В старых эл.механических панелях автоматики управления выключателя есть накладка "Запрет АПВ от ДЗШ". Когда она выведена, этому выключателю выполнять АПВ шин (на других она введена) - в этом и заключается избирательность.
В схеме же уже ДЗШ есть накладка "Оперативный запрет АПВ" - при срабатывании ДЗШ раздается запрет АПВ всем выключателям (по адресу: "Запрет АПВ от УРОВ").

АПВ шин выполняет выключатель у которого введен контроль АПВ "наличие на линии+отсутствие на шинах", остальные выключатели включаются по синхронизму. Если как Вы говорите на одном присоединении накладка "Запрет АПВ от ДЗШ" выведена, а на других введена, то АСС не будет.

Long Live Rock'n'Roll

17

Re: молодой диспетчер спрашивает ...

Конденсатор зарядится в схеме АПВ, будут условия для КС - будет и автоматическая сборка схемы.

18 (2015-07-13 20:15:54 отредактировано High_Voltage)

Re: молодой диспетчер спрашивает ...

Antip пишет:

Конденсатор зарядится в схеме АПВ, будут условия для КС - будет и автоматическая сборка схемы.

Вообще-то конденсатор будет зашунтирован контактами реле запрета АПВ в схеме АУВ, которое становится на самоподхват через н.з. контакт РПВ и н.о. контакт РФ, т.е. пока не сквитируешь ключ или выключатель не включится заряда конденсатора не будет.

Long Live Rock'n'Roll

19

Re: молодой диспетчер спрашивает ...

Default/hmm:/
кошмар....................очень тупой...............чему меня 6 лет учили, где вы все это взяли.........................
п.с. всем большое спасибо за ответы, буду читать, разбираться............. хз сколько времени это займет.............

20

Re: молодой диспетчер спрашивает ...

Не нужно ужасаться. Этот Форум все же более ориентирован на релейщиков, у которых иные, чем у диспетчеров взгляды на ряд вопросов. иногда поприкалываются, но никогда не побьют. На любые вопросы и я, и коллеги по Форуму с удовольствием по мере возможности ответим.
На тему

dispres пишет:

чему меня 6 лет учили

как-то беседовал с завкафедрой ну очень уважаемого ВУЗа. Моя формулировка: вы учите основам, а я - практической работе. Ответ: да и основам-то не очень учим... Хотя с этим доводом я категорически не согласен. Основы дают замечательные, а вот практическое применение - уже на работе осваиваем.