1 (2016-03-21 12:59:42 отредактировано wereteno3)

Тема: Элементный коммутатор

Добрый день, недавно на одной из подстанций видел ЭК-6352. Аккумуляторная батарея на 130 элементов, от 88 до 130 идут отпайки от каждых 2 АКБ. Отпайка от 114 банки идет через проходную плиту на ЩПТ. Остальные отпайки идут в шкаф с ЭК-6352. Прочитав статью:leg.co.ua/knigi/oborudovanie/obsluzhiva … oka-4.html
у меня возник вопрос - как же заряжаются все остальные банки ( в статье написано что не заряжаются).
Как же все-таки концевые банки в данном случае заряжаются  - за счет щеток (зарядная ставится в данном случае на 130 банку, а разрядная на 106, чтобы было напряжение 230В)? А если зарядную щетку переместить на 106 банку, то хвост не будет заряжаться никак?

2

Re: Элементный коммутатор

У так называемых "хвостовых" элементов - особая система подзаряда. Впервые встретился лет сорок назад на Киевской ТЭЦ-5 (налаживал ЩПТ на четвертом блоке). Детали в большинстве и не помню, но были там АРН-1, АРН-2, АРН-3. Кто-то был ВАЗП (подзаряд основных элементов), кто-то - автоматический элементный коммутатор, кто-то заведовал "хвостом".
Повторно с этим столкнулся при переходе в эксплуатацию  через 18 лет. ВАЗП вроде бы более-менее современный (но уже пришлось повозиться с высыханием электролитических конденсаторов), элементный коммутатор с ручным приводом (штурвал и переключение ламелей по кругу). При реконструкции ЩПТ один из них, кстати, японцы забрали в свой музей, второй мне был обещан, но со сменой руководства электроцеха то ли в кладовых пылится, то ли вообще на медь продан.
А с хвостовыми элементами - особая статья, поскольку они работают в особом режиме. Применяются то ли для соленоидов включения МВ-220 и МВ-110 (регулярно), то ли для запитки аварийных маслонасосов (в катастрофических случаях). Так вот, к моему приходу в эксплуатацию местными рационализаторами (мой предшественник на должности мастера МСРЗАИ) было сделано самопальноеподзарядное устройство, которое аккумуляторщик таскал с одной аккумуляторной батареи на другую.  При этом контролировал и напряжение на каждом элементе, и плотность электролита.
При мне появились пять подзарядников промышленного (да какого промышленного? Кооперативы при предпиятиях ВПК) исполнения для этой цели по числу аккумуляторых батарей. И вот здесь появились проблемы. Каждый повел себя по-своему. Одна батарея постоянно несет очень большую нагрузку. Вторая постоянно включает выключатели 110 кВ и т.д. Сколько батарей, столько и условий работы.

3

Re: Элементный коммутатор

wereteno3 пишет:

Прочитав статью:leg.co.ua/knigi/oborudovanie/obsluzhiva … oka-4.html
у меня возник вопрос - как же заряжаются все остальные банки ( в статье написано что не заряжаются).

Незавидная судьба у  этой аккумуляторной батареи, представленной в статье. Хвостовые банки так же должны работать в режиме постоянного подзаряда. Один из вариантов предложен в статье по ссылке на рис.6.9, в котором подзарядное выпрямительное устройство включено на все элементы АБ, а хвостовые банки зашунтированы мощным реостатом, по которому протекает основной ток нагрузки мимо 108 - 130 элемента. Схема непрактичная, поэтому широкое применение получили схемы включения выпрямительного устройства на ±ШУ, а для хвостовых банок установлено отдельное выпрямительное устройство. С выбором количества банок в статье тоже неточности. По ПТЭ напряжение на элемент типа СК должно быть 2,2±0.05В, для СН 2,18±0,04В, получаем число рабочих банок 104.

4

Re: Элементный коммутатор

При первом моем заходе по ссылке зайти не удалось, ответил бы иначе. Но все же: с переходом на необслуживаемые аккумуляторные батареи уходит в историю профессия аккумуляторщика (как, впрочем, и некоторые компоненты искусства, с ней связанные). С уходом выключателей с соленоидным приводом уходит и необходимость в "хвостах" АБ на подстанциях. Но вот как сейчас обстоят дела с этой проблемой на электростанциях, аварийные маслонасосы, сидевшие ранее на полной батарее то ли есть еще, то ли нет уже?

5

Re: Элементный коммутатор

doro пишет:

аварийные маслонасосы

Если это потребитель особой группы 1-ой категории, то сейчас на заводах (не знаю как на электростанциях) используют подключение через ИБП, которое с инвертором и выдает переменное напряжение.

