1 (2017-12-30 11:06:03 отредактировано bolik)

Тема: Испытание ВЛ / определение места повреждения

Коллеги, прошу консультации опытных коллег.
Сменил площадку работы, раньше не сталкивался с ВЛ.
Суть вопроса:
ПС-2 питается с ТЭЦ-1 через ПС-1.
От ТЭЦ-1 до ПС-1 - идет КЛ-35кВ, от ПС-1 до ПС-2 - идет ВЛ-35кВ.
Произошло отключение ячейки ОЛ на ТЭЦ-1 по токовой отсечке.
1) КЛ от ТЭЦ-1 до ПС-1 - испытали, вопросов нет.
2) шины 35кВ на ПС-1 - испытали, вопросов нет.
3) персонал прошелся вдоль ВЛ-35кВ, видимых повреждений не обнаружил.

Вопрос - как провести диагностику/испытание всех изоляторов цепи ВЛ-35кВ (проходных, опорных, подвесных)? Возможно и реально ли это?
Или единственный вариант - снимать каждый изолятор, привозить в электролабораторию на В/В испытаниия?

2

Re: Испытание ВЛ / определение места повреждения

Какой вид КЗ? Опробование линии после отключения успешное? Следов дуги на изоляторах ВЛ  нет?

3

Re: Испытание ВЛ / определение места повреждения

Да здесь вопросов - вагон и маленькая тележка.

  • режим заземления нейтрали: изолированная, индуктивно компенсированная, резистивно компенсированная или глухозаземленная (и такие экзотические варианы исключать нельзя)?

  • зафиксировано ли накануне ОЗЗ?

  • на ПС-1 есть ли собственные защиты ВЛ?

  • входит ли в зону действия сработавшей ТО какой-то участок ВЛ?

  • какие метеоусловия были на момент события? Мокрая ветка, заброшенная порывом ветра, следующим порывом может быть и унесена

и т.д. и т.п.

4

Re: Испытание ВЛ / определение места повреждения

Коллеги, напомните: на ВЛ 35кВ фиксирующие приборы ставились? Я уже и не помню, много лет не занимался, но вроде бы раньше были...

5

Re: Испытание ВЛ / определение места повреждения

Нет, для этого класса напряжения ОМП - довольно дорогое удовольствие. К тому же, технических проблем в связи с рядом технологических особенностей куда больше, чем в сети с глухозаземленной нейтралью. Речь может идти только об экспериментальных вариантах. Вот куда-то затерял пару - тройку книг соответствующей направленности и соответствующего возраста. Найду - готов отправить заинтересованному специалисту, который просканирует и опубликует для всеобщей пользы.

6

Re: Испытание ВЛ / определение места повреждения

bolik пишет:

Или единственный вариант - снимать каждый изолятор, привозить в электролабораторию на В/В испытаниия?

Это точно НЕ вариант... Скорее всего подача напряжения на линии и после примерно двух отключений обходом выявить место повреждения по уже видимому признаку - обрушение изоляторов, оплавление, разрыв части элементарных проводов в фазном проводе, обугление растущих рядом деревьев или кустов...

7

Re: Испытание ВЛ / определение места повреждения

А чем плох такой вариант: после неуспешного РПВ временно устанавливаем на линии (через БИ-шки) любой МП-терминал с функцией осциллографирования (выставив на нем параметры защищаемой линии) и еще раз включаем. По осциллограмме определяем величины тока и напряжения в месте установки, а потом по параметрам линии определяем примерное место повреждения. Закон Ома - он и в Африке (35кВ) закон ( для КЗ Ф-Ф).... Хуже, если это два повреждения в разных фазах двух линий.. Но тогда на момент РПВ уже должно быть ОЗЗ в сети

8

Re: Испытание ВЛ / определение места повреждения

Conspirator пишет:

Коллеги, напомните: на ВЛ 35кВ фиксирующие приборы ставились? Я уже и не помню, много лет не занимался, но вроде бы раньше были...

Ставились, например ИМФ-1Р(С) от РА был для 6-35 кВ (сейчас Сириус-2-ОМП для 6-750 кВ).

9 (2017-12-30 16:55:53 отредактировано bolik)

Re: Испытание ВЛ / определение места повреждения

Ответы по существу поставленных вопросов:
1) Режим нейтрали - изолированная.
2) Защиты на ТЭЦ-1 - на РТ/40 (ВЛ входит в зону действия ТО), на ПС-1 - защит нет (ЛР ввода, ЛР рез.ввода, ЛР фидера).
3) Погода - туман, +1С, сырость, роса.
4) Сначала было ОЗЗ, через 30 минут перешло в межфазное КЗ. Осциллограмм нет.
5) Метод повторного пуска - уже был, чреват повторным остановом производства, а этого нам не простят.
6) Нашли методом испытаний и подробным осмотром изоляторов на ПС-1 (после организации работ на высоте - строительство лесов). Итог - визуально имеются небольшие повреждения/трещины проходных и опорных изоляторов. Точно определимся после отсоединения проводов ВЛ от проходных изоляторов и испытания изоляторов.
7) Есть ли другие реальные пути и возможности диагностики ВЛ?