Everything should be made as simple as possible, but not simpler.
Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Элементный коммутатор

А все-таки, если нет дополнительного устройства на подзаряд хвоста, типа ВСА-5к, то с помощью элементного коммутатора можно заряжать хвост? И какое назначение у зарядной щетки?

7 (2016-03-22 12:02:33 отредактировано l_yuriy)

Re: Элементный коммутатор

wereteno3 пишет:

Добрый день, недавно на одной из подстанций видел ЭК-6352. Аккумуляторная батарея на 130 элементов, от 88 до 130 идут отпайки от каждых 2 АКБ. Отпайка от 114 банки идет через проходную плиту на ЩПТ. Остальные отпайки идут в шкаф с ЭК-6352. Прочитав статью:leg.co.ua/knigi/oborudovanie/obsluzhiva … oka-4.html
у меня возник вопрос - как же заряжаются все остальные банки ( в статье написано что не заряжаются).
Как же все-таки концевые банки в данном случае заряжаются  - за счет щеток (зарядная ставится в данном случае на 130 банку, а разрядная на 106, чтобы было напряжение 230В)? А если зарядную щетку переместить на 106 банку, то хвост не будет заряжаться никак?

А что где-то еще есть потребность в хвостовых элементах?

Чтобы банки хвостовых элементов не кипели, их нагружают нагрузочный резистор и заряжают все вместе. Ток на нагрузочном резисторе подбирается равным току нагрузки основных элементов.

Может где-то есть другой принцип работы, все зависит от конструкции конкретного ЩПТ.

8

Re: Элементный коммутатор

l_yuriy пишет:

А что где-то еще есть потребность в хвостовых элементах?

Чтобы банки хвостовых элементов не кипели, их нагружают нагрузочный резистор и заряжают все вместе. Ток на нагрузочном резисторе подбирается равным току нагрузки основных элементов.

Может где-то есть другой принцип работы, все зависит от конструкции конкретного ЩПТ.

Извиняюсь не внимательно прочитал топик стартера. Там вопрос о ЭК-6352.

9 (2016-03-22 20:51:09 отредактировано doro)

Re: Элементный коммутатор

flash74 пишет:

Если это потребитель особой группы 1-ой категории

Дело в том, что аварийный маслонасос - немалая нагрузка. Здесь нужно использовать ИБП с мощностью, сопоставимой с основной аккумуляторной батареей.

l_yuriy пишет:

Чтобы банки хвостовых элементов не кипели, их нагружают нагрузочный резистор и заряжают все вместе. Ток на нагрузочном резисторе подбирается равным току нагрузки основных элементов.

А попробуй подбери нагрузочный резистор с соответствующей мощностью. У меня один из комплектов ВАЗП/аккумуляторная батарея постоянно выдавал ток 40-50 А. "Хвосты" разряжались только за счет саморазряда. Единственный случай, когда ей пришлось включить по АПВ довольно тяжелый масляный выключатель, а аварийные маслонасосы включались только при испытаниях АБ. Это - мощность около 10 кВт. И что, это постоянно держать на собственных нуждах? Так потерянные борцы за это съедят.
Прошу прощения, мощность посчитал по полному напряжению 220 В. Но киловатт - полтора тоже немало.

10 (2016-03-22 22:15:23 отредактировано l_yuriy)

Re: Элементный коммутатор

doro пишет:

А попробуй подбери нагрузочный резистор с соответствующей мощностью. У меня один из комплектов ВАЗП/аккумуляторная батарея постоянно выдавал ток 40-50 А. "Хвосты" разряжались только за счет саморазряда. Единственный случай, когда ей пришлось включить по АПВ довольно тяжелый масляный выключатель, а аварийные маслонасосы включались только при испытаниях АБ. Это - мощность около 10 кВт. И что, это постоянно держать на собственных нуждах? Так потерянные борцы за это съедят.
Прошу прощения, мощность посчитал по полному напряжению 220 В. Но киловатт - полтора тоже немало.

Если не секрет, что за объект, из-за чего такая нагрузка? Обычно на ПС нагрузка до 10А, а на разрядном резисторе 0,4-1кВт.

Пост №7 написан, т.к. на многих объектах проведены реконструкции и потребность в хвостовых элементах отпала, а хвостовые элементы так и остались.

См. так же пост №8.