10

Re: Испытание ВЛ / определение места повреждения

Conspirator пишет:

А чем плох такой вариант: после неуспешного РПВ временно устанавливаем на линии (через БИ-шки) любой МП-терминал с функцией осциллографирования (выставив на нем параметры защищаемой линии) и еще раз включаем.

Нам так не жить.

yuko пишет:

Ставились, например ИМФ-1Р(С) от РА был для 6-35 кВ (сейчас Сириус-2-ОМП для 6-750 кВ)

Да, но это было уже позже.

bolik пишет:

3) Погода - туман, +1С, сырость, роса.

По этому поводу испытания изоляторов в лабораторных условиях совершенно неэффективно. Трещина, натянувшая сырость, в условиях лаборатории может никак себя не проявить.

bolik пишет:

Сначала было ОЗЗ, через 30 минут перешло в межфазное КЗ.

Да, это ОЗЗ, перешедшее в повторное ОЗЗ - один из главных компонентов проблемы.
Вмешательство в процесс строительством лесов - один из компонентов поиска неприятностей. Но что-то сомневаюсь, что вмешательство человеков может пройти безнаказанным. Есть пара случаев из своей практики, когда виновники выживали. Но без последствий не обходилось, скрыть их было довольно сложно (хотя и возможно).

11 (2017-12-30 21:09:07 отредактировано Lekarь)

Re: Испытание ВЛ / определение места повреждения

bolik пишет:

3) персонал прошелся вдоль ВЛ-35кВ, видимых повреждений не обнаружил.

Вопрос - как провести диагностику/испытание всех изоляторов цепи ВЛ-35кВ (проходных, опорных, подвесных)? Возможно и реально ли это?
Или единственный вариант - снимать каждый изолятор, привозить в электролабораторию на В/В испытаниия?

1) Какая длина ВЛ-?
2) Из какого материала выполнены изоляторы на ВЛ?
3) Каким выключателем подают на линию напряжение - тип, модель?
4) Бросок тока и посадка напряжения при включении выключателя для подачи напряжения есть?

12 (2017-12-30 21:03:07 отредактировано l_yuriy)

Re: Испытание ВЛ / определение места повреждения

bolik пишет:

Вопрос - как провести диагностику/испытание всех изоляторов цепи ВЛ-35кВ (проходных, опорных, подвесных)? Возможно и реально ли это?
Или единственный вариант - снимать каждый изолятор, привозить в электролабораторию на В/В испытаниия?

Длина линии?
В первую очередь линейщики делают осмотр линии.  Обрывы, деревья, провесы и т.д.
Этим занимается линейщики вместе с оперативной службой.
Задача релейщика выдать примерное место повреждения.
Если не получается, тогда испытать линию рабочим напряжением от постороннего источника, пофазно.
По результатам испытаний на поврежденной фазе отключить разрядники и повторить испытания..

Чудес не бывает.

13

Re: Испытание ВЛ / определение места повреждения

bolik пишет:

Произошло отключение ячейки ОЛ на ТЭЦ-1 по токовой отсечке.

Для информации:
Токовая отсечка чаще всего защищает начальный участок длинной до 25-30%, иногда до 50% в очень, очень редких случаях до 70%. Следовательно можно сузить поиск повреждения на начальную часть участка.

bolik пишет:

Сначала было ОЗЗ, через 30 минут перешло в межфазное КЗ. Осциллограмм нет.

Это осложняет ситуацию, но в любом случае одно из мест повреждения (если образовалось на разных линиях) должно быть не так далеко.

14 (2018-01-02 07:19:27 отредактировано bolik)

Re: Испытание ВЛ / определение места повреждения

doro пишет:

Да, это ОЗЗ, перешедшее в повторное ОЗЗ - один из главных компонентов проблемы.
Вмешательство в процесс строительством лесов - один из компонентов поиска неприятностей. Но что-то сомневаюсь, что вмешательство человеков может пройти безнаказанным. Есть пара случаев из своей практики, когда виновники выживали. Но без последствий не обходилось, скрыть их было довольно сложно (хотя и возможно).

Данные работы проведены после отключения линии, для осмотра вех элементов ЛЭП на территории ПС-1.

Lekarь пишет:

1) Какая длина ВЛ-?
2) Из какого материала выполнены изоляторы на ВЛ?
3) Каким выключателем подают на линию напряжение - тип, модель?
4) Бросок тока и посадка напряжения при включении выключателя для подачи напряжения есть?

1) Длина КЛ - 1,5 кВ, длина ВЛ - 8 км.
2) фарфор, стекло.
3) нет данных, зона ответственности ТЭЦ.
4) посадок напряжения при включении на исправную линию на предприятии не зафиксированы.

l_yuriy пишет:

Длина линии?
В первую очередь линейщики делают осмотр линии.  Обрывы, деревья, провесы и т.д.
Этим занимается линейщики вместе с оперативной службой.
Задача релейщика выдать примерное место повреждения.
Если не получается, тогда испытать линию рабочим напряжением от постороннего источника, пофазно.
По результатам испытаний на поврежденной фазе отключить разрядники и повторить испытания..

1) Длина КЛ - 1,5 кВ, длина ВЛ - 8 км.
2) На нашем предприятии нет такого - не наша задача / ничего не знаю - моя хата скраю. Принцип - один за всех и все за одного.
3) Мощность постороннего источника питания рабочего напряжения?

Дефект выявили - проходной изолятор ф.А из ЗРУ-35кВ на ЛЭП, опорные изоляторы ЛР ф.В, С на территории ПС.
Коллеги, хотел услышать - как у вас в сетевых организациях производится выявление дефекта ЛЭП, при отсутствии видимых невооруженному глазу повреждений? (трещины в изоляторах - опорных/подвесных/проходных/тяговых)
неужели методом повторного включения на КЗ, до тех пор, пока не образуется видимое повреждение?
В былое время, у дедов - раньше не было МП-терминалов, да и в наше время еще не все ПС и ЛЭП охвачены МП-терминалами и РАС.

15

Re: Испытание ВЛ / определение места повреждения

Что значит: "невооруженному" взгляду?  Осматривают линию с помощью биноклей. Повреждение одного изолятора навряд-ли приводит к междуфазному КЗ. Расстояния между проводами все-таки большие (а по изоляторам еще больше). В "дедовские" времена были ЛИФПы, ФИПы и т.д. Обратитесь в любое предприятие ЭС, думаю Вам без проблем отдадут такое "старье" (если все не повыкидывали). Да и стоимость современного  устройства ОМП - "копейки" по сравнению с ущербом от простоя при снятии и испытании каждой гирлянды. Проще уж под каждой опрой человека поставить и один раз включить..... КЗ точно видно будет. Хотя я очень сомневаюсь, что КЗ на ЛЭП, скорее всего на ПС, надо искать следы перекрытия на шинах и т.п.

Добавлено: 2018-01-02 09:10:57

Про "дедовские" методы....

Добавлено: 2018-01-02 09:13:32

Про "современные" методы:

Post's attachments

Arjannikov03.djvu 16.76 Мб, 20 скачиваний с 2018-01-02 

Borukhman 73.djvu 3.15 Мб, 16 скачиваний с 2018-01-02 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

16

Re: Испытание ВЛ / определение места повреждения

bolik пишет:

На нашем предприятии нет такого - не наша задача / ничего не знаю - моя хата скраю. Принцип - один за всех и все за одного.

Это первый шаг к беспорядку и безответственности.

У каждого должны быть свои обязанности и свой участок ответственности.

А помогать никто не запрещает.

Чудес не бывает.

17

Re: Испытание ВЛ / определение места повреждения

bolik пишет:

В былое время, у дедов - раньше не было МП-терминалов

у дедов на линиях 110 кВ длиной < 25 км не было ОМП

18 (2018-01-02 11:55:21 отредактировано bolik)

Re: Испытание ВЛ / определение места повреждения

Conspirator пишет:

Про "современные" методы:

Тов.Conspirator, Благодарю!

Картина по определению места повреждения ВЛ - прояснилась.
Благодарю. Вопрос закрыт.

19

Re: Испытание ВЛ / определение места повреждения

Conspirator пишет:

Про "современные" методы:

Спасибо за пару интересных книжек. Но из списков литературы, в них приведенных, следует, что до 60-х годов прошлого века сколько-нибудь основательных наработок в части ОМП не было. Это подтверждают и мои наблюдения за другими источниками, которые легли в основу статьи в журнале Релейная защита и автоматизация. Первые основательные разработки РАС и средств ОМП в СССР (да и в других странах) относятся к середине 50-х годов, хотя опытные разработки были еще в 30-х.
Вопрос: а что было до того? Я - энергетик во втором поколении, отец рассказывал историю, которая распространялась только по закрытым каналам (впрочем, об этом, я, кажется на страницах Форума упоминал). В самую мерзопакостную погоду (зима, снег, метель), да еще в ночь с субботы на воскресенье) отключается ВЛ 110 кВ Павлоград - Синельниково (центральная Украина). Длина линии около сотни километров, если не больше. Пока собрали бригаду (мобильных телефонов, как и SMS рассылок в то время по понятным причинам не было), пока выехали (это было уже в понедельник), обнаружили исчезновение нескольких десятков километра провода. Так и не нашли. Так это было в сталинские (или ближайшие послесталинские) расстрельные времена!
Может быть, это и стало поводом для усиления работ над средствами ОМП.
Впрочем, правда или нет - проверить уж никак нельзя. Мой отец, как и его ровесники - в большинстве покойники, а если кто и остался в живых, вряд ли что по этому поводу вспомнит. Так что информация остается семейной легендой.