11 (2016-03-23 06:31:58 отредактировано doro)

Re: Элементный коммутатор

Я упоминал об электростанции, к тому же немолодой (около 60 лет). Там довольно много специфической нагрузки. 12 линий 220, 110 кВ. Одни защиты ЭПЗ + ДФЗ с приемопередатчиками сколько тянут. Десятки, если не сотни одновременно горящих сигнальных ламп пусть даже по 10 Вт - тоже немалая нагрузка. Что там ЦТАИ со своими приборами и регуляторами тянет, могу только предполагать. Впрочем, сначала сам удивился, потом посчитал и согласился. Единственное, что удалось оптимизировать, так это заменить сигнальные лампы в табло сигнализации (это при опробовании одновременно несколько сот загорается, да и постоянно горят десятка два) с 25 Вт на 10 Вт. Да и с переходом с УПЗ-70 на более современные приемопередатчики естественным путем некоторая нагрузка ушла. Но ей на смену пришла уже другая.
Кстати, 1 кВт тоже немало.

12

Re: Элементный коммутатор

doro пишет:

да и постоянно горят десятка два) с 25 Вт на 10 Вт.

вот где на светодиодные переходить надо

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

13

Re: Элементный коммутатор

Вот здесь есть проблемы двух планов:
1. Работа реле импульсной сигнализации предусматривает какую-то добавку тока, на которую реагирует реле. Очень интересный вопрос, в котором существенно поднаторел при работе в наладке вплоть до целевого выезда на другие объекты.
2. Работа устройств мигающего света, которые тоже реагируют на протекание тока через лампу.
Когда на моей ТЭЦ попробовали сменить пуьс-пару с электромеханической на ППБ появились опять же две проблемы:
1. Не работала, зараза в очень разветвленной электросети. Видимо, емкость вносила свои проблемы, но тогда мне было не до НИКР. Основная работа перегружала по полной
2. Совершенно неожиданные претензии от вахты (сигнальные лампы у них по всему периметру - от генераторов перед глазами и мнемосхемы ОРУ слева до собственных нужд справа за спиной). Так вот, когда они слышат цоканье реле мигалки на реле 252 плюс неслабый контактор, невольно крутят головой. Не все подведено под аварийную сигнализацию.

14

Re: Элементный коммутатор

doro пишет:

При первом моем заходе по ссылке зайти не удалось, ответил бы иначе. Но все же: с переходом на необслуживаемые аккумуляторные батареи уходит в историю профессия аккумуляторщика (как, впрочем, и некоторые компоненты искусства, с ней связанные). С уходом выключателей с соленоидным приводом уходит и необходимость в "хвостах" АБ на подстанциях. Но вот как сейчас обстоят дела с этой проблемой на электростанциях, аварийные маслонасосы, сидевшие ранее на полной батарее то ли есть еще, то ли нет уже?

Евгений Георгиевич, вкратце, почти "на бегу" тезисами накидаю про наше хозяйство:
1. АБ 105 банок, вроде про хвосты не слышала )))) импортная. GROhE.
2. ЩПТ - Завод-конвертор. УЗП, УТСП...
3. Шинка мигания - ППБ.
4. АМН обязательно есть. Без него пошаговая программка не работает ))). Питается от ИБП, ЩПТ.
5. Контроль изоляции - конечно, товарищ BENDER. Куда без него...
Хоть у нас АБ очень крутая прям, аж некуда, аккумуляторщик у нас есть, хороший, ходит замеры делает всё время, заряжает, разряжает итд... всё по фэн-шую. ))))

15

Re: Элементный коммутатор

doro пишет:

Так вот, когда они слышат цоканье реле мигалки на реле 252 плюс неслабый контактор, невольно крутят головой.

Сначала тоже такое было. Потом привыкли, что тихо.

doro пишет:

Работа устройств мигающего света, которые тоже реагируют на протекание тока через лампу.

ШМ нагружается резистором 2,2 кОм, и пусть себе пульсирует напряжение на шинке. Устройство мигающего света бесконтактное, не рассыплется от постоянной работы.

doro пишет:

1. Работа реле импульсной сигнализации

Это по классике работает через лампы табло, сигнальные лампы положения выключателей в этом не участвуют.  С табло чуть сложнее, но можно в параллель табло резистор 3,6кОм.

doro пишет:

Не работала, зараза в очень разветвленной электросети. Видимо, емкость вносила свои проблемы,

Это может быть проблемой, особенно для старых тиристорных ППБ. В них тиристор закрывался приложением к нему обратного напряжения от конденсатора.

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

16

Re: Элементный коммутатор

Спасибо за полезные советы. Для меня они представляют на сегодня чисто академический интерес, но если кому-то из посетителей Форума пригодятся в практической деятельности - уже польза от обсуждения.

17

Re: Элементный коммутатор

doro пишет:

Для меня они представляют на сегодня чисто академический интерес

я понимаю. Я для народа ))

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса